СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт по математическому развитию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конструкт по математическому развитию»

Конструкт организации непосредственно-образовательной деятельности
ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования

Ф.И.О.


Группа: старшая (5-6 лет)

Тема: «Число и цифра 6»

Образовательная область: «Познавательная область», «Речевая область»

Вид НОД: формирование элементарных математических представлений

Форма НОД: занятие-игра

Виды деятельности: игровая, познавательная, двигательная, коммуникативная

Формы организации: индивидуальная, коллективная

Планируемый результат:

  • дети смотивированы на предстоящую совместную деятельность

  • дети знают, что число 6 можно образовать путём добавления единицы к предыдущему числу;

  • дети умеют уравнивать два множества путём добавления недостающего элемента к меньшему множеству;

  • дети проявляют интерес к математике, счётной деятельности

  • дети имеют представление о составе числа 6 из единиц;

  • у детей продолжают развиваться речевые навыки, зрительное внимание

  • у детей сформирован интерес к совместной деятельности

  • дети проявляют самостоятельность в процессе выполнения задания;

  • дети познакомились с составом числа из двух меньших с помощью приёма досчитывания;

  • дети отдохнули и приготовились к продолжению совместной деятельности

  • дети знают особенности внешнего вида цифры 6;

  • дети имеют представление о месте цифры 6 в числовом ряду;

  • дети проявляют усидчивость, желание доводить начатое дело до конца

  • Дети умеют анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод

  • Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах

Цель: формирование у детей представлений об образовании числа 6, его составе из единиц и двух меньших, о цифре 6 в процессе совместной образовательной деятельности.


Задачи непосредственно-образовательной деятельности

Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Воспитательные:

  • Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца

  • Формировать интерес к счётной деятельности

Развивающие:

  • Развивать представление о составе числа 6 из единиц;

  • Развивать речевые навыки, зрительное внимание

  • Развивать самостоятельность в процессе выполнения задания

Обучающие:

  • Учить, что число 6 можно образовать путём добавления единицы к предыдущему числу;

  • Знакомить с составом числа из двух меньших с помощью приёма до считывания


Список использованных источников

  1. Программа «От рождения до школы». Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013 г. № 1155.

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям деятельности);

Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения: принцип обучения в зоне ближайшего развития, принцип наглядности, систематичности и последовательности, принцип сознательности, принцип активности, принцип доступности.

Методы воспитания: беседа, демонстрация, упражнение, игровая ситуация.

Методы обучения: Методы обучения: беседа, демонстрация, инструкция, упражнение, игра, чтение художественной литературы.

Оборудование: игрушка пришельца, картинки цветов, набор цифр в пределах 6

Этапы деятельности

Методы обучения

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1.Мотивация на

совместную деятельность

Задача:

смотивировать детей на предстоящую совместную деятельность..

Беседа

Эмоциональное стимулирование


-Здравствуйте, ребята! Я в нашей группе нашла пришельца. Он сказал, что вся его семья живет на Луне и просит нас помочь ему вернуться домой.

-Ребята, мы поможем пришельцу вернуться домой?

Дети слушают воспитателя.

Отвечают на вопросы.

Дети смотивированы на предстоящую

совместную деятельность

2.Основная часть.

2.1. Образование

нового числа.

Задачи:

-формировать у детей представления об образовании числа 6 путём добавления единицы к предыдущему числу;


-закреплять у детей умение сравнивать два числа 5 и 6 на основе сравнения множеств;

-закреплять умение уравнивать 2 множества путем добавления недостающего элемента к меньшему множеству;


-формировать представления о составе числа 6 из единиц;


Беседа Объяснение

Упражнение

Демонстрация

Воспитатель предлагает детям сесть на стульчик напротив доски, на которой весят изображения двух цветов синего (5) и красного (5) цвета.

-Ребята, вот мы с вами и прибыли на Луну. Посмотрите, как много тут цветов. Вам интересно узнать, сколько их? А как мы можем это узнать? Правильно, сосчитать.

Дети по очереди выходят к доске и считают цветы.

-Сколько синих цветов? (5) Сколько красных цветов? (5). А каких цветочков больше синих или красных? (Их поровну)

-Как еще можно это проверить? (Поставить их парами)

Воспитатель предлагает одному из детей расставить цветы в 2 ряда – парами.

-Есть лишние синие цветы? Есть лишние красные цветы? Так каких цветов больше синих или красных? (Поровну). Синих цветов столько же сколько и красных цветов, а красных цветов столько же сколько и синих цветов. Сколько синих цветов? (5). Сколько красных цветов? (5). Синих и красных цветов поровну – по 5.

Воспитатель добавляет еще 1 красный цветок.

-Ребята, посмотрите, на Луне вырос еще один цветок красного цвета. Я предлагаю вам сосчитать и узнать сколько красных цветов на Луне.

Воспитатель вместе с детьми считает красные цветы. Соблюдая правила, выделяет голосом новое итоговое число 6.

-Сколько же красных цветов на Луне? Правильно, 6.

-Как же мы получили новое число 6? (К 5 добавили 1)

Педагог предлагает сравнить два числа 5 и 6.

-Ребята, а каких цветов больше синих или красных? (Красных цветов больше, чем синих, а синих цветов меньше, чем красных).

-Почему? (Потому что один красный цветок лишний, у него нет пары). Сколько красных цветов? (6). Сколько синих цветов? (5). 6 больше чем 5, а 5 меньше чем 6.

-Ребята, а что нужно сделать, чтобы цветов стало поровну, по 6? (Добавить синий цветок).

Воспитатель добавляет 1 синий цветок, вместе с детьми считает получившееся количество синих цветов.

- Вот и синий цветок вырос на Луне! Давайте сосчитаем, сколько всего синих цветков. (Дети хором считают, выделяя итоговое число 6)

-Давайте сравним количество синих и красных цветов? Каких больше? (Синих и красных цветов поровну – по 6).


Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, осваивают новый материал в практической деятельности.

- дети знают, что число 6 можно образовать путём добавления единицы к предыдущему числу;


- дети умеют сравнивать два числа 5 и 6 на основе сравнения множеств;


- дети умеют уравнивать два множества путём добавления недостающего элемента к меньшему множеству;


- дети имеют представление о составе числа 6 из единиц;



2.2 Состав числа 6 из единиц


Задачи:

-формировать у детей представление о составе числа 6 из единиц;


-развивать у детей речевые навыки, зрительное внимание.


-формировать у детей интерес к совместной деятельности

Беседа

Демонстрация

Упражнение

Воспитатель помещает на доску изображения летающих тарелок.

-Ребята, посмотрите, какие разноцветные летающие тарелки летают на Луне. Давайте сосчитаем и скажем сколько летающих тарелок летает на Луне?

Педагог предлагает одному ребенку подойти к доске и сосчитать сколько летающих тарелок на Луне.

-Сколько летающих тарелок? (6). Теперь назовем цвет этих летающих тарелок.

Воспитатель дотрагивается указкой до каждой машины, дети хором называют её цвет (красная, синяя, зелёная, жёлтая, чёрная, коричневая).

-Сколько красных летающих тарелок? (1)

-Сколько синих летающих тарелок? (1)

-Сколько зеленых летающих тарелок? (1)

-Сколько желтых летающих тарелок? (1)

-Сколько черных летающих тарелок? (1)

-Сколько коричневых летающих тарелок? (1)

-Верно 1-1-1-1-1-1 это 6, значит всего 6 летающих тарелок. Молодцы ребята!

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, выполняют второе задание, составляют число 6 из единиц.



- дети имеют представление о составе числа 6 из единиц;


- у детей продолжают развиваться речевые навыки, зрительное внимание


-у детей сформирован интерес к совместной деятельности

2.3. Состав числа из двух меньших

(досчитывать, доклыдывать)

Задачи:

- воспитывать самостоятельность в процессе выполнения задания;


- знакомить детей с составом числа 6 из двух меньших с помощью приёма досчитывания;





Беседа Упражнение Инструкция

Демонстрация

Воспитатель предлагает детям сесть за столы, где для каждого ребёнка приготовлены карточки с заданием «Засели домик» и простой карандаш.

-Ребята, на Луне были построены новые дома. Но заселиться в них можно только по определённому правилу. Вот и просят жители Луны у вас помощи.

Воспитатель помещает на доску демонстрационный материал для выполнения задания «Засели домик».

-Положите перед собой приготовленные карточки. Что на них нарисовано? Правильно, домики.

-Сколько в этих домиках этажей? (5). Сколько точек нарисовано на крышах домика? (6).

-А вот и правило: на каждом этаже домика должно быть ровно 6 жителей. И всё бы ничего, вот только некоторые жители поторопились и уже поселились в квартирках на всех этажах. Остальные жители не знают, как им расселиться.

- Сколько жильцов на первом этаже? (2)

- Будем заселять жильцов? (Да)

Дорисовывает 1 точку в пустой клетке.

- Сколько всего жильцов на этаже? (3)

- Будем заселять? (Да)

Дорисовывает ещё 1 точку.

- Сколько жильцов на этаже? (4)

- Будем заселять? (Да)

Дорисовывает ещё 1 точку.

- Сколько всего жильцов на этаже? (5)

- Будем заселять? (Да)

Дорисовывает ещё 1 точку.

- Сколько всего жильцов на этаже? (6)

- Будем заселять? (Нет)

- Сколько жильцов мы заселили? (4)

- Верно! Два и четыре – это шесть!

Воспитатель предлагает заселить оставшиеся этажи, затем проверить результаты. Наблюдает за тем, чтобы дети правильно держали карандаш.

- Ребята, давайте проверим, сколько жильцов вы заселили на каждом этаже.

- На первом этаже было 2, добавили 4. Два и четыре – это шесть.

- На втором этаже было 3, добавили 3. Три и три – это шесть.

- На третьем этаже было 4, добавили 2. Четыре и два – это шесть

- На четвёртом этаже было 5, добавили одного жильца. Пять и один – это тоже шесть.

- Молодцы, ребята! Всех жильцов расселили! А все потому, что познакомились с новым числом 6.

Дети внимательно слушают воспитателя и запоминают алгоритм работы.



- дети проявляют самостоятельность в процессе выполнения задания;


- дети познакомились с составом числа из двух меньших с помощью приёма досчитывания;



2.4. Физминутка

Задачи:

-способствовать снятию мышечного напряжения у детей, переключению их внимания

Показ

Чтение художественного слова

-Ребята, давайте немного отдохнем и сделаем небольшую разминку.

Один, два, три, четыре, пять (Ходьба на месте)

В космос мы летим опять (Соединить руки над головой)

Отрываюсь от земли (Подпрыгнуть)

Долетаю до луны (Руки в стороны, покружиться)

На орбите повисим (Покачать руками вперед-назад)

И опять домой спешим (Ходьба на месте)


Дети выполняют движения по тексту и по показу воспитателя

Дети отдохнули и приготовились к продолжению совместной деятельности

2.5. Ознакомление с цифрой


Задачи:

-знакомить с особенностями внешнего вида цифры 6;


-формировать представление о месте цифры 6 в числовом ряду;


-воспитывать усидчивость, желание доводить начатое дело до конца


Беседа Демонстрация Объяснение Упражнение

- Ребята, а вы хотели бы узнать, как выглядит число 6. Тогда я предлагаю вам познакомиться с цифрой 6.

- Послушайте стихотворение:

Вот шестерка – хохотушка

Словно круглая ватрушка.

У нее смешное брюшко,

А над брюшком завихрушка.

Воспитатель помещает на доску картинку с изображением цифры 6.

-Ребята, а на что похожа цифра 6? Очень интересные у вас ответы!

-Найдите в конверте эту цифру и положите перед собой.

-Проведите пальчиком по контуру цифры 6.

-А теперь я предлагаю вам раскрасить нашу цифру 6 яркими цветами.

Дети выполняют задание, воспитатель наблюдает, направляет, корректирует в случае необходимости.

-Какие яркие цифры у вас получились!

- А теперь давайте подумаем, ребята, какое место в числовом ряду занимает цифра 6?

- Достаньте из конверта карточки с изображением цифр и разложите их перед собой по порядку.

Воспитатель предлагает одному из детей называть знакомые цифры по порядку. - Ребята, где будет стоять цифра 6? (После цифры 5).

-А почему? (Потому что число 6 больше, чем число 5).

- Молодцы! Поставьте карточку с изображением цифры 6 на её место.

- Вот мы и познакомились с цифрой 6, а также нашли её место в числовом ряду. Молодцы!


Дети внимательно слушают воспитателя, отвечают на вопросы, работают с изображением новой цифры 6




- дети знают особенности внешнего вида цифры 6;


- дети имеют представление о месте цифры 6 в числовом ряду;


- дети проявляют усидчивость, желание доводить начатое дело до конца


3.Подведение итогов ОД.

Задача:

формировать умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод

Беседа

Поощрение

Воспитатель предлагает детям подойти к доске, выкладывает картинки с изображением пришельца и его семьи.

-Ребята, вот мы и выполнили все задания, сыграли в интересные игры!

-Ребята, вам понравилось игра?

-С каким новым числом мы познакомились?

-Какие задания, вам понравились больше всего?

-Мне очень понравилось играть с пришельцем, давайте все вместе поблагодарим пришельца и его семью и подарим наши красивые, яркие цифры 6!

Дети слушают воспитателя, подводят итог и отвечают на вопросы

Дети умеют анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод

4.Открытость.

Задача:

сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах

Беседа

Поощрение


- Ребята, мы сегодня познакомились с новым числом и новой цифрой, вы сегодня большие молодцы!

Воспитатель показывает раскраски с изображением разных цифр.

-Ребята, эти цифры тоже хотят быть яркими, как и цифра 6, давайте их тоже раскрасим?


Дети внимательно слушают соглашаются принять участие в деятельности

Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах