СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Системнодеятельностный подход, различные виды деятельности , интересные задания. Соответствует методике проведения уроку лит чтения
Конструкт урока литературного чтения
Софрыгиной Алёны Дмитриевны
УМК: Школа России
Тема урока: Из старинных книг. Сказки К.Д. Ушинского «Гусь и журавль», «Жалобы зайки».
Планируемые результаты:
Личностные: обучающиеся проявляют интерес к уроку литературного чтения; демонстрируют желание к усвоению новых знаний, демонстрируют положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность; демонстрируют умения эмоционально отзываться на прочитанное; демонстрируют умение осознанно готовиться к урокам литературного чтения; демонстрируют ориентацию на понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; демонстрируют способность к самооценке; проявляют эстетическое чувство на основе знакомства с литературным творчеством; демонстрируют познавательную мотивацию учения.
Метапредметные, в том числе результаты коррекционно-развивающей работы:
обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: (умение удерживать задачи учебной деятельности; умение учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала; умение осуществлять самоконтроль и самооценку, способность к волевому усилию; умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; умение адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее в работе над ошибками);
обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: (умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в материалах учебника); умение объяснить значение понятия, опираясь на текст; умение выделять существенную информацию из читаемых текстов; умение строить речевое высказывание с позицией передачи информации, доступной для понимания слушателем; умение читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; умение прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку; умение определять главную мысль и героев произведения; умение формировать свое отношение к героям произведения);
обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: (умение владеть диалоговой формой речи; умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре; умение договариваться и приходить к общему решению; умение формировать собственное мнение и позиции; умение задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании; умение способность установить контакт и адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач).
Проявляют умения составлять слова из слогов, данных в беспорядке; называть слитно слово, произнесённое по слогам; подбирать изображение к прочитанному слову; находить в прочитанном тексте слово, которое отвечает на вопрос кто? что?; выбирать из текста предложение, соответствующее сюжетной картинке.
Предметные: демонстрируют знания о произведениях К.Д. Ушинского «Гусь и журавль», «Жалобы зайки», демонстрируют умение работать с иллюстрацией, могут объяснить значение слов: «доля», «исправно», «недурно», «кувырком», «невзвидеть», «утешение», выделять главных героев и мысль стихотворения, демонстрируют умения пользоваться элементарными приёмами анализа содержания текста по вопросам учителя.
Цель: формирование правильного, осознанного, беглого, выразительного чтения посредством коррекционно-развивающей работы в процессе ознакомления обучающихся со сказками К.Д. Ушинского «Гусь и журавль», «Жалобы зайки».
Задачи:
Воспитательная: воспитывать интерес к теме урока литературного чтения; побуждать обучающихся к усвоению новых знаний, создавать положительно-эмоциональный настрой обучающихся на предстоящую деятельность; развивать умения эмоционально отзываться на прочитанное; побуждать обучающихся осознанно готовиться к урокам литературного чтения; развивать ориентацию на понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; воспитывать способность к самооценке; воспитывать эстетическое чувство на основе знакомства с литературным творчеством; повышать познавательную мотивацию учения.
Коррекционно-развивающая:
развивать у обучающихся регулятивные УУД: (умение удерживать задачи учебной деятельности; умение учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала; умение осуществлять самоконтроль и самооценку, способность к волевому усилию;
умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; умение адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее в работе над ошибками);
развивать у обучающихся познавательные УУД: (умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в материалах учебника); умение объяснить значение понятия, опираясь на текст; умение выделять существенную информацию из читаемых текстов; умение строить речевое высказывание с позицией передачи информации, доступной для понимания слушателем; умение читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; умение прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку; умение определять главную мысль и героев произведения; умение формировать свое отношение к героям произведения);
развивать у обучающихся коммуникативные УУД: (умение владеть диалоговой формой речи; умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре; умение договариваться и приходить к общему решению; умение формировать собственное мнение и позиции; умение задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании; умение способность установить контакт и адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач).
Формировать умения составлять слова из слогов, данных в беспорядке; называть слитно слово, произнесённое по слогам; подбирать изображение к прочитанному слову; находить в прочитанном тексте слово, которое отвечает на вопрос кто? что?; выбирать из текста предложение, соответствующее сюжетной картинке.
Образовательная: ознакомить обучающихся с произведениями К.Д. Ушинского «Гусь и журавль», «Жалобы зайки»; развивать у обучающихся умение работать с иллюстрацией; обогащать словарь обучающихся (определения слов: «доля», «исправно», «недурно», «кувырком», «невзвидеть», «утешение»); развивать умение называть главных героев и мысль сказки, развивать умение пользоваться элементарными приёмами анализа содержания текста по вопросам учителя.
Принципы обучения:
принцип деятельности;
принцип непрерывности;
принцип наглядности;
принцип систематичности и последовательности;
принцип психологической комфортности;
принцип семантизации лексики (толкование слов).
Принципы воспитания:
создание положительного эмоционального фона;
воспитывать через взаимодействие;
формирование личностного стиля и взаимоотношений со сверстниками и педагогом.
Принципы коррекционного образования:
принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
принцип учета индивидуальных, возрастных особенностей обучающихся;
коррекция и развитие высших психических функций;
дифференцированный подход;
индивидуальный подход.
Методы обучения и воспитания.
Методы обучения:
методы получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация;
методы закрепления и повторения изученного материала: беседа;
методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание;
методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию;
методы контроля и диагностики познавательной деятельности: наблюдение, беседа.
словесные методы: рассказ учителя, объяснение, беседа;
наглядные методы обучения: метод демонстраций.
Методы воспитания:
методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование;
методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа;
методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха.
методы формирования поведения: упражнение;
методы формирования сознания личности: рассказ, объяснение, беседа;
методы поощрения и наказания: похвала, замечание.
Форма организации учебной деятельности обучающихся:
фронтальная;
индивидуальная;
парная.
Используемые источники:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития [Текст]: одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
Рабочая программа учителя 1 класса МБОУ «Основная общеобразовательная школа №27 с интернатом» Моисеевой А.Ю.
Литературное чтение. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 [Текст] / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Головина и др., – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 80 с.: ил. – (Школа России).
Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников [Текст]: учебное пособие / Р.И. Лалаева. – СПб: Союз, 1998. – 224 с. – 7,0 печ. л.
Додонова Е. С. 100% читаю легко. Метод, который научит ребёнка читать быстро и с удовольствием [Текст]: монография/ Е.С. Додонова. –М.: Издательство «Э», 2017. – 176 с.: ил. – (Умный шоколад).
Тип урока: усвоение новых знаний и способов действий.
Этапы урока
1. Мотивация к учебной деятельности 3 мин.
2. Актуализация опорных знаний. Выявление проблемы. 5 мин.
3. Решение проблемы
3.1 Знакомство с творчеством автора 4 мин.
3.2 Первичное восприятие (первого произведения) 5 мин.
3.3 Повторное чтение и анализ прочитанного (первого произведения) 5 мин.
3.4 Физминутка 1 мин.
3.5 Первичное восприятие (второго произведения) 5 мин.
3.6 Повторное чтение и анализ прочитанного (второго произведения) 5 мин. 4. Самостоятельной работы 4 мин.
6. Рефлексия 2 мин.
Оборудование:
Индивидуальные: учебник литературного чтения, изображение зайца (рефлексия); карточки: «Что значит читать выразительно и правильно», карточки с предложениями из рассказа «Жалобы зайки» для работы в парах.
Демонстрационные: мультимедийная презентация; аншлаги: тема, задачи; изображение поляны (рефлексия).
Макет доски
Дата Классная работа
Тема: Задачи: 1. | Мультимедийная презентация
|
С. __ |
Ход урока
Этапы | Методы | Деятельность учителя и обучающихся | Планируемые результаты |
1. Мотивация к учебной деятельности. Задачи: Воспитательная: создавать положительно-эмоциональный настрой обучающихся на предстоящую деятельность; побуждать обучающихся осознанно готовиться к урокам литературного чтения.
Коррекционно-развивающая: развивать у обучающихся:
регулятивные УУД: способность к волевому усилию;
коммуникативные УУД: умение задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании; умение способность установить контакт и адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
| Методы обучения: наглядные методы обучения: метод демонстраций. Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование. | (Учитель настраивает обучающихся на предстоящую деятельность.) (Обучающиеся слушают учителя.) -Проверим готовность к уроку. Посмотрите, чтобы на столах у вас не было ничего лишнего. Для урока литературного чтения нам понадобится учебник по литературному чтению, карточки, которые я вам выдала. (Учитель организует рабочее место обучающихся.) (Обучающиеся проверяют готовность к уроку.) (Обучающиеся садятся на места по указанному учителем ориентиру.) -Для того, чтобы быть успешными на уроке литературного чтения предлагаю провести артикуляционную гимнастику. -Внимательно посмотрите на доску. На ней записаны строчки, которые мы прочитаем разными способами. -Сначала их прочитаю я. (Учитель настраивает обучающихся на успешную работу на уроке.) (Обучающиеся слушают инструкцию учителя к предстоящей деятельности.) Да-да-да — в ручейке журчит вода. -Прочитайте их для себя шёпотом. -Сейчас прочитаем вместе. -Прочитаем шёпотом. -Прочитаем с закрытым ртом. -Молодцы, мы готовы к работе на литературном чтении. -Сегодня нас ждёт знакомство с интересными и увлекательными произведениями, с автором которых мы скоро познакомимся. (Обучающиеся слушают учителя.) | Личностные УУД: обучающиеся демонстрируют положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность; демонстрируют умение осознанно готовиться к урокам литературного чтения. Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют способность к волевому усилию. Коммуникативные УУД: обучающиеся демонстрируют умение задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании.
|
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Задачи: Коррекционно-развивающая: развивать у обучающихся: регулятивные УУД: умение учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала; умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; познавательные УУД: умение строить речевое высказывание с позицией передачи информации, доступной для понимания слушателем; коммуникативные УУД: умение владеть диалоговой формой речи; умение формировать собственное мнение и позиции; умение задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании; умение установить контакт и адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Формировать у обучающихся умения составлять слова из слов, данных в беспорядке; называть слитно слово, произнесённое по слогам; подбирать изображение к прочитанному слову.
| Методы обучения: методы получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация; методы закрепления и повторения изученного материала: беседа; методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание; методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; словесные методы: рассказ учителя, объяснение, беседа; наглядные методы обучения: метод демонстраций. Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование; методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа; методы формирования поведения: упражнение; методы формирования сознания личности: рассказ, объяснение, беседа. | -Прежде чем знакомиться с творчеством автора, предлагаю вам выполнить небольшое задание. -Обратите внимание на экран. (Учитель объясняет предстоящее задание.) (Обучающиеся внимательно слушают инструкцию к заданию.) -Из слогов, которые даны в беспорядке, вам необходимо составить слово. Отвечаем по поднятой руке. Слова: ре-ка, сказ-ка, де-ре-во, ра-ке-та. -Прочитаем ещё раз слова, которые получились сначала по слогам, затем слитно. -Какое слово из предложенных, называет жанр произведения? (сказка) -А что вы знаете о сказке? (Обучающиеся отвечают на вопрос, выражая своё мнение.) -Кем, в основном, раньше сочинялись сказки? (народом) -Для чего сочинялись сказки? (для забавы, времяпровождения) -Сказки переходили из поколения в поколение, из уст в уста и часто видоизменялись. -А что нужно было сделать, чтобы в содержании сказки ничего не изменили? (записать или напечатать её) -Когда люди стали более грамотными, они стали записывать свои произведения на листке, а позже стали печататься в книгах на печатных машинках. -Посмотрите, как выглядели первые печатные машинки. (Обучающиеся внимательно смотрят на изображение на слайде.) -А самые первые напечатанные книги до сих пор хранятся в музеях. -После того как стали печатать сказки в книгах, то кого стали указывать? (автора) -Верно, автора, который творческим путём создал данную сказку. -Готовы ли вы познакомиться с творчеством одного из известных авторов сказок? (Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.) -Чтобы узнать его имя отчество и фамилию, внимательно посмотрите на слайд. (Обучающиеся внимательно смотрят на слайд, слушают инструкцию к заданию учителя.) -Сейчас вам необходимо прочитать ФИО писателя сначала по слогам, затем слитно. ФИО: Кон-стан-тин Дмит-ри-е-вич У-шин-ский. -Знаком ли вам писатель Константин Дмитриевич Ушинский? (Обучающиеся отвечают на вопрос учителя.) -Сейчас узнаем названия сказок, с которыми мы познакомимся. (Учитель настраивает обучающихся на предстоящую работу.) -Для того чтобы узнать название первой сказки, внимательно посмотрите на слайд. -Послушайте, что необходимо сделать. (Обучающиеся внимательно смотрят на слайд, слушают инструкцию к заданию.) -Необходимо прочитать сначала слово, затем выбрать изображение, которое подходит данному слову. -Кто желает поработать у доски. Слово: гусь. Изображения на слайде: -Почему выбрали именно это изображение? (Обучающиеся отвечают на вопрос учителя.) Давайте назовём оставшихся птиц. (сорока, воробей) (Обучающиеся, совместно с учителем, подтверждают правильность своего выбора.) -Нужно сделать выбор ещё раз. Обратите внимание на слайд. Слово: журавль. Изображения на слайде:
-Почему выбрали именно это изображение? (Обучающиеся отвечают на вопрос учителя.) Давайте назовём оставшихся птиц. (глухарь, синица) (Обучающиеся, совместно с учителем, подтверждают правильность своего выбора.) -Как вы считаете будет называться первая сказка? (Обучающиеся отвечают на вопрос учителя, приводя пример названия сказки, выражают свои мысли.) -Для того, чтобы узнать название второй сказки внимательно посмотрите на слайд. Необходимо прочитать слова не слева направо, а справа налево. (Обучающиеся внимательно смотрят на слайд, слушают инструкцию к заданию.) Слова: икйаз ыболаж (Жалобы зайки) -Предлагаю открыть учебник на странице номер 58. (Обучающиеся открывают учебник на странице номер 58.) -Найдите названия первой и второй сказок. Совпадают ли они с названиями, к которым пришли мы? (Обучающиеся отвечают на вопрос учителя.) -Так мы подошли с вами к теме урока. Она звучит следующим образом «Из старинных книг. Сказки К.Д. Ушинского «Гусь и журавль» и «Жалобы зайки»». (Учитель размещает на доске тему урока «Из старинных книг. Сказки К.Д. Ушинского «Гусь и журавль» и «Жалобы зайки»».) (Обучающиеся знакомятся с темой урока литературного чтения.) -Какие задачи мы для себя поставим? -Знакомы ли мы с данными сказками? (нет) -Значит, что нужно сделать? (познакомиться) (Обучающиеся формулируют задачи урока с помощью наводящих вопросов учителя.) -Первая задача урока «Познакомиться со сказками К.Д. Ушинского «Гусь и журавль», «Жалобы зайки»». (Учитель размещает на доске первую задачу урока.) -Какая вторая задача урока? -На уроке литературного чтения мы учимся как читать? (Обучающиеся отвечают на вопрос учителя.) -Вторая задача урока «Учиться выразительно читать сказки». (Учитель размещает на доске вторую задачу урока «Учиться выразительно читать сказки».) | Личностные УУД: обучающиеся проявляют интерес к уроку литературного чтения; демонстрируют желание к усвоению новых знаний; демонстрируют познавательную мотивацию обучения. Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют умение учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала; умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Познавательные УУД: обучающиеся демонстрируют умение строить речевое высказывание с позицией передачи информации, доступной для понимания слушателем. Коммуникативные УУД: обучающиеся демонстрируют умение владеть диалоговой формой речи; умение формировать собственное мнение и позиции; умение задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании; умение установить контакт и адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Обучающиеся проявляют умения составлять слова из слов, данных в беспорядке; называть слитно слово, произнесённое по слогам; подбирать изображение к прочитанному слову.
|
3. Решение проблемы.
3.1 Знакомство с творчеством автора. Коррекционно-развивающая: развивать у обучающихся: регулятивные УУД: умение удерживать задачи учебной деятельности; умение учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала; способность к волевому усилию; умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; познавательные УУД: умение выделять существенную информацию из прослушанных текстов; умение строить речевое высказывание с позицией передачи информации, доступной для понимания слушателе; коммуникативные УУД: умение владеть диалоговой формой речи; умение формировать собственное мнение и позиции; умение задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании; умение способность установить контакт и адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Задачи: Воспитательная: побуждать обучающихся к усвоению новых знаний, развивать умения эмоционально отзываться на прослушанное; повышать познавательную мотивацию учения. Коррекционно-развивающая: развивать у обучающихся: регулятивные УУД: умениеудерживать задачи учебной деятельности; умение учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала; способность к волевому усилию; познавательные УУД: умение строить речевое высказывание с позицией передачи информации, доступной для понимания слушателем; умение прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку; умение определять героев произведения; коммуникативные УУД: умение задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании. 3.3. Повторное чтение и анализ прочитанного (первого произведения). Задачи: Воспитательная: развивать умения эмоционально отзываться на прочитанное; воспитывать эстетическое чувство на основе знакомства с литературным творчеством.
Коррекционно-развивающая: развивать у обучающихся:
регулятивные УУД: умение удерживать задачи учебной деятельности; умение учитывать ориентиры, данные учителем; способность к волевому усилию; умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; умение адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее в работе над ошибками; познавательные УУД: умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в материалах учебника); умение выделять существенную информацию из читаемых текстов; умение строить речевое высказывание с позицией передачи информации, доступной для понимания слушателем; умение читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; умение определять главную мысль произведения; коммуникативные УУД: умение владеть диалоговой формой речи; умение формировать собственное мнение и позиции. 3.4 Физминутка. Задачи: Воспитательная: создавать положительно-эмоциональный настрой обучающихся на предстоящую деятельность.
Коррекционно-развивающая: развивать у обучающихся:
регулятивные УУД: умение учитывать ориентиры, данные учителем; способность к волевому усилию.
3.5 Первичное восприятие (второго произведения). Задачи: Воспитательная: побуждать обучающихся к усвоению новых знаний, развивать умения эмоционально отзываться на прослушанное; повышать познавательную мотивацию учения.
Коррекционно-развивающая: развивать у обучающихся: регулятивные УУД: умение удерживать задачи учебной деятельности; умение учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала; способность к волевому усилию; познавательные УУД: умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в материалах учебника); умение объяснить значение понятия, опираясь на текст; умение выделять существенную информацию из читаемых текстов; умение строить речевое высказывание с позицией передачи информации, доступной для понимания слушателем; умение прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку; умение определять главную героев произведения; коммуникативные УУД: умение владеть диалоговой формой речи; умение формировать собственное мнение и позиции; умение задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании. 3.6 Повторное чтение и анализ прочитанного (второго произведения). Задача: Воспитательная: развивать умения эмоционально отзываться на прочитанное; воспитывать эстетическое чувство на основе знакомства с литературным творчеством.
Коррекционно-развивающая: развивать у обучающихся:
регулятивные УУД: умение удерживать задачи учебной деятельности; умение учитывать ориентиры, данные учителем; способность к волевому усилию; умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; умение адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее в работе над ошибками; познавательные УУД: умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в материалах учебника); умение выделять существенную информацию из читаемых текстов; умение строить речевое высказывание с позицией передачи информации, доступной для понимания слушателем; умение читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; умение определять главную мысль произведения; коммуникативные УУД: умение владеть диалоговой формой речи; умение формировать собственное мнение и позиции. Формировать у обучающихся умения на находить в прочитанном тексте слово, которое отвечает на вопрос кто? что?; выбирать из текста предложение, соответствующее сюжетной картинке. | Методы обучения: методы получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация; методы закрепления и повторения изученного материала: беседа; методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание; методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; словесные методы: рассказ учителя, объяснение, беседа; наглядные методы обучения: метод демонстраций. Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование; методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа; методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха; методы формирования поведения: упражнение; методы формирования сознания личности: рассказ, объяснение, беседа. | -После того как мы узнали тему и задачи урока, предлагаю послушать некоторые факты из жизни К.Д. Ушинского. -Внимательно слушайте, так как после необходимо ответить на следующие вопросы: 1. Как учился писатель в школе. 2. В какое время начал изучать иностранный язык. 3. Что несут в себе произведения К.Д. Ушинского для читателей? (Обучающиеся внимательно слушают факты из жизни писателя К. Д. Ушинского.). Константин Дмитриевич Ушинский - талантливый писатель и педагог. В школе Константин Ушинский учился отлично. После окончания школы и университета был приглашён на работу профессором. -Скажите, кто такой профессор? -Профессор – это преподаватель в высших учебных заведениях. В то время, когда Константин Ушинский был профессором, его уроки пользовались большой популярностью, в это же время начал усердно изучать иностранный язык. -Иностранный язык, это какой язык? -Иностранный язык – это тот язык, на котором говорят жители другой для нас страны. Например, мы живём в России и наш язык – русский, а в такой стране как Испания говорят на испанском языке, отличном от нашего, поэтому он иностранный. Константин Дмитриевич Ушинский не только обладал педагогическим талантом, но и проявил себя как замечательный детский писатель. Его произведения, помещенные в учебных книгах, заключают и несут читателям конкретные знания и мысль. -Вы познакомились с некоторыми фактами из жизни писателя и сейчас ответим на вопросы? 1. Как учился писатель в школе. (отлично) 2. В какое время начал изучать иностранный язык. (в то время, когда бы профессором) 3. Что несут в себе произведения К.Д. Ушинского для читателей? (конкретные знания и смысл) (Обучающиеся отвечают на вопрос учителя, выражают собственное мнение.) -Константин Ушинский смог сочетать педагогическую деятельность с творчеством и по сей день его произведения радуют читателей, донося свой особенный смысл. Ему особенно хотелось радовать своим творчеством маленьких читателей – детей, именно поэтому писал для них замечательные произведения. -Сейчас обратите внимание на слайд. Что на нём изображено? (Обучающиеся отвечают на вопрос учителя.) -Это обложки книг, в которых напечатаны произведения Константина Ушинского. -Как можем узнать, что в книгах именно его произведения? (ФИО автора представлены на обложке книги) -Знакомы ли вам эти книги? (Учитель организует работу с выставкой книг.) (Обучающиеся знакомятся с книгами, в которых находятся произведения К.Д. Ушинского, отвечают на вопросы учителя, выражают своё мнение.) -Самое время перейти к знакомству со сказками К. Д. Ушинского. -Предлагаю начать знакомиться с первой сказкой. -Можем ли мы по названию определить, о чём будет сказка? Приведите пример. (Обучающиеся отвечают на вопрос учителя, приводят примеры, выражают собственные мысли.) -Предлагаю прочитать сказку К.Д. Ушинского, которая дана нам в учебнике, чтобы узнать, о чём же она. -У вас на парте находится памятка «Что значит читать выразительно и правильно». -Прочитаем критерии: 1. Не изменяйте и не пропускайте слова. 2. Читайте, чётко произнося слова. 3. Читайте громко. (Обучающиеся актуализируют знания о правилах выразительного чтения.) -Именно эти критерии мы должны будем соблюдать при чтении сказки. -Для начала сказку прочитаю вам я, внимательно слушайте. Не забывайте про правильность интонации. -Проследите за тем, какие интонации выбираю я. Где читаю грустно, печально, а где радостно и с восторгом. (Учитель демонстрирует выразительное чтение для обучающихся.) (Обучающиеся внимательно слушают выразительное чтение учителя, сосредотачивают внимание на сказке и интонации учителя во время его прочтения.) -Вы послушали сказку и скажите, понравилась ли она вам? (Обучающиеся отвечают на вопрос учителя, выражают своё мнение.) -Оправдались ли наши предположения, о чём будет сказка? -Кто главные герои? (Гусь и журавль) -Встретились ли вам незнакомые и непонятные слова? (Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.) -Давайте найдём и проговорим вместе слова, которые могут быть сложны для произношения. Слова для проговаривания: разговаривает, птица, хожу-то, плаваю-то, журавль, щука, лучше. (Учитель организовывает работу со словами, которые могут быть сложны для произношения.) (Обучающиеся произносят слова, которые могут быть сложны для произношения.)
-Предлагаю прочитать сказку выразительно для всего класса. -Но перед этим сделаем зарядку для щёчек, губ и языка. 1. Заборчик и трубочка (для губ). 2. Шарик (надуваем и сдуваем щёки). 3. Часики и качели (для языка). (Обучающиеся повторяют движения гимнастики за учителем.) -Что мы должны сделать? (прочитать выразительно сказку для всего класса) -*** скажи ещё раз, как читаем? (по цепочке, по одному предложению) (Один из обучающихся повторяет порядок чтения для всего класса.) -Внимательно следите за чтением. (Обучающиеся читают выразительно сказку для всего класса по цепочке, по одному предложению.) -Какие чувства возникли у вас, когда мы прочитали сказку? Ответить на этот вопрос нам поможет табличка чувств. Обратите на неё внимание. Выберите чувство, которое схоже с чувством, что вы испытали при чтении сказки. (Обучающиеся выражают свои мысли, рассказывают о своих чувствах.) -Почему гусь считал себя всем птицам царём? -Почему журавль посчитал гуся глупой птицей? -Какую важную мысль автор сообщает читателям? (Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, выражая собственное мнение.) -Эта сказка учит, что важно любить дело, которым занимаешься и свою профессию, делать это качественно и хорошо, не боятся работы и быть трудолюбивым, а не браться за все подряд сразу и хвастаться этим. (Обучающиеся, совместно с учителем подводят итоги по первому произведению, определяя главную мысль сказки.)
-Мы с вами много работаем, предлагаю отдохнуть. Встаньте из-за парт так, чтобы не мешать друг другу. -Повторяйте движения за мной. -Сейчас поиграем в игру под названием «4 стихии». -Напомню правила игры. (Учитель объясняет правила игры для снятия эмоционального и мышечного напряжения.) (Обучающиеся внимательно слушают правила игры.) -Когда я говорю «вода», вы показываете руками «волны». -Когда я говорю «огонь», вы поднимаете руки вверх и машите ими как пламя. -Когда я говорю «воздух», вы кружитесь. -Когда я говорю «земля», вы присаживаетесь. -Я буду показывать движения вместе с вами, но будьте внимательны, я буду вас иногда путать. -Приготовились, начинаем. (Обучающиеся демонстрируют физическую активность, садятся на места.)
-Мы познакомились с одной из сказок Константина Ушинского и пора познакомиться с ещё одной сказкой. -Прочитайте её название на странице номер 59. -Можем ли мы уже сказать, о чём сказка? Приведите пример. (Обучающиеся отвечают на вопрос учителя, приводят примеры, выражают собственные мысли.) -Для того, чтобы узнать, о чём сказка, предлагаю её прочитать. Сначала сказку прочитаю я, а вы внимательно слушайте. (Учитель демонстрирует выразительное чтение для обучающихся.) (Обучающиеся внимательно слушают выразительное чтение учителя, сосредотачивают внимание на сказке и интонации учителя во время его прочтения.) -Вы послушали сказку и скажите, понравилась ли она вам? (Обучающиеся отвечают на вопрос учителя, выражают своё мнение.) -Оправдались ли наши предположения, о чём будет сказка? -Кто главный герой сказки? (Зайка) -Встретились ли вам незнакомые слова? (Обучающиеся отвечают на вопрос учителя, после чего идёт разбор незнакомых для обучающихся слов.) -Тогда скажите, как вы понимаете слово «доля» в предложении «Нет на свете доли, хуже моей»? -ДОЛЯ – это учесть, судьба. -Давайте все вместе прочитаем это слово. -Как вы понимаете слово «исправно» в предложении «зубки мои исправно жуют капустку». -ИСПРАВНО – значит усердно, старательно. -Прочитаем это слово все вместе. -Как вы понимаете слово «недурно»? -НЕДУРНО – значит достаточно хорошо. -Прочитаем это слово все вместе. -Как вы понимаете слово «кувырком»? -КУВЫРКОМ – значит перевалившись через голову. -Прочитаем это слово все вместе. -Как понимаете слово «невзвидеть»? -НЕВЗВИДЕТЬ – значит не увидеть. -Прочитаем это слово все вместе. -Как вы понимаете слово «утешение»? -УТЕШЕНИЕ – это поддержка. -Прочитаем это слово все вместе.
-После того как разобрали незнакомые слова прочитаем сказку для всего класса. -Во время чтения я могу подойти к любому из вас и погладить его по плечу. Это будет означать, что вы продолжаете читать. Тот, кого я затрону по плечу, читает одно предложение. (Обучающиеся внимательно слушают задание.) -Какие чувства вы испытали, когда мы прочитали сказку? Чтобы было легче ответить на вопрос, снова обратимся к нашей табличке чувств. -Выберите для себя подходящее и назовите. (Обучающиеся отвечают на вопрос учителя, выражая собственное мнение, делясь чувствами, испытанными во время прочтения сказки.) (Обучающиеся настраиваются на выполнение заданий, внимательно слушают инструкцию к их выполнению.) -Вам необходимо выбрать из сказки предложение, соответствующее сюжетной картинке. Изображение: Предложение: Правда, зубки мои исправно грызут капустку и кору гложут, да укусить смелости не хватает. -Найдите в сказке слово, которое отвечает на вопрос КТО? -Найдите в сказке слово, которое отвечает на вопрос ЧТО? -Объясните, что же мешает зайчику жить: храбрость, трусость, ум, глупость? Найдите подтверждение в тексте. -Что бы вы могли посоветовать зайке, чтобы он чувствовал себя уверенней? (Обучающиеся выполняют задание, отвечают на вопросы учителя, выражают собственное мнение.) | 3.1 Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют умение удерживать задачи учебной деятельности; умение учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала; способность к волевому усилию; умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Познавательные УУД: обучающиеся демонстрируют умение выделять существенную информацию из прослушанных текстов; умение строить речевое высказывание с позицией передачи информации, доступной для понимания слушателе. Коммуникативные УУД: обучающиеся демонстрируют умение владеть диалоговой формой речи; умение формировать собственное мнение и позиции; умение задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании; умение способность установить контакт и адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
3.2 Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют умение удерживать задачи учебной деятельности; умение учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала; способность к волевому усилию. Познавательные УУД: обучающиеся демонстрируют умение строить речевое высказывание с позицией передачи информации, доступной для понимания слушателем; умение прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку; умение определять героев произведения. Коммуникативные УУД: обучающиеся демонстрируют умение задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании.
3.3 Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют умение удерживать задачи учебной деятельности; умение учитывать ориентиры, данные учителем; способность к волевому усилию; умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; умение адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее в работе над ошибками. Познавательные УУД: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в материалах учебника); умение выделять существенную информацию из читаемых текстов; умение строить речевое высказывание с позицией передачи информации, доступной для понимания слушателем; умение читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; умение определять главную мысль произведения. Коммуникативные УУД: обучающиеся демонстрируют умение владеть диалоговой формой речи; умение формировать собственное мнение и позиции.
Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют умение учитывать ориентиры, данные учителем; способность к волевому усилию.
3.5 Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют умение удерживать задачи учебной деятельности; умение учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала; способность к волевому усилию. Познавательные УУД: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в материалах учебника); умение объяснить значение понятия, опираясь на текст; умение выделять существенную информацию из читаемых текстов; умение строить речевое высказывание с позицией передачи информации, доступной для понимания слушателем; умение прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку; умение определять главную героев произведения. Коммуникативные УУД: обучающиеся демонстрируют умение владеть диалоговой формой речи; умение формировать собственное мнение и позиции; умение задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании. 3.6 Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют умение удерживать задачи учебной деятельности; умение учитывать ориентиры, данные учителем; способность к волевому усилию; умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; умение адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее в работе над ошибками. Познавательные УУД: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в материалах учебника); умение выделять существенную информацию из читаемых текстов; умение строить речевое высказывание с позицией передачи информации, доступной для понимания слушателем; умение читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; умение определять главную мысль произведения, умение формировать свое отношение к героям произведения. Коммуникативные УУД: обучающиеся демонстрируют умение владеть диалоговой формой речи; умение формировать собственное мнение и позиции. Обучающиеся проявляют умения на находить в прочитанном тексте слово, которое отвечает на вопрос кто? что?; выбирать из текста предложение, соответствующее сюжетной картинке. |
4. Самостоятельная работа. Задачи: Воспитательная: создавать положительно-эмоциональный настрой обучающихся на предстоящую деятельность; развивать ориентацию на понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; повышать познавательную мотивацию учения.
Коррекционно-развивающая: развивать у обучающихся:
регулятивные УУД: умение учитывать ориентиры, данные учителем; самоконтроль, способность к волевому усилию; умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; умение адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее в работе над ошибками; познавательные УУД: умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в материалах учебника); умение выделять существенную информацию из читаемых текстов; коммуникативные УУД: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре; умение договариваться и приходить к общему решению; умение формировать собственное мнение и позиции; умение задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании; умение способность установить контакт и адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. | Методы обучения: методы закрепления и повторения изученного материала: беседа; методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; методы контроля и диагностики познавательной деятельности: наблюдение, беседа. словесные методы: объяснение, беседа; наглядные методы обучения: метод демонстраций. Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование; методы формирования поведения: упражнение. | -Мы познакомились со второй сказкой, и я предлагаю вам выполнить работу в парах для того, чтобы узнать, насколько успешно прошло это знакомство и закрепить свои знания. (Учитель настраивает обучающихся на выполнение задания в парах, даёт инструкцию к выполнению задания.) (Обучающиеся настраиваются на работу в парах, внимательно слушают инструкцию к выполнению задания.) -Сейчас я выдам вам карточки с предложениями. Вам необходимо посовещавшись в паре составить из предложений связный текст, опираясь на текст сказки из учебника. (Учитель наблюдает за процессом выполнения задания в парах, при необходимости помогает обучающимся.) Предложения:
(Обучающиеся выполняют задание в парах.) -Давайте узнаем, насколько успешно вы справились с заданием, пока работали в паре. -Внимательно посмотрите на слайд. Я читаю правильную последовательность, а вы проверяете, насколько успешно справились с заданием. (Обучающиеся приступают к проверке правильности выполненного задания в парах.) | Личностные УУД: обучающиеся демонстрируют положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность; демонстрируют ориентацию на понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; демонстрируют познавательную мотивацию учения. Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют умение учитывать ориентиры, данные учителем; самоконтроль, способность к волевому усилию; умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; умение адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее в работе над ошибками. Познавательные УУД: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в материалах учебника); умение выделять существенную информацию из читаемых текстов. Коммуникативные УУД: обучающиеся демонстрируют умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре; умение договариваться и приходить к общему решению; умение формировать собственное мнение и позиции; умение задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании; умение способность установить контакт и адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
|
5. Рефлексия. Задачи: Воспитательная: создавать положительно-эмоциональный настрой обучающихся на предстоящую деятельность;
Коррекционно-развивающая: развивать у обучающихся:
регулятивные УУД: умение учитывать ориентиры, данные учителем; умение осуществлять самоконтроль и самооценку, способность к волевому усилию; умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; коммуникативные УУД: умение формировать собственное мнение и позиции; умение задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании.
| Методы обучения: методы закрепления и повторения изученного материала: беседа; методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание; словесные методы: объяснение. наглядные методы обучения: метод демонстраций. Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование; методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха. методы формирования сознания личности: объяснение.
| -Наш урок подходит к концу, предлагаю подвести итоги урока. (Учитель настраивает обучающихся на окончание урока, подведение его итогов.) -С творчеством какого автора мы познакомились на уроке? (Константин Дмитриевич Ушинский) -С какими сказками мы познакомились? («Гусь и журавль» и «Жалобы зайки») -Какие задачи мы ставили на урок? (1. Познакомиться со сказками К.Д. Ушинского «Гусь и журавль» и «Жалобы зайки»); 2.Учиться выразительно читать сказки.) (Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.) -Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. (Учитель настраивает обучающихся на оценку собственной деятельности.) -Для этого я приготовила для вас изображения зайцев, обратите внимания, что не дорисовано у них? (эмоция, нос и рот и т.д.) -Оценим свою работу на уроке следующим образом. -Если на уроке при знакомстве со сказками К. Д. Ушинского у вас всё получилось, всё было понятно, вы узнали много нового и интересного, то дорисуйте зайцу нос и рот, который улыбается, вот так. (Учитель наглядно демонстрируют предстоящие действия обучающихся.) -Если на уроке при знакомстве со сказками К. Д. Ушинского у вас многое не получилось, многое было непонятно, вы не узнали для себя ничего нового и интересного, то дорисуйте зайцу нос и рот, который грустит, вот так. (Учитель наглядно демонстрируют предстоящие действия обучающихся.) (Обучающиеся анализируют и оценивают свою деятельность на уроке.)
-Покажите мне своих зайцев. (Обучающиеся выполняют педагогическое требование.) -Я очень рада, что у многих на уроке при знакомстве со сказками К. Д. Ушинского многое получилось, всё было понятно и вы узнали много нового и интересного. -Спасибо за работу. -Урок литературного чтения окончен. | Личностные УУД: обучающиеся демонстрируют положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность; Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют умение учитывать ориентиры, данные учителем; умение осуществлять самоконтроль и самооценку, способность к волевому усилию; умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Коммуникативные УУД: обучающиеся демонстрируют умение формировать собственное мнение и позиции; умение задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании. |