1 | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности и выявление места и причины затруднений | Мотивация | Словесный метод (прием: рифмованное начало урока) Словесный метод (прием: закончи предложение) Метод стимулирования и мотивации учения (приём: похвала) Практический метод (прием: зашифрованные слова) Фронтальная форма работы | - Здравствуйте, ребята. Хочу начать наш урок с четверостишия: Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели. - Сегодня у нас необычный урок. Вы будете в роли исследователей. - Какие оборудования нужны исследователям? - Какими оборудованиями мы будем пользоваться сегодня на уроке? - Совершенно верно. - Вы готовы превратиться в исследователей? - На уроке мы с вами познакомимся с новым произведением одного известного писателя. - Я вам предлагаю отгадать загадки и узнать тему исследования. Каждая загадка — это первая буква в слове. В слове 13 букв. Я называю вам загадку, например, это слова ребенок. Первую букву я записываю в клетку и так с остальными буквами. Итак, начинаем. (слайд) 1)Она ласкает, утешает И отведет беды огонь. Любой малыш всегда узнает Любимой мамочки... 2)Не снег и не лёд, А серебром деревья уберёт. 3)Он пыхтит, как паровоз, Важно книзу держит нос. Прошумит, остепенится – Пригласит чайку напиться 4)Есть у нас в квартире Волшебное окно, Что происходит в мире, Покажет нам оно 5)Дрова обнимаю, Жар получаю, В дыму утопаю 6)Твои помощники – взгляни – Десяток дружных братцев. Как славно жить, когда они Работы не боятся 7)Дома по улице идёт, На работу нас везёт, Не на курьих тонких ножках, А в резиновых сапожках. 8)Шея длинная такая, Хвост крючком. И не секрет. Любит всех она лентяев, А её лентяи – нет! 9)Голубой шатёр Весь мир накрыл 10)Стоит над рекою, Трясёт головою 11)Мой хвост не отличишь от головы, Меня всегда в земле найдёте вы 12) Ягода чёрная — да не черника, Куст колючий — да не малина 13)Черный Ивашка, Деревянная рубашка, Где носом ведёт, Там заметку кладёт. - Ребята, назовите слово, которое у нас получилось. - Давайте сформулируем гипотезу. - Посмотрите на доску, с каких слов она будет начинаться? - Подумайте и сформулируйте гипотезу. - В конце урока мы узнаем, верная была гипотеза или нет. - Какова тема нашего исследования? - Сформулируйте цели исследования. | (приветствуют учителя) - Различные емкости, колбы, микроскопы, лупа - Тетрадь, ручка, карандаш - Да -ладонь - иней - самовар - телевизор - огонь - пальцы - автобус - двойка - небо -ива - червяк - ежевика - карандаш - листопадничек - Если…, то.. - Если произведение называется «Листопадничек», то в нем говорится про листопад - И.С Соколов- Микитов «Листопадничек» - изучить произведение «Листопадничек» | 5 мин |
2 | Построение проекта выхода из затруднения | Исследование | Словесный метод (прием – беседа) Наглядный метод (прием – план исследования произведения) Исследовательский метод (прием: заполнение таблицы) Индивидуальная форма работы. Здоровьесберегающая технология (физминутка) | - Посмотрите внимательно на доску, вы видите план, по которому мы будем сегодня работать. План исследования произведения. 1. Кто такой И.С Соколов- Микитов? 2. Какие произведения он писал? 3. В чем заключается основная мысль произведения «Листопадничек»? - Для того, чтобы ответить на вопросы плана, проведем исследование. - Прочитайте первый вопрос. - Что мы должны о нем узнать? - То есть мы должны узнать его биографию. - Для этого каждому из вас я даю карточку с биографией писателя, ваша задача прочитать ее и выделить главное в тексте. - Если вам все понятно, можете приступать к работе. - Кто закончил, покажите вашу готовность. - Молодцы, ребята, в конце исследования вы прочитаете нам его биографию. А сейчас мы переходим ко второму вопросу, прочитайте его. - Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам посмотреть видео, в котором мы можете узнать, какие произведения писал И.С Соколов- Микитов, но не просто смотреть, ваша задача выписать в таблицу названия его произведения. - Если все понятно, можете приступать к работе. - Вы посмотрели видео. Успели записать названия его произведения? - Молодцы. Нам осталось ответить на последний вопрос. Прочитайте его. - Вы можете сразу ответить на этот вопрос? - Почему? - Верно. Поэтому, чтобы ответить на этот вопрос мы будем читать это произведение. - Прежде чем читать давайте найдем незнакомые слова в тексте. Почитайте про себя. (слайд) - Нам встретилось слово настлана, что это? Настлана – настелена - Какое ещё слово нам встретилось? Ходко - быстро - Я буду читать произведение, а вы должны внимательно следить. - После будете читать вы. - Мы прочитали произведение, давайте немного отдохнем. Физминутка Для разминки из-за парт Поднимаемся. На старт! Бег на месте веселей И быстрей, быстрей, быстрей! Делаем вперед наклоны – Раз – два – три – четыре – пять. Мельницу руками крутим, Чтобы плечики размять. Руки к солнышку потянем. Руки в стороны растянем. А теперь пора учиться, Не лениться, а трудиться. | - И.С Соколов- Микитов? - Когда родился, чем занимался - Какие произведения он написал? - Да - О чем произведение «Листопадничек» - Нет - Мы не читали это произведение | 15 мин |
3 | Реализация построенного проекта | Обмен информацией | Словесный метод (прием – беседа) Фронтальная форма работы | - Начнем отвечать на вопросы плана с последнего вопроса. - Подумайте, почему Соколов-Микитов начинает сказку с указания времени рождения Листопадничка? - Почему зайчат называют листопадничками? Аргументируйте свой ответ. - Почему, на ваш взгляд, зайчонок побежал за журавлями в тёплые края? - Прочитай, как описал автор побег зайчонка? - Как автор относится к этому поступку героя? - А вы? - Почему Листопадничек попросился в хатку бобра? - Чем питались бобры? - Что не понравилось Листопадничку у бобров? -Почему сырой и тёмный, по мнению зайчонка, дом бобров для них был самым лучшим? - Если зайчонку не понравилось у бобров, почему он не убежал? - Прочитайте по ролям разговор зайчика с бобрами в парах. - Чем занимался Листопадничек в бобровой хатке зимой? - Найдите иллюстрации в книге, подберите к ним часть из текста. - А сейчас подведём итог нашей работы. - Какова тема произведения? - Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя? - Что бы вы на будущее посоветовали Листопадничку? - Как вы думаете, мог бы зайчик по-другому провести зиму? - Давайте ответим на первый вопрос плана. Кто такой И.С Соколов- Микитов? - Какие произведения написал? - Молодцы, все верно. | - автор хотел нам подсказать, почему у главного героя такое имя и раскрыть некоторые особенности жизни зайцев - потому что родились осенью - он маленький и глупый, испугался прихода зимы, позавидовал журавлям - и убежал …. - он его осуждает - жаль зайчонка, он не знал и не понимал, как трудно жить вдали от дома, он ещё маленький, наивный - бобры сказали, что зимой у них в хатке тепло, безопасно - ветками ивы - у них в хатке темно и сыро). - надёжен. Вода-среда их обитания - боялся холодной воды, не умел плавать и нырять - заботился о бобрятах - осень - надо дорожить любовью близких. Они главная опора в жизни. - прозаик, публицист, основная тема произведений – природа - «Солёная земля», «Листопадничек» и другие | 8 мин |
5 | Включение в систему знаний, повторение | Связывание информации | Практический метод (прием – таблица) Фронтальная и индивидуальная формы работы | - Чтобы закрепить, что мы узнали, поработаем индивидуально, каждый из вас получает карточку, в которой написано задание для вас. - Прочитайте задание про себя. - Если все понятно, можете приступать к работе. - Подпишите листочки и сдайте мне. - Молодцы. | (выполняют задание) | 5 мин |
6 | Рефлексия УД на уроке | Подведение итогов, рефлексия | Словесный метод (прием – слово учителя) Практический метод (прием – оценивание свой работы на уроке) Фронтальная форма работы | - Наше исследование подходит к концу. - Давайте вспомним гипотезу, которую мы сформулировали в начале урока: «Если произведение называется «Листопадничек», то в нем говорится про листопад». Подтвердилась наша гипотеза? - О ком этот рассказ? Чем он вам понравился? - С каким автором вы познакомились на уроке? - Что вы о нем узнали? - С каким рассказом вы познакомились на уроке? - Хотелось бы завершить наш урок половицей к этой сказке: Где родился там, и пригодился. В гостях хорошо, а дома лучше - Оцените свою деятельность на уроке. - У вас на партах лежат листочки красного и зеленого цветов. Если вы считаете, что хорошо сегодня поработали и вам было все понятно, поднимите зеленый листочек. Если считаете, что вам не все было понятно и нужно повторить материал дома, то поднимите красный листочек. - Вы сегодня хорошо поработали. Спасибо за урок. До свидания. | - Нет - О зайце, листопадничке - И.С. Соколов-Микитов - высказывают что узнали - Листопадничек | 2 мин |