1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. /Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155
2. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-синтез, 2016. -328с.
3. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» старшая группа-М.: Мозайка-Синтез, 2015-104с.
наглядные: иллюстрация, демонстрация, показ.
практические: игра, упражнение.
Последовательность деятельности | Методы и приёмы | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
1. Мотивационный этап Задачи: мотивировать детей на совместную деятельность | Беседа, эмоциональное стимулирование занимательным содержанием, игровая ситуация | Воспитатель эмоционально включает в действия детей. Звенит колокольчик (воспитатель даёт звонок для начала НОД) – дети встают полукругом. Воспитатель мотивирует детей на совместную деятельность. - Ребята, посмотрите на наш мольберт. Что же на нем появилось? - Да, верно! А чей это домик? Кто помнит? - Да, это домик Нюши из М/Ф «Смешарики». - Посмотрите, а вот и сама Нюша. Н: Здравствуйте ребята! - Здравствуй, Нюша! Что привело тебя к нам в гости? Н: Я пришла к вам за помощью. Однажды я пошла играть на полянку в лес. У меня было прекрасное настроение. Я веселилась, прыгала, бегала, качалась на качелях. И даже не заметила, что потеряла звук. Я очень расстроилась, и пошла его искать, но так и не нашла. - Вот это да! Что же делать? - Прекрасная идея, ребята! Давайте отправиться вместе с Нюшей на поиски потерянного звука. Но для этого нам с вами необходимо подготовится - сделать гимнастику для языка, ведь без гимнастики мы его не сможем найти. - Нюша каталась на качелях, давайте и язык покатается на качелях. «Качели». Напряженный язык нужно поднимать и опускать вниз, имитируя качели. - Нюша еще очень любит варенье. Давайте покажем какое оно вкусное. «Варенье». Нужно поочередно облизывать языком верхнюю и нижнюю губу. - Здорово! А теперь давайте представим, что мы надуваем шарик для Нюши. Держим «шарик» в руках и надуваем его. Больше, больше, еще больше. - Молодцы, ребята! - А теперь готовы отправляться на поиски неизвестного звука? - Здорово! - Я вам предлагаю это сделать на волшебном паровозе. Согласны? - Тогда давайте займем свои места, пристегните ремни безопасности. Все готовы? - Здорово! Нюша – будет искать в одном мете, а мы – в другом, чтобы было быстрее. | Дети подходят к воспитателю, слушают и отвечают на вопросы, выполняют артикуляционную гимнастику | Дети проявляют любознательность, заинтересованность на совместную деятельность. |
2 Основной этап 2.1 Повторение пройденного материала Задачи: Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности, умение слушать друг друга не перебивая; Развивать зрительное восприятие, фонематический слух; Развивать у детей слуховую память, произвольное внимание. | Беседа, художественное слово, иллюстрация | -Ребята, вот мы и приехали на первую станцию. Смотрите, кто нас встречает. (Кар-Карыч) К: Здравствуйте, ребята! Что-то потерли? - Да, Нюша потеряла звук. - Видел, но просто так не скажу где. Я вам предлагаю выполнить задание, и я вам дам подсказку. Согласны? К: Отлично! Тогда нужно найти слова со звуком Ф, я буду говорить слова, а вы слушайте внимательно и, если услышите слово со звуком Ф, хлопаете в ладоши. Филин, черника, коты, фломастер, пес, башня, фламинго, кубик, часы, кофта, игра, машина, чернила, финик, рюкзак, сандали, бегемот, кофе и т.п. - Молодцы, справились с заданием! Я вам дам подсказку. Слушайте внимательно. Всех лечит вареньем и чаем, Зарядку для всех назначает. Энергичная болтунья Догадались, кто? - Верно! Вам к Совунье, у нее я видел потерянную букву. - Пристегиваем ремни! Отправляемся! | дети слушают воспитателя, играют в игру | Дети проявляют дружелюбное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности, умение слушать друг друга; У детей развито зрительное восприятие, фонематический слух; У детей развиты слуховая память, произвольное внимание. |
2.2 Сообщение новой темы Задачи: Развивать у детей слуховую память, произвольное внимание. Упражнять детей в выделении звука [Х] в словах и определении позиций звуков в словах; | беседа, чтение, иллюстрация, показ, упражнение, игра. | Воспитатель с детьми приходят к мольберту с картинкой Совуньи С: Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы ищите пропавшую букву. Только вот у меня ее нет. Но я знаю где эта буква. Вы хотите узнать? Тогда, вам нужно отгадать загадки и сказать, что у этих слов общего. Вы готовы? Тогда слушайте первую загадку: Что из трубочек летит? Серпантин и конфетти. Грохот как из пушки. Это же… (Хлопушка) На мольберте появляется картинка хлопушки С: Молодцы, все верно! Слушайте следующую загадку: После бани каждый будет рад Завернуться в махровый… (халат) На мольберте появляется картинка халата С: молодцы, вы снова отгадали правильно! Осталась одна загадка. Вы готовы ее отгадать? Тогда слушайте Словно с шубы воротник, Убежал сей озорник! Этот маленький зверек Называется…(хорек) На мольберте появляется картинка хорька С: Какие вы молодцы, все отгадали! Но у меня нет этой буквы. Но я знаю кто может знать ее нахождение – Крош! - Спасибо! Отправляемся к Крошу. Пристегните ремни. | Дети отвечают на вопросы, отгадывают загадки | Дети демонстрируют слуховую память, произвольное внимание; Дети умеют выделять звук [Х] в словах и определении позиций звуков в словах; знакомы с буквой Х и звуком [Х]; |
2.3 Характеристика звука по артикуляционным признакам Задачи: Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности, умение слушать друг друга не перебивая; Совершенствовать у детей диалогическую форму речи: развивать умения отвечать на вопросы и обращения знакомого взрослого, сообщать о своих впечатлениях, желаниях. Развивать зрительное восприятие, фонематический слух; Развивать у детей слуховую память, произвольное внимание; познакомить детей с буквой Х, звуком [Х]. | Беседа, выразительное чтение, иллюстрация | К: Здравствуйте, ребята! Я знаю что вы ищите. У меня есть для вас подсказка, но поиграйте со мной зеркалами, пожалуйста, а потом я вам ее отдам. Но мои игры уже стали скучны, вы знаете какие-нибудь игры с зеркалами? -Крош, я знаю очень интересную игру. Давайте в нее поиграем. Возьмите зеркала в руки. Давайте сначала произнесём звук [Х] (хором, индивидуально). - Что происходит с нашими губами? - Они не касаются друг друга. - Что происходит с нашими зубами? - Они смыкаются в широкой улыбке - Где находится язык? (за зубами) - Да, а воздух выходит свободно? - Да, воздух проходит свободно. - Звук [Х] какой? - Согласный, твёрдый. - каким мы его обозначаем цветом? -Синим. Воспитатель выставляет кружок синего цвета. К: Вот это интересная и познавательная игра. Спасибо. За это я вам дам подсказку. Она у моего самого лучшего друга. - А кто же лучший друг Кроша? - Да, Ежик! Отправляемся к нему! Пристегните ремни! | Дети слушают воспитателя, играют в игру с зеркалом, отвечают на вопросы воспитателя | Дети проявляют дружелюбное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности, умение слушать друг друга; Дети проявляют умение отвечать на вопросы и обращения знакомого взрослого, сообщать о своих впечатлениях, желаниях; У детей развито зрительное восприятие, фонематический слух; У детей развиты слуховая память, произвольное внимание; Дети умеют выделять звук [Х] в словах и определении позиций звуков в словах; знакомы с буквой Х и звуком [Х] |
2.4 Закрепление нового материала Задачи: Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности, умение слушать, друг друга не перебивая; Развивать зрительное восприятие, фонематический слух; Развивать у детей слуховую память, произвольное внимание; упражнять детей в выделении звука [Х] в словах и определении позиций звуков в словах; познакомить детей с буквой Х, и звуком [Х]. | беседа, упражнение, объяснение, иллюстрация, поощрение | -Вот мы и приехали к Ежику. Здравствуй! Е: Здравствуйте! Ребята, чтоб получить еще одну подсказку я бы хотел, чтобы вы со мной поиграли. Согласны? Е: Как здорово! Игра называется «Хлопни-топни». Мы будем называть звуки, а вы должны будете хлопнуть, если услышите звук Ш; а если не услышите – топнуть. Согласны? Дети играют в игру. Е: Вот это вы молодцы! Вам необходимо размяться перед дорогой. Я даже знаю физминутку. Повторяйте за мной. | Дети слушают воспитателя, играют в игру хлопают и топают | Дети проявляют дружелюбное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности, умение слушать друг друга; У детей развито зрительное восприятие, фонематический слух; У детей развиты слуховая память, произвольное внимание; Дети умеют выделять звук [Х] в словах и определении позиций звуков в словах; знакомы с буквой Х и звуком [Х] |
3. Физминутка Задача: Снять мышечное напряжение | Показ художественное слово упражнение | Ёжик делает зарядку - Все движенья по порядку (ходьба на месте, руки на поясе) . Смотрит вправо, смотрит влево (повороты головы) , Делает к плечам наклон (наклон головы к правому, левому плечу) , Повороты , приседанья (руки на поясе, поворот вправо-влево, затем присесть) , Бег на месте любит он (бег на месте и далее движения по тексту) . Лапки в локотке согнёт, Левый — к правому колену, правый — к левому прижмёт. А в конце своей зарядки Ёжик глубоко вдохнёт, Лапки сверху вниз опустит И тихонечко встряхнёт. Е: Отлично! А следующая подсказка у Лосяша. Он то точно знает где она - Отправляемся! | дети повторяют движения за воспитателем | Дети готовы к дальнейшей деятельности |
2.5 Знакомство с буквой Задачи: Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности, умение слушать друг друга не перебивая; Совершенствовать у детей диалогическую форму речи: развивать умения отвечать на вопросы и обращения знакомого взрослого, сообщать о своих впечатлениях, желаниях. Развивать зрительное восприятие, фонематический слух; Развивать у детей слуховую память, произвольное внимание; упражнять детей в выделении звука [Х] в словах и определении позиций звуков в словах; познакомить детей с буквой Х и звуком [Х]; продолжать закреплять графические навыки. | беседа, упражнение, объяснение, иллюстрация, поощрение | Л: Здравствуйте! Я знаю за чем вы пришли. За потерянной буквой. Я ее нашел. Вот она -Ребята, это буква Х! - Спасибо большое, Лосяш. - Но я просто так вам ее не отдам. Необходимо выполнить задание. Готовы? Ребята, а на что она похожа? Хорошо уметь читать, Букву Х нам надо знать, Хлеб, хлопушка, хоровод, Буква Х к себе зовёт. -Сколько палочек нужно взять, чтобы сложить эту букву? Как эти палочки расположены? (Нужно взять две палочки, длинные. Одна лежит на другой. Пересекаются) Давайте выложим букву Х из пуговиц. Воспитатель с детьми возвращаются и встречают Нюшу. | дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, знакомятся с буквой м | Дети проявляют дружелюбное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности, умение слушать друг друга; Дети проявляют умение отвечать на вопросы и обращения знакомого взрослого, сообщать о своих впечатлениях, желаниях; У детей развито зрительное восприятие, фонематический слух; У детей развиты слуховая память, произвольное внимание; Дети умеют выделять звук [Х] в словах и определении позиций звуков в словах; знакомы с буквой Х и звуком [Х] Дети проявляют графические навыки |
2.6 Формирование навыков чтения и печатания Задачи: Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности, умение слушать друг друга не перебивая; Совершенствовать у детей диалогическую форму речи: развивать умения отвечать на вопросы и обращения знакомого взрослого, сообщать о своих впечатлениях, желаниях. Развивать зрительное восприятие, фонематический слух; Развивать у детей слуховую память, произвольное внимание; упражнять детей в выделении звука [Х] в словах и определении позиций звуков в словах; познакомить детей с буквой Ш и звуком [Х],учить читать обратные и прямые слоги; продолжать закреплять графические навыки. | беседа, упражнение, объяснение, иллюстрация, поощрение, чтение | Н: Ребята, спасибо вам за помощь! Н: Но, чтобы большее ее не потерять, не надо выполнить задание, но без вас я не справлюсь. Посмотрите, слоги перемешались, надо их собрать в слова и прочитать. Хо, дож, ва, мяк, ху, хал, ник Дети собирают слова, читают их. Получается: хомяк, халва, художник - Спасибо! Теперь я точно ее не забуду! | дети слушают воспитателя, прощаются с королевой, читают слоги, собирают слова, читают слова | Дети проявляют дружелюбное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности, умение слушать друг друга; Дети проявляют умение отвечать на вопросы и обращения знакомого взрослого, сообщать о своих впечатлениях, желаниях; У детей развито зрительное восприятие, фонематический слух; У детей развиты слуховая память, произвольное внимание; Дети умеют выделять звук [Ш] в словах и определении позиций звуков в словах; знакомы с буквой Х и звуком [Х],Дети умеют читать прямые и обратные слоги; Дети проявляют графические навыки. |
4. Рефлексия Задачи: Формировать у детей умения анализировать процесс и результат поставленной задачи совершенствовать диалогическую речь: развивать умение отвечать на вопросы и обращения взрослого. Сообщать о своих впечатлениях, желаниях. Задавать вопросы в процессе общения. | эмоциональное стимулирование, обобщающая беседа, создания ситуации успеха, поощрение | Педагог задаёт вопросы, показывает заинтересованность, обсуждает с детьми. - Ребята, кому мы сегодня помогали? - С какими звуками мы сегодня играли? - Что вам понравилось на занятии? - Какие трудности у вас возникли? - Как вы с ними справились? -Ребята, вы были все молодцы! Были очень внимательными и активными! | Дети слушают, вступают в диалог. | Дети умеют отвечать на вопросы и обращения взрослого, сообщают о своих впечатлениях, желаниях, задают вопросы в процессе общения, оценивают результат своей деятельности |
5. Открытость Задачи: ориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах. | Беседа, эмоциональное стимулирование, поощрение | Воспитатель мотивирует детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах. - Нюша и ее друзья подарили нам вот такую игру «Лото». Я положу ее в наш центр игр, и когда вы захотите поиграть, то сможете взять. | Дети слушают, вступают в диалог | Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах |