СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт урока литературного чтения с использованием артикуляционных упражнений на тему: «Стихи и песенки из книги «Рифмы матушки гусыни»»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок поможет организовать работу по развитию четкости речи.

Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока литературного чтения с использованием артикуляционных упражнений на тему: «Стихи и песенки из книги «Рифмы матушки гусыни»»»

Урок № 5 «Стихи и песенки из книги «Рифмы матушки гусыни»»

Методический комментарий

УМК «Школа России»

Класс – 1

Предмет –Литературное чтение Тема урока – Стихи и песенки из книги «Рифмы матушки гусыни»

Тип урока – открытие новых знаний

Место урока в системе уроков по данной теме – 1 урок

Цель урока: познакомить детей с произведениями устного народного творчества в частности с потешками

Задачи:

  • обучающие

  • Формировать навыки выразительного чтения.

  • Формировать умения, произношения звуков С, С’, З’, З через выполнение упражнения «Вкусное варенье»

  • Воспитательные

  • Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе, умение слушать других.

Развивающие – развивать у школьников умение выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли;

Развивать четкость речи обучающихся посредством использования артикуляционных упражнений.

Планируемые результаты:

Предметные: умение правильно читать произведения устного народного творчества; знакомство с новыми произведениями устного народного творчества, их названиями, иллюстрациями.

Личностные: наличие представления о нравственном содержании собственных поступков; умение соотносить свои жизненные наблюдения с читаемыми произведениями.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные: умение оценивать результат своих действий после их завершения и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: совершенствование речевых умений и навыков при определении жанра и особенностей тем произведений фольклора; умение высказывать своё отношение к персонажам произведений и оценивать высказывание партнёра.

Оборудование: зеркала для обучающихся

Межпредметные связи

русский язык

окружающий мир

Этапы проведения артикуляционной гимнастики:

  1. Объяснение педагогом хода выполнения упражнения.

  2. Демонстрация образца выполнения упражнения педагогом.

  3. Совместное выполнение упражнения педагогом и ребенком.

  4. Коррекция выполнения упражнения педагогом.

  5. Самостоятельная коррекция выполнения упражнения ребенком.

  6. Самостоятельное правильное выполнение упражнения ребенком.




Этапы урока открытия новых знаний по теме


Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

время

1

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята


Приветствуют обучающихся

1 мин

2

Мотивация к учебной деятельности, актуализация

Вовлечение учащихся в процесс постановки темы, целей и задач учебной деятельности

- Речевая разминка

Я лошадка – серый бок (цок, цок),

Я копытцем постучу (цок, цок),

Если хочешь, прокачу (цок, цок).

– Весёлые потешки и стишки сочиняют народы разных стран. Сегодня мы познакомимся с английскими песенками из знаменитой книги, которую перевел на русский язык С. Маршак.

– Прочтите название этой книги справа налево: «инысуг икшутам ымфир».


Повторяют за учителем






Рифмы матушки гусыни

5 мин

3

Открытие новых знаний

– Прочтите самостоятельно потешку «Не может быть».

– Когда автор встретил двух свинок?

– Могла бы такая встреча произойти в реальной жизни?

– Прочтите потешку «Король Пинин» вслух по цепочке.

– Какое настроение передает это стихотворение: весёлое или грустное?

– Прочтите слова, которые рифмуются:

мал – сказал печь – стеречь

дворец – леденец готов – котов

– Прочтите самостоятельно потешку «Я видел озеро в огне».

– О каких чудесах вы прочитали?

– Могли бы произойти эти чудеса в реальной жизни?

– Можно ли сказать, что это стихотворение грустное?

– О каких чудесах вы прочитали?

Физминутка

1. Знакомство с отрывком из стихотворения «Дом, который построил Джек».

– Прочтите название стихотворения.

Далее учитель читает отрывок из стихотворения.

– Удалось ли вам открыть секрет этого стихотворения?

– Если нет, то сравните первые две строки со всеми последующими.

– Как построено стихотворение?

– Как вы думаете, почему первые строки вынесены в заглавие?

Заглавие – это главная мысль, как фундамент в доме.

– Сравните выражения:

построить дом;

построить стихотворение.

Отвечают на вопросы



Читают потешки

25 мин

4

Закрепление изученного на уроке

Артикуляционная гимнастика

Игра «Влиятельная буква».

– Добавьте букву «К» так, чтобы из одного слова получить другое:

К + часть лица = животное.

К + полевое растение = дерево.

К + морское животное = насекомое.

К + речные рыбы = слесарный инструмент.

Перед тем как мы начнем читать давайте выполним артикуляционную гимнастику

Рот приоткрыть. Высунуть широкий язык, облизать им всю верхнюю губу и убрать вглубь рта.

Правила выполнения артикуляционной гимнастики

1. При выполнении упражнения необходимо сидеть прямо не облокачиваясь

2. При выполнении упражнения необходимо четко следовать указаниям учителя

3. При выполнении упражнения следует расположить зеркало так что бы было видно рот.

4. При выполнении упражнения следует быть внимательным и не мешать одноклассникам.

Показывает упражнение

Обратите внимание

1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

Теперь повторяйте за мной. Давайте повторим упражнение несколько раз.


- Поднимите руки те у кого имеются затруднения в выполнении упражнения.

- У кого получается помогите своим одноклассникам.

- Как вы думаете выполняя данное упражнение употребление каких звуков мы тренируем?

- Почему?


Попробуйте самостоятельно прочитать стихотворение

(К + рот = крот.)

(К + лён = клён.)

(К + омар = комар.)

(К + лещи = клещи.)























Выполняют упражнение совместно с учителем


Поднимают руки


Помогают одноклассникам

Р, Р’, Ш, Ж


При произношении этих звуков язык вытягивается

10 мин

5

Соотнесение результатов урока с поставленными целями и задачами

Различные формы оценивания (самооценка своей деятельности)

Заключительный оргмомент

– С какими произведениями вы познакомились?

– Для чего создают потешки, небылицы и весёлые стихотворения?

– Какие произведения вам понравились больше всего?

– Смогли бы вы сочинить такое шуточное стихотворение?


4 мин