Конструкт
организации непосредственно образовательной деятельности
по ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования
Забегаевой Полины Эдуардовны
(специальность 44.02.01 Дошкольное образование, 43 «Б» группы)
Дата: 21.09.2021
ДОО:
Возрастная группа: Старшая группа (5-6 лет)
Воспитатель:
Методист по практике: Эйвазова Юлия Николаевна
Руководитель по практике: Сульженко Наталья Вячеславовна
Тема: наблюдение за «Рябиной в осенний период»
Образовательная область: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», Физическое развитие
Форма проведения НОД: фронтальная, индивидуальная¸ групповая, подгрупповая
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе наблюдения за рябиной в совместной трудовой и исследовательской деятельности.
Планируемый результат:
Дети знают какие изменения происходят в природе осенью;
Дети демонстрируют умение наблюдать, замечать, различные мелочи, происходящие в природе.
Дети проявляют уважительное отношение друг к другу.
Дети проявляют ценностное отношение к природе;
Дети демонстрируют желание трудиться в процессе уборки участка;
Дети проявляют умение осуществлять компоненты деятельности
Дети отвечают на вопросы полным предложением.
Задачи | Задачи с учётом особенностей воспитанников группы |
Воспитательные: Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя; Воспитывать умение любоваться красотой окружающих деревьев, бережное отношение к растениям. Развивающие: Развивать связную речь, учить делать обобщение; Развивать наблюдательность в процессе рассматривания рябины. Образовательные: Закрепить знание о особенностях листьев рябины и ее ягод; Учить детей сравнивать несколько деревьев, находить сходство и различия; Обогатить и активизировать словарь за счет слов: разноцветный убор, гроздь, пурпурный, резной. | |
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):
1) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
2) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
3) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
4) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
5) возрастная адекватность дошкольного образования.
Принципы воспитания и обучения:
Принципы воспитания:
- формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом,
- создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма,
- воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения:
- принцип доступности,
- принцип систематичности и последовательности,
- принцип наглядности,
Методы воспитания: беседа, поощрение, создание ситуации успеха
Методы обучения: беседа, игра, демонстрация, показ, объяснение, пример, стимулирование занимательным содержанием
Учебно-методический комплект:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
2. Программа «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
Предварительная работа:
Чтение рассказа Сухомлинского «Птичья кладовая» (в группе).
Ранней осенью в степи не утихал птичий щебет. Птички слетались на поле, клевали зерно. На опушке стояла Рябина. Ягоды на ней висели красными гроздьями. Стоит она и удивляется, почему к ней птички не летят. Летел Дрозд, Рябина и спрашивает его:
- Дрозд, почему ты не хочешь отведать моих ягод?
- Подожди, Рябина, ягоды твои пригодятся в трудную пору. На твоих ветвях птичья кладовая.
Выпал снег. Белым ковром покрыл поля. Позаметал траву. Днем и ночью поет свою печальную песню холодный ветер. Рано проснулась Рябина от птичьего щебета. Видит - прилетели к ней дрозды и дятлы.
- Вот теперь и птичья кладовая нам понадобилась, - защебетал Дрозд.
- Угощай нас, Рябина, своими ягодами.
Вопросы по тексту:
- Почему удивлялась Рябина? - Какой разговор состоялся между Рябиной и Дроздом? - Почему Дрозд назвал Рябину птичьей кладовой?
- Кто любит лакомиться ее ягодами? (Ответы детей)
Индивидуальная работа:
Игра «Поймай мяч»
Цель: учить ловить и передавать мяч.
Последовательность деятельности | Методы | Содержание деятельности педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
1.Мотивационно-целевой Задача: собрать внимание детей, с мотивировать их на совместную деятельность | Стимулирование занимательным содержанием Эмоциональное стимулирование. | Воспитатель находиться вместе с детьми на участке: -Ребята, сегодня мы с вами пойдем к чудесному, красивому дереву. Послушайте загадку и отгадайте к какому дереву мы пойдем. В том лесу, не в огороде, Только осень на подходе, Новый у нее наряд, Бусы красные висят. Дрозд, снегирь, другая птица, Могут ею угоститься, Как усилится мороз, Возрастёт на пищу спрос. -Правильно, молодцы – это рябина. | Дети внимательно слушают воспитателя, отвечают на вопросы, отгадывают загадку | Дети проявляют внимательность и смотивированы на совместную деятельность. |
2.Основной 2.1 Беседа Задача: Учить детей отвечать полным предложением не перебивая друг друга | Беседа | Воспитатель собирает детей в круг. -Ребята, а вы помните какая рябина была летом? Верно, она была с зелеными листьями и зелеными ягодами. А сейчас пришла осень, посмотрите внимательно изменилась ли как-то рябина? -Что стало с листьями рябины? -Какими они стали цветом? -Обратите внимание на ягоды, что с ними стало? -А кто мне скажет, где растет рябина? -Какие звери любят ягоды рябины? -В августе кисти рябины начинают краснеть, а потом постепенно одевается в осенний наряд. Ярко горят алые кисти рябины и листья. В эту пору спешит к рябине шумная птичья стая. Снегири, голуби, вороны кормятся ягодами рябины. Рябина - любимое лакомство медведя, прежде чем медведь заляжет в берлогу, вдоволь наедаются ягод рябины. Также ветки и кору рябины охотно подъедают лоси я зайцы. Ягоды не сладость, Зато глазу радость И садам украшенье, А друзьям угощенье. Осень в сад к нам пришла, Красный факел зажгла. Здесь дрозды, скворцы снуют. И, галдя, его клюют. | Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы | Дети умеют отвечать полными предложениями не перебивая друг друга |
2.2. Наблюдение Задачи: развивать умение наблюдать, замечать различные мелочи, происходящие в природе осенью; воспитывать уважительное отношение друг к другу. | Беседа Объяснение Поощрение | Воспитатель предлагает детям найти рябину на участке и описать ее. - Ребята, давайте найдем на нашем участке рябину и подойдем к ней. - Молодцы, верно! - Ребята, посмотрите на рябину, что можно сказать о внешнем виде этого дерева? Опишите ее! Какой ствол у дерева? (Ответы детей) Какие листья, есть ли плоды у дерева, какие они, какой формы. Какая у нас рябина? (тонкая, кудрявая, красная, пышная, румяная) -Рябина очень красивое дерево. Все деревья осенью одеваются в разноцветные одежды: желтые, красные, оранжевые, бардовые. -Какого цвета и формы листья у рябины? (ответы детей) -Лист у рябины состоит из нескольких симметрично расположенных листиков овальной формы. -Что мы видим на рябине кроме листьев? -На тонких веточках, которые прогибаются от тяжести, висят оранжево-красные ягодки, которых очень много. Они мелкие, сочные с маленькими семечками внутри. -С чем можно сравнить грозди рябины? (с бусами, как шарики, как сережки, как драгоценные камешки) -Ребята, а вы знали, что древесину рябины используют для изготовления музыкальных инструментов. Древесина используется в столярном и мебельном деле. Из коры получают краску красно-бурых тонов, которой окрашивают ткань, из веток - черного цвета, а листья дают коричневую краску. С глубокой древности рябину использовали в медицинских целях. Народные лекари считали рябину одним из главных растений-целителей. На Севере больных летом выносили под рябину, так как верили, что «дух рябиновый отгоняет болезни». Листья рябины использовали для хранения овощей и фруктов. Наши предки для того, чтобы сохранить длительное время воду годной для питья, они бросали в нее ветку рябины, после чего вода приобретала приятный привкус и не портилась довольно долго. В походах рекомендуют с помощью листьев рябины обеззараживать воду. Осенью можно собрать спелые алые ягоды, которые после первых заморозков становятся вкусными и сладкими. -Ребята, знаете ли вы, что делают из ягод рябины? (ответы детей) -Из ягод рябины варят варенье, готовят очень вкусную пастилу, начинку для пирогов и конфет. Ягоды рябины очень богаты витаминами, их сушат и замораживают, из них делают компоты и витаминный чай. Сколько радости и пользы приносят ягоды рябины взрослым и детям. | Дети внимательно слушают воспитателя, отвечают на вопросы полным предложением, ведут беседу с воспитателем. Наблюдают за рябиной, обсуждают их с воспитателем. | Дети знают какие изменения происходят в природе осенью; Дети демонстрируют умение наблюдать, замечать, различные мелочи, происходящие в природе. Дети проявляют уважительное отношение друг к другу. |
2.3. Исследовательская деятельность Задачи: развивать умение осуществлять компоненты деятельности: рассматривание ствола рябины и ягод; -развивать умение отвечать на вопросы полным предложением. | Беседа Объяснение | Посчитать, сколько стволов у рябины, сколько гроздей. -Ребята, подойдите к рябине, покажите где ствол у нее? Потрогайте его. Какого он цвета? А какой он на ощупь? Давайте их с вами вместе посчитаем. Смотрите на ветвях рябины есть грозди ягод. Ой, как их много, нам всем не пересчитать их. А кто мне напомнит для чего так много ягод на рябине? Верно, чтобы зимующим птичкам было что кушать. Сравнить красную рябину с березой. -Ребята, а какое у нас еще есть дерево на участке? Верно, береза, посмотрите внимательно, чем ствол березы отличается от ствола рябины? (у березы на стволе есть чечевички, а у рябины их нет). А отличается ли ствол рябины цветом от ствола березы? А толщина? Молодцы. А чем еще рябина отличается от других деревьев? (тем, что на кончиках рябины растут грозди ягод) | Дети рассматривают ствол рябины и ягоды, отвечают на вопросы воспитателя. | Дети проявляют умение осуществлять компоненты деятельности: рассматривать ствол рябины и ягоды. Дети отвечают на вопросы полным предложением. |
3. Трудовая деятельность Задачи: воспитывать ценностное отношение к природе | Беседа | Уборка мусора на участке. Приучаем детей соблюдать чистоту и порядок на своем участке. -Мы с вами каждый день играем на участке. Но приятно и удобно находиться на участке тогда, когда на земле нет мусора, веранда подметена. Давайте сегодня все вместе уберем наш участок. - Как вы думаете, что нужно сделать? (Подмести листья, убрать мусор) -Перед тем как нам начать трудиться, выберите трех бригадиров, и они получат задание. -Кто будет сгребать опавшие листья? - Кто убирает сучья и камешки? - Чья бригада уносит мусор с участка? - Кто будет подметать веранду? -Ребята, вы большие молодцы! Кто расскажет как изменился наш участок? | Дети соблюдают чистоту на участке детского сада | Дети проявляют ценностное отношение к природе |
4.Игровая деятельность. Хороводная игра «Рябинка» Задача: -развивать у детей быстроту реакции, ловкость и внимание в ходе подвижной игры | Игра Объяснение | Воспитатель предлагает детям сыграть в игру. -Ребята, давайте с вами поиграем в хороводную игру, которая называется «Рябинка». Сейчас я вам объясню правила: вы беретесь за руки, ходите по кругу вокруг кого-то из нас, который изображает рябинку, и говорим такие слова: Всех мы за руки возьмем И к рябинке подойдем, Ты, рябинка красная, подскажи, Что ребятам делать покажи. Ребенок - рябинка показывает различные движения, имитирующие шелест листьев, раскачивание ветвей от ветра, рост растений, полет насекомых. -Кто мне расскажет правила игры? -Все верно, давайте выберем того, кто будет рябинкой. Кто у нас знает считалочку, давайте посчитаем по считалочке. Сережа ты будешь рябинкой. -Ребята, вам понравилась игра? | Дети слушают правила игры «Листья и ветер», затем играют в нее несколько раз. | Дети проявляют быстроту реакции, ловкость и внимание в ходе подвижной игры |
5.Подведение итогов. Задача: учить детей анализировать деятельность и подводить итоги прогулки. | Беседа Объяснение | С каким деревом мы познакомились на прогулке? Какие звери любят ягоды рябины? Какие птицы клюют ягоды рябины? Как рябина используется в народном хозяйстве? | Дети внимательно слушают воспитателя и отвечают на вопросы полным предложением. | Дети умеют анализировать свою деятельность и подводить итоги прогулки |
6. Открытость Задача: смотивировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах. | Беседа | Воспитатель раздает детям раскраски с листьями. - Ребята, когда будет свободное время, я вам предлагаю раскрасить эти раскраски с изображением ягод рябины. | Дети внимательно слушают воспитателя | Дети смотивированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах. |