СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт урока литературного чтения с использованием артикуляционных упражнений на тему: «А. Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Весна», «Ласточка примчалась…»»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок поможет организовать работу по развитию четкости речи.

Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока литературного чтения с использованием артикуляционных упражнений на тему: «А. Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Весна», «Ласточка примчалась…»»»

Урок № 7 «А. Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Весна», «Ласточка примчалась…»»

Методический комментарий

УМК «Школа России»

Класс – 1

Предмет –Литературное чтение Тема А. Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Весна», «Ласточка примчалась…»

Тип урока – открытие новых знаний

Место урока в системе уроков по данной теме – 1 урок

Цель урока: создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию и чтению книг

Задачи:

  • Обучающие

  • Формировать навыки выразительного чтения.

  • Формировать умения, произношения звуков Р, Р’ через выполнение упражнения «Громкий барабан»

  • Воспитательные

  • Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе, умение слушать других.

Развивающие – развивать у школьников умение выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли;

Развивать четкость речи обучающихся посредством использования артикуляционных упражнений.

Планируемые результаты:

Предметные: умение правильно читать произведения устного народного творчества; знакомство с новыми произведениями устного народного творчества, их названиями, иллюстрациями.

Личностные: наличие представления о нравственном содержании собственных поступков; умение соотносить свои жизненные наблюдения с читаемыми произведениями.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные: умение оценивать результат своих действий после их завершения и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: совершенствование речевых умений и навыков при определении жанра и особенностей тем произведений фольклора; умение высказывать своё отношение к персонажам произведений и оценивать высказывание партнёра.

Межпредметные связи

русский язык

Этапы проведения артикуляционной гимнастики:

  1. Объяснение педагогом хода выполнения упражнения.

  2. Демонстрация образца выполнения упражнения педагогом.

  3. Совместное выполнение упражнения педагогом и ребенком.

  4. Коррекция выполнения упражнения педагогом.

  5. Самостоятельная коррекция выполнения упражнения ребенком.

  6. Самостоятельное правильное выполнение упражнения ребенком.



Этапы урока открытия новых знаний по теме


Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Время

1

Организационный момент

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы читать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.

Приветствуют учителя

1 мин

2

Мотивация к учебной деятельности, актуализация

Вовлечение учащихся в процесс постановки темы, целей и задач учебной деятельности

Отгадайте загадку О. Дружковой:

Растопило солнце снег,

Радость на душе у всех,

Птицы весело запели,

Слышен звонкий стук капели,

И ручьи бурлят, и птички

В гнезда сели на яички.

Небо чисто-голубое.

Что с природою такое?

– Как вы думаете, о чем шла речь в загадке?

Что происходит в природе?

Кто из вас любит это время года? За что?

Какие весенние месяцы знаете?

Отгадайте, что за месяц?

В ночь -мороз

С утра- капель,

Значит, на дворе... (Апрель)

Сегодня мы с вами продолжим изучать раздел «Апрель, апрель звенит капель»

Отвечают на вопросы

3 мин

3

Открытие новых знаний

Артикуляционная гимнастика

-О какой птице пойдет речь в первом стихотворении?

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

– Прочтите фамилию автора.

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами:

при-мча-лась – примчалась

хмурь-ся – хмурься

– Объясните значение этих слов.

– Прочтите стихотворение самостоятельно.

– Какое настроение передает это стихотворение?

– О ком оно?

– Откуда прилетела ласточка?

– Найдите и прочтите песенку ласточки.

– Что услышал поэт А. Майков в пении ласточки?

- Прочитайте стихотворение выразительно.

Физкультминутка

Знакомство со стихотворением А. Плещеева «Сельская песенка».

Прочитайте, кто автор следующего стихотворения.

- Давайте выполним артикуляционную гимнастику

Рот широко открыть. Широкий язык под­нять вверх. Произносить громко, отры­висто, многократно, не опуская кончика языка: ДДДДДД. Звук "д" произносить медленно, постепенно ускоряя темп.

- Для того что бы следить правильно ли вы выполняете данное упражнение используйте зеркало

Показывает упражнение

Обратите внимание

1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

2. Кончик языка не должен подворачиваться.

3. Звук "д" нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

Теперь повторяйте за мной. Давайте повторим упражнение несколько раз.


- Поднимите руки те у кого имеются затруднения в выполнении упражнения.

- У кого получается помогите своим одноклассникам.

- Как вы думаете выполняя данное упражнение употребление каких звуков мы тренируем?

- Почему?





– Самостоятельно прочтите стихотворение А. Плещеева.

- О ком это стихотворении?

– Объясните значение слов:

Сени – прихожая в избе.

Краше – красивее.

Милей – больше всего нравится.

– Какое настроение передаёт автор?

– Нравится ли весна поэту?

– Какие слова говорят о том, что поэт радуется и ждёт весну?

– Прочтите стихотворение выразительно.

(Ласточка)








Читают





Отвечают на вопросы





Читают стихотворение



















Выполняют упражнение совместно с учителем


Поднимают руки


Помогают одноклассникам

Р, Р’


При произношении звуков Р, Р’ язык располагается на бугорках за передними зубами как и при выполнении данного упражнения



25 мин

4

Закрепление изученного на уроке

Отгадайте загадку.

Шорохом неслышным лепестков

Жемчуг белоснежный распустился,

Свежим нежным крохотным цветком

Из-под снега к солнцу устремился.

Что это?

Знакомство со стихотворением А. Майкова «Весна».

Прочитайте на с. 66 еще одно стихотворение А.Майкова.

– О каком растении рассказал поэт?

- С каким чувством он пишет о первом цветке?

– Как автор называет этот цветок?

– Какое слово помогает представить последний снежок в стихотворении «Весна»?

– Как вы понимаете значение этого слова?

Сквозистый снежок – рыхлый снег.

– Прочтите выразительно стихотворение «Весна».

– Чем отличается стихотворение от сказки?






Подснежник

Читают отвечают на вопросы

10 мин

5

Соотнесение результатов урока с поставленными целями и задачами

Различные формы оценивания

– Как называется третий раздел учебника?

– Стихотворения каких авторов вы прочитали?

– Какое стихотворение понравилось больше? Почему?

Отвечают на вопросы

3 мин