Конструкт организации образовательной деятельности
по ПМ.03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»
Аристарховой Натальи Андреевны
(специальность 44.02.01 Дошкольное образование, группа 43 «А»)
Дата: 14.12.2021.
ДОО: №9
Группа: подготовительная группа (6-7 лет)
Руководитель практики: Колмогорцева Вероника Дмитриевна
Методист: Сульженко Наталья Вячеславовна
Тема «Помощь первокласснику»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»; «Социально-коммуникативное»; «Познавательное развитие»; «Физическое развитие».
Вид НОД: развитие речи
Форма НОД: занятие-игра
Виды деятельности: игровая, коммуникативная
Формы организации: индивидуальная, фронтальная
Планируемый результат:
Дети проявляют доброжелательное взаимоотношение между собой.
Дети проявляют интерес к совместной деятельности.
Дети проявляют умение слушать друг друга, не перебивая.
Дети проявляют умение отвечать полными предложениями.
Дети проявляют самостоятельность, инициативу, любознательность.
У детей продолжает развиваться слуховое внимание, мыслительные операции, анализ, сравнение, память, речевое дыхание.
У детей обогащена речь глаголом «предпочитать». И все?
Дети правильно употребляют существительные во множественном и единственном числе.
Дети умеют образовывать прилагательные.
Дети умеют образовать новые слова с помощью суффиксов.
Дети умеют образовывать однокоренные слова.
Цель: развитие грамматической стороны речи у детей в процессе речевых упражнений.
Задачи непосредственно-образовательной деятельности | Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
Воспитательные: воспитывать доброжелательных взаимоотношений между детьми; воспитывать интерес к совместной деятельности; воспитывать умение слушать друг друга, не перебивая. Развивающие: формировать умение отвечать полными предложениями; развивать самостоятельность, инициативу, любознательность; развивать слуховое внимание, мыслительные операции: анализ, сравнение, память, речевое дыхание. Обучающие: обогащать речь детей глаголом «предпочитать»; формировать правильность употребления существительных во множественном и единственном числе; учить детей образовывать прилагательные; учить образовать новые слова с помощью суффиксов; учить образовывать однокоренные слова. | Побуждать Юлю отвечать полными предложениями |
Список использованных источников
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
3.Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада/Под ред. В.В.Гербовой.
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):
-формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
Принципы воспитания: Формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема, воспитание через взаимодействие
Принципы обучения: Принцип доступности, принцип наглядности, принцип осознанности и активности.
Методы воспитания: Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения(беседа), Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе(поощрение).
Методы обучения: по источнику получения знаний (словесные, наглядные), эмоционального стимулирования(поощрение), Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей (создание проблемной ситуации)
Оборудование: Письмо с заданиями, листья деревьев (разных цветов и с разных деревьев), мяч.
Предварительная работа
Игра: «Скажи наоборот».
Цель: продолжать работу по обогащению словаря
Ход:
-Ребята, вставайте в круг. Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы должны быстро придумать противоположное значение. Игра, поэтому, так и называется: «Скажи наоборот». Ну, что, готовы?
Мокрый – сухой. Радостный – грустный. Холодный – теплый.
Поздняя – ранняя. Яркий – тусклый. Низкий – высокий. Сытый – голодный.
Редкий – частый. Начало – конец. Длинный – короткий.
Тихий – громкий. Высокий – низкий. Умный – глупый. Тяжелый – легкий.
Новый – старый. Шумный – тихий. Чистый – грязный. Хороший – плохой. Злой – добрый.
Воспитатель организует игру.
-Молодцы ребята, вы на всё ответили верно. Если вы захотите в нее поиграть, то сможете взять мяч и поиграть самостоятельно.
Индивидуальная работа
Дидактическая игра: «Что делает персонаж?»
Цель: продолжать работу по обогащению словаря.
Ход игры:
Юля, у меня для тебя есть одна очень интересная игра, ты бы хотела в неё поиграть?
Я буду доставать картинки с действиями и показывать тебе. Нужно сказать, что делает персонаж. Например, смотри кто здесь нарисован? Верно мальчик. А что он делает? Правильно сидит на стуле. А как будет полным предложением? Верно, мальчик сидит на стуле. Юля ты теперь знаешь правила этой игры?
Воспитатель организует игру.
Вот мы и поиграли в игру «Что делает персонаж?». Тебе понравилась игра? А ты бы хотела сыграть в нее? Тогда я предлагаю тебе рассказать об этой игре ребятам в нашей группе и сыграть вместе с ними.
Этапы деятельности | Методы обучения | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
1. Мотивация на совместную деятельность Задача: - смотивировать детей на совместную образовательную деятельность. | Эмоциональное стимулирование, Беседа. | Воспитатель вносит конверт в группу. -Ребята смотрите, нам прислали письмо. Вам интересно, что в нём? (Ответ детей) Давайте тогда откроем его. Воспитатель открывает конверт и достаёт письмо. -Ребята, здесь письмо, давайте его прочитаем. «Здравствуйте ребята, меня зовут Ваня. Я недавно пошел в школу в 1 класс и мне задали несколько заданий. Я не знаю, как их решить. Ребята, не могли бы вы мне помочь их выполнить, без вашей помощи мне не справиться» -Ребята, мы сможем помочь Ване? (Ответ детей) -Здорово! Также в конверте лежат задания, которые надо выполнить. | Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, готовы помочь Ване. | Дети мотивированы на совместную образовательную деятельность. |
Речевая разминка Задача: - развитие артикуляционного аппарата | Показ, художественное слово, поощрение. | - Перед тем как нам начать, давайте выполним речевую разминку. Ба – бо – бы – на дворе стоят столбы. Бу –бы – ба – из окна торчит труба. Ду – до – да – гудят провода. Ужу – жу – жу – молоко дадим ежу. Жа – жа – жа – есть иголки у ежа. Жи – жи – жи – здесь живут ежи. Же – же – же – дождь прошел уже. Жо – жо – жо – лужок, снежок, пирожок, творожок. За – за – за – уходи домой, коза. Зу – зу – зу – моем Катю мы в тазу. - Молодцы, ребята! | Дети слушают воспитателя, повторяют движения за ним. | У детей развит артикуляционный аппарат. |
2. Основная часть. 2.1. «Один – много» Задачи: - обогащать словарь; - формировать правильность употребления существительных во множественном и единственном числе; - развивать слуховое внимание, диалогическую речь, мыслительные операции, анализ, сравнение, память. | Упражнение, игра, объяснение. | Воспитатель достаёт из конверта первое задание. -Ребята, в первое задание называется «Один-много». Правила такие: я буду вам говорить слова в единственном числе, а вы мне должны сказать во множественном, например я говорю «дом», а вы должны сказать «дома», ребята вам понятны правила? (Ответ детей) - Отлично! Предлагаю начать. Одна пачка сахара, а много (пачек), одно ухо, а много (ушей), один шар, а много (шаров), один карандаш, а много (карандашей), один лист, а много (листьев), один воробей, много (воробьёв). -Молодцы ребята, вы правильно выполнили первое задание. Давайте перейдём к следующему заданию. | Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, выполняют первое задание Вани | Обогащена речь детей. У детей сформирована правильность употребления существительных во множественном и единственном числе. У тетей развито слуховое внимание, диалогическая речь, мыслительные операции, анализ, сравнение, память. |
2.2. Дыхательная гимнастика - развивать речевое дыхание; - обогащать словарь. | Упражнение, игра, объяснение. | - Перед тем как выполнить следующее задание, я предлагаю вам выполнить дыхательную гимнастику. Воспитатель раздаёт детям снежинки. - Посмотрите, что у вас в руках? (Ответ детей). - Верно, это снежинки. Давайте встанем в круг, а теперь внимательно посмотрите, что я буду делать. Нужно положить снежинку на ладонь носом вдохнуть, сложить губы трубочкой и долго дуть на снежинку, как ветерок. Следить за тем, чтобы при выдохе плечи не поднимались, щеки не надувались. А теперь попробуйте выполнить сами. Смотрите, какой красивый снегопад. Вы знаете, что такое «снегопад»? (Ответ детей). - Верно, это когда много снежинок падает с неба. А хотите попробовать еще раз? (выполняется несколько раз) | Дети слушают воспитателя, выполняют дыхательную гимнастику, отвечают на вопросы. | Развивается правильное носовое дыхание. Обогащается словарь. |
2.3. «Я придумываю цвет» Задачи: - продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми; - воспитывать умение слушать друг друга, не перебивая; - - учить детей образовывать прилагательные; - развивать диалогическую речь, формировать умение отвечать полными предложениями. | Упражнение, игра, объяснение. | Воспитатель достаёт второе задание из конверта. -Ребята вот и следующее задание, которое называется «Я придумываю цвет». - Вспомним, какие цвета мы знаем. (Ответ детей). - Перед тем, как начать выполнять задание, я предлагаю вам вспомнить, как мы ведём себя при ответе на вопрос. (Ответ детей). - А перебивать друг друга будем? А ссориться и ругаться? (Ответ детей). - Хорошо. Названия некоторых цветов происходят от названия слов – предметов. Давай придумаем названия цветов вместе. Вы будете отвечать и находить этот цвет на столе и показывать нам. Лимон (цвет какой) – лимонный. Свекла (цвет какой) – свекольный. Орех (цвет какой) – ореховый. Морковь (цвет какой) – морковный. Малина (какой цвет) – малиновый. Оливка (какой цвет) – оливковый. -Молодцы ребята, мы справились и со вторым заданием. | Дети слушают воспитателя, отвечаю на вопросы, выполняют второе задание. | Дети умеют образовывать прилагательные. У детей развито доброжелательное взаимоотношение друг с другом. Дети умеют слушать друг друга, не перебивая. У детей развита диалогическая речь, сформировано умение отвечать полными предложениями. |
2.4. Игра «Какие бывают соки» Задачи: - учить детей образовывать прилагательные; - обогащать речь детей глаголом «предпочитать»; - развивать диалогическую речь, формировать умение отвечать полными предложениями; | Упражнение, игра, объяснение, иллюстрация. | Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение: Напитки я испробовал различные, Пил соки золотые полной чашей. Они – не умаляю – преотличные, Но меркнут по сравненью с простоквашей. А. Смирнов -А какие напитки вы предпочитаете? Предпочитает – это значит выбирает из многих других, любит. (Ответ детей). -Наше задание, называется «Какие бывают соки». Давайте встанем в круг, я по очереди буду бросать вам мяч и говорить из чего сок, а вы должны сказать как будет называться этот сок, например, я говорю «Сок из яблок – вы отвечаете «яблочный сок». Сок из винограда – виноградный. Сок из моркови – морковный. Сок из томатов – томатный сок. Сок из огурцов – огуречный сок. Сок из слив – сливовый сок. Сок из капусты – капустный сок. Сок из картофеля – картофельный сок. Сок из клюквы – клюквенный. Сок из груш - грушевый. -Здорово, мы выполнили последнее задание для Вани. | Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, выполняют задание. | Дети умеют образовывать прилагательные. У детей обогащена речь глаголом «предпочитать». У детей развита диалогическая речь, сформировано умение отвечать полными предложениями. У тетей развито слуховое внимание, диалогическая речь, мыслительные операции, анализ, сравнение, память. |
2.5 Игра «Зверюшки» Задачи: - учить образовать новые слова с помощью суффиксов; - развивать слуховое внимание, диалогическую речь, мыслительные операции, анализ, сравнение, память. | Упражнение, игра, объяснение. | - Ребята, как вы ласково называете друг друга? (Ответ детей). - Хорошо, я предлагаю вам ласково назвать животных. Например, заяц – зайчик. Волк – волчок, лиса – лисичка, медведь – медвежонок, кот – котик, белка – белочка и т.д. - Хорошо, молодцы ребята! | Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, выполняют задание. | Дети умеют образовать новые слова с помощью суффиксов. У тетей развито слуховое внимание, диалогическая речь, мыслительные операции, анализ, сравнение, память. |
2.6 Игра с мячом «Назови родственные слова» Задача: - учить образовывать однокоренные слова. | Упражнение, игра, объяснение. | - Ребята, это задание называется «Назови родственные слова». Я буду бросать вам мячик и задавать вопрос, а вам нужно ответить на него. Предлагаю начать. А где живет человек? (В доме) Как можно сказать о маленьком доме? (домик) О большом доме? (домище) Сказочный человек, который живет в доме? (домовой) Человек, который любит проводить свободное время у себя дома? (домосед) Как назовем дела, которые выполняем дома? (домашние) Как называют женщину, которая не работает, а ведет домашнее хозяйство? (домохозяйка) - Отлично! | Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, выполняют задание. | Дети умеют образовывать однокоренные слова. |
3. Подведение итогов ОД Задача: - формировать у детей умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод. | Беседа. | Воспитатель подводит итоги сегодняшнего занятия. -Ребята, мы выполнили с вами все задания, которые отправил нам Ваня, а как вы думаете, мы смогли помочь ему? (Ответ детей) - Вам понравилось выполнять задания? (Ответы детей) - Ребята, с каким трудностями вы столкнулись? (Ответы детей) - Как вы их преодолели? (Ответы детей) -Здорово, но как мы сможем рассказать Ване, что мы помогли ему выполнить задания? (Ответ детей) -Да ребята. Давайте напишем Ване письмо и отправим его. | Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, предлагают пути решения. | Дети проявляют умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод. |
4.Открытость. Задача: - сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах. | Беседа. | -Какие задания вам понравились? (Ответы детей) -Ребята, а вы смогли бы сами сыграть в эти игры? (Ответы детей) - Тогда я предлагаю вам сыграть в них, если вы захотите. | Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы. | Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах. |
Наглядность
6