- Ребята, мы с вами отдохнули и можем приступать к выполнению второго пункта плана. - Даша, прочитай пожалуйста второй пункт плана. (2. Прочитать и проанализировать повесть.) - Спасибо. - Но для того, чтобы приступить к прочтению для начала нам необходимо с вами изучить слова, которые встретятся нам в рассказе. - у вас на столе лежат карточки со словами. Ваша задача стрелочками соединить слова с их определением. (межличностный интеллект) - У вас есть вопросы? - Тогда давайте приступим. На сладе показаны слова и их значение. Словарная работа -Давайте прочитаем каждое слово вместе. - Ребята, мы разобрали с вами значение слов и теперь вам будет проще читать и понимать смысл данных слов. - Миша, прочитай пожалуйста второй пункт плана (2. Прочитать и проанализировать повесть) - Сначала читает учитель и обучающимся задаются вопросы по рассказу. (лингвистический интеллект) Чтение 1 части. - С какого вопроса начинаются все события? («Няня, где Жучка?») - Что ответила ему няня? («И-и, – отвечает няня, – Жучку в старый колодезь бросил какой-то ирод...») - Как вы оцениваете поступок того неизвестного, кто бросил Жучку в колодец? - Каким, словом называет няня этого человека? ( Ирод)- злодей, изверг, мучитель. Тёма встречается со злом. - Какое чувство вызывает у Тёмы этот бессердечный поступок? (ужас) Найдите в тексте подтверждение ваших слов. ( «Тёма с ужасом вслушивался в слова няни...») - Какие мысли «роем теснились в голове мальчика» - Какие планы мелькали у него в голове? - Что ему приснилось? (что Жучка все время обрывается) - К какому решению пришел Тема? - Какое необычное состояние Темы подчеркивает автор? То, что Тема спит очень беспокойно, это говорит о том, что он болен. Чтение 2 части. - Как вышел, Тема из дома? (прочитайте 1 абзац) -Куда и с чем отправился Тема? -Когда он позвал Жучку, что он услышал? (жалобный, протяжный стон) - Как на него подействовал «жалобный, протяжный стон» Жучки? (сердце Темы мучительно сжалось) - С какими словами обращается к собаке мальчик? («Милая, Жучка! Милая, милая, я сейчас тебя вытащу!») - О чем он переживал, когда спускался в колодец? (чтобы Жучка не подумала, что он ее бросил) Вопросы к анализу 3 части. – Какое чувство пришлось испытать нашему герою? - Страх. -Какие мысли успокаивают его? (Что Жучка сидит в колодце уже целые сутки) - Какие чувства они испытали при встрече? (они очень обрадовались, что вновь увиделись) - Когда и где еще Тёма испытал страх? - При спуске в колодец, в колодце и при подъеме из него. - С их помощью автор доказывает, что Теме страшно в этом колодце. - Но почему, же Тёма все-таки спускается в колодец? (У него нет другого выхода) - «...подниматься труднее...» Почему? – Этот эпизод имеет большое значение для раскрытия не только характера Темы, но и главной мысли произведения. Прочитаем часть этого эпизода. - «Но подниматься труднее, чем спускаться! Нужен воздух, нужны силы, а того и другого у Темы мало...» - Какие трудности испытывал Тёма при подъеме из колодца? - Не хватает воздуха и сил, а это главное, что нужно для подъема. - Тяжелое положение Темы автор подчеркивает с помощью противопоставления. Тёма находится на глубине 6 метров (3 сажени), он на грани срыва на дно колодца. - Какие чувства закрадываются в душу Теме? - «Чувство одиночества, бессилия, сознания гибели закрадываются в его душу». - Таким образом, мальчиком овладело отчаяние, он уже готов бросить вожжи и упасть на дно, но он находит силы не в руках и в ногах. Какая сила приходит на помощь Теме? - Сила воли и сила духа. - Какими словами мальчик успокаивает себя? Найдите этот отрывок. («Не надо бояться, ... Стыдно бояться! Трусы только боятся!..» Кто делает дурное – боится, а я дурного не делаю, я Жучку вытаскиваю...» - Как вы оцениваете его поступок? - Как ведет себя Жучка, оказавшись на земле? Теперь, когда все сделано, силы быстро оставляют Тему, напряженные нервы Темы не выдерживают, он без сознания валится на траву к великой радости Жучки, которая теперь уже свободно, без препятствий, выражает свою горячую любовь и признательность за спасение. - Если бы Жучка могла говорить, чтобы она сказала Теме? - Как вы думаете, что будет дальше? – Итак, мы добрались до развязки. Болезнь и все пережитое взяли верх над мальчиком, и он лежит в бреду. Учитель зачитывает последний абзац со слов: «Всем жаль маленького Тему». – Какое чувство вызывают у вас эти строки? Чего боятся родные Темы? Как вы понимаете предложение: «Холодное дыхание смерти ярко колеблет вот-вот готовое навсегда погаснуть разгоревшееся пламя маленькой свечки»? - С чем сравнивается жизнь Темы? (Автор сравнивает жизнь, которая висит на волоске, со свечой, готовой погаснуть от малейшего дуновения.) – Как вы думаете, останется ли живым Тёма? - Да. - Сумел ли Тёма одолеть зло, страх, болезнь, трудности и смерть? Найдите в последней строчке слова, которые точно характеризуют Тему и указывают на то, что помогло ему преодолеть все препятствия. - Горячая, любящая душа. - Тая, прочитай пожалуйста вторую задачу урока. (2.Прочитать и проанализировать повесть) - Выполнили ли мы эту задачу? - Что сделали для этого? - Семен, прочитай пожалуйста 3 задачу урока. (3.Выразить свое отношение к прочитанному.) - Когда мы прочитали произведение, какие мысли и представления у вас появились о Теме? (лингвистический интеллект) У них большая крепкая дружба, автор учит нас, читателей, быть человечными, добрыми, благородными по отношению друг другу и животным. И хотя собаку можно купить, дружбу ее не приобрести ни за какие деньги. Цена дружбы доверие. Ежедневно, и терпеливо занимаясь собакой, мы воспитываем друга. - Можно сказать, что Тема настоящий друг? - Как бы вы поступили на месте Темы? - Какие чувства у вас остались после прочитанного? - Хотели бы вы иметь такого друга как Тема? - Максим, прочитай пожалуйста 3 задачу урока. (3. Выразить свое отношение к прочитанному.) - Выполнили ли мы эту задачу? Что сделали для этого? - А теперь пришло время вспомнить пословицы. (логико-математический интеллект) Нет друга – ищи, а нашел – береги. Крепкую дружбу и водой не разольешь. Друг познается в беде. Собака – друг человека. - Какая из них подходит к рассказу? - Кто может напомнить главный вопрос этого урока? (отвечают обучающиеся) - Кто из вас, глядя на схему, попытается сформулировать главную мысль рассказа? (визуально-пространственный интеллект) Центральная надпись: «Любовь побеждает» – закрыта. Открывают после того, как дети самостоятельно сформулируют главную мысль произведения. – Тёма – благородный мальчик с любящей душой. Он на деле доказывает любовь к своему четвероногому другу. Добрые дела оказываются сильнее зла, а горячее, любящее сердечко способно преодолеть страх и подарить жизнь другому существу. Добрые дела требуют от человека напряжения всех его душевных сил – только тогда добро будет сильнее зла. - Ребята, мы молодцы. Мы смогли с вами определить главную мысль этого рассказа. |