Конструкт организации непосредственно-образовательной деятельности на практике
ПМ.03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»
Лоншаковой Алины Владимировны
(специальность 44.02.01 Дошкольное образование, группа 43 «Б»)
Дата: 21.04.2021
ДОО: Детский сад №88
Группа: Подготовительная группа (6-7 лет)
Методист: Горелкина Елена Ивановна
Руководитель практики: Горелкина Елена Ивановна
Тема: Письмо от Знайки
Образовательная область: познавательное развитие
Вид НОД: формирование элементарных математических представлений
Форма НОД: занятие-игра
Виды деятельности: игровая, познавательная
Формы организации: коллективная
Планируемый результат:
Дети смотивированы на предстоящую деятельность
Дети проявляют интерес к совместной образовательной деятельности
Дети демонстрируют личностное качество: внимательность
Дети демонстрируют умение ориентироваться в пространственном расположении частей тела (на себе), выполнять перекрёстные пробы;
Дети демонстрируют умение говорить полными предложениями.
Дети проявляют интерес к совместной образовательной деятельности
Дети обозначают положения предметов пространства по отношению к себе
Дети демонстрируют умение ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги)
Дети демонстрируют умение располагать изображения геометрических фигур в указанном направлении
Дети демонстрируют умение «читать» схему расположения объектов на плоскости
Дети сравнивают, анализируют и обобщают
Дети слушают других не перебивая
Дети ориентируются на ограниченной поверхности листа бумаги
Дети выполняют коллективные действия
Дети выполняют задания под диктовку
Дети умеют анализировать процесс и результат совместной деятельности, формировать выводы
Дети смотивированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах
Цель: формирование у детей пространственных представлений, а также умений ориентироваться на плоскости и листе бумаги в клетку в процессе совместной образовательной деятельности.
Задачи непосредственно-образовательной деятельности | Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
Воспитательные: воспитывать у детей личностное качество: внимательность воспитывать умение слушать других не перебивая воспитывать желание работать в коллективе Развивающие: развивать у детей умение говорить полными предложениями развивать мыслительные операции, сравнение, анализ и обобщение Обучающие: учить детей ориентироваться в пространственном расположении частей тела (на себе), выполнять перекрёстные пробы; формировать интерес к совместной образовательной деятельности упражнять детей в правильном обозначении положения предметов пространства по отношению к себе учить детей ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги); учить детей располагать изображения геометрических фигур в указанном направлении; учить детей «читать» схему расположения объектов на плоскости. формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности листа бумаги формировать умение выполнять задания под диктовку формировать умение анализировать процесс и результат совместной деятельности, формировать выводы | Кира - воспитывать желание работать в коллективе, положительно относиться друг к другу Дана - развивать речевые навыки, умение сопровождать свои действия речью |
Список использованных источников
Программа «От рождения до школы». Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с
Федеральныйгосударственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013 г. № 1155.
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):
1) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
2) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
3) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения: принцип научности и доступности; принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип индивидуального подхода; принцип осознанности и активности.
Методы воспитания: беседа, поощрение, эмоциональное стимулирование,
Методы обучения: беседа, демонстрация, инструкция, упражнение, игровая ситуация
Оборудование: Карточки с изображением геометрических фигур, листы бумаги, карандаши
Предварительная работа. Игра «Куда пойдешь и что найдешь?»
Задачи:
обогащать словарь детей пространственными терминами: справа, слева, перед, за
развивать у детей умение говорить полными предложениями
воспитывать у детей личностное качество: внимательность
формировать интерес к совместной образовательной деятельности
Материал: игрушки
Ход деятельности:
Воспитатель раскладывает игрушки в разных местах группы: справа от ребенка воспитатель ставит плюшевого мишку, слева – матрешку, перед ребенком – машины, позади ребенка – паровоз и говорит:
«Вперед пойдешь – машину найдешь,
Вправо пойдешь – мишку найдешь,
Влево пойдешь – матрешку найдешь,
Назад пойдешь – паровоз найдешь.
Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти?»
Игра может быть усложнена: игрушки прячутся под ковер или накрываются бумагой.
Воспитатель говорит:
«Вперед пойдешь – куклу найдешь,
Вправо пойдешь – зайца найдешь,
Влево пойдешь – мяч найдешь,
Назад пойдешь – юлу найдешь.
Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти?».
Индивидуальная работа:
Графический диктант
Задачи:
Формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности листа бумаги
Формировать умение выполнять задания под диктовку
Материал: лист в клетку, карандаш
Ход деятельности:
-Максим посмотри к нам в группу сегодня пришло письмо.
-В нем говорится что буратино потерял свой ключик и просит тебя о помощи. Ты согласен помочь ему?
(да)
-Чтобы помочь Буратино нужно выполнить задание
-Возьми лист, который лежит пере тобой на листе изображена точка, поставь в неё пальчик и проведи пальчиком далеко вверх, вернись; а теперь далеко вниз, вернись; далеко влево, вернись; далеко вправо, вернись.
-Поставь в точку карандаш и, не отрывая его от бумаги, проводи линии в следующих направлениях:
1 клетка в право, 1 клетка вверх, 1 клетка в право, 2 клетки вверх, 2 клетки в право, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 9 клеток вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 5 клеток вниз, 1 клетка влево, 5 клеток вниз, 4 клетки влево, 2 клетки вверх,1 клетка вправо,3 клетки вверх, 4 клетки влево, 5 клеток вниз, 4 клетки влево, 2 клетки вверх, 1 клетка вправо, 3 клетки вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 2 клетки влево, 1 клетка вверх, 2 клетки влево, 2 клетки вверх
-Максим посмотри и скажи, что у тебя получилось?
-Верно, ключик
-Как ты думаешь мы помогли Буратино отыскать ключ?
(да)
-Тогда давай с тобой положим ключ в конверт и отправим Буратино
Ход занятия
Этапы, задачи | Метод | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Планируемый результат |
1.Мотивация Задача: -смотивировать детей на предстоящей деятельность | Беседа Демонстрация Проблемная ситуация | Воспитатель вносит конверт и мотивирует детей на предстоящую деятельность. Дети находятся на ковре - Ребята, посмотрите, к нам в группу пришло письмо, хотите узнать, что в нем? - Давайте с вами откроем его Дорогие ребята, пишет вам Знайка. Дело в том, что я путаю где право, а где лево, не могу определить, что находится впереди меня, а что сзади. Помогите мне пожалуйста научиться ориентироваться в пространстве -Ребята, вы согласны помочь Знайке? -Тогда давайте отправимся с вами на первый этап | Дети слушают воспитателя, заинтересованы в деятельности | Дети смотивированы на предстоящую деятельность |
2.Основной этап 2.1. Упражнение «Ориентировка на себе, перекрестные пробы» Задачи: - учить детей ориентироваться в пространственном расположении частей тела (на себе), выполнять перекрёстные пробы; -воспитывать у детей личностное качество: внимательность - формировать интерес к совместной образовательной деятельности | Беседа Объяснение Показ | Воспитатель предлагает детям встать на ковер полукругом. -Ребята, первый этап, называется «Покажи на себе». - Я буду говорить вам команды, а вам нужно будет выполнить. Например, поднимите правую ногу, и вам нужно будет поднять правую ногу. Но чтобы выполнить это задание, надо быть очень внимательными! -Готовы? -Тогда давайте начнем -Поднимите правую руку, опустите. Поднимите левую ногу, опустите. Поднимите левую руку, опустите. Поднимите правую ногу, опустите. -Молодцы, ребята! -А теперь я предлагаю сесть на стульчики, положите правую руку на левое колено, правой рукой закройте левое ухо, левой рукой закройте правое колено, опустите руки -Правую руку положите на левое плечо, а левую руку положите на правое, опустите руки -Левой рукой закройте правый глаз, опустите руки -Молодцы, ребята! - Хотите узнать, что еще для нас еще приготовил Знайка? | Дети слушают воспитателя, выполняют задание | Дети проявляют интерес к совместной образовательной деятельности Дети демонстрируют личностное качество: внимательность Дети демонстрируют умение ориентироваться в пространственном расположении частей тела (на себе), выполнять перекрёстные пробы; |
2.2. Упражнение «Кто, что справа, что слева от тебя» Задачи: -развивать у детей умение говорить полными предложениями -воспитывать у детей личностное качество: внимательность - формировать интерес к совместной образовательной деятельности -упражнять детей в правильном обозначении положения предметов пространства по отношению к себе | Объяснение Инструкция Демонстрация Упражнение | Дети стоят в кругу, воспитатель предлагает сориентироваться, и сказать, кто или что справа, или слева от них. -Маша, посмотри по сторонам и скажи, кто стоит справа от тебя? -Правильно, Максим, а с лева? -Правильно, Ира. -А теперь давайте немного усложним нашу игру. - Сейчас будет играть музыка, а вы будете двигаться в разных направлениях. Как только музыка выключится, кто-то один должен будет назвать, что находится слева, справа, впереди и сзади от него. -Вам понятны правила? Давайте тогда начнем. Воспитатель включает музыку, и дети двигаются в хаотичном порядке -Музыка у нас выключилась. Настя, скажи, кто стоит слева от тебя? А справа? А впереди, сзади? -Молодец, Настя! - Давайте играть дальше. (Дети проигрывают несколько раз, воспитатель называет, разны детей). - А теперь ребята, когда затихнет музыка вы будите называть тез людей, которые стоят справа от вас, слева и кто стоит перед вами и за вами -Например: я стою слева от Миши, справа от Олеси перед Марком и за Настей (Дети проигрывают несколько раз) | Дети внимательно слушают инструкции и указания педагога, выполняют упражнение | Дети демонстрируют умение говорить полными предложениями. Дети проявляют интерес к совместной образовательной деятельности Дети обозначают положения предметов пространства по отношению к себе |
2.3 Ориентировка на плоскости листа Задачи: - учить детей ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги); - учить детей располагать изображения геометрических фигур в указанном направлении; | Объяснение Демонстрация беседа | Дети сидят за столами. -Ребята, вот мы с вами и на третьем этапе. - Возьмите альбомные листы и карандаш. Давайте проведем по верхней стороне листа пальцем правой руки и потом левой, затем по нижней стороне листа, правой и левой рукой. - Давайте найдем углы: поставьте палец в правый верхний угол, левый нижний, правый нижний и левый верхний, поставьте палец в центр листа центр листа. -Молодцы! -Нарисуйте в правом верхнем углу три прямоугольника в направлении слева направо; в левом нижнем углу нарисуйте столько же треугольников в направлении слева направо; в левом верхнем углу нарисуйте кругов на 2 меньше, чем треугольников или прямоугольников; в правом нижнем углу нарисуйте квадратов на 1 больше, чем кругов, в направлении снизу-вверх. В центре листа нарисуйте звёздочку. - Ребята, посмотрите, как у меня получилось - А теперь составьте пример чтобы узнать количество прямоугольников и треугольников вместе - А теперь составьте пример, чтобы узнать количество квадратов и кругов вместе - Молодцы, ребята! Вы справились на этом этапе. | Дети выполняют задания | Дети демонстрируют умение ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги) Дети демонстрируют умение располагать изображения геометрических фигур в указанном направлении |
2.4 Физминутка Задача: -способствовать снятию мышечного напряжения у детей, переключению их внимания | Показ Чтение художественного слова | Воспитатель просит пройти детей на ковёр и проводит физ.минутку. -Ребята, прежде чем мы с вами пойдем дальше, давайте немного разомнёмся, проходите на ковёр. Сейчас я буду показывать движения упражнения, а вы повторять. Договорились? Чтоб головка не болела, Ей вращаем вправо – влево. (Вращение головой) А теперь руками крутим – И для них разминка будет. (вращение рук вперед и назад) Тянем наши ручки к небу, В стороны разводим. (Руки вверх и в стороны) Повороты вправо – влево, Плавно производим. (Повороты влево и вправо) Наклоняемся легко, Достаем руками пол. (Наклоны вперед) Потянули плечи, спинки А теперь конец разминке. (Дети садятся на места) | Деи проходят на ковёр, повторяют движения за воспитателем | Дети отдохнули и приготовились к продолжению совместной деятельности |
2.5Дидактическая игра «Найди пару» Задачи: - учить детей «читать» схему расположения объектов на плоскости. - развивать мыслительные операции, сравнение, анализ и обобщение -воспитывать умение слушать других не перебивая | Объяснение Показ Упражнение Поощрение | Дети стоят рядом со столом полукругом -Ребята, следующее что приготовил для нас Знайка это игра, которая называется «Найди пару». - Перед вами на столе находятся карточки, на которых изображены геометрические фигуры. Возьмите каждый себе по одной карточке, и по очереди назовите, какие геометрические фигуры у вас изображены. А остальные ребята в это время, когда один называет, будут внимательно слушать, и смотреть на свою карточку. У кого будут такие же геометрические фигуры в таком же расположении должен сказать: «Я твоя пара», и повторить расположение фигур - Сейчас я вам покажу, как вы должны называть фигуры, которые изображены у вас на карточке. - Например, на моей карточке нарисованы квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал. -Кто услышал у себя такое же расположение, должен сказать: «Я твоя пара» -Вам понятны правила? Тогда, ребята, подходите и берите по одной карточке. - Маша, расскажи, что изображено на твоей карточке. Маша: - круг, треугольник, прямоугольник, овал, квадрат. Игорь: «Я твоя пара» - Молодцы, ребята! - Игорь, расскажи, что изображено на твоей карточке. Воспитатель проигрывает в эту игру с детьми несколько раз. | Дети внимательно слушают, участвуют в деятельности, находят пар | Дети демонстрируют умение «читать» схему расположения объектов на плоскости -Дети сравнивают, анализируют и обобщают -Дети слушают других не перебивая |
2.6. Графический диктант Задачи: -формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности листа бумаги - воспитывать желание работать в коллективе -формировать умение выполнять задания под диктовку | Объяснение Показ Упражнение Инструкция Демонстрация Поощрение | Воспитатель просит детей взять листы в клетку и положить перед собой. -Вот мы с вами и дошли до последнего этапа! -Ребята, возьмите лист. На листе изображена точка, поставьте в неё пальчик и проведите пальчиком далеко вверх, вернитесь; а теперь далеко вниз, вернитесь; далеко влево, вернитесь; далеко вправо, вернитесь. - Поставьте в точку карандаш и, не отрывая его от бумаги, проводите линии в следующих направлениях. От точки: 1 клетку вправо, 3 клетки вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 1 клетка влево, 2 клетки вниз, 3 клетки вправо, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 2 клетки вниз, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 6 клеток влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 12 клеток вверх. - Что или кто у вас получился? - Молодцы, ребята! Это зайчик | Дети слушают воспитателя, выполняют графический диктант | Дети ориентируются на ограниченной поверхности листа бумаги -Дети выполняют коллективные действия -Дети выполняют задания под диктовку |
3.Подведение итогов Задачи: -формировать умение анализировать процесс и результат совместной деятельности, формировать выводы | Беседа | Воспитатель беседует с детьми. Дети находятся на ковре -Ребята, как вы думаете, мы помогли Знайке? -Ребята, что для вас было самое сложное? -А что вам понравилось больше всего? -Спасибо вам, ребята, за это интересное занятие! | Дети слушают воспитателя Отвечают на вопросы | Дети умеют анализировать процесс и результат совместной деятельности, формировать выводы |
4.Открытость Задача: -смотивировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах | Объяснение Упражнение | - Ребята, сегодня у нас был графический диктант, и у нас с вами получился «Зайчик». Я вам предлагаю в свободное время дорисовать недостающие детали у нашего зайчика, раскрасить его и нарисовать ему друга по клеточкам. | Дети слушают воспитателя, заинтересованы в прохождении лабиринта | -Дети смотивированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах |
5