1. Мотивация на совместную деятельность Задача: Привлечь внимание детей, смотивировать на совместную деятельность, побудить к принятию игровой цели. | Создание игровой ситуации, беседа, иллюстрация, Загадывание загадки. | Воспитатель мотивирует, побуждает к игровой цели. -Ребята, посмотрите, вокруг столько картин. Как думаете, откуда они здесь? Представляете, мы с вами находимся на выставке картин, а если мы правильно отгадаем с вами загадку, то узнаем тему нашей выставки. хотите? Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю, Но не касаюсь ёлок, сосен. Кто я? Для ребёнка с ТНР предлагается наглядный материал- времена года. Правильно, это осень. А теперь я приглашаю вас рассмотреть картины на нашей выставке. Психогимнастика. Дети рассматривают картины, а воспитатель читает стих "Осень". Осень на опушке краски разводила, По листве тихонько кистью проводила: Пожелтел орешник и зарделись клёны, В пурпуре осеннем только дуб зелёный. Утешает осень: -Не жалейте лето! Посмотрите- роща золотом одета! | Дети слушают, участвуют в диалоге | Внимание детей сконцентрировано, дети проявляют интерес к игровой цели, сомтивированы на совместную деятельность |
2. Актуализация знаний необходимых для предстоящей деятельности 2.1. Восприятие Задача: Формировать представления о цветах, входящие в осенний пейзаж. 2.2. Совместное планирование способов действий Задача: Учить рисовать детей способом с использованием нетрадиционной техники "тычком". Дать представление о конечном продукте деятельности. | Беседа, демонстративно-иллюстративные, Наводящие вопросы, подсказ, наглядность. Показ, объяснительно-иллюстративные, беседа | Проводится артикуляционная гимнастика. -Ребята, что изображено на наших картинках? Как называется картинка с изображением природы? (Пейзаж) Правильно, а какие цвета нужно использовать, чтобы наш пейзаж был осенним? Ребята, чем можно нарисовать картину? -Кристина, какие цвета можно использовать при рисовании осеннего пейзажа? А кто знает, что такое линия горизонта? Ребята, а как вы думаете, можно ли нарисовать одну картину карандашами и красками одновременно? Как вы думаете, а где мы можем об этом узнать? А хотите, я вас научу рисовать такие картины? Для этого нам с вами станет художниками. Присаживайтесь ребята на стульчики и я вам покажу, как это делается. Показ воспитателя способа рисования. Я беру простой карандаш, и провожу линию горизонта, так я разделаю лист бумаги на две части: небо и землю, а сейчас большой кистью при помощи акварели тонируем синим и коричневым цветом. Но сначала, ребята, я намачиваю понемногу лист бумаги, и уже набирая немного акварели на кисть закрашиваю одну половину листа синим цветом, а другую коричневым. А теперь я беру гуашь, белым цветом рисую стволы берёз, начиная концом кисти и постепенно нажимая на весь ворс, коричневым цветом рисую стволы клёнов, используя этот приём рисования. Концом кисти рисуем кусты. А дальше, продолжаем, используя технику " тычок" жёсткой полусухой кистью, жёлтым цветом крон берёз и закрашиваем кроны берёз, добавляем по всей кроне немного зелёных листочков, а красным цветом обозначаем контур крон клёна и также закрашиваем, добавляем жёлтые и оранжевые листочки, и также приёмом тычка: рисуем листву на кустах. И конечно же не забываем про пятна на стволах берёзы. | Дети рассматривают пейзажи художников и отвечают на вопросы. | Имеют представления о цветах, входящих в пейзаж. Дети умеют рисовать способом с использованием нетрадиционной техники "тычок". Имеют представление о конечном продукте деятельности. |
3. Смена видов деятельности Физкультминутка "Листочки" Задача: Снять мышечное напряжение. | Объяснение, показ, упражнение. | Листочки Мы листики осенние, (плавное покачивание руками вверху над головой) На ветках мы сидим. Дунул ветер- полетели( руки в стороны). Мы летели, мы летели И на землю тихо сели( присели). Ветер снова набежал И листочки все поднял(плавное покачивание руками вверх над головой) Закружились, полетели И на землю снова сели(дети садятся по местам). | Повторяют за воспитателем. | Дети расслаблены, отдохнули. Готовы к дальнейшей деятельности. |
4. Словесное воспроизведение способов действий. Задача: Развивать творческое мышление, воображение в процессе рисования осеннего пейзажа. | Беседа, демонстрация | Игра "Подскажи словечко". Ребята, кто мне расскажет ещё раз, с чего мы начнём наш пейзаж? Ариша, давай. Ну что, ребята, давайте мы с вами приступим к работе и начнём рисовать. Сначала что будем рисовать? Проводится пальчиковая гимнастика. | Проговаривают план действий, способы выполнения задания, но не меняют содержания. | У детей развито воображение. Скоординировано движение рук и глаз. |
5. Практическое применение способов действий. Задача: Создать условия для благоприятной обстановки детей в процессе рисования осеннего пейзажа. | Демонстрация, беседа, упражнение, музыка, Чёткие, последовательные инструкции, Схема, Приём "рука в руку". | Дети рассаживаются за столы и приступают к работе, воспитатель при необходимости подсказывает и помогает. Педагог наблюдает за детьми во время выполнения задания. | Дети самостоятельно рисуют. | Для детей создана благоприятной обстановка в процессе рисования осеннего пейзажа. |
6. Анализ работ продуктов действия детских работ. Задача: Самооценка результатов деятельности. | Поощрение, Наводящие вопросы, Подсказ. | Ребята, вам понравились ваши пейзажи, которые вы нарисовали сегодня для нашей выставки? Давайте теперь по очереди покажем и расскажем, какие впечатления у вас сложились о нашей новой технике рисования. | Дети слушают, вступают в диалог, совместно с воспитателем подводят итог. Анализируют рисунки, объясняют выбор. | Умеют сравнивать свою работу с образцом. Демонстрируют умение контроля, коррекции. |
7.Открытость Задача: Сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах | Эмоциональное стимулирование, беседа. | Ребята, а кого вы можете научить также рисовать пейзаж? Правильно, с кем только пожелаете. | Слушают, отвечают. | Вступают в диалог с воспитателем, отвечают на поставленные вопросы. |