СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт урока литературное чтение на тему: Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока литературное чтение на тему: Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка».»

Конструкт урока по литературному чтению

УМК: «Школа России»

Тема урока: Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка»

Тип урока: открытие новых знаний и способов действий

Планируемые результаты:

Личностные: обучающиеся проявляют умения оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, демонстрируют положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность, оценивают поступки героя произведения Н. Гарина-Михайловского «Тема и Жучка», осмысленно оценивают поступок героя, определяют главную мысль автора.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение планировать свою деятельность, овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения),познавательные УУД (общеучебные: формулирование познавательной цели; осуществление поиска и выделения информации; овладение навыками смыслового чтения произведения в соответствии с целями и задачами; логические: владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений), коммуникативные УУД (умение слушать, умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение уважать мнение других людей в ходе обсуждения произведения, умение осмысливать собственное поведение и поведение окружающих). Обучающиеся проявляют признаки различных интеллектов (экзистенциальный интеллект, логико- математический интеллект, межличностный интеллект, музыкальный интеллект, визуально-пространственный интеллект, лингвистический интеллект, внутриличностный интеллект).

Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о жизни Н. Гарина-Михайловского, умеют определять главную мысль произведения, умеют анализировать предложенный текст, умеют рассказывать о героях произведения «Тема и Жучка», отражая собственное отношение к ним в процессе анализа и обсуждения поступка героя, умеют находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя.

Задачи:

Воспитательная: способствовать проявлению умения оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, положительно-эмоционального настроя на предстоящую деятельность, оценивать поступки героя произведения Н. Гарина-Михайловского «Тема и Жучка», осмысленно оценивать поступок героя, определять главную мысль автора.

Развивающая: развивать регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение планировать свою деятельность, овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения), познавательные УУД (общеучебные: формулирование познавательной цели; осуществление поиска и выделения информации; овладение навыками смыслового чтения произведения в соответствии с целями и задачами; логические: владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений), коммуникативные УУД (умение слушать, умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение уважать мнение других людей в ходе обсуждения произведения, умение осмысливать собственное поведение и поведение окружающих). Развивать у обучающихся различные признаки интеллектов (экзистенциальный интеллект, логико- математический интеллект, межличностный интеллект, музыкальный интеллект, визуально-пространственный интеллект, лингвистический интеллект, внутриличностный интеллект).

Образовательная: познакомить обучающихся с произведение Н. Гарина-Михайловского «Тема и Жучка» и биографией писателя, способствовать развитию умения определять главную мысль произведения, умению анализировать предложенный текст, рассказывать о героях произведения «Тема и Жучка», отражая собственное отношение к ним в процессе анализа и обсуждения поступка героя, находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя

Цель: формирование эмоционально-положительного взгляда на замысел автора, любви к животным в процессе знакомства с произведением Н. Гарина-Михайловского «Тема и Жучка».

Принципы обучения и воспитания

· Принципы воспитания

  • Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма

  • Воспитание через взаимодействие

  • Связь с жизнью

· Принципы обучения

  • Принцип наглядности

  • Принцип систематичности и последовательности

  • Принцип доступности

  • Принцип деятельности

  • Принцип психологической комфортности

  • Принцип минимакса

Методы воспитания:

Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения:

  • Педагогическое требование

Методы формирования сознания:

  • Рассказ

  • Беседа

Методы воздействия на мотивационную сферу:

  • Поощрение


Методы обучения:

  • Методы организации учебно-познавательной деятельности (Методы получения новых знаний: рассказ, объяснение, беседа, иллюстрация, работа с книгой; Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение; Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа);

  • Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение; Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль);

  • Методы организации взаимодействия обучающихся и накопления социального опыта (Метод взаимной проверки)

  • Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей (Постановка проблемы или создание проблемной ситуации);

  • Методы контроля и диагностики учебно-познавательной деятельности (Беседа)

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, работа в парах, индивидуально.

Обеспечение урока:

Информационное обеспечение

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. Документ с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года №1643; приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015 года №507. ПРИКАЗ от 6 декабря 2009г. №373

2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Документ с изменениями, внесенными: от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. N 1/15)

3. Литературное чтение, 3 класс (2 часть) / Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

4. Поурочные разработки по литературному чтению к УМК «Школа России», 3 класс / С.В. Кутявина


Демонстрационное: презентация «Тема и Жучка», музыка для рассказа «Тема и Жучка».

Индивидуальные: учебник, пенал, карточки «Словарная работа», лист с биографией.


Структура (план) урока:

1. Мотивация к учебной деятельности. (3 мин)

2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы (7 мин).

3. Решение проблемы (10мин)

4. Физминутка (2 мин)

5. Первичное закрепление (11мин)

6. Инструктаж о домашнем задании (2 мин)

7. Подведение итогов. Рефлексия (5мин)

Итого: 40 мин


Ход урока

Этапы урока, задачи работы

Методы и приемы обучения и воспитания

Деятельность учителя

Планируемые результаты

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку.

Развивать у обучающихся: регулятивные УУД (волевая саморегуляция); коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

- Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: Педагогическое требование

- Методы формирования сознания: Беседа

- Методы развития познавательного интереса: Формирование готовности к восприятию.

-Сегодня наш урок мы начнем с эпиграфа.

- Кто может сказать, что такое эпиграф? (экзистенциальный интеллект)

Эпиграф урока: «Книги просвещают душу, побуждают в человеке лучшие стремления, острят ум, смягчают сердце».

- Как вы понимаете данный эпиграф?

Вывод: Эти строки имеют глубокий смысл. Книги дарят нам свет, несут радость, будят мысль, учат сопереживать. Я думаю, что эти строки могут послужить эпиграфом нашего урока.


Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция); коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли);

2.Актуализация

опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

Задача: актуализировать знания детей об авторах и их творчестве, выйти на проблему урока, постановка цели и плана урока.

Развивать у обучающихся: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение планировать свою деятельность, овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению), познавательные УУД (общеучебные: формулирование познавательной цели);

коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение уважать мнение других людей).

Методы воспитания: Методы формирования сознания:

  • Рассказ

  • Беседа

Методы воздействия на мотивационную сферу:

  • Поощрение

Методы обучения: Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа; Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение; Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль)


- Для того, чтобы приступить к работе нам нужно определить какое произведение мы будем изучать.

- Сначала нам нужно определить автора, с которым мы познакомимся сегодня.

- Прочитайте фамилии, выделите лишнюю. (логико-математический интеллект)

Тургенев, Гарин –Михайловский, Некрасов.

Что вы знаете об этом авторе?

- Выделите лишнюю фамилию.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией автора Гариным – Михайловским.

 - Какие произведения вы знаете этого автора? (высказывания)

- А сегодня мы познакомимся с таким рассказом как «Тёма и Жучка»

- Для начала нам нужно определить задачи урока.

- Наши задачи перепутались и нам нужно с вами расставить задачи по порядку.

- Как будет звучать первая задача? (1. Познакомиться с биографией Н.Г. Гарина – Михайловского.)

- Как будет звучать вторая задача? (2. Прочитать и проанализировать повесть.)

- И кто может назвать третью задачу урока? (3. Выразить свое отношение к прочитанному.)

Задачи:

1. Познакомиться с биографией Н.Г. Гарина – Михайловского.

2.Прочитать и проанализировать повесть.

3.Выразить свое отношение к прочитанному.

- Главный вопрос, на который нам нужно ответить сегодня на уроке- какая же главная мысль скрыта в данном рассказе? На этот вопрос мы с вами ответим к концу урока.

- Для того, чтобы красиво и четко проговаривать слова при ответах, предлагаю поупражняться со скороговорками. На слайде вы видите данную скороговорку: Наш Полкан попал в капкан.

- Давайте прочитаем ее вместе, для начала медленно. Затем попробуем проговорить в быстром темпе.

- Мы с вами поупражнялись и готовы приступить к выполнению пунктов плана.

Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение планировать свою деятельность, овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению), познавательные УУД (общеучебные: формулирование познавательной цели);

коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение уважать мнение других людей).


3. Решение проблемы

Задача: выявить пути решения проблемы, познакомить обучающихся с

биографией и творчеством Н.Г. Гарина – Михайловского, рассказом «Тема и Жучка»

Развивать у обучающихся: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её

реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата), познавательные УУД (общеучебные: осуществление поиска и выделения информации; логические: владение логическими действиями анализа, обобщения, построения рассуждений), коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

Методы воспитания: Методы формирования сознания:

  • Рассказ

  • Беседа

Методы обучения: Методы организации учебно-познавательной деятельности (Методы получения новых знаний: рассказ, беседа, Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение; Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение; Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований)

- Дима, прочитай пожалуйста первый пункт плана (1. Познакомиться с биографией Н.Г. Гарина – Михайловского)

- У вас на партах лежит лист с биографией Н.Г. Гарина – Михайловского. Сейчас каждый читает про себя и затем один из вас задает своему соседу по парте вопросы. Каждый из вас задает по два вопроса. (межличностный интеллект)

Биография:

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский, русский писатель родился 8(20).02.1852 года в семье военного в Петербурге.

1878 года оканчивает Петербургский Институт путей сообщения. Имел успех в инженерии, построил немало больших железнодорожных полотен.

В восьмидесятых годах селится в собственном имении, находящимся в Самарской губернии и увлекается народничеством.

Его задумка начать социальное реформирование терпит крушение, и Гарин начинает сотрудничество с марксистскими изданиями, материально поддерживает большевицкое движение.

В литературе его больше воспринимают как демократа и реалиста. В своих рассказах, написанных в девяностых годах, Гарин-Михайловский вырисовывает лики рабочих и технической интеллигенции, показывает картину расслоения деревни.

Самыми запоминающимися и значительными в литературном плане стали его произведения, написанные в период с 1892 по 1907 годы. Это тетралогия «Детство Темы», «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры». Автор раскрывает в них разные молодые судьбы, которым выпало жить в переломное время.

Николай Гарин проводил много времени в путешествиях, результаты которых также не могли, не отобразится на его творчестве. Так, в 1899 году выходят его очерки «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову». В этом же году издается сборник «Корейские сказки» написанный в путешествии по Корее в 1898.

В последние годы жизни (в начале 1900‑х годов) работает в «Знании» Максима Горького.

Не стало Николая Георгиевича Гарина-Михайловского 10 декабря 1906 года. Он умер в Петербурге, где и родился.

- Влад, скажи пожалуйста, что вам сейчас необходимо сделать? (прочитать биографию и ответить на вопросы)

- Верно. Есть вопросы по заданию?

- Тогда давайте приступим на выполнение у вас есть 3 минуты.

Вопросы:

1. Кем является Николай Георгиевич Гарин-Михайловский?

2. Самые запоминающиеся произведения?

3. Где обучался?

Вижу, что вы очень внимательно читали биографии и смогли ответить на все вопросы. Молодцы!

- Ксюша, прочитай пожалуйста первый пункт плана.

(1. Узнать биографию Н.Г. Гарина-Михайловского)

- Мы выполнили этот пункт плана?

- Ребята, мы выполнили с вами первый пункт плана и теперь может идти дальше. Но для начала я предлагаю вам размяться.

Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения

результата), познавательные УУД (общеучебные: осуществление поиска и выделения информации; логические: владение логическими действиями анализа, обобщения, построения рассуждений), коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

4.Физминутка

Задача: снять мышечное напряжение детей.

Методы воспитания: Методы воздействия на мотивационную сферу (поощрение); Методы воздействия на волевую сферу (требование).

Методы обучения:

Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль).

- Но разминка у нас будет необычная. Сейчас я вам включу музыку. Ваша задача закрыть глаза и расслабиться. Во время прослушивания музыки вам необходимо представить образ Темы и Жучки. (музыкальный интеллект, визуально- пространственный интеллект)

- Кто может поделиться своими представлениями?

- Спасибо, за ваши ответы.

- После того, как мы с вами познакомимся с произведением. Мы узнаем кто из вас был ближе всего в своих представлениях.


Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция), коммуникативные УУД (умение слушать).

5. Первичное закрепление

Задача: способствовать умению воспринимать на слух художественный текст, умению рассказывать о героях произведения «Тема и Жучка», отражая собственное отношение к ним.

Развивать у обучающихся: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение планировать свою деятельность, овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации), познавательные УУД (логические: владение логическими действиями анализа, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений), коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение уважать мнение других людей в ходе обсуждения произведения, умение осмысливать собственное поведение и поведение окружающих).


Методы воспитания: Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения:

  • Педагогическое требование

Методы формирования сознания:

  • Рассказ

  • Беседа

Методы обучения: Методы организации учебно-познавательной деятельности (Методы получения новых знаний: рассказ, объяснение, беседа, иллюстрация, работа с книгой; Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение; Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа); Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение;

- Ребята, мы с вами отдохнули и можем приступать к выполнению второго пункта плана.

- Даша, прочитай пожалуйста второй пункт плана. (2. Прочитать и проанализировать повесть.)

- Спасибо.

- Но для того, чтобы приступить к прочтению для начала нам необходимо с вами изучить слова, которые встретятся нам в рассказе.

- у вас на столе лежат карточки со словами. Ваша задача стрелочками соединить слова с их определением. (межличностный интеллект)

- У вас есть вопросы?

- Тогда давайте приступим.

На сладе показаны слова и их значение.

Словарная работа


-Давайте прочитаем каждое слово вместе.

- Ребята, мы разобрали с вами значение слов и теперь вам будет проще читать и понимать смысл данных слов.

- Миша, прочитай пожалуйста второй пункт плана (2. Прочитать и проанализировать повесть)

- Сначала читает учитель и обучающимся задаются вопросы по рассказу. (лингвистический интеллект)

Чтение 1 части.

- С какого вопроса начинаются все события?

(«Няня, где Жучка?»)

- Что ответила ему няня?

(«И-и, – отвечает няня, – Жучку в старый колодезь бросил какой-то ирод...»)

- Как вы оцениваете поступок того неизвестного, кто бросил Жучку в колодец?

- Каким, словом называет няня этого человека? ( Ирод)- злодей, изверг, мучитель.

Тёма встречается со злом.

- Какое чувство вызывает у Тёмы этот бессердечный поступок? (ужас)

Найдите в тексте подтверждение ваших слов.

( «Тёма с ужасом вслушивался в слова няни...»)

- Какие мысли «роем теснились в голове мальчика»

- Какие планы мелькали у него в голове?

- Что ему приснилось? (что Жучка все время обрывается)

- К какому решению пришел Тема?

- Какое необычное состояние Темы подчеркивает автор?

То, что Тема спит очень беспокойно, это говорит о том, что он болен.

Чтение 2 части.

- Как вышел, Тема из дома? (прочитайте 1 абзац)

-Куда и с чем отправился Тема?

-Когда он позвал Жучку, что он услышал? (жалобный, протяжный стон)

- Как на него подействовал «жалобный, протяжный стон» Жучки? (сердце Темы мучительно сжалось)

- С какими словами обращается к собаке мальчик? («Милая, Жучка! Милая, милая, я сейчас тебя вытащу!»)

- О чем он переживал, когда спускался в колодец? (чтобы Жучка не подумала, что он ее бросил)

Вопросы к анализу 3 части.

– Какое чувство пришлось испытать нашему герою?

- Страх.

-Какие мысли успокаивают его? (Что Жучка сидит в колодце уже целые сутки)

- Какие чувства они испытали при встрече? (они очень обрадовались, что вновь увиделись)

- Когда и где еще Тёма испытал страх?

- При спуске в колодец, в колодце и при подъеме из него.

- С их помощью автор доказывает, что Теме страшно в этом колодце.

- Но почему, же Тёма все-таки спускается в колодец? (У него нет другого выхода)

- «...подниматься труднее...» Почему?

– Этот эпизод имеет большое значение для раскрытия не только характера Темы, но и главной мысли произведения. Прочитаем часть этого эпизода.

- «Но подниматься труднее, чем спускаться! Нужен воздух, нужны силы, а того и другого у Темы мало...»

- Какие трудности испытывал Тёма при подъеме из колодца?

- Не хватает воздуха и сил, а это главное, что нужно для подъема.

- Тяжелое положение Темы автор подчеркивает с помощью противопоставления. Тёма находится на глубине 6 метров (3 сажени), он на грани срыва на дно колодца.

- Какие чувства закрадываются в душу Теме?

- «Чувство одиночества, бессилия, сознания гибели закрадываются в его душу».

- Таким образом, мальчиком овладело отчаяние, он уже готов бросить вожжи и упасть на дно, но он находит силы не в руках и в ногах. Какая сила приходит на помощь Теме?

- Сила воли и сила духа.

- Какими словами мальчик успокаивает себя? Найдите этот отрывок.

(«Не надо бояться, ... Стыдно бояться! Трусы только боятся!..»

Кто делает дурное – боится, а я дурного не делаю, я Жучку вытаскиваю...»

- Как вы оцениваете его поступок?

- Как ведет себя Жучка, оказавшись на земле?

Теперь, когда все сделано, силы быстро оставляют Тему, напряженные нервы Темы не выдерживают, он без сознания валится на траву к великой радости Жучки, которая теперь уже свободно, без препятствий, выражает свою горячую любовь и признательность за спасение.

- Если бы Жучка могла говорить, чтобы она сказала Теме?

- Как вы думаете, что будет дальше?

– Итак, мы добрались до развязки. Болезнь и все пережитое взяли верх над мальчиком, и он лежит в бреду.

Учитель зачитывает последний абзац со слов: «Всем жаль маленького Тему».

– Какое чувство вызывают у вас эти строки? Чего боятся родные Темы? Как вы понимаете предложение: «Холодное дыхание смерти ярко колеблет вот-вот готовое навсегда погаснуть разгоревшееся пламя маленькой свечки»?

- С чем сравнивается жизнь Темы?

(Автор сравнивает жизнь, которая висит на волоске, со свечой, готовой погаснуть от малейшего дуновения.)

– Как вы думаете, останется ли живым Тёма?

- Да.

- Сумел ли Тёма одолеть зло, страх, болезнь, трудности и смерть? Найдите в последней строчке слова, которые точно характеризуют Тему и указывают на то, что помогло ему преодолеть все препятствия.

- Горячая, любящая душа.

- Тая, прочитай пожалуйста вторую задачу урока. (2.Прочитать и проанализировать повесть)

- Выполнили ли мы эту задачу?

- Что сделали для этого?

- Семен, прочитай пожалуйста 3 задачу урока.

(3.Выразить свое отношение к прочитанному.)

- Когда мы прочитали произведение, какие мысли и представления у вас появились о Теме? (лингвистический интеллект)

У них большая крепкая дружба, автор учит нас, читателей, быть человечными, добрыми, благородными по отношению друг другу и животным.

И хотя собаку можно купить, дружбу ее не приобрести ни за какие деньги. Цена дружбы доверие. Ежедневно, и терпеливо занимаясь собакой, мы воспитываем друга.

- Можно сказать, что Тема настоящий друг?

- Как бы вы поступили на месте Темы?

- Какие чувства у вас остались после прочитанного?

- Хотели бы вы иметь такого друга как Тема?

- Максим, прочитай пожалуйста 3 задачу урока. (3. Выразить свое отношение к прочитанному.)

- Выполнили ли мы эту задачу? Что сделали для этого?

- А теперь пришло время вспомнить пословицы. (логико-математический интеллект)

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Крепкую дружбу и водой не разольешь.

Друг познается в беде.

Собака – друг человека.

- Какая из них подходит к рассказу?

- Кто может напомнить главный вопрос этого урока? (отвечают обучающиеся)

- Кто из вас, глядя на схему, попытается сформулировать главную мысль рассказа?

(визуально-пространственный интеллект)

Центральная надпись: «Любовь побеждает» – закрыта. Открывают после того, как дети самостоятельно сформулируют главную мысль произведения.

– Тёма – благородный мальчик с любящей душой. Он на деле доказывает любовь к своему четвероногому другу. Добрые дела оказываются сильнее зла, а горячее, любящее сердечко способно преодолеть страх и подарить жизнь другому существу. Добрые дела требуют от человека напряжения всех его душевных сил – только тогда добро будет сильнее зла.

- Ребята, мы молодцы. Мы смогли с вами определить главную мысль этого рассказа.

Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение планировать свою деятельность, овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации), познавательные УУД (логические: владение логическими действиями анализа, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений),коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение уважать мнение других людей в ходе обсуждения произведения, умение осмысливать собственное поведение и поведение окружающих).

6. Инструктаж о

домашнем задании

Задача: проведение

Инструктажа домашнего задания.

Развивать у обучающихся:

регулятивные УУД (волевая

саморегуляция),

коммуникативные УУД (умение слушать).

Методы обучения: Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию;


- Ребята, откройте дневники и запишите пожалуйста домашнее задание.

- Домашнее задание будет на выбор.

- Приготовить пересказ эпизода “Спасение Жучки” (лингвистический интеллект) или написать ответ на вопрос “Чем мне понравился Тема” (внутриличностный интеллект)

- У кого есть вопросы?

Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция), коммуникативные УУД (умение слушать).

7. Подведение итогов. Рефлексия

Задача: подвести итог урока, способствовать

осуществлению у

обучающихся оценки своей деятельности на уроке.

Развивать у

обучающихся:

регулятивные УУД (волевая

саморегуляция; умение контролировать и

оценивать учебные действия в соответствии с

поставленной задачей

и условиями её

реализации, осознание

качества и уровня

усвоения),

коммуникативные УУД (умение слушать,

умение с достаточной

полнотой и точностью

выражать свои мысли).

Методы воспитания: Методы стимулирования (поощрение); Методы воздействия на мотивационную сферу (поощрение); Методы воздействия на волевую сферу (требование).

Методы обучения: Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение; Методы формирования ответственности и обязательности: оперативный контроль); Методы контроля и диагностики учебно-познавательной деятельности (Беседа).

- Ребята наш урок подходит к концу, и я предлагаю подвести итог урока.

- Как называется произведение, которое мы сегодня с вами изучали?

- Чему учит нас данное произведение? (внутриличностный интеллект)

- Передайте свое отношение к поступку мальчика?

- Можно ли придумать другое название данному произведению, которое бы выражало главную мысль?

– А теперь попробуем поработать в паре, поучимся выражать главную мысль текста в нескольких словах, составим синквейн «Тема и Жучка». (межличностный интеллект)

– Синквейн, стихотворение-миниатюра из 5 строк, имеющее своеобразное строение. (логико-математический интеллект)

Составим синквейн

1 ряд. составит на тему

Тёма.

Верный, настоящий.

Выручает, помогает, спасает.

Друг познается в беде.

Дружба.

2 ряд. составит на тему

Жучка.

Игривая, ласковая.

Благодарит, любит, верит.

Собака – друг человека.

Доверие.

3 ряд. составит на тему

Друзья.

Верные, надёжные.

Помогут, спасут, выручат.

Никогда не подведут товарища.

Дружба.

- Кто хочет представить свой синквейн?

- Кто не успел представить, сдайте пожалуйста мне, я обязательно их прочту.

- хотелось бы закончить наш урок словами французского писателя «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил».

- Мне бы хотелось похвалить ... за активность, внимательность на уроке. Надеюсь, что остальные будут также активно работать в следующий раз.

- Спасибо вам за урок.

Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, осознание качества и уровня усвоения), коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс