Организационно-мотивационный | Настроить обучающихся на активную продуктивную деятельность, смотивировать на дальнейшую работу | Беседа, прием «Улыбка» | Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами проведем урок литературного чтения! Для начала, улыбнитесь пожалуйста соседу справа, улыбнитесь соседу слева. Молодцы! У нас сегодня у всех должно быть хорошее настроение для того, чтобы узнать много нового и интересного на уроке и справиться со всеми заданиями! Давайте вспомним правила посадки. Спину держим ровно, ноги вместе, локти лежат на столе, проверьте, чтобы у всех на парте был порядок. Молодцы! Теперь мы действительно готовы начать работать! Выполнять задание вы будете в дорожных картах. Подпишите их, пожалуйста и мы начинаем! | -приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. | Ф | Сопровождающая презентация | Контроль со стороны учителя | - | К-развивают коммуникативную культуру, умение отвечать на поставленный вопрос; | - |
Постановка учебной задачи | Умение формулировать тему, цель, задачи урока, составлять план по достижению цели и задач | Беседа, анаграмма, примем «Выбери» | Итак, ребята, для начала нам нужно узнать тему нашего урока, но для этого вам нужно отгадать загадку, слушайте внимательно! Она ложь, Но в ней намёк, Добрым молодцам урок? Что же это, ребята? Верно! Сказка! А что вы знаете о сказках? А чтобы узнать название нашей сказки – разгадайте головоломку. Все верно! Молодцы! Тема нашего урока… Сформулируйте, пожалуйста цель урока, о чем мы сегодня узнаем? Давайте составим план нашей работы на урок, чтобы ничего не забыть. Посмотрите на слайд, на нем уже есть пункты плана, но среди них есть и лишние. Выберите, пожалуйста, только те, которые нам с вами подходят. Молодцы! План урока составлен и мы можем приступать к работе! | -слушают учителя, формулируют тему урока -сказка -Сказка о мертвой царевне и семи богатырях -народные и авторские -формулируют тему урока -составляют план на урок | Ф | Сопровождающая презентация | Контроль со стороны учителя | - | К-развивают коммуникативную культуру, умение отвечать на поставленный вопрос; | - |
Учебное действие | Осуществить оценивание достижимой цели с поставленной, оценить полученные знания на уроке | Беседа, чтение «Буксир», «план», заполни пропуски, | Как вы думайте, наша сказка народная или авторская? Посмотрите на слайд и назовите ее автора. Все правильно! Молодцы! «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» действительно написал великий русский поэт и писатель - Александр Сергеевич Пушкин. Сейчас я предлагаю вам узнать некоторые факты о жизни и творчестве Александра Сергеевича Пушкина и выполнить задание в дорожных картах. Пока я читаю – ваша задача, работая в парах – заполнить пропуски в тексте. Но прежде, вспомним правила работы. Все готовы работать? Тогда слушайте внимательно! Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году в большой семье. Еще у него была няня — Арина Родионовна. Она знала огромное количество сказок, которые очень любил Пушкин. Они настолько запомнились ему, что позже он написал целую серию известных сказок: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и его работнике Балде» и многие другие. Итак, ребята, давайте проверим, что у вас получилось с помощью документ-камеры, но прежде, вспомним правила работы с ней. Отлично! Вы молодцы! Оцените себя в дорожных картах – если все верно – поставьте галочку, если 1-2 ошибки - ?, а если больше 3 - !. Поднимите руки те, кто справился с заданием. Молодцы! Вы очень внимательно слушали! Остальным – нужно быть внимательнее и тогда у вас все обязательно получится! Итак, ребята, мы сегодня с вами прочитаем фрагмент из – Сказки А.С. Пушкина «О мертвой царевне», Посмотрите на название и скажите, о чем может быть эта сказка? Давайте узнаем! Но прежде чем мы начнем читать, давайте разберем трудные и возможно незнакомые для вас слова и выражения, которые встретятся нам в этой сказке. (разбор вместе с детьми): Предположите, что обозначают эти слова из сказки: Инда очи разболелись – так что глаза разболелись Сочельник – вечер накануне Рождества Перст – палец Девичник – вечеринка, праздник. Итак, ребята. Я буду читать вам 1 фрагмент сказки, а ваша задача – назвать ее главную особенность. Подсказка – это связано с тем, что А.С. Пушкин был поэтом. Слушайте внимательно: Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна. Ждет-пождет с утра до ночи, Смотрит в поле, инда очи Разболелись глядючи С белой зори до ночи; Не видать милого друга! Только видит: вьется вьюга, Снег валится на поля, Вся белешенька земля. Девять месяцев проходит, С поля глаз она не сводит. Вот в сочельник в самый, в ночь Бог дает царице дочь. Рано утром гость желанный, День и ночь так долго жданный, Издалеча наконец Воротился царь-отец. На него она взглянула, Тяжелешенько вздохнула, Восхищенья не снесла, И к обедне умерла. Итак, какая же главная особенность этой сказки? Как она написана? Верно, в стихах! Ребята, а что мы узнаем из этого отрывка? Как вы думаете, что произойдет дальше? Отлично! Слушайте дальше – ваше задание подчеркнуть строчки, в которых есть характеристика двух главных героинь. Слушайте внимательно! Долго царь был неутешен, Но как быть? и он был грешен; Год прошел как сон пустой, Царь женился на другой. Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива. Ей в приданое дано Было зеркальце одно; Свойство зеркальце имело: Говорить оно умело. С ним одним она была Добродушна, весела, С ним приветливо шутила И, красуясь, говорила: «Свет мой, зеркальце! скажи Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?» И ей зеркальце в ответ: «Ты, конечно, спору нет; Ты, царица, всех милее, Всех румяней и белее». Первый фрагмент мы прослушали. А теперь, слушайте внимательно второй, не забывайте подчеркивать характеристику образов героев: Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась — и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого. И жених сыскался ей, Королевич Елисей. Итак, ребята, какие главные героини встретились? что мы узнали о царице? Какой она была? Внешность, черты характера? Что мы узнаем о царевне? Все верно! Молодцы! На слайде я вам предлагаю характеристику этих двух героинь, прочитайте ее и скажите, какой прием использует автор для создания сюжета с образами этих героинь, раз они противоположны друг другу? Все верно! Он действительно противопоставляет скромную добрую царевну – злой и вредной царице, которая даже несмотря на свою красоту оказалась ужасным человеком. Ребята, скажите, какая наша сказка? Социально-бытовая, о животных или волшебная? Почему? Все верно! Конечно, волшебная! И в ней есть волшебство. Тогда давайте подумаем, какова же будет идея нашей сказки. На слайде есть ряд пословиц, выберите ту, которая отразит идею и объясните, почему. Молодцы! Все верно! Таким образом, сказка учит тому, что надо быть добрее к людям, помогать нуждающимся, не завидовать другим. | -авторская - А.С. Пушкин -слушают сведения об авторе, заполняют пропуски, оценивают свою работу. - слушают фрагмент -отвечают на вопросы -о царице, как она ждала царя, родила ему дочь и т.д. -зачитывают отрывки с характеристикой -сравнивают характеристику двух героинь – царицы и царевны -противопоставление -выбирают пословиц | Ф, П | Сопровождающая презентация, дорожная карта | Контроль со стороны учителя, самоконтроль | знают об особенностях сказки А. С. Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях», а также об отдельных фактах жизни и творчества писателя; развивают умение называть основную мысль произведения, его главных героев; | Р - развивают умение оценивать результаты своей деятельности, в процессе выполнения практических заданий по рассказу; П- развивают умение работать с текстом произведения, находить в нем ответы на поставленные вопросы; К-развивают коммуникативную культуру, умение отвечать на поставленный вопрос; | Демонстрируют уважительное отношение к иному мнению, посредством включения в парную работу |
Действие контроля и самооценки | Осуществить контроль знаний учащихся | Задание – тест | Ребята, мы сегодня с вами работали все вместе, вы работали в паре, а сейчас пришло время поработать самостоятельно! Я предлагаю вам выполнить тест. Ваша задача – прочитать вопрос и дать только один верный вариант ответа. Можете начинать. Давайте проверим вашу работу с помощью интерактивной доски – вспоминаем правила работы с ней. Все верно! Молодцы! Оцените себя в дорожных картах – если все верно – поставьте галочку, если 1-2 ошибки - ?, а если больше 3 - !. Поднимите руки те, кто справился с заданием. Молодцы! Вы очень внимательно слушали на уроке! | -выполняют самостоятельную работу -оценивают свою работу. | Ф | Сопровождающая презентация, дорожная карта | Контроль со стороны учителя, самоконтроль | знают об особенностях сказки А. С. Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях», а также об отдельных фактах жизни и творчества писателя; | Р - развивают умение оценивать результаты своей деятельности, в процессе выполнения практических заданий по рассказу; К-развивают коммуникативную культуру, умение отвечать на поставленный вопрос; | - |