1. Программа «От рождения до школы». Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
Этапы деятельности | Методы обучения | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
1.Мотивация на совместную деятельность Задача: - смотивировать детей на предстоящую деятельность, привлечь внимание. | Эмоциональное стимулирование, беседа, демонстрация | Воспитатель эмоциональное стимулирует детей, привлекает их внимание. Дети стоят полукругом перед воспитателем на ковре. Звучит песня «Синичка», автор Анна Петряшева. - Ребята, вы слышите, какая песенка играет? Ответы детей. - Да, веселая. Давайте послушаем ее. - Ребята, про кого эта песенка? Ответы детей. - Верно, про птичек синичек. Ой, ребята, посмотрите, к нам в гости прилетела птичка. Воспитатель вносит в группу игрушку птички. Дети здороваются с гостем, рассматривают ее. - Ребята, посмотрите, а что это у птички? Ответы детей. - Верно, это ленточки. Посмотрите, какого цвета ленточки? Ответы детей. - Красная и желтая. Ребята, птичка с ленточками прилетела не просто так. Птичка очень хочет узнать про эти ленточки и предлагает нам исследовать их. Вы хотите, вы согласны? Ответы детей - Замечательно, тогда приступим. | Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы. | Дети смотивированы на предстоящую деятельность, внимание детей привлечено. |
2.Основная часть 2.1.Определение понятий: «широкий», «узкий». Задачи: - формировать интерес к занятию, внимательность, активизировать речь детей; - развивать восприятие, умение изучать предмет тактильно-зрительным способом; - познакомить детей с понятиями: «широкая», «узкая». | Объяснение, беседа, демонстрация, показ воспитателя. | Воспитатель вовлекает детей в совместную деятельность. Дети сидят за столами. - И так ребята, садитесь за столы, ножки поставьте вместе, а спинки выпрямите, молодцы! Посмотрите, какого цвета эта ленточка? Ответы детей. - Верно, а эта? Ответы детей. - Молодцы! Сейчас мы с вами узнаем, какая ленточка широкая, а какая узкая. Вы хотите, вы согласны? Ответы детей. - Здорово. Воспитатель рассматривает с детьми широкий предмет, проводит по нему пальцем от себя. - Посмотрите, как долго бежим мой пальчик по красной ленточке, потому что она широоокая. Давайте вместе скажем, широоокая. Воспитатель вместе с детьми проговаривает слово. - Костя, проведи пальчиком по ленточке. Ребёнок подходит к воспитателю и проводит пальчиком. - Твой пальчик долго бежал? Почему? Ответь пожалуйста полным предложением: мой пальчик бежал долго, потому что ленточка широкая. Ответ ребёнка. - Верно, потому что ленточка широоокая. Воспитатель приглашает ещё несколько детей. Воспитатель рассматривает с детьми маленький предмет, проводит по нему пальцем от себя. - А теперь рассмотрим желтую ленту. Посмотрите, как быстро бежит мой пальчик, потому что желтая лента - узкая. Давайте вместе скажем узкая. Воспитатель вместе с детьми проговаривает слово. - Коля, проведи пальчиком по ленточке. Ребёнок подходит к воспитателю и проводит пальчиком. - Твой пальчик быстро пробежал? Почему? Ответ ребёнка. - Хорошо. Воспитатель приглашает ещё несколько детей. | Дети слушают воспитателя, проявляют любознательность, интерес, сосредотачивают внимание, участвуют в диалоге. | Дети проявляют интерес к занятию, проявляют внимательность. Дети проявляют восприятие, умение изучать предмет тактильно-зрительным способом. Дети знают понятия: «широкий», «узкий» |
2.2.Сравнение предметов Задача: - развивать умение пользоваться практическими способами сравнения наложения или приложения; - учить показывать в плоских предметах ширину, сравнивать предметы по ширине и давать соответствующие определения их величины (шире – уже); | Беседа, упражнение, демонстрация, инструкция, показ. | Воспитатель предлагает сравнить ленты по величине с помощью приёмов приложения и наложения. При этом следит, чтобы предметы были положены правильно. - Ребята, а теперь давайте узнаем какая лента шире: красная или желтая. Положим красную и жёлтую ленту рядом. Вот так, и выровняем их внизу, чтобы мы правильно сравнили ленты по ширине. Воспитатель проводит пальцами по лентам. - Посмотрите, мой пальчик уже пробежал по жёлтой ленточке, а по красной ещё бежит. Маша, попробуй провести. Воспитатель приглашает ещё несколько детей. - По жёлтой ленте пальчик закончил бежать, а по красной – продолжает. Значит, красная лента шире, чем желтая, а желтая лента уже, чем красная. Давайте вместе скажем красная лента шире, чем желтая, а желтая лента уже, чем красная. - А теперь давайте положим ленточки друг на друга. Желтую ленту на красную и снова нужно подровнять снизу. Воспитатель проводит пальцем по лентам. - Посмотрите, мой пальчик уже закончил бежать по желтой ленточке, а по красной ещё бежит. Алёна, попробуй. Воспитатель приглашает ещё несколько детей. - Пальчик уже закончил бежать по желтой ленточке, а по красной ещё бежит. Значит, красная лента шире, чем желтая, а желтая лента уже, чем красная. | Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы. | Дети пользуются практическими способами сравнения наложения или приложения. Дети умеют показывать в плоских предметах ширину, сравнивать предметы по ширине и давать соответствующие определения их величины (шире – уже). |
Физминутка Задача: - способствовать снятию мышечного напряжения у детей, переключению их внимания. | Показ, демонстрация, чтение художественного слова. | Дети сидят на стульчиках перед воспитателем - Ребята, посмотрите в окно, какая замечательная погода. Предлагаю вам выполнить очень интересную игру. Вы согласны? Дети встают на ковёр. Ответы детей. - Замечательно, тогда приступим! Скачет шустрая синичка, (Прыжки на месте, на двух ногах) Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте, на левой ноге) Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте, на правой ноге) Завертелась, как волчок. (Кружения вокруг себя на месте) Вот присела на минутку, (Присели) Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо) И с дорожки - на плетень, (Прыжки на месте, на левой ноге) Тири-тири, (Прыжки на месте, на правой ноге) Тень-тень-тень! (Прыжки на месте, на двух ногах) - Молодцы, ребята! Как хорошо мы позанимались. | Дети выполняют движения по тексту и по показу воспитателя. | Дети отдохнули, расслабились, приготовились к продолжению деятельности. |
2.3.Решение проблемной ситуации Задача: -развивать умение пользоваться практическими способами сравнения наложения или приложения; - учить обозначать результат сравнения словами: «шире», «уже». | Упражнение, беседа, демонстрация. | Дети сидят за столами. У них на столах лежат ленточки. - Ребята, посмотрите, я нашла еще ленточки, синюю и зеленую. Интересно, а какая из них шире, а какая уже. А как мы это узнаем? Ответы детей. - Да, нужно их сравнить. Предлагаю вам узнать какая лента широкая, а какая узкая? Как нам это сделать? Ответы детей. - Верно, нужно провести пальчиком. Давайте проведём пальчиком по синей ленточке. Дети проводят пальцем по ленте. - Долго бежал ваш пальчик? Ответы детей. - Почему? Ответы детей. - Верно, потому что ленточка широкая. А теперь проведём пальчиком по зелёной ленточке. Дети проводят пальцем по ленте. - Долго бежал ваш пальчик? Ответы детей. - Почему? Ответы детей. - Верно, потому что ленточка узкая. Молодцы, ребята. Вы запомнили, как нужно сравнивать? Ответы детей. - Тогда приступим. Положите синею и зелёную ленту рядом. Вот так, и выровняйте их внизу, чтобы мы правильно сравнили ленты по ширине. Проведите пальчиком по лентам. По какой ленточке пальчик перестал бежать? Ответы детей. - Хорошо, а по какой ещё бежит? Ответы детей. - По зелёной ленте пальчик закончил бежать, а по синей ещё – продолжает. Что это значит, Костя? Ответь полным предложением. Ответ ребёнка. - Верно, молодец! Синяя лента шире, чем зелёная, а зелёная лента уже, чем синяя. Давайте вместе скажем: синяя лента шире, чем зелёная, а зелёная лента уже, чем синяя. А теперь положите ленточки друг на друга. зелёную ленту на синюю и снова нужно подровнять снизу. По какой ленточке пальчик перестал бежать? Ответы детей. - Хорошо, а по какой ещё бежит? Ответы детей. - По зелёной ленте пальчик закончил бежать, а по синей ещё – продолжает. Что это значит? Ответы детей. - Верно, молодецы! Синяя лента шире, чем зелёная, а зелёная лента уже, чем синяя. Давайте вместе скажем: синяя лента шире, чем зелёная, а зелёная лента уже, чем синяя. Молодцы, вы правильно сравнили ленточки. | Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, сравнивают ленточки. | Дети умеют сравнивать предметы по ширине, используют методы наложения и приложения. Дети используют такие слова как: «широкий», «узкий», «шире», «уже». |
3.Подведение итогов Задача: - формировать у детей умение анализировать процесс и результат непосредственно-образовательной деятельности, формулировать вывод. | Беседа, поощрение. | Дети находятся на ковре, стоят полукругом перед воспитателем. - Ну что ребята, мы исследовали ленточки, которые дала нам синичка? Ответы детей. - Я с вами согласна. А что мы узнали про ленточки? Ответы детей. - Всё верно. А какие трудности возникли у вас сегодня? Ответы детей - А что было самым лёгким для вас? Ответы детей - Ребята, я заметила, что вам всё очень понравилось. Вы большие молодцы. | Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы. | Дети умеют проводить элементарный анализ процесса и результата непосредственно-образовательной деятельности, формулировать вывод. |
4.Открытость Задача: - сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах | Эмоциональное стимулирование, беседа | Воспитатель эмоционально стимулирует детей, дети стоят полукругом на ковре. - Ребята, посмотрите, птичка улетела, но оставила нам посылку. Посмотрите, что это? Ответы детей - Да, разные ленточки. Я положу их вот сюда, и в свободное время вы сможете с ними поиграть. Вы можете потанцевать с ними, украсить куклу или завязать их. | Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы. | Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах. |