-Ребята, мы спланировали наш урок, мы вместе сформулировали задачи урока, с чего мы начнем урок? (С первой задачи) -Прочитай, Вика, первую задачу. (Повторить об изменении существительных по числам) -Для того, чтобы повторить как изменяются существительные по числам поиграем в игру «Быстрый мяч». -Для того, чтобы в нее поиграть нужно для начала потренироваться, чтобы мяч действительно был быстрый. (просмотр 3 картин) -Обратите внимание на доску. На доске картины. Кто изображен на первой картине, Миша? (слон) -Запиши слово «слон» с красной строки. Миша, а ты работай на доске. -Слон- это какая часть речи? (существительное) - В каком числе это существительное находится? (в единственном) -Почему? (имена существительные, обозначающие один предмет) ОН -Справа от слова волк запишите в скобках ед. число. Слон(ед. число) -Образуй множ. число от слова слон. и запиши слово через тире. -Что ты записал? Слон (ед. число)- слоны (мн. число) -То есть в каком числе это существительное находится? (во множественном) -Почему? Докажи нам. (имена существительные, обозначающие несколько предметов) ОНИ Сравнение. -Ребята, чем похожи слова? (один. корнем) -Выделим корни. (слон) -Ребята, а чем отличаются слова в ед. и мн. числе? (окончанием) -Давайте, выделим окончания. -Чем еще отличаются слова? -Самой формой, в которой слова стоят. -След. картина. Дима, кто изображен на второй картине? (тигр) Самостоятельно запишите слово белка и образуйте от него форму множ. числа и выделите окончания и корень. За доской один -Давайте проверим. Дима, объясни, как образовал мн. число. Какой ты выделил корень и окончание. -Ребята, а теперь попробуем наоборот. -Кто изображен на третьей картине? (еноты) - В каком числе это существительное находится? (во мн. числе) Еноты(мн. число) -Почему? (имена существительные, обозначающие несколько предметов) ОНИ -Образуй ед. число от слова еноты и запиши слово через тире. -Что ты записал? Еноты (мн. число) - енот(ед. число) -То есть, в каком числе это существительное находится? (в ед. числе) -Почему? Докажи нам. (имена существительные, обозначающие один предмет) ОН Сравнение. -Ребята, чем похожи слова? (один. корнем) -Выделим корни. (енот) -Ребята, а чем отличаются слова в ед. и мн. числе? (окончанием) -Давайте, выделим окончания. -Чем еще отличаются слова? -Самой формой, в которой слова стоят. -Теперь, я думаю, вы готовы поиграть в игру « Быстрый мяч» -Приготовьте руки для того, чтобы ловить мяч. -Сейчас я буду называть слово в ед. числе, затем кидать мяч кому-нибудь из вас, а вы образуете форму мн. числа и кидаете мяч мне обратно. - С места не выкрикиваем. Итак, давайте начнем первое слово «девочка». Назови слово во мн. числе. (девочки) -Правильно. Следующие слова: Стол-столы Тетрадь-тетради Цветок-цветы Коса-косы Доска- доски -Ребята, с помощью игры «Быстрый мяч» мы что повторили? (изменение имен существительных по числам) -Значит, первую задачу мы выполнили. Ставлю зеленую галочку. - Что дальше будем делать? (решать вторую задачу) -Леша, прочитай вторую задачу. (Выяснить все ли существительные изменяются по числам) -Сейчас выполним задание, с помощью которого, мы решим поставленную задачу Задание: отгадать загадки и записать отгадку в соответствующий столбик. Задание выполняем вместе. Я у доски, а вы на листочках. -Итак, первая загадка. 1) Что-то можно в нём зарыть, По нему люблю ходить, И на нём поспать часок. Угадали что? - ... (песок) 2) Он признался ножу: — Без работы я лежу. Построгай меня, дружок, Чтобы я трудиться мог. (карандаш) 3)Белая водица Всем нам пригодится. Из водицы белой Все, что хочешь, делай: Сливки, простоквашу, Масло в кашу нашу, Творожок на пирожок, Кушай, Ванюшка, дружок! (молоко) 4) Много делать мы умеем: Стричь, кроить и вырезать, Не играйте с нами дети! Можем больно наказать. (ножницы) 5)Что за стёклышки у глаз Помогают всякий раз? Как и слева, так и справа, Крепко держит их оправа. (очки) 6) В этой узенькой коробке Ты найдёшь карандаши, Ручки, ластики и скрепки — Что угодно для души. (пенал) -Что вы заметили? (ответы на загадки на доске) -Заполним пустые строки. -Какой вывод вы можете сделать? Есть в русском я зыке существительные, которые изменяются по числам, а есть существительные, которые не изменяются по числам. Они могут быть только в ед. числе употребляться или только во мн. числе |