СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт Составление рассказа по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конструкт Составление рассказа по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода»»












Технологическая карта занятия по развитию речи

(средняя группа)









Составитель:

Студентка 31 до группы

Фадеева А.А.

Согласовано

Воспитатель:




Камышлов, 2021г

Образовательная область: речевое развитие

Тема занятия: Составление рассказа по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода»

Возрастная группа: средняя

Цель занятия: Совершенствовать умение у детей составлять рассказы о содержании пейзажной картины.

Цель ребенка: уметь составлять рассказы о содержании пейзажной картины

Задачи занятия:

- обучающая: учить составлять описательный рассказ по картине, придерживаться структуры описательного рассказа; формировать умение правильно определять, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже и соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы, передавать его в своих высказываниях; расширять знания детей об изобразительном искусстве.

- развивающая: развивать воображение, художественное восприятие произведений изобразительного искусства; эмоциональный отклик на весенние проявления природы.

- воспитательная: воспитывать любовь к родной природе; умение самостоятельно выражать эмоциональное, эстетическое отношение к изобразительному искусству.

Словарная работа:  половодье,  выдолбленная, челнок.

Активизация словаря: долгожданная, ранняя, звонкая, разлив, отражаются.

Планируемый результат занятия: помогли детям осмыслить содержание картины и передать его в своих рассказах

Подготовительная работа: Рассматривание с детьми пейзажных картин И.Левитана, прослушивание произведений П.Чайковского из цикла «Времена года», А.Вивальди «Времена года», разучивание стихов и чтение произведений о природе русских и советских авторов, знакомство с пословицами, поговорками о природе, народными приметами. Беседы с детьми о весне. Рассматривание иллюстраций о весне. Чтение художественной литературы, стихов, пословиц, поговорок, исполнение и прослушивание песен о весне.

Материалы и оборудование: портрет И.И. Левитана, репродукция картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода»; запись П.И. Чайковского «Апрель», А.Вивальди «Времена года, колокольчик.


Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

  1. Организационно-мотивационный

Заинтересовать детей предстоящей образовательной деятельностью.

м/п игра  «Угадай, что делали»

Воспитатель выбирает водящего, который отходит от детей на расстояние 8-10 шагов и поворачивается к ним спиной. Он должен отгадать, что делают остальные играющие. Дети договариваются, какое действие будут изображать. По команде воспитателя «Пора!» отгадывающий поворачивается, подходит к играющим и говорит:

Здравствуйте, дети!

Где вы бывали?

Что вы видели?

Дети отвечают:

Что мы видели - не скажем,

А что делали - покажем.

Водящий отгадывает. Если он ошибается, то проигрывает. Дети говорят, что они делали, и придумывают новое действие. Водящий отгадывает снова. Затем на его место выбирается другой ребенок, и игра повторяется.



Ребята к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их.

Здравствуйте, здравствуйте,

Гости дорогие,

Добрые, весёлые,

Строгие, смешные.

Здравствуйте гости,

Милости просим!


Минута релаксации (Звучит запись “Звуки весны”)

Воспитатель

Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг - другу. Мы спокойны, нам хорошо.

Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и  красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.      


Подарим, друг другу улыбку.


Словесный, групповой,

художественное слово «Приветствие»

Слушают воспитателя.

Играют













Дети изображают какое-нибудь действие, например играют на гармони, скачут на лошадках и т.д.


Дети приветствуют гостей

















Дети делают вдох и выдох три 

раза

Дети организованы и заинтересованы в предстоящей образовательной деятельности.

  1. Основной

    1. Этап постановки проблемы

Ввести детей в проблемную ситуацию.

Развитие временных представлений

- Ребята, скажите, а какие времена года вы знаете?

- Какое сейчас время года?

 - Назовите весенние месяцы.


 - Какое время года было до весны?

 - Какое время года наступит после весны?

- Какое время года бывает между зимой и летом?

А сейчас послушайте, стихотворение о весне (зачитывает четверостишие)

Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает

И ручьи по оврагам шумят… -

Какое настроение хотел донести до нас поэт?




Ребята, а до нас весна никак не дойдёт, мы с вами ещё не ощущаем весеннее тепло, не видим всю красоту этого времени года. А что мы с вами должны сделать, ребята, чтобы на смену холоду, пришло тепло, чтобы к нам пришла весна.








Да, ребята, вы всё правильно сказали, весна несет всем людям радость жизни, творчества. Поэты пишут о ней стихи, композиторы музыку, воспевают всю её красоту, а художники картины. С одним  из замечательных весенних пейзажей  мы с вами и познакомимся.


Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места.


Форма фронтальная.

Словесный: беседа, рассказ

Прием вопрос-ответ.


- весна, лето, осень, зима

- весна

- март, апрель, май

- зима

- лето

- осень








Радостное, веселое, потому что пришла весна




сказать много красивых слов о весне, воспевать её, может выполнить задания, спеть песни о весне, рассмотреть картины о весне, составить рассказ по ним


слушают воспитателя






Присаживаются на стульчики

Дети введены в проблемную ситуацию

    1. Этап ознакомления с материалом

Максимально познакомиться с деятельностью


Динамическая пауза


Мы с вами будем рассматривать, и описывать картину художника И.И. Левитана. Много лет назад в нашей стране жил замечательный художник Исаак Левитан. Он любил Россию и писал картины, на которых изображал её природу. Картины Левитана любят и знают не только у нас, но и в других странах. Художник выбирал самые разные уголки природы: писал стройные берёзки, реки, небо.

Посмотрите на картину, которую нарисовал И.И. Левитан. Как же можно назвать его картину?

Воспитатель выставляет репродукцию картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода».

-Называется она «Весна. Большая вода».


Беседа по картине.

- Почему картина называется «Весна. Большая вода»








Ребята, как вы думаете, что художнику хотелось рассказать нам про весну?



- А что художнику казалось красивым и интересным?

- Как вы думаете, почему Левитан назвал так свою картину?

- Правильно. «Половодье» - полая вода – значит большая вода. Когда реки вскрываются, освобождаются ото льда и выходят из берегов. Широко, привольно, бескрайне разлилась вода так, что кажется будто она слилась с голубым небом.

- Какими словами можно рассказать о воде, какая она? 





Что художник изобразил на переднем плане картины? 

- Такая лодка, выдолбленная из цельного куска дерева называется челнок.



Повторите !!!

Как называете лодка выдолбленная из цельного куска дерева?


- Как вы думаете, как она здесь оказалась? 



- Что художник изобразил на дальнем плане картины? 








- Какой день изображён на картине? 







- Почему вы так думаете? 











- Что можно сказать о небе? 






- Как художник изобразил деревья на картине? 


















- Какие деревья, кроме берёзок, вы видите? 






- А как художник изобразил деревья, что слева на берегу? 

Они будто замерзли в ледяной талой воде и хотят согреться, прижавшись друг к другу.




- Какие краски выбрал художник для изображения этого времени года? 




- Как вы думаете, почему художник выбрал такие краски?






- Что вы чувствуете, глядя на эту картину? 













- Ребята, а давайте с вами поиграем? Становитесь дружно в круг. Посмотрите, у меня есть звонкий колокольчик:

 

Колокольчик расписной

Он всегда, всегда со мной.

Дин – дон, дин – дон

Раздает заданья  он!

Воспитатель. Ребята, встаньте в круг. Я буду подходить к каждому , и называть слово, а вы повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «весенний».

Например, день — весенний день; погода — весенняя погода, солнце — весеннее солнце.

Слова:  настроение,  проталины,  гроза,  дождь,  месяцы,  лес,  трава,  небо, цветы,  деревья, солнце, погода, ручей   и т.

Физминутка.

VI. Физкультминутка “Пришла весна”.

Улыбаются все люди –
Весна, весна, весна!  Она везде, она повсюду 
Красна, красна, красна. 



По лугу, лесу и полянке
Идет, идет, идет. 

На солнышке скорей погреться
Зовет, зовет, зовет. 



Форма: фронтальная.

Словесный: беседа, рассказ.

Наглядный: показ.

Игровой: физминутка

Слушают воспитателя










Рассматривают картину и предлагают варианты названий картины.



Картина называется так, потому что художник изобразил разлив реки, большое весеннее половодье


приметы весны, изменения в природе




он изобразил половодье







Вода прозрачная, спокойная, обильная, холодная


На переднем плане художник изобразил плавно изгибающийся песчаный берег с лодкой

Челнок


Челнок


Наверное, её унесло течением


На дальнем плане картины, сквозь рощицу видны маленькие домики. Некоторые из них затопила вода


На картине изображен ясный солнечный, безветренный день


Солнца нет, но вся картина пронизана солнечным светом. На берегу пролегли чёткие тени от деревьев. На стволах берёз – солнечные блики


По небу плывут белые облака, которые несут на своих крыльях весну


Деревья затопила вода, которая разлилась при весеннем подъеме уровня воды в реке. Тоненькие молодые берёзки отражаются в чистой прозрачной воде, как в зеркале. Одна берёзка изогнулась, чтобы получше себя рассмотреть


На картине кроме берёзок мы видим ель и старую корявую осину


Деревья, которые стоят на левом берегу тесно прижались друг к другу.


Все оттенки голубого, коричневого, желтого, белого


Растаял снег, небо отразилось в воде, и всё стало голубым. Стоит солнечный день


Глядя на картину, я чувствую радость: наступила весна, светит солнце, скоро станет совсем тепло. Но, немного жаль деревьев, которые оказались в воде










Дети встали в круг









Выполняют физминутку

Хлопают руками над головой

Делают повороты туловища

Ходьба на месте

Машут обеими руками к себе

Дети ознакомлены с материалом

    1. Этап практического решения проблемы

Развитие умения создавать картину и рассказывать о её содержании

Образец составления рассказа по картине воспитателя

Пример воспитателя.

«На картине «Весна. Большая вода» художник И. Левитан изобразил реку во время разлива. Погода ясная, солнечная, теплая. По голубому небу плывут белые облака. Солнца не видно, но чувствуется его тепло. На переднем плане я вижу голубую, спокойную воду. В ней как в зеркале отражаются голые деревья. Слева рыжий изогнутый песчаный берег. По берегу легли темные загадочные тени от стволов берез. У берега стоит старая лодка, наверное, ее унесло течением. Среди тонких белоствольных березок видна зеленая стройная ель и старая осина. Вдалеке виднеются стоящие в воде домики. В своей работе художник чаще всего использовал голубые и золотистые оттенки. Эта картина радостная, потому что наступила весна и скоро станет совсем тепло».

- А сейчас давайте попробуем мы с вами составить рассказ по картине.

- О чём мы сначала скажем?





- О чём мы расскажем потом?








- А в конце своего рассказа, о чём расскажете?




– Кто желает по этой замечательной картине сочинить рассказ?

1 ответ На картине мы видим реку в момент половодья, когда вода затопила березовую рощицу, и поля, и часть деревни. В реке, спокойной и неподвижной, как в зеркале, отражается и весеннее голубое небо, и тонкие голые стволы и ветви деревьев.
На переднем плане - забытая лодка, а где-то очень далеко - высокий берег со скромными деревянными избами и несколько затопленных деревенских построек.
Искусно написана Левитаном узкая полоса желто-рыжего берега - красиво изгибаясь, он уводит взгляд зрителя вглубь картины.
Каждое деревце, изящное, трепетно-изогнутое, написано художником с любовью и восхищением. Пейзаж наполнен светлыми, чистыми красками, характерными для весенней русской природы.
Картина рассказывает о весеннем воскресении природы, и большая светлая радость исходит от него, наполняя нас оптимизмом, спокойствием и желанием жить.


2 ответ Весна - это удивительная пора года, когда все вокруг преображается, обновляется. И как-то вдруг наступает половодье. Реки выходят из берегов, Вдали Левитан изобразил обычные деревенские дома, которых много в русских селах. Большую часть картины занимает река, которая вышла из берегов Для передачи неповторимости весны Левитан взял яркие краски. На картине преобладает желтый цвет, что придает картине позитивность. Благодаря этому, картина заряжает всех хорошим настроением.

3 0твет Весна. Наступило половодье Далеко на заднем плане стоят в воде пара домиков, Остальные домики в деревне стоят на пригорке и вода им не угрожает.

Часть леса затоплена, березки и дубок стоят в воде. Кто-то привязал лодку около берега, значит тут есть люди, а, может быть её принесло течением. Левитан нарисовал картину свежими, яркими красками. Синяя вода, немного бледное, весеннее небо, березки, все это создает радостное настроение. Да, в этом году вода большая, дошла туда, куда давно не доходила, иначе не построили бы домики внизу, но это весна, вода спадет и начнется расцвет природы.


Давайте поиграем с ним в игру «Волшебные цепочки»?
- Слушайте внимательно, запоминайте и добавляйте в цепочку новые звенья – слова.
Воспитатель  предлагает детям запомнить предложение, а затем повторить, добавив новое слово.

На картине изображен  день.

На картине изображен весенний  день.
На картине изображен весенний апрельский день.

По небу плывут облака.

По небу плывут белые облака.
По голубому небу плывут белые облака.

Вода затопила дома.

Холодная  вода затопила дома
Холодная  вода затопила дома и лес.

По берегу легли тени.

По рыжему берегу легли тени.
По рыжему берегу легли темные тени.

Березки стоят в воде.

Стройные березки стоят в воде.
Стройные березки стоят в холодной воде.

Вдалеке виднеются домики.

Вдалеке виднеются деревянные домики.
Вдалеке виднеются  деревянные домики, стоящие в воде.


4 ответ «На картине «Весна. Большая вода» художник И. Левитан изобразил реку во время разлива.  Это апрельский полдень. Погода ясная, солнечная, теплая. По голубому небу плывут белые облака, похожие на барашков. Солнца не видно, но чувствуется его тепло. На первом плане я вижу голубую, спокойную воду. В ней как в зеркале отражаются голые деревья. Слева рыжий изогнутый берег. По берегу легли темные загадочные тени от стволов березок. У берега стоит старая ненадежная лодка, наверно  ее унесло течением.  В середине картины видна березовая роща, еще не одетая листвой. Среди тонких белоствольных березок видна  зеленая стройная ель и старая корявая осина. Вдалеке виднеются стоящие в воде  домишки, уцелели только те, которые стоят на пригорке. В своей работе художник чаще всего использовал голубые и золотистые оттенки. Эта картина радостная,  потому что наступила весна и скоро станет совсем тепло и зелено.»


5 ответ На картине «Весна. Большая вода» художник И. Левитан изобразил реку во время разлива. Погода ясная, солнечная, теплая. По голубому небу плывут белые облака. Солнца не видно, но чувствуется его тепло. На переднем плане я вижу голубую, спокойную воду. В ней как в зеркале отражаются голые деревья. Слева рыжий изогнутый песчаный берег. По берегу легли темные загадочные тени от стволов берез. У берега стоит старая лодка, наверное, ее унесло течением. Среди тонких белоствольных березок видна зеленая стройная ель и старая корявая осина. Вдалеке виднеются стоящие в воде домики. В своей работе художник чаще всего использовал голубые и золотистые оттенки. Эта картина радостная, потому что наступила весна и скоро станет совсем тепло и зелено».


6 ответ «На картине «Весна. Большая вода» художник И. Левитан изобразил реку во время разлива. Это апрельский полдень. Погода ясная, солнечная, теплая. По голубому небу плывут белые облака, похожие на барашков. Солнца не видно, но чувствуется его тепло. На переднем плане я вижу голубую, спокойную воду. В ней как в зеркале отражаются голые деревья. Слева рыжий изогнутый песчаный берег. По берегу легли темные загадочные тени от стволов берез. У берега стоит старая ненадежная лодка, наверно ее унесло течением. В середине картины видна березовая роща, еще не одетая листвой. Среди тонких белоствольных березок видна зеленая стройная ель и старая корявая осина. Вдалеке виднеются стоящие в воде домики, уцелели только те, которые стоят на пригорке. В своей работе художник чаще всего использовал голубые и золотистые оттенки. Эта картина радостная, потому что наступила весна и скоро станет совсем тепло и зелено».


А какому времени года посвятил его художник?

Игра «Зимой или весной?» по подгруппам

Предлагаю вам поиграть в игру с сигнальными карточками «Зимой или весной?» и проверить себя, свои знания об изменениях в природе весной. Я буду показывать картинки, а вам нужно будет показать синий сигнал, если эта картинка относится к зиме, зелёный, если картинка относится к весне. Воспитатель просит детей объяснить свой выбор. Весна (Подснежник на проталине, скворец в скворечнике, серый заяц, ветка с набухшими почками, ласточка, кораблик, сосулька);

Зима (птицы в кормушке, сугробы, медведь в берлоге, рябина зимой, снегирь, лыжи, снеговик).

Форма фронтальная.

Словесный: беседа, рассказ.

Практический:

Прием вопрос-ответ.


Слушают воспитателя























Вначале назовем автора и название картины


Потом расскажем о погоде, что находится на переднем плане и на заднем плане


И в конце рассказа расскажем о настроении картины

Составление рассказа- описания детьми


























































Играют в игру







Дети научились составлять рассказ

  1. Заключительный

Развитие умения анализировать, делать выводы, высказывать свою мысль.

Воспитатель: молодцы, ребята. Рассказы ваши были интересными. У всех они получились разными. Я думаю, что мы с вами сказали столько красивых слов о весне, что если она нас услышала, то обязательно к нам придёт


Под музыку входит Весна с корзинкой в руках.

Весна: Здравствуйте, ребята! Вот услышала, сколько замечательных слов вы обо мне сказали, и не смогла не зайти к вам. Я принесла вам теплоту, радость, красоту. А как у вас это получилось? А было ли вам сложно?







Сейчас каждый из вас возьмется за ленточку на Весне и скажет, за что он любит весну.

Воспитатель первым берет ленточку  говорит: Весна благоухающая. 













Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось?  А вы – его добрые, умные лучики, от которых всем тепло и радостно.

ВЕСНА: Здесь в корзинке у меня есть для вас подарки. Молодцы ребята!


Форма фронтальная.

Словесный: беседа.

Наглядный: показ.

Прием: вопрос-ответ.

Слушают воспитателя.






Дети встают в круг вокруг Весны



Мы рассмотрели картину «Весна. Большая вода» художника И. Левитана, слушали музыку о весне, поиграли в игры





Дети по очереди берутся за ленточку и произносят слова: красивая, нарядная, праздничная, теплая, ласковая, звонкая, цветущая, душистая, лучистая и т.д. Солнце

Дети демонстрируют знания, полученные на занятии