СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт по математическому развитию на тему: "Широкий-узкий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конструкт по математическому развитию на тему: "Широкий-узкий"»

Конструкт организации непосредственно-образовательной деятельности на производственной практике
ПП.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования

Аристарховой Натальи Андреевны

(специальность 44.02.01 Дошкольное образование, группа 43 «А»)


Дата: 15.02.2022г.

Группа: вторая младшая группа (3-4 года).

Тема: «Широки узкий».

Руководитель практики: Колмогорцева Вероника Дмитриевна.

Методист: Коковина Оксана Васильевна.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Вид НОД: формирование элементарных математических представлений.

Форма НОД: занятие-игра.

Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная.

Форма организации деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Планируемый результат:

  • Дети проявляют интерес к занятию, внимательность, отвечают на вопросы воспитателя.

  • Дети проявляют дружелюбное отношение к друг другую

  • Дети умеют пользоваться практическими способами сравнения наложения или приложения.

  • Дети проявляют восприятие, умение изучать предмет тактильно-зрительным способом.

  • Дети умеют показывать в плоских предметах ширину, сравнивать предметы по ширине и давать соответствующие определения их величины (широкий – узкий, шире – уже и равные по ширине).

  • Дети умеют сравнивать два предмета по величине.

  • Дети знают понятия: «широкий», «узкий».

  • Дети обозначают результат сравнения словами «шире», «уже».

Цель: формирование у детей представлений о ширине предметов и умений сравнивать предметы по ширине в процессе совместной образовательной деятельности.


Задачи непосредственно-образовательной деятельности

Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Воспитательные:

  • формировать интерес к занятию, внимательность, активизировать речь детей;

  • воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.

Развивающие:

  • развивать умение пользоваться практическими способами сравнения наложения или приложения.

  • развивать восприятие, умение изучать предмет тактильно-зрительным способом.

Обучающие:

  • учить показывать в плоских предметах ширину, сравнивать предметы по ширине и давать соответствующие определения их величины (широкий – узкий);

  • учить детей сравнивать два предмета по величине.

  • познакомить детей с понятиями: «широкая», «узкая»;

  • учить обозначать результат сравнения словами «шире», «уже».

Костя – развивать умение отвечать на вопросы полным предложением.


Список использованной литературы:

1. Программа «От рождения до школы». Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

  • поддержка инициативности детей в разных видах деятельности;

  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

Принципы воспитания: создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема, воспитание через взаимодействие, формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом.

Принципы обучения: принцип обучения в зоне ближайшего развития, принцип систематичности и последовательности

Методы воспитания: методы осмысления детьми своего социального опыта (беседа), метод стимулирования (поощрение).

Методы обучения: беседа, демонстрация, показ образца действий, создание проблемной ситуации, инструкция, объяснение, поощрение, упражнение, чтение художественного слова.

Оборудование: музыкальное сопровождение, игрушка птички, ленты (красная, желтая, синяя, зеленая).


Предварительная работа: Д/и «Помоги медведям»

Задача: формировать умение видеть общий признак предметов группы

Ход: Ребята смотрите кто к нам пришел. Это 2 медведя. Представляете у них приключилось беда. Они не могут разложить предметы в правильные обручи. Вы бы хотели помочь 2 медведям? Ответы детей. Хорошо. Посмотрите на 2 обручах нарисованы картинки. Давайте посмотрим на них повнимательней, что же там нарисовано. На 1 обруче красный цвет. На 2 обруче - круг. Предлагаю каждому взять по предмету и по очереди подходить к обручам. Нужно будет назвать какой предмет вы взяли и сказать в какой обруч его нужно будет положить. Воспитатель организует игру. Когда подходит очередь ребенка с красным кругом. Или, когда все предметы разложены. Воспитатель подводит детей к мысли о том, что красный круг спорный предмет так как он может лежать в двух обручах сразу.
Ребята смотрите, к нам пришёл 3-тий медведь с карточкой, на ней нарисован красный круг. Но у него нет обруча. Предлагаю объединить наши обручи, а карточку, на которой нарисован красный круг положить в середину. Вот сюда мы и можем положить предметы, которые спорят. Воспитатель организует игру. Мы с вами смогли разложить предметы по всем обручам. 3 медведя вас благодарят за помощь, они были рады тому, что мы с вами помогли им.
Ребята вам понравилась игра? Ответы детей. Мне тоже она понравилась. Вы молодцы, все предметы правильно распределили.

Индивидуальная работа: Д/и «Широкий-узкий».

Задача: развивать умение ребёнка сравнивать два предмета.

Ход: Костя, посмотри, у меня есть две дорожки. Их оставила мне синичка и попросила узнать, какая из них шире. Я предлагаю тебе сравнить их и узнать, какая из них шире, а какая уже. Поможем синичке? Ответ ребёнка. Отлично! Но для начала, проведи пальчиком по синей дорожке. Ребёнок проводит пальцем по дорожке. Долго бежал твой пальчик? Ответ ребёнка. Значит дорожка какая? Ответ ребёнка. Верно, широкая. А теперь проведи по красной дорожке. Ребёнок проводит пальцем по дорожке. Долго бежал твой пальчик? Ответ ребёнка. Значит дорожка какая? Ответ ребёнка. Верно, узкая. Костя, ты помнишь, как нужно сравнивать дорожки? Ответ ребёнка. Расскажи мне. Ответ ребёнка. Хорошо, молодец, ты знаешь, как нужно сравнивать. Сравни две дорожки. Ребёнок сравнивает дорожки, воспитатель в случае необходимости помогает и направляет. Какая дорожка получилась шире? Ответ ребёнка. А какая уже? Ответ ребёнка. Мы помогли синичке? Ответ ребёнка. Отлично! Молодец, ты правильно сравнил дорожки.


Ход образовательной деятельности

Этапы деятельности

Методы обучения

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1.Мотивация на совместную деятельность

Задача:

- смотивировать детей на предстоящую деятельность, привлечь внимание.

Эмоциональное стимулирование, беседа, демонстрация

Воспитатель эмоциональное стимулирует детей, привлекает их внимание. Дети стоят полукругом перед воспитателем на ковре.

Звучит песня «Синичка», автор Анна Петряшева.

- Ребята, вы слышите, какая песенка играет?

Ответы детей.

- Да, веселая. Давайте послушаем ее.

- Ребята, про кого эта песенка?

Ответы детей.

- Верно, про птичек синичек. Ой, ребята, посмотрите, к нам в гости прилетела птичка.

Воспитатель вносит в группу игрушку птички.

Дети здороваются с гостем, рассматривают ее.

- Ребята, посмотрите, а что это у птички?

Ответы детей.

- Верно, это ленточки. Посмотрите, какого цвета ленточки?

Ответы детей.

- Красная и желтая. Ребята, птичка с ленточками прилетела не просто так. Птичка очень хочет узнать про эти ленточки и предлагает нам исследовать их. Вы хотите, вы согласны?

Ответы детей

- Замечательно, тогда приступим.

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы.

Дети смотивированы на предстоящую деятельность, внимание детей привлечено.

2.Основная часть

2.1.Определение понятий: «широкий», «узкий».

Задачи:

- формировать интерес к занятию, внимательность, активизировать речь детей;

- развивать восприятие, умение изучать предмет тактильно-зрительным способом;

- познакомить детей с понятиями: «широкая», «узкая».




Объяснение, беседа, демонстрация, показ воспитателя.

Воспитатель вовлекает детей в совместную деятельность. Дети сидят за столами.

- И так ребята, садитесь за столы, ножки поставьте вместе, а спинки выпрямите, молодцы! Посмотрите, какого цвета эта ленточка?

Ответы детей.

- Верно, а эта?

Ответы детей.

- Молодцы! Сейчас мы с вами узнаем, какая ленточка широкая, а какая узкая. Вы хотите, вы согласны?

Ответы детей.

- Здорово.

Воспитатель рассматривает с детьми широкий предмет, проводит по нему пальцем от себя.

- Посмотрите, как долго бежим мой пальчик по красной ленточке, потому что она широоокая. Давайте вместе скажем, широоокая.

Воспитатель вместе с детьми проговаривает слово.

- Костя, проведи пальчиком по ленточке.

Ребёнок подходит к воспитателю и проводит пальчиком.

- Твой пальчик долго бежал? Почему? Ответь пожалуйста полным предложением: мой пальчик бежал долго, потому что ленточка широкая.

Ответ ребёнка.

- Верно, потому что ленточка широоокая.

Воспитатель приглашает ещё несколько детей.

Воспитатель рассматривает с детьми маленький предмет, проводит по нему пальцем от себя.

- А теперь рассмотрим желтую ленту. Посмотрите, как быстро бежит мой пальчик, потому что желтая лента - узкая. Давайте вместе скажем узкая.

Воспитатель вместе с детьми проговаривает слово.

- Коля, проведи пальчиком по ленточке.

Ребёнок подходит к воспитателю и проводит пальчиком.

- Твой пальчик быстро пробежал? Почему?

Ответ ребёнка.

- Хорошо.

Воспитатель приглашает ещё несколько детей.

Дети слушают воспитателя, проявляют любознательность, интерес, сосредотачивают внимание, участвуют в диалоге.

Дети проявляют интерес к занятию, проявляют внимательность. Дети проявляют восприятие, умение изучать предмет тактильно-зрительным способом.

Дети знают понятия: «широкий», «узкий»


2.2.Сравнение предметов

Задача:

- развивать умение пользоваться практическими способами сравнения наложения или приложения;

- учить показывать в плоских предметах ширину, сравнивать предметы по ширине и давать соответствующие определения их величины (шире – уже);


Беседа, упражнение, демонстрация, инструкция,

показ.


Воспитатель предлагает сравнить ленты по величине с помощью приёмов приложения и наложения. При этом следит, чтобы предметы были положены правильно.

- Ребята, а теперь давайте узнаем какая лента шире: красная или желтая. Положим красную и жёлтую ленту рядом. Вот так, и выровняем их внизу, чтобы мы правильно сравнили ленты по ширине.

Воспитатель проводит пальцами по лентам.

- Посмотрите, мой пальчик уже пробежал по жёлтой ленточке, а по красной ещё бежит. Маша, попробуй провести.

Воспитатель приглашает ещё несколько детей.

- По жёлтой ленте пальчик закончил бежать, а по красной – продолжает. Значит, красная лента шире, чем желтая, а желтая лента уже, чем красная. Давайте вместе скажем красная лента шире, чем желтая, а желтая лента уже, чем красная.

- А теперь давайте положим ленточки друг на друга. Желтую ленту на красную и снова нужно подровнять снизу.

Воспитатель проводит пальцем по лентам.

- Посмотрите, мой пальчик уже закончил бежать по желтой ленточке, а по красной ещё бежит. Алёна, попробуй.

Воспитатель приглашает ещё несколько детей.

- Пальчик уже закончил бежать по желтой ленточке, а по красной ещё бежит. Значит, красная лента шире, чем желтая, а желтая лента уже, чем красная.

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы.

Дети пользуются практическими способами сравнения наложения или приложения.

Дети умеют показывать в плоских предметах ширину, сравнивать предметы по ширине и давать соответствующие определения их величины (шире – уже).


Физминутка

Задача:

- способствовать снятию мышечного напряжения у детей, переключению их внимания.

Показ, демонстрация, чтение художественного слова.


Дети сидят на стульчиках перед воспитателем

- Ребята, посмотрите в окно, какая замечательная погода. Предлагаю вам выполнить очень интересную игру. Вы согласны?

Дети встают на ковёр.

Ответы детей.

- Замечательно, тогда приступим!

Скачет шустрая синичка, (Прыжки на месте, на двух ногах)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте, на левой ноге)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте, на правой ноге)

Завертелась, как волчок. (Кружения вокруг себя на месте)

Вот присела на минутку, (Присели)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо)

И с дорожки - на плетень, (Прыжки на месте, на левой ноге)

Тири-тири, (Прыжки на месте, на правой ноге)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте, на двух ногах)

- Молодцы, ребята! Как хорошо мы позанимались.

Дети выполняют движения по тексту и по показу воспитателя.

Дети отдохнули, расслабились, приготовились к продолжению деятельности.

2.3.Решение проблемной ситуации

Задача:

-развивать умение пользоваться практическими способами сравнения наложения или приложения;

- учить обозначать результат сравнения словами: «шире», «уже».

Упражнение,

беседа,

демонстрация.


Дети сидят за столами. У них на столах лежат ленточки.

- Ребята, посмотрите, я нашла еще ленточки, синюю и зеленую. Интересно, а какая из них шире, а какая уже. А как мы это узнаем?

Ответы детей.

- Да, нужно их сравнить. Предлагаю вам узнать какая лента широкая, а какая узкая? Как нам это сделать?

Ответы детей.

- Верно, нужно провести пальчиком. Давайте проведём пальчиком по синей ленточке.

Дети проводят пальцем по ленте.

- Долго бежал ваш пальчик?

Ответы детей.

- Почему?

Ответы детей.

- Верно, потому что ленточка широкая. А теперь проведём пальчиком по зелёной ленточке.

Дети проводят пальцем по ленте.

- Долго бежал ваш пальчик?

Ответы детей.

- Почему?

Ответы детей.

- Верно, потому что ленточка узкая. Молодцы, ребята. Вы запомнили, как нужно сравнивать?

Ответы детей.

- Тогда приступим. Положите синею и зелёную ленту рядом. Вот так, и выровняйте их внизу, чтобы мы правильно сравнили ленты по ширине. Проведите пальчиком по лентам. По какой ленточке пальчик перестал бежать?

Ответы детей.

- Хорошо, а по какой ещё бежит?

Ответы детей.

- По зелёной ленте пальчик закончил бежать, а по синей ещё – продолжает. Что это значит, Костя? Ответь полным предложением.

Ответ ребёнка.

- Верно, молодец! Синяя лента шире, чем зелёная, а зелёная лента уже, чем синяя. Давайте вместе скажем: синяя лента шире, чем зелёная, а зелёная лента уже, чем синяя. А теперь положите ленточки друг на друга. зелёную ленту на синюю и снова нужно подровнять снизу. По какой ленточке пальчик перестал бежать?

Ответы детей.

- Хорошо, а по какой ещё бежит?

Ответы детей.

- По зелёной ленте пальчик закончил бежать, а по синей ещё – продолжает. Что это значит?

Ответы детей.

- Верно, молодецы! Синяя лента шире, чем зелёная, а зелёная лента уже, чем синяя. Давайте вместе скажем: синяя лента шире, чем зелёная, а зелёная лента уже, чем синяя. Молодцы, вы правильно сравнили ленточки.

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, сравнивают ленточки.

Дети умеют сравнивать предметы по ширине, используют методы наложения и приложения.

Дети используют такие слова как: «широкий», «узкий», «шире», «уже».

3.Подведение итогов

Задача:

- формировать у детей умение анализировать процесс и результат непосредственно-образовательной деятельности, формулировать вывод.

Беседа, поощрение.

Дети находятся на ковре, стоят полукругом перед воспитателем.

- Ну что ребята, мы исследовали ленточки, которые дала нам синичка?

Ответы детей.

- Я с вами согласна. А что мы узнали про ленточки?

Ответы детей.

- Всё верно. А какие трудности возникли у вас сегодня?

Ответы детей

- А что было самым лёгким для вас?

Ответы детей

- Ребята, я заметила, что вам всё очень понравилось. Вы большие молодцы.

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы.

Дети умеют проводить элементарный анализ процесса и результата непосредственно-образовательной деятельности, формулировать вывод.

4.Открытость

Задача:

- сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах

Эмоциональное стимулирование,

беседа

Воспитатель эмоционально стимулирует детей, дети стоят полукругом на ковре.

- Ребята, посмотрите, птичка улетела, но оставила нам посылку. Посмотрите, что это?

Ответы детей

- Да, разные ленточки. Я положу их вот сюда, и в свободное время вы сможете с ними поиграть. Вы можете потанцевать с ними, украсить куклу или завязать их.

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы.

Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах.