2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Задача: сформулировать тему и цели урока, через проблемную ситуацию | Беседа, демонстрация, постановка проблемной ситуации | -Ребята, на предыдущем уроке, что вы изучили? (ответы детей) -Можете полистать учебники, чтобы вспомнить. -Вы изучили царство растений, т. е великое разнообразие растений и находили отличия между ними различия. Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, отгадайте загадки. Загадка про солнце Бродит одиноко, Огненное око. Всюду, где бывает, Взглядом согревает. (солнце) Загадка про растение Дышит, растет, А ходит не может (растение) Загадка про человека На земле он всех умней, потому и всех сильней. (человек) -О чем мы будем сегодня говорить? (варианты ответов детей) -Тема нашего урока: Солнце, растения и мы с вами. -Сегодня на уроке мы продолжим изучать царство растений. То есть целью урока будет показать значение растений в жизни животных и человека. | Регулятивные УУД (умеют осуществлять планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; осуществляют поиск и внесение в него изменений) Познавательные УУД (умение овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;) Коммуникативные УУД (умение слушать и понимать других) |
3. Решение проблемы Задача: спланировать задачи урока, найти ответ на них. | Беседа, Объяснение, пример, демонстрация | -Ребята, откройте учебники на странице 77. - Давайте спланируем нашу работу. Какие мы может поставить задачи нашего урока, опираясь на страницу 77? -Давайте откроем учебники. Ой, ребята, к нам гости. -К нам в гости пришел Незнайка с письмом. Откроем конверт и прочитаем, что за письмо принес нам Незнайка. -Миша, прочитай, пожалуйста. «Здравствуйте, дорогие ребята! Я пришел к вам в гости за помощью. Моя дорогая Кнопочка, попросила меня посмотреть за ее цветком. За такую услугу она пообещала мне дать вкусное, большое яблоко. Но я не знаю, как за ним ухаживать, как оно вообще растет, дышит и питается. Я не могу ответить на эти вопросы, так как не умею читать. Ребята, помогите мне ответить на эти вопросы, чтобы приехав, Кнопочка поняла и увидела, что я хорошо обращался и ухаживал за ее цветком, и получил свое желанное яблоко. Ребята, вы мне поможете? (ответы детей) -Ребята, чтобы помочь Незнайке, какие мы можем поставить задачи? -Ребята, обратите внимание на доску. Ребята, кто-нибудь из вас знает, как взаимосвязаны солнце, растение и человек? (варианты ответов детей) -Так что нам нужно узнать, определить? -1 задача: Определить, как взаимосвязаны солнце, растения и человек. -Ребята, Незнайка смотрит -2 задача: Найти примеры взаимодействия в окружающем мире. -Ребята, у нас две схемы. Что мы можем сделать с этими схемами? -Ребята, мы спланировали наш урок, с чего мы начнем, чтобы помочь нашему Незнайке не погубить цветок Кнопочки? (С первой задачи) - Вика, что нам поможет решить первую задачу? (схема) - Это схема нас странице 77, вверху. Ребята, найдите схему в учебнике. -Рассмотрите первую верхнюю схему. -Прочитайте, как называется верхняя схема? (ответы детей) -Она называется «Дыхание растений». -Что здесь изображено? (ребята, это схема, в схемах для обозначения чего- либо используют условные обозначения) -Здесь изображено как растения НОЧЬЮ, без солнца, из воздуха поглощают частицы кислорода и выделяют углекислый газ. Медики не советуют в спальне ставить много цветов. Рассмотрим схему «Питание растений». -Рассмотрите внимательно схему. Ребята, как вы думаете, как растения питаются и чем? (растения питаются растворенными солями и водой, углекислым газом) -Как вы определили, что растения питаются углекислым газом и солями? -А мы только что по верхней схеме определили, что растения питаются (чем?) кислородом и выделяют (что?) углекислый газ. -Непонятно! Незнайка в недоумении! Может что-то мы с вами ещё не рассмотрели? Чем ещё отличаются схемы? (солнце) -Значит, важную роль в жизни растений играет солнце! -Что ещё необходимо, чтобы происходило питание растений? Вы уже изучили тему «Почва». Чем питаются растения? (минеральными солями) -Вам поможет вспомнить схема на стр. 67. -Как же это происходит? -Ребята, у меня есть цветок Кнопочки, которое она дала Незнайке. А Незнайка принес цветок показать нам. -Ребята, растения смогут питаться такой солью? Твердой? -Нет. -А если растворим соль. Чем можно растворить соль? (водой) -Я насыпаю мин. соль в стакан, разбавляю водой. Тогда растения смогут питаться растворенными солями? (да) -Мы добавили в соль воды. Значит, земля какая должна быть? (влажной) -Ваши родители или бабушки ходят в сады? -Что они там делают? (поливают) -Наши мамы и бабушки ходят в сад для того, чтобы поливать растения, что бы они питались и росли. Удобрения – это и есть питательные минеральные соли. -То есть, что мы скажем Незнайке. Своими корнями растения всасывают из почвы воду что? (варианты ответов детей) -Своими корнями растения всасывают из почвы воду с растворенными в ней минеральными солями. | Регулятивные УУД (овладение навыком работы по самостоятельно составленному плану; умение высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия) Познавательные УУД(нахождение ответов на вопросы в тексте, в иллюстрациях; умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подведение под понятия, выведение следствий поиска средств ее осуществления) Коммуникативные УУД (постановка вопросов, восприятие и понимание речи других, умение слушать и слышать других, способность к принятию иной точки зрения, готовность к коррекции собственной точки зрения) |
5.Первичное закрепление Задача: найти решение на поставленные задачи | Беседа, Объяснение, пример, демонстрация, упражнение | -Незнайка, ты узнал все ответы на свои вопросы? Незнайка говорит, нет. -Ребята, как вы думаете, что нам нужно еще узнать? -Ребята, посмотрите внимательно на вторую схему. На нижней схеме на кроне дерева есть текст? Что написано? -Как растения получают главные питательные вещества. Это мы сейчас с вами и узнаем -Но как же растения получают главные питательные вещества - сахар, крахмал? Ведь их нет в почве, а в растениях они есть. -Даже самые знаменитые ученые долго не могли разгадать эту тайну. Но сейчас она разгадана. -Эту тайну раскрыли в наших учебниках. Сейчас мы с вами что сделаем? -Прочитаем и узнаем тайну, как растения получают главные питательные вещества - сахар, крахмал. Будем читать по абзацам. После прочтения абзаца выделять главную мысль. -Первый абзац прочитает Миша. -…. -Выяснилось, что листья растений – это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа готовят пищу – сахар, крахмал. -Но запомните: работает эта «кухня» только на свету. Почему же для работы «кухни» требуется свет? Чтобы нам питаться, нам нужен свет? -Нужен. -Дело в том, что солнечный свет несет энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы. Энергия нужна для жизни любого живого существа. -Незнайка, мы ответили на все твои вопросы, нет. -Ребята, после того, как ученные разгадали тайну, что они поняли? -Поможем ответить Незнайке на этот вопрос? -Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Ведь ни одно животное, ни один человек не могут из воды и углекислого газа получить сахар и другие питательные вещества. -Это делают только растения. А животные и человек едят растения и таким образом «добывают» для себя необходимые питательные вещества. А вместе с этими веществами и необходимую им для жизни энергию. -Происходит вот что: растения улавливают энергию солнечного света, запасают ее в питательных веществах, а затем как бы передают эту энергию животным и нам с вами. -Как вы думаете, в виде чего они передают нам свою энергию? -Ученые сделали еще и другое открытие: в зеленой «кухне» вместе с питательными веществами образуется и кислород! Растения выделяют его в воздух. -Если бы не было растений, в воздухе не было бы кислорода, а значит, необходимо бережно относится ко всем растениям. -Ребята, как вы думаете, где больше всего кислорода? -Там, где много растений. А где много растений? -В лесу. -То есть растения выделяют кислород, которыми дышат живые существа. Вот почему охранять растения – значит заботиться обо всем живом. -Ребята, почему говорят, что каждый человек за свою жизнь обязан посадить хоть одно дерево? -Так как происходят незаконные вырубки леса, заводы загрязняют воздух, мусор уже не куда складывать. Ребята, вы знали, что в Индии самая грязная река. Река мусора. Даже не видно пустого места, где нет мусора. -Ребята, как вы думаете, чтобы воздух был чистым, что нужно делать? (не мусорить, садить больше растений…) | Познавательные УУД (умение на основе анализа объектов делать выводы; умение оформлять свои мысли в устной форме) Регулятивные УУД () Коммуникативные УУД (умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами) |
6.Организация самостоятельной работы Задача: закрепить новые понятия, поработать в ноутбуках. | объяснение, демонстрация, упражнение | -Ребята, сейчас каждому раздам по схеме. Нам нужно с этими схемами, что сделать? (заполнить) - Ребята, у вас на листочках пустые окна. Как вы думает, что нужно сделать с этими окнами? -Заполнить их. Ребята, обратите внимание, мы будем заполнять питание и дыхание растений днем, когда светит солнце. -Ребята, заполните их. -Нижние окошечки нужно заполнить тем, чем деревья питаются через корни, а вверху что поглощает и что выделяет дерево. -Заполняйте. У вас не больше пяти минут. -Сейчас проверим | Познавательные УУД (выделяют признаки изучаемых объектов на основе сравнения; проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом) Регулятивные УУД (определяют наиболее эффективные способы достижения результата) Коммуникативные УУД (овладевают способностью инициативно сотрудничать с учителем) |