СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт по развитию речи на тему: "Помощь превокласнику"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конструкт по развитию речи на тему: "Помощь превокласнику"»

Конструкт организации образовательной деятельности

по ПМ.03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»

Аристарховой Натальи Андреевны

(специальность 44.02.01 Дошкольное образование, группа 43 «А»)

Дата: 14.12.2021.

ДОО: №9

Группа: подготовительная группа (6-7 лет)

Руководитель практики: Колмогорцева Вероника Дмитриевна

Методист: Сульженко Наталья Вячеславовна

Тема «Помощь первокласснику»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»; «Социально-коммуникативное»; «Познавательное развитие»; «Физическое развитие».

Вид НОД: развитие речи

Форма НОД: занятие-игра

Виды деятельности: игровая, коммуникативная

Формы организации: индивидуальная, фронтальная

Планируемый результат:

  • Дети проявляют доброжелательное взаимоотношение между собой.

  • Дети проявляют интерес к совместной деятельности.

  • Дети проявляют умение слушать друг друга, не перебивая.

  • Дети проявляют умение отвечать полными предложениями.

  • Дети проявляют самостоятельность, инициативу, любознательность.

  • У детей продолжает развиваться слуховое внимание, мыслительные операции, анализ, сравнение, память, речевое дыхание.

  • У детей обогащена речь глаголом «предпочитать». И все?

  • Дети правильно употребляют существительные во множественном и единственном числе.

  • Дети умеют образовывать прилагательные.

  • Дети умеют образовать новые слова с помощью суффиксов.

  • Дети умеют образовывать однокоренные слова.

Цель: развитие грамматической стороны речи у детей в процессе речевых упражнений.

Задачи непосредственно-образовательной деятельности

Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательных взаимоотношений между детьми;

  • воспитывать интерес к совместной деятельности;

  • воспитывать умение слушать друг друга, не перебивая.

Развивающие:

  • формировать умение отвечать полными предложениями;

  • развивать самостоятельность, инициативу, любознательность;

  • развивать слуховое внимание, мыслительные операции: анализ, сравнение, память, речевое дыхание.

Обучающие:

  • обогащать речь детей глаголом «предпочитать»;

  • формировать правильность употребления существительных во множественном и единственном числе;

  • учить детей образовывать прилагательные;

  • учить образовать новые слова с помощью суффиксов;

  • учить образовывать однокоренные слова.

Побуждать Юлю отвечать полными предложениями

Список использованных источников

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.

2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

3.Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада/Под ред. В.В.Гербовой.

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

-формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

Принципы воспитания: Формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема, воспитание через взаимодействие

Принципы обучения: Принцип доступности, принцип наглядности, принцип осознанности и активности.

Методы воспитания: Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения(беседа), Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе(поощрение).

Методы обучения: по источнику получения знаний (словесные, наглядные), эмоционального стимулирования(поощрение), Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей (создание проблемной ситуации)

Оборудование: Письмо с заданиями, листья деревьев (разных цветов и с разных деревьев), мяч.


Предварительная работа

Игра: «Скажи наоборот».

Цель: продолжать работу по обогащению словаря

Ход:

-Ребята, вставайте в круг. Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы должны быстро придумать противоположное значение. Игра, поэтому, так и называется: «Скажи наоборот». Ну, что, готовы?

Мокрый – сухой. Радостный – грустный. Холодный – теплый.

Поздняя – ранняя. Яркий – тусклый. Низкий – высокий. Сытый – голодный.

Редкий – частый. Начало – конец. Длинный – короткий.

Тихий – громкий. Высокий – низкий. Умный – глупый. Тяжелый – легкий.

Новый – старый. Шумный – тихий. Чистый – грязный. Хороший – плохой. Злой – добрый.

Воспитатель организует игру.

-Молодцы ребята, вы на всё ответили верно. Если вы захотите в нее поиграть, то сможете взять мяч и поиграть самостоятельно.




Индивидуальная работа

Дидактическая игра: «Что делает персонаж?»

Цель: продолжать работу по обогащению словаря.

Ход игры:

Юля, у меня для тебя есть одна очень интересная игра, ты бы хотела в неё поиграть?

Я буду доставать картинки с действиями и показывать тебе. Нужно сказать, что делает персонаж. Например, смотри кто здесь нарисован? Верно мальчик. А что он делает? Правильно сидит на стуле. А как будет полным предложением? Верно, мальчик сидит на стуле. Юля ты теперь знаешь правила этой игры?

Воспитатель организует игру.

Вот мы и поиграли в игру «Что делает персонаж?». Тебе понравилась игра? А ты бы хотела сыграть в нее? Тогда я предлагаю тебе рассказать об этой игре ребятам в нашей группе и сыграть вместе с ними.

Этапы деятельности

Методы обучения

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1. Мотивация на

совместную деятельность

Задача:

- смотивировать детей на совместную образовательную деятельность.

Эмоциональное стимулирование,

Беседа.

Воспитатель вносит конверт в группу.

-Ребята смотрите, нам прислали письмо. Вам интересно, что в нём?

(Ответ детей)

Давайте тогда откроем его.

Воспитатель открывает конверт и достаёт письмо.

-Ребята, здесь письмо, давайте его прочитаем.

«Здравствуйте ребята, меня зовут Ваня. Я недавно пошел в школу в 1 класс и мне задали несколько заданий. Я не знаю, как их решить. Ребята, не могли бы вы мне помочь их выполнить, без вашей помощи мне не справиться»

-Ребята, мы сможем помочь Ване?

(Ответ детей)

-Здорово! Также в конверте лежат задания, которые надо выполнить.

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, готовы помочь Ване.

Дети мотивированы на совместную образовательную деятельность.

Речевая разминка

Задача:

- развитие артикуляционного аппарата


Показ, художественное слово, поощрение.


- Перед тем как нам начать, давайте выполним речевую разминку.

Ба – бо – бы – на дворе стоят столбы.

Бу –бы – ба – из окна торчит труба.

Ду – до – да – гудят провода.

Ужу – жу – жу – молоко дадим ежу.

Жа – жа – жа – есть иголки у ежа.

Жи – жи – жи – здесь живут ежи.

Же – же – же – дождь прошел уже.

Жо – жо – жо – лужок, снежок, пирожок, творожок.

За – за – за – уходи домой, коза.

Зу – зу – зу – моем Катю мы в тазу.

- Молодцы, ребята!

Дети слушают воспитателя, повторяют движения за ним.

У детей развит артикуляционный аппарат.


2. Основная часть.

2.1. «Один – много»

Задачи:

- обогащать словарь;

- формировать правильность употребления существительных во множественном и единственном числе;

- развивать слуховое внимание, диалогическую речь, мыслительные операции, анализ, сравнение, память.

Упражнение, игра, объяснение.


Воспитатель достаёт из конверта первое задание.

-Ребята, в первое задание называется «Один-много». Правила такие: я буду вам говорить слова в единственном числе, а вы мне должны сказать во множественном, например я говорю «дом», а вы должны сказать «дома», ребята вам понятны правила?

(Ответ детей)

- Отлично! Предлагаю начать. Одна пачка сахара, а много (пачек), одно ухо, а много (ушей), один шар, а много (шаров), один карандаш, а много (карандашей), один лист, а много (листьев), один воробей, много (воробьёв).

-Молодцы ребята, вы правильно выполнили первое задание. Давайте перейдём к следующему заданию.



Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, выполняют первое задание Вани

Обогащена речь детей.

У детей сформирована правильность употребления существительных во множественном и единственном числе.

У тетей развито слуховое внимание, диалогическая речь, мыслительные операции, анализ, сравнение, память.

2.2. Дыхательная гимнастика

- развивать речевое дыхание;

- обогащать словарь.






Упражнение, игра, объяснение.










- Перед тем как выполнить следующее задание, я предлагаю вам выполнить дыхательную гимнастику.

Воспитатель раздаёт детям снежинки.

- Посмотрите, что у вас в руках?

(Ответ детей).

- Верно, это снежинки. Давайте встанем в круг, а теперь внимательно посмотрите, что я буду делать. Нужно положить снежинку на ладонь носом вдохнуть, сложить губы трубочкой и долго дуть на снежинку, как ветерок. Следить за тем, чтобы при выдохе плечи не поднимались, щеки не надувались. А теперь попробуйте выполнить сами. Смотрите, какой красивый снегопад. Вы знаете, что такое «снегопад»?

(Ответ детей).

- Верно, это когда много снежинок падает с неба. А хотите попробовать еще раз? (выполняется несколько раз)

Дети слушают воспитателя, выполняют дыхательную гимнастику, отвечают на вопросы.

Развивается правильное носовое дыхание.

Обогащается словарь.


2.3. «Я придумываю цвет»

Задачи:

- продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми;

- воспитывать умение слушать друг друга, не перебивая;

- - учить детей образовывать прилагательные;

- развивать диалогическую речь, формировать умение отвечать полными предложениями.

Упражнение, игра, объяснение.



Воспитатель достаёт второе задание из конверта.

-Ребята вот и следующее задание, которое называется «Я придумываю цвет».

- Вспомним, какие цвета мы знаем.

(Ответ детей).

- Перед тем, как начать выполнять задание, я предлагаю вам вспомнить, как мы ведём себя при ответе на вопрос.

(Ответ детей).

- А перебивать друг друга будем? А ссориться и ругаться?

(Ответ детей).

- Хорошо. Названия некоторых цветов происходят от названия слов – предметов. Давай придумаем названия цветов вместе. Вы будете отвечать и находить этот цвет на столе и показывать нам. Лимон (цвет какой) – лимонный. Свекла (цвет какой) – свекольный. Орех (цвет какой) – ореховый. Морковь (цвет какой) – морковный. Малина (какой цвет) – малиновый. Оливка (какой цвет) – оливковый.

-Молодцы ребята, мы справились и со вторым заданием.

Дети слушают воспитателя, отвечаю на вопросы, выполняют второе задание.

Дети умеют образовывать прилагательные.

У детей развито доброжелательное взаимоотношение друг с другом.

Дети умеют слушать друг друга, не перебивая.

У детей развита диалогическая речь, сформировано умение отвечать полными предложениями.

2.4. Игра «Какие бывают соки»

Задачи:

- учить детей образовывать прилагательные;

- обогащать речь детей глаголом «предпочитать»;

- развивать диалогическую речь, формировать умение отвечать полными предложениями;


Упражнение, игра, объяснение, иллюстрация.


Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение:

Напитки я испробовал различные,

Пил соки золотые полной чашей.

Они – не умаляю – преотличные,

Но меркнут по сравненью с простоквашей.

А. Смирнов

-А какие напитки вы предпочитаете? Предпочитает – это значит выбирает из многих других, любит.

(Ответ детей).

-Наше задание, называется «Какие бывают соки».

Давайте встанем в круг, я по очереди буду бросать вам мяч и говорить из чего сок, а вы должны сказать как будет называться этот сок, например, я говорю «Сок из яблок – вы отвечаете «яблочный сок».

Сок из винограда – виноградный.

Сок из моркови – морковный.

Сок из томатов – томатный сок.

Сок из огурцов – огуречный сок.

Сок из слив – сливовый сок.

Сок из капусты – капустный сок.

Сок из картофеля – картофельный сок.

Сок из клюквы – клюквенный.

Сок из груш - грушевый.

-Здорово, мы выполнили последнее задание для Вани.

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, выполняют задание.

Дети умеют образовывать прилагательные.

У детей обогащена речь глаголом «предпочитать».

У детей развита диалогическая речь, сформировано умение отвечать полными предложениями.

У тетей развито слуховое внимание, диалогическая речь, мыслительные операции, анализ, сравнение, память.

2.5 Игра «Зверюшки»

Задачи:

- учить образовать новые слова с помощью суффиксов;

- развивать слуховое внимание, диалогическую речь, мыслительные операции, анализ, сравнение, память.


Упражнение, игра, объяснение.


- Ребята, как вы ласково называете друг друга?

(Ответ детей).

- Хорошо, я предлагаю вам ласково назвать животных. Например, заяц – зайчик. Волк – волчок, лиса – лисичка, медведь – медвежонок, кот – котик, белка – белочка и т.д.

- Хорошо, молодцы ребята!

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, выполняют задание.

Дети умеют образовать новые слова с помощью суффиксов.

У тетей развито слуховое внимание, диалогическая речь, мыслительные операции, анализ, сравнение, память.

2.6 Игра с мячом «Назови родственные слова»

Задача:

- учить образовывать однокоренные слова.

Упражнение, игра, объяснение.


- Ребята, это задание называется «Назови родственные слова». Я буду бросать вам мячик и задавать вопрос, а вам нужно ответить на него. Предлагаю начать.

А где живет человек? (В доме)

Как можно сказать о маленьком доме? (домик)

О большом доме? (домище)

Сказочный человек, который живет в доме? (домовой)

Человек, который любит проводить свободное время у себя дома? (домосед)

Как назовем дела, которые выполняем дома? (домашние)

Как называют женщину, которая не работает, а ведет домашнее хозяйство? (домохозяйка)

- Отлично!

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, выполняют задание.

Дети умеют образовывать однокоренные слова.

3. Подведение итогов ОД

Задача:

- формировать у детей умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод.

Беседа.

Воспитатель подводит итоги сегодняшнего занятия.

-Ребята, мы выполнили с вами все задания, которые отправил нам Ваня, а как вы думаете, мы смогли помочь ему?

(Ответ детей)

- Вам понравилось выполнять задания?

(Ответы детей)

- Ребята, с каким трудностями вы столкнулись?

(Ответы детей)

- Как вы их преодолели?

(Ответы детей)

-Здорово, но как мы сможем рассказать Ване, что мы помогли ему выполнить задания?

(Ответ детей)

-Да ребята. Давайте напишем Ване письмо и отправим его.

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, предлагают пути решения.


Дети проявляют умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод.

4.Открытость.

Задача:

- сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах.

Беседа.

-Какие задания вам понравились?

(Ответы детей)

-Ребята, а вы смогли бы сами сыграть в эти игры?

(Ответы детей)

- Тогда я предлагаю вам сыграть в них, если вы захотите.

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы.

Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах.







Наглядность



6