Дети проявляют дружеские взаимоотношения, привычку играть сообща.
Дети демонстрируют грамотную связную речь.
Дети ведут диалог со взрослыми и сверстниками.
Дети проявляют умение составлять небольшой рассказ.
Дети проявляют умение определять объекты, изображённые на картине «Семья» и схематизировать их.
Дети называют эмблему этапа и самостоятельно озвучивают правило игры.
У детей активизируется словарный запас, посредствам выполнения заданий.
Дети проявляют умение находить взаимосвязь объектов, изображённых на картине; объяснять связь между объектами;
Дети проявляют умение на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств.
Дети проявляют умение перевоплощаться в объект на картине.
Дети проявляют умение составлять речевую зарисовку от имени какого-либо объекта.
Дети проявляют умение самостоятельно придумывать название картине.
формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.
Принцип свободы и самостоятельности; принцип активности, принцип систематичности и последовательности.
-принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
Этапы | Методы | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
1.Мотива-ционный этап. Задача: - организовать детей и смотивировать их на дальнейшую деятельностью; - формировать умение вести диалог между воспитателем и ребёнком, между детьми. | Беседа, демонстрация, эмоциональное стимулирование, игровая ситуация. | Педагог эмоционально включает детей в действия, создает игровую ситуацию. - Ребята, что это такое? Ответы детей. - Вы хотите узнать, куда ведёт эта нить? Ответы детей. - Предлагаю вам пройти туда, куда нам показывает клубок. Вы согласны? Ответы детей. - Отлично! Дети вместе с воспитателем идут по нити клубка. - Ребята, посмотрите, куда нас привёл клубок? Ответы детей. - Верно, к картине. Как вы думаете, для чего нам нужна картина? Ответы детей. | Дети подходят к воспитателю, слушают, сосредотачивают внимание, ведут диалог, высказывают свои предположения. | Дети смотивированы, проявляют заинтересованность, любознательность. Дети ведут диалог со взрослыми и сверстниками. |
2.Основной этап 2.1. Определение объектов на картине. Задачи: - учить детей определять объекты, изображенные на картине, и схематизировать их; -учить детей запоминать эмблему этапа и озвучивать правило; - активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины (называние объектов и их частей). | Беседа, демонстрация, игра, поощрение, метод ТРИЗ мозговой штурм. | Дети садятся на стульчики перед мольбертом. - Ребята, я предлагаю вам, внимательно рассмотреть картину и поиграть в игру «Кто самый внимательный?». Воспитатель вывешивает картину на доску. - Ребята, «возьмите подзорную трубу» и назовите по очереди объекты, которые мы, смотря в неё, видим на картине. - Посмотрим, кто самый внимательный, кто больше всех увидит и назовёт разных объектов. Например, я вижу пса, который спит. Воспитатель по мере называния объектов обозначает их схемами. - Молодцы, ребята, у вас очень хорошо, получается. Ребята, что мы сейчас с вами делали? Ответы детей. - Вот эмблема этой игры и её правило «Смотрю на картину и называю объекты, изображённые на ней». Воспитатель показывает эмблему, вешает её на доску. | Дети называют предметы, которые они видят на картине. Дети произносят правила игры. | Дети проявляют умение определять объекты, изображённые на картине «Семья» и схематизировать их; называют эмблему этапа и самостоятельно озвучивают правило этапа; у детей пополняется словарный запас, посредствам выполнения заданий. |
2.2. Установление взаимосвязей между объектами на картине. Задачи: - учить детей находить взаимосвязи объектов, изображенных на картине; объяснять связи между объектами; - учить запоминать эмблему этапа и озвучивать правило; - активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины (называние действий и взаимодействий объектов). | Игра, беседа, поощрение, метод ТРИЗ мозговой штурм. | - Ребята, а вы знали, что у каждой картины есть своя тайна? Ответы детей. - Я предлагаю вам поиграть в сыщиков и раскрыть тайну картины: все изображённые объекты между собой связаны. Нужно выбрать объекты, связанные между собой, и объяснить, как они связаны. Давайте найдём эти связи. Например, пёс и лежанка связаны те, что пёс в ней спит. Воспитатель соединяет стрелками связи, названные детьми. - Молодцы, ребята, у вас все правильно получилось. Ребята, что мы сейчас делали? Ответы детей. - Вот эмблема этой игры и её правило: «Один объект связан с другим, потому что…» Воспитатель показывает эмблему №2, вешает её на доску. | Дети участвуют в диалоге, рассматривают картину, включаются в игру. Дети называют связанные между собой предметы, произносят правило игры. | Дети проявляют умение находить взаимосвязь объектов, изображённых на картине; умеют объяснять связь между объектами; помнят эмблему этапа и самостоятельно озвучивают правило этапа; у детей пополняется словарный запас, посредствам выполнения заданий. |
Физминутка Задача: - создать условия для снятия мышечного напряжения, переключению внимания на другой вид деятельности. | Показ, инструкция, художественное слово. | Воспитатель приглашает детей пройти на ковёр, показывает движения в соответствии с текстом. - Ребята, а теперь я предлагаю вам поиграть в подвижную игру. Физминутка в видео-формате. | Дети внимательно слушают и повторяют движения за воспитателем. | У детей снято мышечное напряжение, переключено внимание на другой вид деятельности. |
2.3. Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств. Задачи: - учить детей на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств; - учить детей находить эмблему этапа и озвучивать правило; - активизировать в речи слова, характеризующие звуки, запахи и тактильные ощущения. | Беседа, игра, поощрение, метод ТРИЗ синектики. | - Ребята, я предлагаю вам превратиться в один из объектов картины. А решить, кто кем будет, нам поможет волшебный мешечек. Вытяните по одной картинке. Дети вытягивают картинки. - А теперь, я предлагаю вам внимательно посмотреть на картину «войти в неё» и встать на свои места на ковре. Необходимо описать свои ощущения в этой картине. А помогут нам в этом эмблемы. Первая эмблема – «Я вижу». Глядя на картину, вы должны описать, что вы видите вокруг себя. Начинать нужно со слов «Я вижу…» Следующая эмблема - «Я слышу». Эта эмблема предлагает нам рассказать, что мы слышим в картине. Начинать предложение нужно со слов: «Я слышу, как (что)…». А третья эмблема «Я чувствую, как пахнет…», и она предлагает нам описать ощущения, полученные через органы обоняния. Начинать предложение нужно со слов: «Я чувствую, как пахнет (запах)…». Последняя эмблема - «Я ощущаю на ощупь…». Эмблема предлагает нам рассказать, что мы чувствуем, когда прикасаемся к какому либо объекту. Начинать предложение нужно со слов: «Я чувствую на ощупь…». Например, я лежанка. Я вижу, что миски перед собой и дедушку, который играет с малышом. Я слышу звонкий смех детей воды, а ещё я слышу, как играет радио. Я чувствую запах свежих пирожков. Я чувствую, как пёсик на мне спит. Дети описывают свои ощущения. - Молодцы, ребята, у вас получилось очень хорошо. Ребята, а теперь я предлагаю вам, произнести правило этой игры: «Я вхожу в картину и слышу звуки, чувствую запахи и ощущаю…». | Дети участвуют в диалоге, рассматривают картину, включаются в игру, составляют рассказ о том, что они слышат, нюхают и ощущают на ощупь. Дети произносят правило игры. | Дети проявляют умение на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств, находят эмблему этапа и озвучивают правило этапа; у детей пополняется словарный запас, посредствам выполнения заданий. |
2.4. Составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения Задачи: - упражнять детей в умении перевоплощаться в объект на картине; - учить составлять речевую зарисовку от имени какого-либо объекта на картине; - учить детей самостоятельно придумывать название к рассказу; - учить детей узнавать эмблему этапа и озвучивать правило; - активизировать в речи слова, обозначающие свойства характера объекта. | Беседа, игра, демонстрация, метод ТРИЗ синектики. | - Ребята, я предлагаю вам, дать имена вашим героям. Как бы вы хотели, что бы их звали? Ответы детей. - Ребята, я предлагаю вам определить настроение вашего героя и рассказать нам как ваш герой воспринимает то, что происходит на картине. Ответы детей. -Молодцы, ребята, у вас очень хорошо, получается, играть в эту игру. Ребята, а теперь я предлагаю вам произнести правило этой игры : «Я превращаюсь в героя, изображённого на картине». А вот и эмблемы этой игры. Воспитатель показывает эмблему, вешает её на доску. - Ребята, а теперь я предлагаю вам составить рассказ по картине. Начать нужно со слов «Я вхожу в картину …». Нужно рассказатьо том, когда происходят события, кто и что есть на картине, описать их действия. А ещё нужно обязательно придумать название к рассказу. В названии может быть названо место действия, где происходит событие, изображённое на картине, время года и суток, когда происходит действие, изображённое на картине, её герои и что они делают. Кто хочет составить рассказ? Ответы детей. - Предлагаю вам выбрать по считалочке. Выбирается один ребёнок, который составит рассказ. - Отлично, молодец! | Дети дают имена героям, от имени выбранного героя описывают окружение и события, изображённые на картине. Дети произносят правило игры. | Дети проявляют умение перевоплощаться в объект на картине и составлять речевую зарисовку от имени какого-либо объекта; находят эмблему этапа и озвучивают правило этапа, называют рассказ; у детей пополняется словарный запас, посредствам выполнения заданий. |
3.Этап рефлексии Задача: - учить детей совместно анализировать свою деятельность. | Беседа, поощрение. | Воспитатель стимулирует детей к самоанализу собственной деятельности. - Ребята, в какие игры мы сегодня играли? Ответы детей. - Что нам помогало играть? Ответы детей. - Что вам показалось самым трудным? Ответы детей. - Ребята, вы такие молодцы, вы очень дружно играли сегодня. У вас получились интересные рассказы и замечательные названия картины. | Дети слушают, вступают в диалог с воспитателем, высказывают своё мнение. | Дети оценивают результат своей деятельности; проявляют умения производить рефлексию своей деятельности. |
4. Открытость Задача: - ориентировать детей на самостоятельную деятельность. | Беседа, эмоциональное стимулирование, мозговой штурм. | - Ребята, я хотела бы сегодня вам на память о нашей игре подарить вот такую игру, она называется «Разрезные картинки». Вы можете собрать их в свободное время. | Дети слушают воспитателя, принимают его подарок. | Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах. |