Организационно-мотивационный | Настроить обучающихся на активную продуктивную деятельность, смотивировать на дальнейшую работу | Беседа, прием «Улыбка» | Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами проведем урок литературного чтения! Для начала, улыбнитесь пожалуйста соседу справа, улыбнитесь соседу слева. Молодцы! У нас сегодня у всех должно быть хорошее настроение для того, чтобы узнать много нового и интересного на уроке и справиться со всеми заданиями! Давайте вспомним правила посадки. Спину держим ровно, ноги вместе, локти лежат на столе, проверьте, чтобы у всех на парте был порядок. Молодцы! Теперь мы действительно готовы начать работать! | -приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. | Ф | Сопровождающая презентация | Контроль со стороны учителя | - | К-развивают коммуникативную культуру, умение отвечать на поставленный вопрос; | - |
Постановка учебной задачи | Умение формулировать тему, цель, задачи урока, составлять план по достижению цели и задач | Беседа, ребус, примем «Продолжи фразу» | Итак, ребята, для начала нам нужно узнать тему нашего урока и для этого я предлагаю вам отгадать ребус, посмотрите на слайд. Что у вас получилось? Все верно! Храбрый утенок. Именно так называется рассказ Бориса Житкова, о котором мы сегодня с вами поговорим. Значит как будет звучать тема нашего урока? Ребята, а вы знаете, о чем этот рассказ? Вот об этом мы сегодня и узнаем. Сформулируйте цель нашего урока. Что мы сегодня должны сделать? Молодцы! Нам сегодня предстоит сделать много работы, давайте составим план на урок, чтобы ничего не забыть, для этого, я предлагаю вам продолжить следующие фразы: 1 узнать об…(авторе) 2 прочитать…(рассказ) 3 закрепить и проверить…(свои знания) 4 оценить…(свою работу на уроке) Молодцы! Теперь мы можем начать знакомиться с рассказом. | -слушают учителя, формулируют тему урока -храбрый утенок -Рассказ Б. Житкова «Храбрый утенок» -нет -познакомиться с рассказом «Храбрый утенок» -заканчивают фразы, составляют план урока. | Ф | Сопровождающая презентация | Контроль со стороны учителя | - | К-развивают коммуникативную культуру, умение отвечать на поставленный вопрос; | - |
Учебное действие | Осуществить оценивание достижимой цели с поставленной, оценить полученные знания на уроке | Беседа, чтение «Буксир», задание «Правда или ложь», «картинный план» | Итак, ребята, первый пункт нашего плана – знакомство с автором рассказа «Храбрый утенок» - Борисом Житковым. Я вам прочитаю несколько интересных фактов из его биографии, слушайте внимательно! Борис Житков - писатель, путешественник-исследователь и моряк. Писать он начал в возрасте 40-ка лет. И за свою жизнь он написал около 200-сот произведений в разных жанрах, а еще он издавал журнал. Чаще всего, он писал повести и рассказы. Ребята, а вы знаете, что такое рассказ? Какое это произведение? Большое по объему или небольшое? В нем много действующих лиц? В рассказе происходит много событий или описывается одно конкретное действие/событие? Тогда давайте обобщим, что же такое рассказ? Молодцы, ребята! Мы с вами вспомнили, что же такое рассказ и можем перейти к чтению. Но прежде, давайте проведем речевую разминку и подготовим наш артикуляционный аппарат к работе. Для этого, мы с вами прочитаем одну интересную скороговорку: «На дворе пять утят, на дворе пять опят». Прочитайте ее про себя. А сейчас, давайте попробуем прочитать ее медленно хором, шепотом. А теперь, давайте попробуем быстрее. Молодцы! Мы с вами подготовили наш речевой аппарат к активной работе и можем приступить к чтению текста. Начну читать я, а вы следите за мной пальчиком и успевайте прочитывать текст глазами, как только я останавливаюсь – продолжает кто-то из вас. Итак, ребята, мы с вами прочитали рассказ. Но прежде, чем мы начнем его обсуждение, я предлагаю вам немного отдохнуть и сделать физминутку: Из-за парт мы быстро встали И на месте зашагали. А потом мы улыбнулись, выше -выше потянулись. Сели-встали-сели встали За минуту сил набрали. Плечи ваши распрямите, поднимите, опустите, Вправо, влево повернитесь и за парту вновь садитесь. Молодцы, ребята, мы хорошо отдохнули, но наши глазки тоже устали давайте сделаем зарядку и для них. Много ль надо нам, ребята, Для умелых наших рук? Нарисуем два квадрата, А на них — огромный круг, В нем рисуй еще кружочки, Треугольный колпачок. Вот и вышел очень-очень Развеселый Чудачок! Молодцы, ребята, мы с вами хорошо отдохнули, но нам пора вернуться к работе. И вот ваше первое задание. Сейчас мы проверим, насколько внимательно вы читали рассказ. Я буду задавать вопросы, а ваша задача – ответить. Но помните, что отвечаем мы только по поднятой руке. 1 Как вы думайте, почему рассказ называется «Храбрый утенок»; Назовите главных героев рассказа. Дайте краткую характеристику их действиям в рассказе. (В двух словах) 2 Почему стрекоза прилетала к утятам? 2 что думала хозяйка утят, когда они не ели. 3 кто победил стрекозу? 4 чем закончился рассказ? Сейчас, я предлагаю разделить вам весь рассказ на 3 большие части – завязку-кульминацию и развязку. Что войдет в каждую из них? Молодцы! Вы очень внимательно прочитали рассказ, но это еще не все. Сейчас, я предлагаю вам выполнить задание и составить картинный план рассказа «Храбрый утенок» и мы проверим, хорошо ли вы запомнили все основные события. Работать вы будете в парах, но прежде вспомним правила работы. Одна пара выполняет работу на карточках, вторая на интерактивной доске, потом сверяемся. Помните, что для работы с интерактивной доской, нужно вспомнить правила. Готовы? Можете приступать к заданию. Итак, с чего начался наш рассказ? Все верно! Находим нужную картинку и переносим ее в таблицу (по аналогии проводится работа с оставшимися пунктами плана: Прилетает стрекоза Утята боятся подходить из-за нее к тарелке и ложатся спать голодными Появляется утенок Алеша; Алеша прогоняет стрекозу Дружба утят и Алеши). Молодцы, ребята! И с эти заданием вы справились! Ребята, давайте подумаем, чему нас учит этот рассказ? Все правильно! Молодцы! Оцените свою работу! Если задание выполнено верно – возьмите в руки ручку, если нет – карандаш. Я вижу, что с заданием вы справились, но наша работа еще продолжается! | -слушают учителя Отвечают на вопросы: -небольшое; -Мало действующих лиц -Описывается конкретное событие -рассказ – это художественное произведение, небольшое по объему, с ограниченным количеством действующих лиц, в котором описывается конкретное событие. -читают рассказ -делают физминутку и гимнастику для глаз -вспоминают правила работы в паре -отвечают на вопросы, делят текст на три части -проверяют и оценивают свою работу. -составляют картинный план по рассказу -учит быть добрыми, отзывчивыми, учит быть благодарными за оказанную помощь | Ф, П | Сопровождающая презентация, матрица для ответов, карточка для самооценки | Контроль со стороны учителя, самоконтроль | Знакомы с рассказом Б. Житкова «Храбрый утенок»; развивают умение называть основную мысль произведения, его главных героев; | Р - развивают умение оценивать результаты своей деятельности, в процессе выполнения практических заданий по рассказу; П-развивают умение ориентироваться в своей системе знаний, умение определять жанр художественного произведения; К-развивают коммуникативную культуру, умение отвечать на поставленный вопрос; | Демонстрируют уважительное отношение к иному мнению, посредством включения в парную работу |
Действие контроля и самооценки | Осуществить контроль знаний учащихся | Задание – «Соедини пословицы», самооценка «Смайлик» | Ребята, мы сегодня с вами работали все вместе, вы работали в паре, а сейчас пришло время поработать самостоятельно! Вам нужно соединить героя произведения и пословицу или поговорку, которая соответствует характеру этого героя. Время на работу – 2 минуты, можете начинать. Итак, ребята, давайте проверим! (утята – «У страха – глаза велики» Стрекоза – «На чужой каравай – рот не разевай» Утенок Алеша – «Не множество, а храбрость побеждает».) Оцените свою работу следующим образом: если нет ошибок – веселый смайлик, 1 ошибка – смайлик с узкой улыбкой, а если нет ни одного правильного – грустный смайлик. Поднимите руки те, у кого веселый смайлик. Молодцы! Вы хорошо поработали! Остальные – не расстраивайтесь, вам нужно быть внимательнее и у вас все обязательно получится! | -выполняют самостоятельную работу, соединяют героя с нужной пословицей/поговоркой. -оценивают свою работу. | Ф | Сопровождающая презентация, карточка с самостоятельной работой | Контроль со стороны учителя, самоконтроль | Знакомы с рассказом Б. Житкова «Храбрый утенок»; | Р - развивают умение оценивать результаты своей деятельности, в процессе выполнения практических заданий по рассказу; К-развивают коммуникативную культуру, умение отвечать на поставленный вопрос; | - |
Действие оценки и самооценки | Подведение итогов урока | Беседа, самооценка «Движения» | Ребята, наш урок подходит к концу, и пора подвести итоги. С каким рассказом мы сегодня знакомились? Кто его автор? Чему учит нас этот рассказ? Все ли пункты плана мы выполнили? Молодцы! И в завершении я предлагаю вам оценить свою работу на уроке следующим образом: Если вам было интересно и вы справились со всеми заданиями – сделайте руками волну, если возникли трудности, но вы с ними справились – треугольник. А если совсем не справились с заданиями – соедините руки в замок. Ребята, вы все молодцы! Спасибо за работу! | -отвечают на вопросы учителя, оценивают свою работу на уроке. | Ф | Сопровождающая презентация | Контроль со стороны учителя, самоконтроль | - | Р - развивают умение оценивать результаты своей деятельности; К-развивают коммуникативную культуру, умение отвечать на поставленный вопрос; | - |