1.Организационно-мотивационный момент. Задача: настроить обучающихся на предстающую деятельность, организовать рабочее место обучающихся. | Педагогическое требование Словесные Формирование готовности к восприятию | -Здравствуйте ребята. -Для начала, давайте проверим готовность к уроку. -Проверьте, чтобы на парте у вас находился альбом, простой карандаш, ластик, баночка с водой и акварельные краски. -Сейчас, предлагаю сесть ребятам, у кого на лице есть симпатичные веснушки. Сейчас сядут ребята с длинными волосами. -Сейчас сядут ребята с тёмными волосами. -Теперь сядут ребята со светлыми волосами. -Меня зовут Алёна Дмитриевна, я очень рада вас видеть. -Сегодня урок изобразительного искусства у вас проведу именно я. | Личностные УУД: обучающиеся демонстрируют положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют умение эффективно организовать рабочее место |
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Задача: повторить ранее изученный материал, подвести об-ся к формулировке темы и цели урока | Разъяснение Педагогическое требование Словесные Беседа Объяснение Создание ситуации успеха | -Внимательно посмотрите на доску. Давайте разберёмся, какие жанры изобразительного искусства представлены перед нами? Учитель располагает на доске изображения с такими жанрами изобразительного искусства как пейзаж, натюрморт, портрет. Обучающиеся называют их. Учитель вывешивает на доску название, соответствующее названному жанру. -Мы выяснили, что на доске представлены такие жанры изобразительного искусства как пейзаж (Он представлен в виде картины Ивана Шишкина «Зама», написанной в 1890 году), натюрморт (Ильи Ивановича Машкова, написан в 1930 году) и портрет российского революционера Владимира Ильича Ленина (Ульянова), написанного Николаем Андреевичем Андреевым.
  .-Давайте вспомним, с каким жанром изобразительного искусства вы познакомились на прошлом уроке? -Верно, вы познакомились с таким жанром изобразительного искусства как натюрморт. -Что вы изображали на своём натюрморте? -Верно, вы изображали фрукты: яблоко и грушу. -Сегодня нам предстоит познакомиться с ещё одним жанром изобразительного искусства. Учитель снимает с доски изображения пейзажа и натюрморта и добавляет изображения мужских портретов. -Для того, чтобы узнать тему нашего урока, давайте ещё раз назовём как называется данный жанр изобразительного искусства. -Верно, данный жанр изобразительного искусства называется портретом. -Скажите, а что такое портрет? -Портрет – жанр изобразительного искусства, отличающийся изображением одного человека или группы людей. Кроме внешнего, индивидуального сходства художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир. -Существует много разновидностей портрета. К жанру портрета относятся: поясной портрет (Немецкий художник Франц Крюгер портрет Петра Андреевича Шувалова), бюст (Бюст русского полководца Михаила Илларионовича Кутузова. Скульптор Михаил Владимирович Переяславец, 1987 год), портрет в рост (Алексей Петрович Антропов. Портрет Петра I, 1770 год), групповой портрет (Александр Михайлович Герасимов— Групповой портрет старейших художников. 1944), автопортрет (Валентин Александрович Серов), портрет в интерьере, портрет на фоне пейзажа.    -По характеру изображения выделяют две основные группы: парадные и камерные портреты. В парадном портрете человек, обычно, изображается в полный рост (например, на коне). В камерном портрете используется поясное, погрудное, поплечное изображение. -Но скажите, у нас оригинальные портреты или их копия? -А как по-другому это можно назвать? -Знаете ли вы, что такое репродукция? -Репродукция – это картина, рисунок, воспроизведённый типографским способом. -Обратите внимание, кто именно изображён на данных портретах? -Верно, на данных портретах изображены мужчины. -К какой теме урока мы с вами подошли? -Темой нашего урока является «Мужской портрет». Учитель размещает на доске тему урока -Какую цель мы можем с вами поставить для себя? -Цель нашего урока: научиться рисовать мужской портрет. -Скажите, почему именно мужской образ присутствует на наших портретах? -Верно, потому что к нам приближается праздник 23 февраля. -Скажите, чему именно посвящён 23 февраля? - История праздника берет свое начало 28 января 1918 года. 23 февраля в России отмечается "День защитника Отечества". Праздник зародился еще в Союзе Советских Социалистических Республик (СССР), тогда 23 февраля ежегодно отмечался как всенародный праздник - "День Советской Армии и Военно-морского флота" с 1946 по 1993 года. Даже после распада СССР праздник также продолжают отмечать в ряде других стран Содружества Независимых Государств (СНГ). -Стоит разобраться, какие рода войск Существуют. (Например: пограничные, морские, воздушные войска) | Личностные УУД: обучающиеся проявляют интерес к теме урока изобразительного искусства, демонстрируют желание к усвоению новых знаний
Познавательные УУД: обучающиеся демонстрируют умение проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока
Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют умение принимать учебную задачу
Коммуникативные УУД: обучающиеся демонстрируют умение выражать свою точку зрения, слушать сверстников |
3. Восприятие
Задача: развивать у обучающихся умение анализировать инструкционную карту, умение понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.
| Этическая беседа Педагогическое требование Формирование готовности к восприятию | Работа с инструкционной картой. Учитель выдаёт обучающимся карту, проводит работу с ней. -Чтобы правильно нарисовать мужской портер, нужно хорошо знать его пропорции. -Какую форму имеет голова? Как называется красная вертикальная? Насколько частей делит голову срединная линия? -Голова имеет овальную форму, которая делится линией глаз на две примерно одинаковые части, то есть линия глаз находится примерно на середине лица. -Посмотрим, как называются условные линии, на которые можно поделить лицо. -Условно лицо можно разделить на три части. Как вы думаете, от какой и до какой линии начинается первая часть? Вторая? Третья? -Как мы выяснили, лицо можно разделить на три части: от начала волос до линии бровей, от линии бровей к концу носа и от конца носа к подбородку. -Посмотрим, на какой линии расположен верхний край уха? Нижний край уха? -Верхний край уха расположен на уровне бровей, нижний — на уровне основания носа. -Обратим внимание на нос и рот. -Внимательно посмотрите и скажите, равна ли ширина носа длине глаза? -Рот шире или уже носа? -Ширина носа равняется длине глаз, а рот немного шире носа. -Как вы думаете, чему равно расстояние между глазами? -Расстояние между глазами равно ширине глаз или ширине основания носа. -Сегодня вы сможете показать своё творчество и создать портрет своему папе, дедушке, брату, дяде или другу. | Личностные УУД: обучающиеся демонстрируют уважительное отношение друг к другу, демонстрируют положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют умение понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы Коммуникативные УУД: обучающиеся демонстрируют умение выражать свою точку зрения, соблюдать правила общения |
4. Показ способов действий Задача: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
Изобразительная: учить рисовать мужской портрет с опорой на шаблон и вспомогательные линии | Разъяснение Наблюдение Формирование готовности к восприятию | -Предлагаю ещё раз повторить этапы рисования мужского портрета. -Первым делом предлагаю обвести шаблон, который я приготовила для вашего удобства. Его я раздам вам позже. -Скажите, в какой части листа мы должны расположить шаблон? -Мы должны расположить шаблон в центре листа. -Кладём ладонь на шаблон. Обводим снизу вверх по левой стороне шаблона, затем сверху вниз по правой стороне шаблона. -Делаем разметку – проводим вспомогательные линии. Проводим осевые линии: вертикальную – делим овал на 2 части; 2 горизонтальные – делим овал на 3 части. Помним, что верхняя линия – линия бровей. Расстояние между глаз равно величине глаза. В центре лица рисуем нос до второй линии. Уши равны высоте носа, находятся на средней части лица, между двух линий. Шея немного уже лица. -Прорисовываем карандашом. -Дорисовываем детали – фуражку, волосы, пагоны и т.д. -Чистим свою работу – убираем ластиком вспомогательные линии. -Затем, добавляем цвет нашей работе. | Личностные УУД: обучающиеся демонстрируют положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность Познавательные УУД: обучающиеся демонстрируют умение проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную, творческую работу Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют умение придумывать и воплощать оригинальный замысел работы Коммуникативные УУД: обучающиеся демонстрируют умение соблюдать правила общения |
5. Физминутка Задача: Снять мышечное напряжение у об-ся | Педагогическое требование | -Для создания нашего портрета понадобятся силы, поэтому, предлагаю вам немного отдохнуть. -Сядьте прямо, расслабьтесь. -Сначала отдохнут наши глаза. Не отводя головы отвели глаза в левую сторону, то есть к окну, теперь в правую сторону, к двери. -Теперь, «нарисуем» глазами восьмёрку. Закроем глаза на две секунды и откроем. -Сейчас, приготовьте свои ладошки, мы сделаем пальчиковую гимнастику. Разотрём наши ладошки. Теперь похлопаем в ладоши. Теперь, разогреем большой палец. Одна рука – прямая ладонь, вторая – кулак и меняем их. Сейчас наши пальчики обнимутся. Ладошки вместе, пальцы врозь. Один пальчик «обнимает» другой. Встряхнём руки. -Продолжим нашу работу. | Личностные УУД: обучающиеся демонстрируют положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность
Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют умение понимать план действий
|
6. Словесное проговаривание способов действий. Задача: развивать у обучающихся умение проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную, творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы, умение принимать учебную задачу, понимать план действий
| Разъяснение Наблюдение Педагогическое требование Словесные Объяснение Постановка системы перспектив | -Что мы с вами будем рисовать? -Не забываем про композицию. -Как мы с вами расположим альбомный лист? -Верно, расположим его вертикально. -В какой части листа мы расположим шаблон? -Верно, шаблон мы расположим в центре альбомного листа, не забываем, что у нашего портрета присутствуют шея и плечи. -В создании наших портретов мы поступим следующим образом. -Сначала, шаг за шагом буду рисовать я на доске, а вы будете переносить к себе в альбом. -С чего мы начнём рисовать? -Обозначим, где у нас центр листа и обведём шаблон. -Так же, вам на пару выдан план поэтапного рисования портрета, вы сможете воспользоваться им. Учитель раздаёт план и шаблон. Содержание плана: 1) Обвести шаблон. 2) Сделать разметку. 3) Прорисовать карандашом. 4) Дорисовать детали. 5) Убрать ластиком вспомогательные линии. 6) Придать изображению цвет. | Личностные УУД: обучающиеся проявляют интерес к теме урока изобразительного искусства, демонстрируют желание к усвоению новых знаний Познавательные УУД: обучающиеся демонстрируют умение проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную, творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют умение принимать учебную задачу, понимать план действий Коммуникативные УУД: обучающиеся демонстрируют умение соблюдать правила общения |
7. Применение способов действий
Задача: предложить об-ся способы добавления некоторых элементов портрету
Техническая: развивать навыки рисования карандашом с помощью вспомогательных линий, красками. Композиционная: учить при рисовании располагать мужской портрет на листе бумаги симметрично в соответствии с алгоритмом рисования. | Наблюдение Создание ситуации успеха Постановка системы перспектив | Практическая работа детей и коррекция возможных ошибок. Основа нарисована не с помощью шаблона. Не симметрично расположены части лица. Не правильно расположены детали. Неаккуратно разукрашено. | Личностные УУД: обучающиеся проявляют интерес к теме урока изобразительного искусства Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют умение понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы |
9.Рефлексия Задача: подвести итог урока, провести рефлексию деятельности | Педагогическое требование Создание ситуации успеха | -Наш урок подходит к концу, пора подвести итоги нашего урока. -Мне очень интересно узнать, что вам больше всего понравилось на уроке изобразительного искусства? -Какие трудности возникли у вас на уроке? -Сейчас, я попрошу вас на выданных листах, продолжить фразы: «Я научился…», «Я узнал…», «Я смог…». -Всем спасибо за урок, мне очень приятно было с вами работать. | Личностные УУД: обучающиеся проявляют интерес к теме урока изобразительного искусства, осуществляют рефлексивную самооценку Коммуникативные УУД: обучающиеся демонстрируют умение выражать свою точку зрения, соблюдать правила общения |