1. Мотивация к учебной деятельности Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку. | Методы воспитания: Методы обучения: | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елизавета Андреевна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я. - Скажите, как ученики 4 класса, какими нужно быть на уроке? - Совершенно верно. На уроке нужно быть активными, внимательными, стараться изо всех сил, помогать товарищам. - Скажите, для чего мы изучаем русский язык? - Верно, мы изучаем русский язык, потому что это наш родной язык. На нем говорят наши друзья, близкие. На уроках русского языка мы учимся правильно писать, читать, говорить. - Сегодня мы будем работать над очень важной темой. Я желаю вам успехов! | Личностные: обучающиеся принимают и осваивают социальную роль обучающегося. Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию; |
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Задача: актуализировать знания, выявить проблему и причины затруднения, поставить тему урока и цель | Методы воспитания: Методы обучения: | -А сейчас я предлагаю вам отгадать загадку, слушайте внимательно Если на картине горы и река, Поле, небо синее, В небе облака, Снежные равнины, Край родимый наш. Природа на картине называется...(пейзаж) -Все верно, ребята, это пейзаж. Демонстрация слова с выделенной орфограммой. (пЕйзаж)-напечаать -А кто- нибудь знает, что такое пейзаж? Вспомните, о чём говорилось в загадке. ( дети предполагают, строят высказывание) - Пейзаж- это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является местность, естественная или преображенная человеком природа: городские и сельские ландшафты, виды городов, зданий. -Сколько слогов в данном слове?(2) ( наблюдение над словом) -На какой слог падает ударение?(на 2 слог) -Все верно -Сейчас предлагаю открыть тетради и записать данное слово. Подчеркнуть орфограмму. - Придумайте предложение с этим словом. -Я предлагаю записать под диктовку предложение( Девочка нарисовала красивый пейзаж) -Хорошо, мы закрепили написание данного слова. - Какую тему вы изучали на предыдущем уроке? ( склонение им. сущ.) - Что такое склоне6ние?( Это изменение по падежам) -Для того, чтобы повторить наши знания о склонении имен существительных, я вам предлагаю выполнить задание у доски. Необходимо восстановить таблицу. Страна море ночь – это потом поместишь, когда определят склонение - Давайте восстановим столбик 1- скл. Выходи * , выбери анщлаг, какой считаешь нужным, прикрепи к 1скл. (Об.- ся выходят по- одному, заполняют 1 столбик) -Ребята, все согласны с выбором(Имя)? (Далее со 2 скл, с 3 скл.) - Кто желает нам рассказать, какие существительные относятся к 1 скл, 2, 3?( к 1 скл относятся сущ ж, м рода и тд) -Какие окончания выделяют у сущ.1 скл? 2,3? -Отлично, мы смогли восстановить данную таблицу, озвучили таблицу. -А теперь давайте определим, к какому склонению относятся слова.( на доске 3 слова ПОЗДНЯЯ НОЧЬ ВЕЛИКАЯ СТРАНА СИНЕЕ МОРЕ Дети определяют род и окончание у сущ. , определяют род скл.-е и ты прикрепляешь слово к таблице. ( поздняя ночь. (3 скл, жр, 0окон, синее море(2 скл, оно моё- ср. р окончание е), великая страна(1 скл, жр, окончание а) - Давайте определим склонение у словосочетания БУКЕТ СИРЕНИ ( Вывешивается на доске) - Давайте выделим окончание ( сиренИ), а к какому склонению относится это существительное? - У нас в таблице есть такое окончание? (нет) -Ребята, а можем ли мы сразу определить склонение у слова СИРЕНИ? (нет) -Так как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Как определить склонение имен существительных) - Какую цель поставим? - Цель: учиться определять склонение им. существительных. | Личностные: обучающиеся принимают и осваивают социальную роль обучающегося; овладевают навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками). Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию; обучающиеся осознают цель выполняемых действий; понимают смысл предъявляемых учебных задач (выделить, написать и т.п.). Предметные: обучающиеся умеют определять склонение имен существительных. |
3. Решение проблемы Задача: организовать выход из проблемной ситуации | Методы воспитания: Методы обучения: | -Для того, чтобы научиться определять склонение им. сущ., мы должны составить алгоритм. Давайте продолжим наблюдать над словом СИРЕНИ в словосочетании- БУКЕТ СИРЕНИ -Ребята, а почему мы не можем определить сразу склонение у сущ. СИРЕНИ? Давайте посмотрим на слова под таблицей. Когда мы смогли определить склонение., в какой форме они стоят? -В каком падеже все 3 слова( Страна море ночь) - что? в ИМ. п. - В каком числе? – в ед.ч. Им.п.ед.ч – это какая форма? ( начальная ф. им. сущ.) - Значит слова должны стоять в Начал. форме - Первый пункт алгоритма- необходимо поставить слово в н.ф -Начальная форма-это слово в именительном падеже, единственном числе.(на доске) Букет сирени- н.ф.- сирень( это нужно сразу показать и записать или аншлаг прикрепить) 1 пункт алгоритма: 1. Поставь слово в н.ф, - (И.п., ед.ч.). - А дальше что должны сделать?( учитель показывает на таблицу, напоминая, про род и окончание) ( дети отвечают) Вывешиваем 2 п. алгоритма 2.Определи род, выдели окончание. - Давайте у слова СИРЕНЬ- определим род( она моя- ж.р., ), окончание?( нулевое) - Теперь мы можем определить скл.?(да) - Какое( 3 скл.) - Значит 3 пункт нашего алгоритма: 3.Определи склонение - Давайте расскажем по алгоритму, как же нужно определять склонение. ( об.- ся с помощью учителя составляют связный рассказ, как опред. склонение) - А теперь давайте откроем учебник и прочитаем правило и сравним, верно ли мы с вами составили алгоритм. - Учитель читает. - Верны ли наши выводы?( Да) | Личностные: обучающиеся принимают и осваивают социальную роль обучающегося; овладевают навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками). Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию; понимают смысл предъявляемых учебных задач (выделить, написать и т.п.); осуществляют пошаговый и итоговый контроль результатов под руководством учителя и самостоятельно адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. |
5. Первичное закрепление знаний Задача: организовать закрепление способа действия при решении типовых задач. | Методы воспитания: создание ситуации успеха поощрение Методы обучения: Словесные (беседа) Практические (упражнения) Методы накопления социального опыта (временная работа в парах) | -Ребята, а сейчас я предлагаю вам поработать с учебником, выполнить упражнение 179, стр 101. -Кто желает прочитать задание?(читают) -Что необходимо сделать?(прочитать, списать) -Предлагаю выполнить у доски, кто желает?(выходят к доске) -Запишем 1 предложение. (На землю- н.ф. земля ( в.п, ж.р.)- 1 скл. Ночь- -н.ф. ночь( и.п, ж.р)- 3 скл Над рекой-река( т.п, жр, 1 скл) Луна- н.ф луна(и.п, ед. ч, жр, 1 скл) На землю (В. п., 1-е скл.) опустилась ночь (И. п., 3-е скл.). 2. Над рекой (Т. п., 1-е скл.) появился туман (И. п., 2-е скл.).4 3. Луна (И. п., 1-е скл.) осветила окрестность (В. п., 3-е скл.). -Отлично, а теперь предлагаю поработать в парах, выполнить упражнение на карточках. -У вас на парте лежит карточка с заданием, давайте прочитаем его, кто желает?(Прочитай выразительно текст, определи основную мысль текста, найди существительные во мн. числе, определи склонение) -Кто закончит, поднимаем руку и мы проверим. -Какая основная мысль текста?(семейные отношения самые крепкие, близкие всегда придут на помощь и поддержат) -Какие существительные вы нашли в тексте?(Внук (2−е скл.), сын (2−е скл.), малыш (2−е скл.), маму (1−е скл.), папу (1−е скл.), любовь (3−е скл.), конца (2−е скл.), опорой (1−е скл.). -А теперь определим склонение и подпишем его над словами. -Отлично, ребята, вы большие молодцы, справились с заданием. | Личностные: обучающиеся принимают и осваивают социальную роль обучающегося; овладевают навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками). Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию; обучающиеся осознают цель выполняемых действий; понимают смысл предъявляемых учебных задач (выделить, написать и т.п.); осуществляют пошаговый и итоговый контроль результатов под руководством учителя и самостоятельно адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; слушают собеседника и ведут диалог; аргументируют свою точку зрения; Предметные: обучающиеся умеют определять склонение имен существительных. |
6. Рефлексия учебной деятельности Задача: оценить результаты деятельности. | Методы воспитания: создание ситуации успеха поощрение Методы обучения: | - Наш урок подходит к концу. Подведем итоги. - Какая была тема урока? ( Как определить склонение имен существительных) - Что такое склонение? (изменение по падежам имен существительных) - Какая часть слова изменяется при склонении? (окончание) - Что такое начальная форма имени существительных? (это существительное в именительном падеже в единственном числе) - Какую цель мы ставили перед собой? ( Научиться определять склонения имен существительных ) - Достигли ли мы цели? (да) - Сегодня была непростая тема. Но я видела, что каждый из вас старался, был внимательным и активным. - Я предлагаю вам продолжить фразы: 1) Мне было интересно …. 2) Я потренировался … 3) Мне было трудно …. *каждый обучающийся оценивает себя* - Спасибо вам большое за урок. Я желаю вам успехов и хорошего настроения! | Личностные: обучающиеся принимают и осваивают социальную роль обучающегося; Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию; осуществляют рефлексию как оценку собственной деятельности. Предметные: обучающиеся умеют определять склонение имен существительных. |