1. Мотивация к учебной деятельности Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку. Развивать у обучающихся: регулятивные УУД (волевая саморегуляция); коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли); | - Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: Педагогическое требование - Методы формирования сознания: Беседа | - Здравствуйте, ребята. - Предлагаю проверить свою готовность к уроку – на столе должен лежать только учебник, пенал и дневник. - Кто готов приступить к уроку, может присаживаться. - Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на урок. Я верю, что мы сможем работать дружно, выслушивать друг друга, помогать друг другу. (межличностный интеллект) | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция); коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли); |
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Задача: актуализировать знания детей об авторах и их творчестве, выйти на проблему урока, постановка цели и плана урока. Развивать у обучающихся: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение планировать свою деятельность, овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению), познавательные УУД (общеучебные: формулирование познавательной цели; осуществление поиска и выделения информации; логические: владение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений), коммуникативные УУД (умение слушать, умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение уважать мнение других людей). | Методы воспитания: Методы формирования сознания: Методы воздействия на мотивационную сферу: Методы обучения: Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа; Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение; Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль); Методы организации взаимодействия обучающихся и накопления социального опыта (Метод взаимной проверки) Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей (Постановка проблемы или создание проблемной ситуации). | - Ребята, для того, чтобы определить тему урока я предлагаю вам внимательно послушать задание. - Сейчас я прочитаю вам информацию. Слушайте внимательно, после я задам вам вопросы. Правила вежливости: (логико-математический интеллект) - 1. В вежливости проявляется отношение к другим людям. 2. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид. 3. Вежливый человек приветлив и внимателен к другим. 4. Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо на приветствие не отвечать. - Как можно назвать то, что я вам прочитала? (Правила вежливости. Полезные советы) - Назовите антоним слову «полезные». (вредные) - Как вы думаете какое произведение мы сегодня будем изучать? - «Вредные советы» Г.Б. Остер. - Верно. Тема нашего урока Г.Б.Остер «Вредные советы». - Ребята, как вы думаете, что такое совет? - Для того, чтобы подробно узнать, что такое совет, предлагаю обратиться к словарю Ожегова. (лингвистический интеллект) - Даша, прочитай пожалуйста значение слова «Совет» - Сегодня мы подробно будем изучать что же такое и какие советы бывают. - Ребята, часто ли вы слышите советы? - Недавно учёные открыли, что на свете бывают непослушные дети, которые всё делают наоборот. Им дают полезный совет: «Умывайся по утрам». Они берут и не умываются. Им говорят: «Здоровайтесь друг с другом». Они тут же начинают не здороваться. Учёные придумали, что таким детям нужно давать не полезные, а вредные советы. Они всё сделают наоборот, а получится как раз правильно. Сегодня у нас урок для непослушных детей, но и послушных детей я тоже приглашаю принять в нём участие. В этом нам помогут стихи Григория Остера. - Но для того, чтобы приступить к изучению вредных советов. Нам нужно определить задачи урока. В этом нам помогут опорные слова. План урока: 1. Узнать … 2. Познакомиться … 3. Создать … - Как вы думаете, что мы можем узнать? (предположения) - Мы узнаем о жизни и творчестве Г.Б. Остера - Как вы думаете с чем мы познакомимся? (предположения) - Последний пункт нашего плана начинает со слова создать, что мы можем создать? - Сегодня мы попробуем создать собственный текст на основе произведения. План урока: 1. Узнать о жизни и творчестве Г.Б. Остера 2. Познакомиться с произведением «Вредные советы» 3. Создать собственный текст на основе произведения - Главный вопрос, на который мы ответим в конце урока звучит так: всегда ли советы могут быть полезными? - Для того, чтобы красиво и четко проговаривать слова при ответах, предлагаю поупражняться со скороговорками. На слайде вы видите данную скороговорку: - Мы с вами поупражнялись и готовы приступить к выполнению пунктов плана. | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение планировать свою деятельность, овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению), познавательные УУД (общеучебные: формулирование познавательной цели; осуществление поиска и выделения информации; логические: владение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений), коммуникативные УУД (умение слушать, умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение уважать мнение других людей). |
3. Решение проблемы Задача: выявить пути решения проблемы, познакомить обучающихся с биографией и творчеством Г.Б.Остера, произведением «Вредные советы» Развивать у обучающихся: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата), познавательные УУД (общеучебные: осуществление поиска и выделения информации; логические: владение логическими действиями анализа, обобщения, построения рассуждений), коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). | Методы воспитания: Методы формирования сознания: Методы обучения: Методы организации учебно-познавательной деятельности (Методы получения новых знаний: рассказ, беседа, Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение; Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение; Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований) | - Маша, прочитай пожалуйста первый пункт плана (1. Узнать о жизни и творчестве Б.Г.Остера) - У вас на партах лежит два листа. Один лист с биографией и заданием. Ваша задача изучить биографию самостоятельно. Один читает биографию, второй человек расставляет биографию в правильной последовательности. Затем тот, кто расставлял биографию, пересказывает другому биографию. (лингвистический интеллект, межличностный интеллект). Биография: Григорий Бенционович Остер - современный советский русский детский писатель, сценарист и заслуженный деятель Российской Федерации. Родился 27 ноября 1947 года. Начальное и среднее образование получил в Ялте, где провел детство и юность. В 1970 году поступает в Московский Литературный институт имени А.М. Горького, который оканчивает в 1982 году. В то же самое время пытается во многих направлениях, однако самыми удачными и сделавшие его популярным, являются рассказы, стихи и сценарии для детей. Из – под его пером выходят сюжеты к мультфильмам и театральным постановкам, с древних пор уже считающиеся классическими. Кроме этого, он является основоположником жанра «вредных советов» и создателем уникального в своём роде произведения «Сказка с подробностями». Неоднократно был удостоен различных премий. В настоящее время живет и трудится в Москве. Задание на карточках: _ В то же самое время пытается во многих направлениях, однако самыми удачными и сделавшие его популярным, являются рассказы, стихи и сценарии для детей. _ Григорий Бенционович Остер - современный советский русский детский писатель, сценарист и заслуженный деятель Российской Федерации. _ Родился 27 ноября 1947 года. _ В 1970 году поступает в Московский Литературный институт имени А.М. Горького, который оканчивает в 1982 году. _ Неоднократно был удостоен различных премий. В настоящее время живет и трудится в Москве. _ Кроме этого, он является основоположником жанра «вредных советов» и создателем уникального в своём роде произведения «Сказка с подробностями». _ Начальное и среднее образование получил в Ялте, где провел детство и юность. _ Из – под его пера выходят сюжеты к мультфильмам и театральным постановкам, с древних пор уже считающиеся классическими. - У кого есть вопросы? - Тогда давайте приступим, на выполнение у вас есть 7 минут. - Ребята, вижу, что уже справились с заданием. - Ребята, скажите пожалуйста, что вы запомнили из биографии Остера? (высказывания обучающихся) - Спасибо, ребята за ваши высказывания. Вы хорошо поработали в парах и вспомнили биографию Остера. - Ксюша, прочитай пожалуйста первый пункт плана. (1. Узнать о творчестве и жизни Г.Б.Остера) - Мы выполнили этот пункт плана? - Что мы сделали для этого? (предположения) - Ребята, мы выполнили с вами первый пункт плана и теперь может идти дальше. Но для начала я предлагаю вам размяться. | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата), познавательные УУД (общеучебные: осуществление поиска и выделения информации; логические: владение логическими действиями анализа, обобщения, построения рассуждений), коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). |
4.Физминутка Задача: снять мышечное напряжение детей. | Методы воспитания: Методы воздействия на мотивационную сферу (поощрение); Методы воздействия на волевую сферу (требование). Методы обучения: Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль). | - Но разминка у нас будет необычная. - На экране будут демонстрироваться вредные и полезные советы, ваша задача: если вы видите вредный совет – то приседаете, полезный – подпрыгиваете. И обсуждаем каждый совет. (физический интеллект, логико - математический интеллект). - Есть вопросы? - Тогда приступаем. На слайдах: 1. Как только сядешь ты за стол, И ложку в рот положишь, Жуй громко! 2. Если мамочка сказала: «В комнате ты убирай», То не надо расставлять на места игрушки, Надо действовать умней. Шкаф скорее открывай И игрушечки кидай. 3. Выполняй уроки вовремя 4. Когда приходите домой, Не мойте руки перед едой! 5. Помогай людям, будь дружелюбным 6. Питайся правильно - Садитесь, ребята. Мы с вами очень хорошо размялись. | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция), коммуникативные УУД (умение слушать). |
5. Первичное закрепление Задача: способствовать умению выразительно читать произведение «Вредные советы», умению анализировать поступки в произведении «Вредные советы», отражая собственное отношение к ним. Развивать у обучающихся: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение планировать свою деятельность, овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации), познавательные УУД (овладение навыками смыслового чтения произведения в соответствии с целями и задачами, составление собственного текста; логические: владение логическими действиями анализа, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений), коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение уважать мнение других людей в ходе обсуждения произведения, умение осмысливать собственное поведение и поведение окружающих). | Методы воспитания: Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: Методы формирования сознания: Методы обучения: Методы организации учебно-познавательной деятельности (Методы получения новых знаний: рассказ, объяснение, беседа, иллюстрация, работа с книгой; Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение; Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа); Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение; | - Ребята, мы с вами отдохнули и можем приступать к выполнению второго пункта плана. - Даша, прочитай пожалуйста второй пункт плана. (2. Познакомиться с произведением Г.Б. Остера «Вредные советы») - Спасибо. - Для того, чтобы выполнить данный пункт плана предлагаю вам открыть учебник на странице 183. - Для того, чтобы приступить к чтению. Давайте изучим ключевые слова: (лингвистический интеллект) Совет-наставление, напутствие, рекомендация. Полезные советы-советы, которые приносят пользу. Вредные советы 1-советы, которые приносят вред. Вредные советы 2— жанр детской литературы, посредством иронии показывающий, как не следует поступать. В русской традиции этот жанр связан, прежде всего, с одноимённой книгой Глостера, который и открыл этот новый жанр. Стихи для детей, вошедшие в сборник, помимо определённого содержания, имеют ещё и заданную стихотворную форму. Ирония-употребление слова или высказывания в смысле противоположном прямому. Ирония представляет собой вид иносказания, при которой за внешне положительной оценкой скрывается насмешка. Сарказм - это злая ирония, язвительная насмешка, содержит негативную окраску и указывает на недостаток человека, предмета или явления. Юмор - это способность человека увидеть смешную сторону в каком-либо явлении или событии. Юмористические произведения – произведения, где присутствует юмор, смешные моменты и много разных смешных фраз. Рифма – созвучие в окончании двух или нескольких слов. Читаем первый совет самостоятельно и готовимся читать вслух. - Объясните смысл этого совета. (логико-математический интеллект) - Какой полезный совет скрывается в этом вредном? (В общественном транспорте уступайте место пожилым людям). - Нужно знать, что в такую ситуацию может попасть и твои родные: дедушка, бабушка, родители. А может и ты сам, когда будешь в таком возрасте. - Да, сегодня ты уступишь место, а потом через много лет кто-то тебе уступит. - Читаем 2 вредный совет! - Мальчик советует посмеяться над лучшим другом в то время, когда он ждёт от тебя поддержки и сочувствия. - Он даже не переживает, что друг возможно больно ударился и испачкал одежду. - Да, этот мальчик плохой товарищ. Он может в любой момент оставить друга в беде. - Да, нельзя бросать друга в беде и смеяться над ним. Ведь ты тоже можешь попасть в подобную ситуацию. Чтение 3 вредного совета. - А этот ребёнок совсем не думает, чем может закончиться такое путешествие. - Очень опасно убегать из дома. Вокруг много опасностей. И с тобой может случиться беда. - Всегда нужно думать о личной безопасности и о родителях, которые переживают за тебя. - Этот мальчик всё равно не сможет побывать в дальних странах. - Никто ему не поверит и взрослые проверят всю информацию про него. - Ребята, прочитайте пожалуйста второй пункт плана? (познакомиться с произведением «Вредные советы) - Мы выполнили его? Что мы сделали для этого? - Какой пункт плана мы еще не выполнили? - Прочитайте его? - Что мы будем делать? - Давай придумаем «совет наоборот» -полезный! (лингвистический интеллект) - Если пожилые люди Едут в транспорте с тобой Уступи им место быстро Помоги скорей присесть. - Оказывается, мы уже почти научились сочинять полезные советы! - Давай попробуем составить сборник полезных советов! - Можно даже придумать их для какого-нибудь детского журнала. - А рубрику назвать «Полезные советы» - Тогда попробуем сочинить свой полезный совет. Если друг твой самый лучший Поскользнулся и упал, - Поспеши скорей на помощь Чтобы он не пострадал. - Мне понравилось сочинять, давай ещё попробуем. - Давайте придумаем полезный совет. - Если вдруг ты потерялся, Назови свой адрес взрослым. И они тебя до дома Очень быстро доведут. - Ребята, мы с вами попробовали составить полезные советы. - Я думаю, что главная мысль сборника полезных советов: - Чтобы стать хорошим и примерным ребенком, следует знать, что надо делать, чтобы о тебе не думали плохо и не поступать так. - Весёлые стихи Г. «Остера» учат с юмором относится к любой ситуации, учит быть умным человеком и не слушать чужих вредных советов. Каждая пара получает по одному вредному совету. Дети готовятся выразительно их читать, объясняют смысл совета, подбирают полезный совет. Проверка работы в парах. (слайды). Составление сборника полезных советов. - Почему советы называются добрыми? - Какова настоящая цель автора, чего он хотел добиться? (Обычно дети не любят слушать советы. А эти очень интересные. Читаешь их и понимаешь, как нельзя поступать.) - Г. Остер умел в каждом плохом поступке увидеть не только негативную, но и смешную сторону и с юмором преподнести читателю. Поэтому его вредные советы не бывают скучными, они весёлые и учат ребят поступать по совести в любых ситуациях. Они относятся к юмористическим произведениям, где присутствует юмор, смешные моменты и много разных смешных фраз. | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение планировать свою деятельность, овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации), познавательные УУД (овладение навыками смыслового чтения произведения в соответсвии с целями и задачами, составление собственного текста; логические: владение логическими действиями анализа, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений),коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение уважать мнение других людей в ходе обсуждения произведения, умение осмысливать собственное поведение и поведение окружающих). |
7. Подведение итогов. Рефлексия Задача: подвести итог урока, способствовать осуществлению у обучающихся оценки своей деятельности на уроке. Развивать у обучающихся: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, осознание качества и уровня усвоения), коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). | Методы воспитания: Методы стимулирования (поощрение); Методы воздействия на мотивационную сферу (поощрение); Методы воздействия на волевую сферу (требование). Методы обучения: Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение; Методы формирования ответственности и обязательности: оперативный контроль); Методы контроля и диагностики учебно-познавательной деятельности (Беседа). | - Ребята наш урок подходит к концу, и я предлагаю подвести итог урока. - Объясните, а почему это совет вредный? - Почему эти советы смешные? В чём мастерство Григория Остера? Что делает «Вредные советы» смешными? - Ребята, с какими произведениями мы сегодня познакомились? - Кто их авторы? - Что больше всего запомнилось? - Чему учит вас данное произведение? (внутриличностный интеллект) - Кто помнит на какой вопрос мы должны с вами ответить? (предположения) - Вопрос: Всегда ли советы могут быть полезными? Как вы думаете, почему? – А теперь попробуем поработать в паре, поучимся выражать главную мысль текста в нескольких словах, составим синквейн «Вредные советы». (логико-математический интеллект) – Синквейн, стихотворение-миниатюра из 5 строк, имеющее своеобразное строение. Первая строка— тема синквейна. 1 существительное в начальной форме. Вторая строка – характерные признаки предмета (2 прилагательных) Третья строка – характерные действия предмета (3 глагола) Четвертая строка— что думает автор (фраза из четырёх слов) Пятая строка— 1 слово. Синоним слову данной темы - Кто хочет представить свой синквейн? - Кто не успел представить, сдайте пожалуйста мне, я обязательно их прочту. (межличностный интеллект) - Ребята, помните, что даже во вредны советах можно найти для себя полезные советы, которые пригодятся вам. - Мне бы хотелось похвалить ... за активность, внимательность на уроке. Надеюсь, что остальные будут также активно работать в следующий раз. - Спасибо вам за урок. | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, осознание качества и уровня усвоения), коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). |