СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт урока литературного чтения на тему: "Храбрый утенок"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока литературного чтения на тему: "Храбрый утенок"»

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»







Конструкт урока литературного чтения во 2 классе

по теме: «Храбрый утенок»











Составитель: Михайлис Л.С.,

студент 3 кп группы

Методист: Касьянова А.В.,

преподаватель







Камышлов, 2021





ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА

Ф.И.О. Михайлис Л.С.

Тема урока: «Храбрый утенок»

Класс: 2

Цель фрагмента урока: формирование знаний у обучающихся по теме: Рассказ Б. Житкова «Храбрый утенок», развитие умения называть жанр, к которому относится художественное произведение, его основную мысль, развитие умения оценивать результаты своей деятельности, а также формирование уважительного отношения к иному мнению.

Задачи фрагмента урока:

Дидактические:

  • Формировать представление о рассказе Б. Житкова «Храбрый утенок»;

  • развивать умение называть основную мысль произведения, его главных героев;


Развивающие:

  • развивать умение оценивать результаты своей деятельности, в процессе выполнения практических заданий по рассказу;

  • развивать умение ориентироваться в своей системе знаний, умение определять жанр художественного произведения;

  • развивать коммуникативную культуру, умение отвечать на поставленный вопрос;


Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к иному мнению посредством включения в парную работу.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные)

Личностные

Организационно-мотивационный

Настроить обучающихся на активную продуктивную деятельность, смотивировать на дальнейшую работу

Беседа, прием «Улыбка»

Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами проведем урок литературного чтения!

Для начала, улыбнитесь пожалуйста соседу справа, улыбнитесь соседу слева. Молодцы! У нас сегодня у всех должно быть хорошее настроение для того, чтобы узнать много нового и интересного на уроке и справиться со всеми заданиями!

Давайте вспомним правила посадки. Спину держим ровно, ноги вместе, локти лежат на столе, проверьте, чтобы у всех на парте был порядок. Молодцы! Теперь мы действительно готовы начать работать!

-приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Ф

Сопровождающая презентация

Контроль со стороны учителя

-

К-развивают коммуникативную культуру, умение отвечать на поставленный вопрос;

-

Постановка учебной задачи

Умение формулировать тему, цель, задачи урока, составлять план по достижению цели и задач

Беседа, ребус, примем «Продолжи фразу»

Итак, ребята, для начала нам нужно узнать тему нашего урока и для этого я предлагаю вам отгадать ребус, посмотрите на слайд.

Что у вас получилось?

Все верно! Храбрый утенок. Именно так называется рассказ Бориса Житкова, о котором мы сегодня с вами поговорим.

Значит как будет звучать тема нашего урока?

Ребята, а вы знаете, о чем этот рассказ? Вот об этом мы сегодня и узнаем.

Сформулируйте цель нашего урока. Что мы сегодня должны сделать?

Молодцы! Нам сегодня предстоит сделать много работы, давайте составим план на урок, чтобы ничего не забыть, для этого, я предлагаю вам продолжить следующие фразы:

1 узнать об…(авторе)

2 прочитать…(рассказ)

3 закрепить и проверить…(свои знания)

4 оценить…(свою работу на уроке)

Молодцы! Теперь мы можем начать знакомиться с рассказом.

-слушают учителя, формулируют тему урока


-храбрый утенок






-Рассказ Б. Житкова «Храбрый утенок»

-нет

-познакомиться с рассказом «Храбрый утенок»


-заканчивают фразы, составляют план урока.

Ф

Сопровождающая презентация

Контроль со стороны учителя

-

К-развивают коммуникативную культуру, умение отвечать на поставленный вопрос;

-

Учебное действие

Осуществить оценивание достижимой цели с поставленной, оценить полученные знания на уроке

Беседа, чтение «Буксир», задание «Правда или ложь», «картинный план»

Итак, ребята, первый пункт нашего плана – знакомство с автором рассказа «Храбрый утенок» - Борисом Житковым. Я вам прочитаю несколько интересных фактов из его биографии, слушайте внимательно!

Борис Житков - писатель, путешественник-исследователь и моряк.

Писать он начал в возрасте 40-ка лет.

И за свою жизнь он написал около 200-сот произведений в разных жанрах, а еще он издавал журнал.

Чаще всего, он писал повести и рассказы. Ребята, а вы знаете, что такое рассказ? Какое это произведение?

Большое по объему или небольшое?

В нем много действующих лиц?

В рассказе происходит много событий или описывается одно конкретное действие/событие?

Тогда давайте обобщим, что же такое рассказ?

Молодцы, ребята! Мы с вами вспомнили, что же такое рассказ и можем перейти к чтению.

Но прежде, давайте проведем речевую разминку и подготовим наш артикуляционный аппарат к работе.

Для этого, мы с вами прочитаем одну интересную скороговорку:

«На дворе пять утят, на дворе пять опят».

Прочитайте ее про себя. А сейчас, давайте попробуем прочитать ее медленно хором, шепотом. А теперь, давайте попробуем быстрее.

Молодцы! Мы с вами подготовили наш речевой аппарат к активной работе и можем приступить к чтению текста.

Начну читать я, а вы следите за мной пальчиком и успевайте прочитывать текст глазами, как только я останавливаюсь – продолжает кто-то из вас.

Итак, ребята, мы с вами прочитали рассказ.

Но прежде, чем мы начнем его обсуждение, я предлагаю вам немного отдохнуть и сделать физминутку:


Из-за парт мы быстро встали

И на месте зашагали.

А потом мы улыбнулись, выше -выше потянулись.

Сели-встали-сели встали

За минуту сил набрали.

Плечи ваши распрямите, поднимите, опустите,

Вправо, влево повернитесь и за парту вновь садитесь.


Молодцы, ребята, мы хорошо отдохнули, но наши глазки тоже устали давайте сделаем зарядку и для них.



Много ль надо нам, ребята,

Для умелых наших рук?

Нарисуем два квадрата,

А на них — огромный круг,

В нем рисуй еще кружочки,

Треугольный колпачок.

Вот и вышел очень-очень

Развеселый Чудачок!



Молодцы, ребята, мы с вами хорошо отдохнули, но нам пора вернуться к работе.

И вот ваше первое задание.

Сейчас мы проверим, насколько внимательно вы читали рассказ.

Я буду задавать вопросы, а ваша задача – ответить. Но помните, что отвечаем мы только по поднятой руке.

1 Как вы думайте, почему рассказ называется «Храбрый утенок»;

Назовите главных героев рассказа. Дайте краткую характеристику их действиям в рассказе. (В двух словах)

2 Почему стрекоза прилетала к утятам?

2 что думала хозяйка утят, когда они не ели.

3 кто победил стрекозу?

4 чем закончился рассказ?

Сейчас, я предлагаю разделить вам весь рассказ на 3 большие части – завязку-кульминацию и развязку. Что войдет в каждую из них?

Молодцы! Вы очень внимательно прочитали рассказ, но это еще не все. Сейчас, я предлагаю вам выполнить задание и составить картинный план рассказа «Храбрый утенок» и мы проверим, хорошо ли вы запомнили все основные события. Работать вы будете в парах, но прежде вспомним правила работы. Одна пара выполняет работу на карточках, вторая на интерактивной доске, потом сверяемся. Помните, что для работы с интерактивной доской, нужно вспомнить правила. Готовы? Можете приступать к заданию.

Итак, с чего начался наш рассказ?

Все верно! Находим нужную картинку и переносим ее в таблицу (по аналогии проводится работа с оставшимися пунктами плана:

Прилетает стрекоза

Утята боятся подходить из-за нее к тарелке и ложатся спать голодными

Появляется утенок Алеша;

Алеша прогоняет стрекозу

Дружба утят и Алеши).

Молодцы, ребята! И с эти заданием вы справились!

Ребята, давайте подумаем, чему нас учит этот рассказ?

Все правильно! Молодцы!

Оцените свою работу! Если задание выполнено верно – возьмите в руки ручку, если нет – карандаш. Я вижу, что с заданием вы справились, но наша работа еще продолжается!

-слушают учителя
















Отвечают на вопросы:

-небольшое;

-Мало действующих лиц

-Описывается конкретное событие



-рассказ – это художественное произведение, небольшое по объему, с ограниченным количеством действующих лиц, в котором описывается конкретное событие.




















-читают рассказ



-делают физминутку и гимнастику для глаз



































-вспоминают правила работы в паре








-отвечают на вопросы, делят текст на три части














-проверяют и оценивают свою работу.























-составляют картинный план по рассказу
















-учит быть добрыми, отзывчивыми, учит быть благодарными за оказанную помощь

Ф, П

Сопровождающая презентация, матрица для ответов, карточка для самооценки

Контроль со стороны учителя, самоконтроль

Знакомы с рассказом Б. Житкова «Храбрый утенок»;

развивают умение называть основную мысль произведения, его главных героев;

Р - развивают умение оценивать результаты своей деятельности, в процессе выполнения практических заданий по рассказу;

П-развивают умение ориентироваться в своей системе знаний, умение определять жанр художественного произведения;

К-развивают коммуникативную культуру, умение отвечать на поставленный вопрос;

Демонстрируют уважительное отношение к иному мнению, посредством включения в парную работу

Действие контроля и самооценки

Осуществить контроль знаний учащихся

Задание – «Соедини пословицы», самооценка «Смайлик»

Ребята, мы сегодня с вами работали все вместе, вы работали в паре, а сейчас пришло время поработать самостоятельно!

Вам нужно соединить героя произведения и пословицу или поговорку, которая соответствует характеру этого героя. Время на работу – 2 минуты, можете начинать.

Итак, ребята, давайте проверим!

(утята – «У страха – глаза велики»

Стрекоза – «На чужой каравай – рот не разевай»

Утенок Алеша – «Не множество, а храбрость побеждает».)

Оцените свою работу следующим образом: если нет ошибок – веселый смайлик, 1 ошибка – смайлик с узкой улыбкой, а если нет ни одного правильного – грустный смайлик. Поднимите руки те, у кого веселый смайлик. Молодцы! Вы хорошо поработали! Остальные – не расстраивайтесь, вам нужно быть внимательнее и у вас все обязательно получится!


-выполняют самостоятельную работу, соединяют героя с нужной пословицей/поговоркой.



















-оценивают свою работу.

Ф

Сопровождающая презентация, карточка с самостоятельной работой

Контроль со стороны учителя, самоконтроль

Знакомы с рассказом Б. Житкова «Храбрый утенок»;


Р - развивают умение оценивать результаты своей деятельности, в процессе выполнения практических заданий по рассказу;

К-развивают коммуникативную культуру, умение отвечать на поставленный вопрос;

-

Действие оценки и самооценки

Подведение итогов урока

Беседа, самооценка «Движения»

Ребята, наш урок подходит к концу, и пора подвести итоги.

С каким рассказом мы сегодня знакомились?

Кто его автор?

Чему учит нас этот рассказ?

Все ли пункты плана мы выполнили?

Молодцы!

И в завершении я предлагаю вам оценить свою работу на уроке следующим образом:

Если вам было интересно и вы справились со всеми заданиями – сделайте руками волну, если возникли трудности, но вы с ними справились – треугольник. А если совсем не справились с заданиями – соедините руки в замок.

Ребята, вы все молодцы! Спасибо за работу!

-отвечают на вопросы учителя, оценивают свою работу на уроке.

Ф

Сопровождающая презентация

Контроль со стороны учителя, самоконтроль

-

Р - развивают умение оценивать результаты своей деятельности;

К-развивают коммуникативную культуру, умение отвечать на поставленный вопрос;

-