Мотивация к деятельности. Цель: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | - Вышел из лесу медведь, Начал топать и реветь. Чем ты, мишка, огорчен? Мне приснился страшный сон, Видел девочку Алину - В роще съела всю малину! - Ребята, к нам в гости пришел мишка – первоклассник. В школе ему задали домашнее задание – составить схемы предложений, но сам он с ним не может справиться, поэтому пришёл к нам за помощью. Поможем Мишке? | - Да. | Словесный метод – художественное слово.
Сюрпризный момент – Мишка. | Дети настраиваются на дальнейшую работу. |
2. Поиск, решение задачи, проблемы. Опора на опыт детей, необходимый для «открытия нового знания», освоения нового способа, умения, выработка навыка. | - Для того, чтобы помочь Мишке, давайте сначала вспомним, что такое слово? - А сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Живое – неживое» и узнаем, какие слова обозначают предмет. Если я называю слово и этот предмет живой, то вы хлопаете, если не живой – не хлопаете. - Молодцы ребята, справились с заданием. - Для того, чтобы узнать, какие слова обозначают действие, я предлагаю поиграть в игру «Угадай действие». - Воспитатель показывает картинки с действиями, а дети должны их правильно назвать; - А сейчас мы поиграем в игру, чтобы узнать, какие слова обозначают признак предмета. Воспитатель показывает картинки, например, «Лиса – какая?», дети должны ответить «Рыжая», «Лимон какой по вкусу? А по цвету?» - Ребята, а вы знаете, что слово можно не только писать буквами, но и обозначать схемой? - Посмотрите, черная полоска – обозначает слова-предметы (например, дом, слон, мама, дерево) и слова, которые обозначают действие (например, спит, идёт, прыгает, бегает). А красной полоской обозначаются слова, такие как: красный, большой, полосатый. Эти полоски должны быть одной длины. Короткая черная полоска обозначает предлоги. - А вы помните, что такое предлог? Предлог – это маленькое слово, например – в, из, на, под, за, над, перед. - А сейчас давайте поиграем в игру «Сигнальщики». Перед вами на столах лежат разные полоски, я вам буду называть слово, а вы мне должны показать ту полоску, которая подходит к этому слову. Готовы? - Молодцы. | - Слово – это название предмета, явления\признака, действия. (Хлопают/не хлопают) (Называют разные действия) - Рыжая. - Кислый, желтый. - Да\нет. - Да / нет. - Да (Показывают полоски для определенного слова) | Словесный метод – беседа. Практический метод – словесная игра. Практический метод – дидактическая игра. Практический метод – дидактическая игра. Словесный метод – объяснение. Наглядный метод- показ. Практический метод – дидактическая игра. | |
Планирование деятельности, совместное обсуждение решение задачи, проблемы. Цель: совместное определение конкретных действий. | - Ребята, скажите, а вы знаете, что такое предложение? - Предложение – это связанные между собой по смыслу слова. - Когда произносится 1 слово, то мы не понимаем, что говорится о предмете. Чтобы узнать, что сообщается о предмете, нужно соединить слова в предложение. - Сейчас я вам буду говорить слова, а вы должны составить предложение. Например, я говорю: «Дорога, машина, ехала, по», то у вас должно получиться «Машина ехала по дороге». - Предложение состоит из слов. 1-е слово в предложении обозначается полоской с черточкой с левого края. (показ) Слова в предложении произносятся отдельно, поэтому полоски кладутся отдельно. - Давайте разберем предложение «Пришла зима». Воспитатель составляет схему к этому предложению. - А сейчас составим схему к предложению «Пришла холодная зима». Какую полоску нужно добавить? И куда? - Молодцы ребята, давайте попробуем самостоятельно составить схемы. - Воспитатель показывает сюжетные картинки, дети поочереди выходят к доске и составляют схемы, совместно с воспитателем. - По ходу воспитатель задает такие вопросы: 1. назовите первое слово, обозначьте его схемой; 2. назовите второе слово, обозначьте его схемой; 3. проверить, произнося предложение по словам, называя схемы и полоски; 4. назвать количество слов в предложении; - Молодцы, ребята. Мы выполнили все задания, и Мишка говорит нам большое спасибо, за то, что вы ему помогли. | - Да/нет. - Машина ехала по дороге - Красную, по середине. | Словесный метод – беседа. Практический метод – словесная игра. Наглядный метод – показ. Практический метод – выполнение задания. | Умеют отчетливо произносить слова в предложении. Развитие слухового внимания. |
Самоконтроль Рефлексия. Цель: выявление качества и уровня овладения новыми знаниями, способами действия. | - Что такое слово? Предложение? Предлог? - Как обозначаются слова? - Какими? - Как обозначается первое слово в схеме? - Как правильно составить схему предложения? - Молодцы ребята, хорошо потрудились. Сейчас тот, кто считает, что у него всё получилось, возьмёт красное яблочко с улыбкой. У кого были сложности – жёлтое, а кому было очень трудно – зеленое. - Я очень рада, что вы все уходите с хорошим настроением. | (Ответы на вопросы) - полосками - длинными и короткими, красными и черными. - 1-е слово в предложении обозначается полоской с черточкой с левого края. | Словесный метод -(повторение, беседа) | Осознание детьми своей деятельности, оценка своей деятельности. |