СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт урока истории в 9 классе c приемами смыслового чтения "Экономическая политика Александра III"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока истории в 9 классе c приемами смыслового чтения "Экономическая политика Александра III"»

Конструкт урока истории в 9 классе

Цели и задачи:

А) образовательная – исследовать в совместной деятельности с учащимися особенности экономического и социального развития России в период правления Александра III, способствовать осмыслению учениками противоречивости мер в политической и экономических сферах, значимости позитивных экономических сдвигов для улучшения жизни людей, развития страны:

Б) развивающая – развитие внимания; обучение грамотному монологическому ответу; формирование умений обобщать и делать выводы, организовать себя на выполнение поставленной задачи, работать в группе, сотрудничать при решении учебных задач; развитие навыков самостоятельной работы с текстом учебника и историческими документами. Развивать умение анализировать и сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи на примере деятельности в области экономики министров финансов Н.Х. Бунге (май 1881г.-январь 1887гг), И.А. Вышнеградского (1887-1892гг.) и С.Ю. Витте (1887-1903гг);

В) воспитательная – воспитание уважительного отношения к историческому наследию, доброжелательного отношения к своим товарищам.

Тип урока: Овладение новыми знаниями и умениями.

Ключевые понятия: Реформаторы, частное предпринимательство, косвенный налог, иностранный капитал, винная монополия, акция.


Когда с Державного Престола

Ты Русским Царством управлял, –

В подполье пряталась крамола

И враг России трепетал.

Стремились все к Твоей Державе,

Ища защиту и оплот,

Был наш солдат в почетной славе,

Был первый в мире Русский Флот!

Рукой железной правя твердо,

Ты порождал любовь и страх,

И Флаг Российский реял гордо

В нам чуждых странах и морях.

Таких Царей, как Ты, не будет,

Вот почему Ты мог сказать:

«Когда Царь Русский рыбу удит –

Европа может подождать!»


№ п/п

Этап урока

Приемы обучения

Примеры

I. Мотивация к учебной деятельности.

Мотивационно-целевой

  1. Стихотворение

О ком? годы правления. Ассоциация. Кратко одним словом или словосочетанием охарактеризовать Александра 3


II. Актуализация.

  1. Закрой окно – прием смыслового чтения, нужно закрыть окна (вставить недостающие, пропущенные слова или словосочетания)


  1. Учащимся предлагается вставить пропущенные слова в определение реформы и контрреформы


  1. 1. Текущий контроль

  2. 1.1. Кто оказывал решающее влияние на внутреннюю политику Александра III?(К.П. Победоносцев.)

  3. 1.2. Должность, занимаемая Победоносцевым. (Обер-прокурор Святейшего Синода.)

  4. 1.3. Какова главная идея манифеста Александра III от 29 апреля 1881 г.? (Сохранение самодержавия.)

  5. 1.4. Какие меры по крестьянскому вопросу были приняты в царствование Александра III:

  6. А) прекращено временнообязанное состояние крестьян (да, нет);

  7. Б) снижены выкупные платежи (да, нет);

  8. В) отменена подушная подать (да, нет);

  9. Г) разрешен свободный выход крестьян из общины (да,нет);

  10. Создан крестьянский банк?

III. Формулирование темы и составление плана ее изучения

Проблемный вопрос , стратегия «Рассечение вопроса»

Прошло всего 3 дня после убийства Александра II, как последовало заявление Александра III, уже вошедшего в роль императора, русским послам при иностранных дворах: «Государь император посвятит себя прежде всего делу внутреннего государственного развития, тесно связанному с успехами гражданственности и вопросами экономическими…»

Опираясь на высказывание Александра III, сформулируйте тему урока.

Тема ______________________________________________________________________Вопросы к уроку: «Как вы думаете, почему Александр III проводил активную экономическую политику? Почему, в отличие от политической сферы, ключевые экономические должности в его правительстве занимали реформаторы?»


Стратегия Глоссарий (Цель стратегии – актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.)

О чем мы должны будем говорить? Что узнать?











Какие мы должны вспомнить понятия? Временнообяз, и т.д


1. Корзина идей

Предположите на основе имеющихся знаний, что необходимо было сделать новому императору в области экономики учитывая итоги экономического развития предыдущего правления.


Далее кратко характеризуются основные направления экономической политики АлександромIII:

- активное государственное вмешательство в экономику, государственный патернализм (опека) над частным предпринимательством;

- совершенствование системы налогообложения и других инструментов государственного воздействия на экономику;

- особое внимание развитию тяжелой и оборонной промышленности, железнодорожному строительству.

Ключевые экономические должности в правительстве занимали в период правления АлександраIII крупные реформаторы – Н.Х.Бунге, И.А.Вышнеградский, С.Ю.Витте.

4

IV. Пробное действие. Выявление затруднения.

Построение проекта выхода из затруднения

Можем ли мы ответить на поставленные вопросы?

После неправильного выполнения задания составляем план выхода из затруднения.

5

V. Реализация построенного проекта.




6

VI. Первичная проверка понимания

Стратегия - Чтение про себя с пометками. чернухин

(работа с документом)

Данная стратегия чаще всего используется для работы со сложными текстами.

7

VII. Самостоятельная работа с историческим текстом

«Верные и неверные утверждения»


8

VIII. Включение нового знания в систему знаний

Толстые и тонкие вопросы


9

IX. Рефлексия.


фразеологизмы

фразеологизмы

10

Домашнеее задание

Идеальное задание

Задание на выбор, каждый выбирает свое идеальное задание:

  1. Учебник, § 23. Подготовить характеристику деятельности одного из министров финансов.

  2. *Подготовить презентацию о строительстве железной дороги в царствование Александра III.

  3. *Мини-проект «Путешествие по Транссибу»


2. Изучение нового материала.

Вступив на престол , - говорит учитель, - АлександрIII заявил, что желает сохранить мир со всеми державами и сосредоточить свое внимание на внутренних делах. Манифест АлександраIII был проникнут духом уважения к «Великим реформам» его отца. Однако реформы были продолжены только в сфере экономики. Как вы думаете, почему? (Без создания мощной экономики нельзя было укрепить могущество России и повысить ее авторитет в мире.)

Далее кратко характеризуются основные направления экономической политики АлександромIII:

- активное государственное вмешательство в экономику, государственный патернализм (опека) над частным предпринимательством;

- совершенствование системы налогообложения и других инструментов государственного воздействия на экономику;

- особое внимание развитию тяжелой и оборонной промышленности, железнодорожному строительству.

Ключевые экономические должности в правительстве занимали в период правления АлександраIII крупные реформаторы – Н.Х.Бунге, И.А.Вышнеградский, С.Ю.Витте.

Далее начинается работа в группах. Используя учебник как источник информации, необходимо выяснить, какие преобразования в экономике были сделаны Бунге и Вышнеградским, можно ли установить преемственность в их деятельности.

Первая группа:

- проанализировать результаты деятельности Н.Х.Бунге и соотнести их с основными направлениями экономической политики АлександраIII.

Вторая группа:

- проанализировать результаты деятельности И.А.Вышнеградского и соотнести их со схемой основных направлений экономической политики АлександраIII.

Третья группа:

- выявить сходство и различия в экономическом курсе Бунге и Вышнеградского.

Четвертая группа:

- выявить сходство и различия в экономической политике АлександраII и АлександраIII.

В 1892 г. министром финансов стал С.Ю.Витте. Он отчасти продолжил курс своих предшествен-ников (придав ряду направлений их деятельности новую динамику), но вместе с тем предложил и ряд важных новаций. Учащиеся самостоятельно, работая с учебником, выявляют основные направления деятельности Витте:

- стимулирование хозяйственного роста через масштабные государственные заказы, прежде всего в сфере железнодорожного строительства и военно-промышленного комплекса;

- создание исключительно благоприятных условий для иностранных капиталовложений при одновременном сохранении ограничений на ввоз в Россию готовой продукции;

- реформа налогообложения (перенос тяжести с прямых налогов на косвенные), введение винной монополии;

- финансовая реформа (превращение рубля в твердую валюту).

Вместе с тем реформы Витте не предусматривали преобразований в сельском хозяйстве (хотя он и понимал их необходимость). Эта сфера продолжала оставаться источником средств для развития других отраслей экономики, хотя и в ней происходили перемены к лучшему, наблюдались новые явления.Учащиеся работают с учебником и заполняют таблицу.

Что способствовало развитию сельского хозяйства?

Что тормозило развитие сельского хозяйства?

Некоторые помещики и разбогатевшие крестья-не,используя вольнонаемный труд,смогли соз-дать эффективные хозяйства;уровень налогооб-ложения помещичьих хозяйств был незначите-льным,государство оказывало им помощь.

Приверженность помещиков старым формам организации труда;очень высокий уровень на-логообложения крестьян;консерватизм крестья-нской общины,земельные переделы,череспо-лосица;высокие пошлины на ввоз сельскохозяй-ственной техники из-за рубежа



Даже знаменитый хлебный экспорт России был следствием не естественного хозяйственного роста, а результатом сверхвысокого налогового давления на экономику. Осенью, после сбора урожая, крестьян начинали одолевать сборщики податей и многочисленные кредиторы. Желая расплатиться хотя бы по первоочередным платежам, крестьяне продавали большую часть зерна, что, естественно, приводило к существенному падению цен на него. Хлеботорговые компании ску-пали это зерно и экспортировали его на Запад, извлекая гигантские прбыли. А треть тех крестьян, что продавали хлеб осенью, были вынуждены весной покупать его по более высокой цене.

Вопрос учащимся: каковы причины невмешательства государства в сферу сельского хозяйства? (Боязнь задеть интересы помещиков и снизить уровень налоговых поступлений.)

Реформы в сфере сельского хозяйства государство осмелиться начать лишь в ходе Первой российской революции, которая показала глубокое недовольство крестьян существующим положением дел. Но об этом мы будем говорить уже в 9 классе.

Суммируя знания, полученные на уроке, ученики заполняют итоговую таблицу.

Сферы экономики

Положительные последствия

Отрицательные последствия

Промышленность

Высокие темпы роста ряда от-раслей ,особенно тяжелой про-мышленности,военно-промы-шленного комплекса и инфра-структуры(железные дороги)

Отставание отраслей,ориенти-рованных на потребительский рынок;сосредоточение на кру-пных предприятиях больших масс рабочих(вчерашних крес-тьян),выбитых из привычной культурной среды и нередко испытывающих большие лише-ния

Сельское хозяйство

Устойчивые позиции на миро-вом сельскохозяйственном ры-нке(благодаря вывозу зерна и ряда других продуктов)

Низкие темпы роста,обнища-ние основной массы крестьян-ства,узость внутреннего рынка (крестьянство было плохим по-требителем промышленной продукции)


вопрос классу: предположите, какие последствия могло иметь столь неравномерное развитие промышленности и сельского хозяйства. (Рост напряженности в обществе.) Наш следующий урок как раз и будет посвящен изучению положения различных слоев общества в период правления АлександраIII.

В 1890 году русский бюджет превысил миллиард рублей. При этом прямые налоги были самые низкие в мире. В косвенных же налогах, значительную роль играли доходы от казенных имуществ, прежде всего, от железных дорог. Средствам сообщения и связи правительство уделяло особое внимание. Уже к концу 1894 года было проложено 32.500 верст железных дорог, и по их протяженности Россия вышла на первое место в мире. В 1891 году была начата постройка самой длинной в мире железной дороги - Великого Сибирского пути от Петербурга до Владивостока. Председателем Комитета по сооружению дороги был назначен Наследник Цесаревич Николай Александрович. Строительство этого пути объяснялось и хозяйственными нуждами, и военно-стратегической необходимостью. Дороги шоссейные протянулись в ту пору на 23000 верст. Более 2 тысяч речных пароходов бороздили воды судоходных рек. Телеграфные провода опутывали Империю на протяжении 150.000 верст.
Не стояло на месте и сельское хозяйство. Россия была крупнейшим поставщиком хлеба в Европу, вывозя туда пятую часть урожая. По количеству лошадей (26 млн голов к началу 90-х гг.) она стояла на первом месте в мире. В 80-е гг. быстро увеличиваются посевы сахарной свеклы и Россия становится одним из главенствующих на мировом рынке производителем сахара.