Конструкт урока истории в 9 классе
Цели и задачи:
А) образовательная – исследовать в совместной деятельности с учащимися особенности экономического и социального развития России в период правления Александра III, способствовать осмыслению учениками противоречивости мер в политической и экономических сферах, значимости позитивных экономических сдвигов для улучшения жизни людей, развития страны:
Б) развивающая – развитие внимания; обучение грамотному монологическому ответу; формирование умений обобщать и делать выводы, организовать себя на выполнение поставленной задачи, работать в группе, сотрудничать при решении учебных задач; развитие навыков самостоятельной работы с текстом учебника и историческими документами. Развивать умение анализировать и сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи на примере деятельности в области экономики министров финансов Н.Х. Бунге (май 1881г.-январь 1887гг), И.А. Вышнеградского (1887-1892гг.) и С.Ю. Витте (1887-1903гг);
В) воспитательная – воспитание уважительного отношения к историческому наследию, доброжелательного отношения к своим товарищам.
Тип урока: Овладение новыми знаниями и умениями.
Ключевые понятия: Реформаторы, частное предпринимательство, косвенный налог, иностранный капитал, винная монополия, акция.
Когда с Державного Престола
Ты Русским Царством управлял, –
В подполье пряталась крамола
И враг России трепетал.
Стремились все к Твоей Державе,
Ища защиту и оплот,
Был наш солдат в почетной славе,
Был первый в мире Русский Флот!
Рукой железной правя твердо,
Ты порождал любовь и страх,
И Флаг Российский реял гордо
В нам чуждых странах и морях.
Таких Царей, как Ты, не будет,
Вот почему Ты мог сказать:
«Когда Царь Русский рыбу удит –
Европа может подождать!»
№ п/п | Этап урока | Приемы обучения | Примеры |
| I. Мотивация к учебной деятельности. | Мотивационно-целевой Стихотворение О ком? годы правления. Ассоциация. Кратко одним словом или словосочетанием охарактеризовать Александра 3 | |
| II. Актуализация. | Закрой окно – прием смыслового чтения, нужно закрыть окна (вставить недостающие, пропущенные слова или словосочетания) | Учащимся предлагается вставить пропущенные слова в определение реформы и контрреформы |
1. Текущий контроль 1.1. Кто оказывал решающее влияние на внутреннюю политику Александра III?(К.П. Победоносцев.) 1.2. Должность, занимаемая Победоносцевым. (Обер-прокурор Святейшего Синода.) 1.3. Какова главная идея манифеста Александра III от 29 апреля 1881 г.? (Сохранение самодержавия.) 1.4. Какие меры по крестьянскому вопросу были приняты в царствование Александра III: А) прекращено временнообязанное состояние крестьян (да, нет); Б) снижены выкупные платежи (да, нет); В) отменена подушная подать (да, нет); Г) разрешен свободный выход крестьян из общины (да,нет); Создан крестьянский банк? |
| III. Формулирование темы и составление плана ее изучения | Проблемный вопрос , стратегия «Рассечение вопроса» Прошло всего 3 дня после убийства Александра II, как последовало заявление Александра III, уже вошедшего в роль императора, русским послам при иностранных дворах: «Государь император посвятит себя прежде всего делу внутреннего государственного развития, тесно связанному с успехами гражданственности и вопросами экономическими…» Опираясь на высказывание Александра III, сформулируйте тему урока. Тема ______________________________________________________________________Вопросы к уроку: «Как вы думаете, почему Александр III проводил активную экономическую политику? Почему, в отличие от политической сферы, ключевые экономические должности в его правительстве занимали реформаторы?» Стратегия Глоссарий (Цель стратегии – актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.) | О чем мы должны будем говорить? Что узнать? Какие мы должны вспомнить понятия? Временнообяз, и т.д |
| | 1. Корзина идей Предположите на основе имеющихся знаний, что необходимо было сделать новому императору в области экономики учитывая итоги экономического развития предыдущего правления. Далее кратко характеризуются основные направления экономической политики АлександромIII: - активное государственное вмешательство в экономику, государственный патернализм (опека) над частным предпринимательством; - совершенствование системы налогообложения и других инструментов государственного воздействия на экономику; - особое внимание развитию тяжелой и оборонной промышленности, железнодорожному строительству. Ключевые экономические должности в правительстве занимали в период правления АлександраIII крупные реформаторы – Н.Х.Бунге, И.А.Вышнеградский, С.Ю.Витте. |
4 | IV. Пробное действие. Выявление затруднения. Построение проекта выхода из затруднения | Можем ли мы ответить на поставленные вопросы? | После неправильного выполнения задания составляем план выхода из затруднения. |
5 | V. Реализация построенного проекта. | | |
6 | VI. Первичная проверка понимания | Стратегия - Чтение про себя с пометками. чернухин (работа с документом) | Данная стратегия чаще всего используется для работы со сложными текстами. |
7 | VII. Самостоятельная работа с историческим текстом | «Верные и неверные утверждения» | |
8 | VIII. Включение нового знания в систему знаний | Толстые и тонкие вопросы | |
9 | IX. Рефлексия. | фразеологизмы | фразеологизмы |
10 | Домашнеее задание | Идеальное задание | Задание на выбор, каждый выбирает свое идеальное задание: Учебник, § 23. Подготовить характеристику деятельности одного из министров финансов. *Подготовить презентацию о строительстве железной дороги в царствование Александра III. *Мини-проект «Путешествие по Транссибу» |
2. Изучение нового материала.
Вступив на престол , - говорит учитель, - АлександрIII заявил, что желает сохранить мир со всеми державами и сосредоточить свое внимание на внутренних делах. Манифест АлександраIII был проникнут духом уважения к «Великим реформам» его отца. Однако реформы были продолжены только в сфере экономики. Как вы думаете, почему? (Без создания мощной экономики нельзя было укрепить могущество России и повысить ее авторитет в мире.)
Далее кратко характеризуются основные направления экономической политики АлександромIII:
- активное государственное вмешательство в экономику, государственный патернализм (опека) над частным предпринимательством;
- совершенствование системы налогообложения и других инструментов государственного воздействия на экономику;
- особое внимание развитию тяжелой и оборонной промышленности, железнодорожному строительству.
Ключевые экономические должности в правительстве занимали в период правления АлександраIII крупные реформаторы – Н.Х.Бунге, И.А.Вышнеградский, С.Ю.Витте.
Далее начинается работа в группах. Используя учебник как источник информации, необходимо выяснить, какие преобразования в экономике были сделаны Бунге и Вышнеградским, можно ли установить преемственность в их деятельности.
Первая группа:
- проанализировать результаты деятельности Н.Х.Бунге и соотнести их с основными направлениями экономической политики АлександраIII.
Вторая группа:
- проанализировать результаты деятельности И.А.Вышнеградского и соотнести их со схемой основных направлений экономической политики АлександраIII.
Третья группа:
- выявить сходство и различия в экономическом курсе Бунге и Вышнеградского.
Четвертая группа:
- выявить сходство и различия в экономической политике АлександраII и АлександраIII.
В 1892 г. министром финансов стал С.Ю.Витте. Он отчасти продолжил курс своих предшествен-ников (придав ряду направлений их деятельности новую динамику), но вместе с тем предложил и ряд важных новаций. Учащиеся самостоятельно, работая с учебником, выявляют основные направления деятельности Витте:
- стимулирование хозяйственного роста через масштабные государственные заказы, прежде всего в сфере железнодорожного строительства и военно-промышленного комплекса;
- создание исключительно благоприятных условий для иностранных капиталовложений при одновременном сохранении ограничений на ввоз в Россию готовой продукции;
- реформа налогообложения (перенос тяжести с прямых налогов на косвенные), введение винной монополии;
- финансовая реформа (превращение рубля в твердую валюту).
Вместе с тем реформы Витте не предусматривали преобразований в сельском хозяйстве (хотя он и понимал их необходимость). Эта сфера продолжала оставаться источником средств для развития других отраслей экономики, хотя и в ней происходили перемены к лучшему, наблюдались новые явления.Учащиеся работают с учебником и заполняют таблицу.
Что способствовало развитию сельского хозяйства?
Что тормозило развитие сельского хозяйства?
Некоторые помещики и разбогатевшие крестья-не,используя вольнонаемный труд,смогли соз-дать эффективные хозяйства;уровень налогооб-ложения помещичьих хозяйств был незначите-льным,государство оказывало им помощь.
Приверженность помещиков старым формам организации труда;очень высокий уровень на-логообложения крестьян;консерватизм крестья-нской общины,земельные переделы,череспо-лосица;высокие пошлины на ввоз сельскохозяй-ственной техники из-за рубежа
Даже знаменитый хлебный экспорт России был следствием не естественного хозяйственного роста, а результатом сверхвысокого налогового давления на экономику. Осенью, после сбора урожая, крестьян начинали одолевать сборщики податей и многочисленные кредиторы. Желая расплатиться хотя бы по первоочередным платежам, крестьяне продавали большую часть зерна, что, естественно, приводило к существенному падению цен на него. Хлеботорговые компании ску-пали это зерно и экспортировали его на Запад, извлекая гигантские прбыли. А треть тех крестьян, что продавали хлеб осенью, были вынуждены весной покупать его по более высокой цене.
Вопрос учащимся: каковы причины невмешательства государства в сферу сельского хозяйства? (Боязнь задеть интересы помещиков и снизить уровень налоговых поступлений.)
Реформы в сфере сельского хозяйства государство осмелиться начать лишь в ходе Первой российской революции, которая показала глубокое недовольство крестьян существующим положением дел. Но об этом мы будем говорить уже в 9 классе.
Суммируя знания, полученные на уроке, ученики заполняют итоговую таблицу.
Сферы экономики
Положительные последствия
Отрицательные последствия
Промышленность
Высокие темпы роста ряда от-раслей ,особенно тяжелой про-мышленности,военно-промы-шленного комплекса и инфра-структуры(железные дороги)
Отставание отраслей,ориенти-рованных на потребительский рынок;сосредоточение на кру-пных предприятиях больших масс рабочих(вчерашних крес-тьян),выбитых из привычной культурной среды и нередко испытывающих большие лише-ния
Сельское хозяйство
Устойчивые позиции на миро-вом сельскохозяйственном ры-нке(благодаря вывозу зерна и ряда других продуктов)
Низкие темпы роста,обнища-ние основной массы крестьян-ства,узость внутреннего рынка (крестьянство было плохим по-требителем промышленной продукции)
вопрос классу: предположите, какие последствия могло иметь столь неравномерное развитие промышленности и сельского хозяйства. (Рост напряженности в обществе.) Наш следующий урок как раз и будет посвящен изучению положения различных слоев общества в период правления АлександраIII.
В 1890 году русский бюджет превысил миллиард рублей. При этом прямые налоги были самые низкие в мире. В косвенных же налогах, значительную роль играли доходы от казенных имуществ, прежде всего, от железных дорог. Средствам сообщения и связи правительство уделяло особое внимание. Уже к концу 1894 года было проложено 32.500 верст железных дорог, и по их протяженности Россия вышла на первое место в мире. В 1891 году была начата постройка самой длинной в мире железной дороги - Великого Сибирского пути от Петербурга до Владивостока. Председателем Комитета по сооружению дороги был назначен Наследник Цесаревич Николай Александрович. Строительство этого пути объяснялось и хозяйственными нуждами, и военно-стратегической необходимостью. Дороги шоссейные протянулись в ту пору на 23000 верст. Более 2 тысяч речных пароходов бороздили воды судоходных рек. Телеграфные провода опутывали Империю на протяжении 150.000 верст.
Не стояло на месте и сельское хозяйство. Россия была крупнейшим поставщиком хлеба в Европу, вывозя туда пятую часть урожая. По количеству лошадей (26 млн голов к началу 90-х гг.) она стояла на первом месте в мире. В 80-е гг. быстро увеличиваются посевы сахарной свеклы и Россия становится одним из главенствующих на мировом рынке производителем сахара.