СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт по приобщению к художественной литературе в подготовительной к школе группе ( 6-7 лет) на тему сказка В.Ф. Одоевского "Мороз Иванович"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конструкт по приобщению к художественной литературе в подготовительной к школе группе ( 6-7 лет) на тему сказка В.Ф. Одоевского "Мороз Иванович"»

Конструкт организации непосредственно-образовательной деятельности на производственной практике
ПП.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования

Елисеевой Ольги Николаевны

(специальность 44.02.01 Дошкольное образование, группа 43"А")

Дата: 15.02.2022.

Группа: Подготовительная к школе группа (6-7 лет).

Руководитель практики: Колмогорцева Вероника Дмитриевна.

Методист: Соломина Елена Владимировна.

Тема: Сказка В.Ф. Одоевского "Мороз Иванович".

Интеграция образовательных областей: "Художественно- эстетическое развитие", "Физическое развитие", "Речевое развитие", "Социально- коммуникативное развитие".

Вид НОД: Приобщение к художественной литературе.

Форма НОД: Занятие-игра.

Виды деятельности: Игровая, восприятие художественной литературы, познавательная, двигательная, коммуникативная.

Формы организации: Индивидуальная, фронтальная.

Планируемый результат:

  • Дети демонстрируют связную (диалогическую и монологическую) речь в процессе ответов на вопросы.

  • Дети проявляют интерес к произведению В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович».

  • Дети слушают фрагмент сказки, сопереживают героям произведения В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

  • Дети отвечают на вопросы полным предложением.

  • Дети могут объяснить значения слов: "авось", "пальцы знобить", "если тебя совесть не зазрит", могут использовать их в речи.

  • Дети высказывают мнение о поступках героев.

Цель: Формирование у детей интереса и воспитание любви к чтению в процессе ознакомления с произведением В.Ф. Одоевский "Мороз Иванович".

Задачи непосредственно-образовательной деятельности

Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Воспитательные:

  • Формировать интерес к произведению В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович».

  • Воспитывать умение слушать фрагмент сказки, сопереживать героям произведения В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

Развивающие:

  • Развивать связную (диалогическую и монологическую) речь в процессе ответов на вопросы.

  • Развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением.

Обучающие:

  • Учить детей объяснять значения слов: "авось", "пальцы знобить", "если тебя совесть не зазрит", могут использовать их в речи.

  • Учить высказывать своё мнение о поступках героев.

Катя- Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением

Список использованных источников

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.

  2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

  3. В. Одоевский "Мороз Иванович"- Издательство.- Детская литература.

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО): Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Принципы воспитания: создание положительного эмоционального подъема создание ситуации успеха.

Принципы обучения: : принцип научности и доступности; принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип индивидуального подхода; принцип осознанности и активности, принцип обеспечения активной языковой практики, принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи; принцип толкования новых слов.

Методы и приёмы воспитания: Поощрение, беседа, чтение, поощрение, упражнения, эмоциональное стимулирование, игровая ситуация.

Методы и приёмы обучения: Словесные: чтение, беседа, художественное слово, выразительное чтение, объяснение, подсказ, отражённая речь, образец чтения, пример.

Наглядные: иллюстрация, демонстрация, опорные картинки, показ.

Практические: игра, упражнение.

Оборудование: Письмо, волшебный мешочек, книга «Мороз Иванович».

Чтение художественного произведения В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

Задача: Познакомить детей с писателем В. Ф. Одоевским и его творчеством.

Воспитатель предлагает детям пройти в уголок литературы.

Ход: Ребята, я сегодня принесла в наш книжный уголок, вот такую интересную книгу, называется она«Мороз Иванович», предлагаю ее

прочитать.

-Но прежде чем мы прочитаем, давайте я вам расскажу, кто автор этой сказки!

Воспитатель помещает портрет писателя на доску.

-Ребята, а написал эту сказку Одоевский Владимир Федорович.

-Одоевский Владимир Федорович– известный детский писатель. Он жил очень давно, когда на свете не было ваших мам и пап. Был добрым

и отзывчивым к другим человеком. Изобрёл свой музыкальный инструмент, чем-то напоминающий пианино. Помогал строить детские дома

и больницы. Владимир Фёдорович Одоевский увлекался коллекционированием. И была у него одна очень необычная коллекция из нот и

книг, по музыке. С малых лет писатель увлекался чтением и написанием книг. Одоевский написал много произведений как для взрослых, так

и для детей. Все произведения писателя получались очень интересные и справедливые.

-Ребята, кто напомнит, какую сказку мы будем читать, как она называется? «Мороз Иванович» Молодцы! А кто автор? (В.Ф. Одоевский) Что

вам больше запомнилось о писателе?

- Хорошо, молодцы ребята!

-Давай же скорее ее прочитаем и узнаем, что же это за сказка!

Воспитатель читает художественное произведение «Мороз Иванович» – В.Ф. Одоевский.

-Ребята, вам понравилась сказка?

-О ком данное произведение?

-Что вам особенно запомнилось? Почему?

-Хорошо!

Индивидуальная работа

Дидактическая игра "Собери картинку".

Задача: Учить собирать целое из частей и рассказывать, что изображено, учить отвечать полным предложением на поставленный вопрос.

Ход: Маша, посмотри, что мне передал мальчик из школы. Хочешь посмотреть? 

Ответ ребёнка. 

- Что это? А ты любишь собирать пазлы?

Ответ ребёнка. 

-Отлично - Предлагаю тебе не просто собрать картинку , но и рассказать, что на ней изображено

Воспитатель дает части картины, по сказке «Мороз Иванович». 

-Маша, у тебя получилось?. Хорошо.

Расскажи, что ты видишь? 

Воспитатель ведет с ребенком беседу и просит отвечать полными предложения, вспоминая сказку «Мороз Иванович» - В.Ф. Одоевского.


Этапы деятельности

Задачи этапа

Методы, приёмы

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.




Мотивационный этап


Мотивировать детей на совместную образовательную деятельность

  • Эмоциональное стимулирование;

  • Беседа;

  • Художественное слово.

Воспитатель эмоционально стимулирует детей.

-Ребята, посмотрите, какое у нас яркое солнышко сегодня, давайте с ним поздороваемся!

Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)

Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)

Здравствуйте, губки (показываем губки)

Здравствуйте, зубки (показываем зубки)

Губками «почмокали» («чмокаем»)

Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)

Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)

И ими помахали (машем ладошками)

А теперь все вместе –

«Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)

- Ребята, вы любите путешествовать?

- А куда вы путешествовали?

-Здорово! А вы когда-нибудь путешествовали в книгу?

-Ребята, я слышала о такой интересной стране, которая называется «Волшебство». Волшебники, которые там живут, знают очень много чудесных историй и даже подарили мне волшебный мешок, в котором появляются разные вещи.

-Ребята, вы бы хотели узнать, что в этот раз появилось в мешке?

-Давайте же скорее посмотрим.

-Ребята, что же это такое?

-Правильно, книга.

-Ребята, а на книге лежит записка, может быть прочитаем ее?

«Жители страны «Волшебство» приглашают самых любознательных ребят в гости!»

-Ребята, а вы хотите отправиться в гости к героям сказок?

-Тогда я вам предлагаю отправиться в путешествие по одной очень интересной сказке Владимира Федоровича Одоевского «Мороз Иванович». Вы согласны?

-Тогда давайте скажем волшебные слова.

«Раз, два, три, вокруг себя обернись и в стране «Волшебство» очутись».

Дети подходят к воспитателю, сосредоточивают внимание

слушают воспитателя, вступают в диалогическое общение.

Дети мотивированы на совместную образовательную деятельность

2

2.1



Основной этап

Беседа

Формировать интерес к произведению В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович».

  • Беседа.

Дети сидят полукругом на стульчиках, расставленных полукругом на ковре.

-Вот мы и оказались в сказке "Волшебство". Я бы хотела вам рассказать о сказке "Мороз Иванович", которую написал Владимир Федорович Одоевский- известный детский писатель. -Ребята, это прекрасное произведение читала мне бабушка. Мне сказка понравилась, тем, что она поучительная. В этой сказке рассказывается о двух девочках, которые жили с нянюшкой. Одну звали Рукодельница, а другую-Ленивица. Рукодельница была трудолюбива, а Ленивица ничего не делала. Однажды с Рукодельницей беда приключилась: пошла она за водой, а веревка-то и оборвалась, упало ведро в колодец. Пошла девочка за помощью к няне, но та сказала, чтобы Рукодельница исправляла сама всё, послушалась девочка нянюшку. Спустилась в колодец за ведром. Встретила Рукодельница Мороза Ивановича и говорит, что перед тем, как получить свое ведерко и вернуться домой, должна Рукодельница служить у него три дня Рукодельница всё выполняла. Наградил Мороз Иванович девочку подарками.  Вернулась Рукодельница домой, а няня увидела подарки и послала Ленивицу тоже за пятаками. Спустилась Ленивица в колодец, но лень ей было выполнять указания Мороза Ивановича, да ничего она и не умела. Попросила Ленивица на третий день дары за ее работу. Подарил Мороз ей серебряный слиток и огромный бриллиант, да растаяли подарки, как только Ленивица домой вернулась.

Дети слушают воспитателя.

Дети проявляют интерес к произведению В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович».


2.2




Выразительное чтение фрагмента произведения


Воспитывать умение слушать фрагмент сказки, сопереживать героям произведения В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

Формировать интерес к литературному произведению «Мороз Иванович».


  • Чтение отрывка произведения;

  • Художественное слово;

  • Повторное чтение;

  • Выразительное чтение;

  • Демонстрация;

  • Иллюстрация.


-Ребята, а какой отрывок сказки вам больше всего понравился?

-А и мне понравился отрывок, где Ленивица отправилась за подарками к Морозу Ивановичу.

-Давайте его послушаем?

Воспитатель читает отрывок из сказки.

«И прошла Ленивица мимо их. Вот дошла она до Мороза Ивановича. Старик по-прежнему сидел на ледяной скамеечке да снежные комочки покусывал».

«Кукуреќу, кукуреќулька!
У Ленивицы в руках ледяная сосулька».

Дети внимательно слушают сказку, рассматривают иллюстрации из книги.

Дети слушают фрагмент сказки, сопереживают героям произведения В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».


2.3






Беседа







Учить детей объяснять значения слов: "авось", "пальцы знобить", "если тебя совесть не зазрит", могут использовать их в речи.


Развивать умение вступать в диалог со взрослым и сверстниками.

Учить высказывать своё мнение о поступках героев.

  • Чтение художественной литературы;

  • Аналитическая беседа;

  • Объяснение незнакомых слов;

  • Беседа.


Воспитатель задаёт вопросы, побуждает детей к высказыванию, комментирует высказывания. Инициирует общее обсуждение.

-Ребята, скажите, вам понравился этот отрывок?

- А чем он вам больше всего понравился?

- Ребята, а вам понятно словосочетание «пальцы знобить»? Это значит морозить, холодно.

-Как вы поняли слово «авось» - оно означает может быть.

-Ребята, а как вы понимаете фразу «если тебя совесть не зазрит»? – означает если тебе совесть позволит.

-Ребята, а какая Ленивица? А Рукодельница?

-А как Рукодельница вела себя, когда попала к Морозу Ивановичу?

-Почему Ленивица решила к Морозу Ивановичу пойти? 

-Как вы думаете, заслужено ли Ленивица получила свою награду?

-Что случилось с наградой, которой одарил Мороз Иванович Ленивицу?

-Как вы думаете, почему Владимир Федорович Одоевский написал эту сказку?

- Сказка "Мороз Иванович" интересная и поучительная. Как вы думаете, чему она может научить?

-Сказка "Мороз Иванович" трудолюбию, делать всё на совесть, а не ради денег и похвали. Ведь достойный труд хорошо оплачивается.

-Ребята, вот нам пора и возвращаться домой. Наше путешествие подошло к концу.

Нужно сказать волшебные слова. 

«Раз, два, три, вокруг себя обернись и в детскому саду очутись.

Дети слушают и отвечают на вопросы воспитателя, слушают друг друга, выражают собственные чувства, мысли, говорят непонятные ими слова, слушают их объяснение.

Дети могут объяснить значения слов: "авось", "пальцы знобить", "если тебя совесть не зазрит", могут использовать их в речи.

Дети вступают  в диалог со взрослым и сверстниками.

Дети высказывают мнение о поступках героев.


Физкультминутка.

Способствовать снятию мышечного напряжения у детей, переключению их внимания.

  • Показ воспитателя;

  • Игра;

  • Объяснение.

Воспитатель наблюдает за детьми во время выполнения упражнений, корректирует в случае необходимости.

-Ребята, а сейчас я предлагаю нам вместе немного потанцевать. Давайте пройдём на ковёр.

Мы не будем торопиться

Разминая поясницу,

Мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись,

На соседа оглянись. (Повороты туловища в стороны.)

Чтобы стать ещё умнее,

Мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два,

Закружилась голова. (Вращение головой в стороны.)

Раз-два-три-четыре-пять,

Ноги надо нам размять. (Приседания.)

Напоследок, всем известно,

Как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте.)

От разминки польза есть?

Что ж, пора на место сесть. (Дети садятся.)

Дети выполняют упражнения по образцу.

Дети проявляют физическую активность.

Дети отдохнули, расслабились, приготовились к продолжению совместной образовательной деятельности.

2.4

Дидактическая игра "Узнай героя по описанию".


Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности.

Развивать у детей инициативу и самостоятельность в общении.

Развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением.


  • Объяснение;

  • Беседа;

  • Игра;

  • Поощрение.

-Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру "Узнай героя по описанию". Сейчас я буду описывать вам героя сказки, а вам нужно найти его среди других героев и назвать. Слушайте внимательно!

- Он посадил Рукодельницу возле себя, и они вместе пирожком позавтракали, а яблочками золотыми закусили.  Кто это? (Мороз Иванович)
- Она взбивала снег на постели Мороза Ивановича, и у нее при этом руки окостенели и пальчики побелели.  Про кого это говорится?(Рукодельница)
- Эта девочка, вставши с постели, садилась к окошку мух считать: сколько прилетело да сколько улетело.  Кто это? (Ленивица)
- «Сама беду сделала, сама и поправляй; сама ведёрко утопила, сама и доставай», - так она ответила Рукодельнице, когда девочка рассказала про свою беду и несчастье. Кто это говорил? (нянюшка)
- Он первым увидел Рукодельницу, когда девочка возвратилась домой с целой горстью серебряных пятачков и с подарками от Мороза Ивановича. Кто же это? (петух)

-Катя, а ты как думаешь, кто это? Давай ответим полным предложением.

- Молодцы, ребята, вы всех героев правильно назвали.

-А сейчас нам пора возвращаться обратно в детский сад, произносим волшебные слова

Снова палочкой волшебной

Я взмахну 4 раза

В детский садик непременно

Дети все вернутся сразу

Считаем: 1, 2, 3, 4

- Вот мы и в детском саду.

Дети слушают правила игры, активно участвуют, работают в командах.

Дети демонстрируют эмоциональную отзывчивость.

Дети проявляют доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности.

Дети проявляют инициативу и самостоятельность в общении.

Дети отвечают на вопросы полным предложением.


3.



Рефлексия

Формировать у детей умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод.

Развивать связную (диалогическую и монологическую) речь в процессе ответов на вопросы.


  • Беседа;

  • Эмоциональное стимулирование;

  • Поощрение.


Воспитатель задаёт вопросы, обсуждает с детьми.

-Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что больше всего понравилось?

-Скажите, а как называется сказка, которую мы сегодня с вами читали?

- Какой из героев сказки вам понравился больше всего? Почему?

- Ребята, с каким трудностями вы столкнулись? Как вы их преодолели?

Дети отвечают на вопросы слушают друг друга;

Дети выражают собственные чувства, мысли, выстраивают полное предложение.


Дети проявляют умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод.

Дети демонстрируют связную (диалогическую и монологическую) речь в процессе ответов на вопросы.


4.




Открытость

Ориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах.

  • Беседа;

  • Поручение.


Воспитатель ориентирует детей на самостоятельную деятельность.

-Ребята, как вы думаете, может быть в нашем волшебном мешочке еще что-нибудь интересное появилось? Давайте посмотрим.

-Ребята, как вы думаете, что это?

-Правильно, ребята, это письмо из страны «Волшебство».

«Уважаемые ребята, мы очень рады, что вам понравилась сказка Владимира Федоровича Одоевского «Мороз Иванович» и вы поставите ее на самую видную полку в группе и еще не раз перечитаете.

-Ребята в нашей стране объявили конкурс на самый интересный и красивый рисунок по сказке В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович», если вы хотите вы можете поучаствовать в нем, кажется у вас получатся чудесные рисунки».

Дети слушают воспитателя, выражают собственные чувства, мысли, отвечают на вопросы.

Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах.