СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт урока окружающего мира в 4 классе «Нахождение металлов в природе и их применение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал помжет обеспечить усвоение учащимися возможностей применения наиболее значимых для человека металлов и сплавов.

Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока окружающего мира в 4 классе «Нахождение металлов в природе и их применение»»

Класс – 4

Предмет – окружающий мир

Тема урока – "Нахождение металлов в природе и их применение"

Тип урока – ОНЗ

Место урока в системе уроков по данной теме – 1

Цель урока Обеспечить усвоение учащимися возможностей применения наиболее значимых для человека металлов и сплавов.

Задачи (относящиеся к деятельности учителя):

  • обучающие Научить применять значимые для человека металлы и сплавы.

  • воспитательные Содействовать воспитанию интереса к предмету

  • Содействовать воспитанию экологической культуры

  • развивающие – Создать условия для определения связей между свойствами веществ и их применением

  • Способствовать развитию форм мышления (умозаключения, аналогии)

УУД

  • Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему)

  • Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий

  • Коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения, формирование уважительного отношения к иному мнению, культуре других народов воспитание художественного вкуса, способствование формированию культурной эрудиции.

Оборудование: образцы разных тел, образцы руд, образцы металлов, мультимедиа, учебник для 4 класса: «Человек и природа» (А.А. Вахрушева)..

Межпредметные связи

чтение

русский язык



Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

1 мин

Поздоровайтесь с друзьями.

Улыбнулись, подтянулись.

Друг на друга посмотрели

И спокойно тихо, сели.

Приветствуют учителя

Постановка проблемы и актуализация знаний

8 мин

- Сейчас я предлагаю вам поиграть в очень известную игру: я буду называть слова, а вы хлопайте, если это горные породы или минералы.

Золото, кварц, бронза, песок, серебро, каменная соль, алюминий, олово, гранит, медь, гравий.

- Как называются те тела, на которые вы не хлопали в ладоши?

Что же такое металлы? Вспомните, пожалуйста, какое количество металлов существует в природе в настоящее время?

- Действительно их много, но мы с вами сегодня совершим экскурсию в мир самых значимых для человека металлов.

Скажите, пожалуйста, какие на ваш взгляд металлы являются наиболее значительными в жизни человека?


Форма нашего сегодняшнего урока – урок-экскурсия. Экскурсия в мир металлов. И первую экскурсию мы совершим в далёкое прошлое, чтобы узнать, какие металлы являются металлами древности и какое значение имели они для наших предков. А помогут нам в этом археологические раскопки.

Где использовались металлы в древности, какое значение они имели для человека, вам расскажут наши экскурсоводы.



«Группы металлов».

- Давайте вспомним, какие группы металлов вы знаете?

- Металлы делятся на следующие группы: черные, цветные, редкие и драгоценные.

Черная металлургия - производство чугуна и стали из железной руды. Цветные – медь, свинец, цинк.

Редкие – олово – с её помощью производят белую жесть, используемую в упаковке консервов, ртуть и другие.

Драгоценные – золото, серебро, платина. Использовали для производства денег. При производстве украшений, серебро - в электротехнике, радиотехнике, фотографировании.

Цветные металлы представляют собой вещества с высокой прочностью, пластичностью, тепло- и электропроводностью. Цветные металлы - это цинк, олово, свинец, медь, латунь, бронза, никель, кадмий, ртуть.





Металлы


около 80



Алюминий, олово, железо, золото, серебро, платина, свинец, медь, ртуть






Поочередно, выходят 4 экскурсовода и рассказывают о металлах: железе, меди, золоте, серебре


Закрепление изученного материала

10 мин

Как называются горные породы, из которых выплавляют металлы. А подсказкой будет загадка:

Она варилась долго в доменной печи,

На славу получились ножницы, ключи.

-Руды – это полезные ископаемые, в состав которых входят металлы.

Работа в парах.

Разделимся на пары. У каждой пары есть образцы руд, а у вас в учебнике на с. 37 изображены руды, рассмотрите и соотнесите ваш образец с изображением в учебнике. (Дети рассказывают о рудах)






























Руда






Железные руды:

Гематит, вишнево-красный или буровато-черный железняк - это минерал, оксид железа черного или темного красно-бурого цвета, плотный, непрозрачный, с металлическим блеском.

Магнитный железняк (магнетит) - минерал железно-черного цвета ; совершенно непрозрачен, обнаруживает сильный магнетизм. встречается в виде отдельных кристаллов

Бурый железняк (лимонит): твердая плотная руда черного или буроватого цвета с металлическим блеском, менее богатая железная руда, зато чаще встречается, чем магнитный и красный железняк.

Оловянная руда: касситерит, оловянный камень, кристаллы зернистые.

Медная руда, медный колчедан: твердая, чаще зернистая, иногда плотная порода латунно-желтого цвета.

Алюминиевая руда, боксит: плотная зернистая руда красного или серого цвета, похожая на глину, но отличается тем, что при смешивании с водой не делается вязкой.

Практическая работа

5 мин

- А теперь давайте вспомним свойства металлов.

- Вот перед вами образцы различных предметов, в чашке, найдите среди них металлические предметы. (Спички, скрепки, пробка, бумага, кнопки, проволока).

- Покажите эти предметы.

- Как вы определили? По каким признакам, свойствам?

- Много ли особенных свойств у металлов? (твердость, пластичность, расширение при нагревании, блеск, электропроводность и теплопроводность) Вывесим на доске все названные свойства металлов.

- Неужели все-все металлы твердые на ощупь? Может быть, есть исключения?

- Конечно, это ртуть. Ртуть — единственный металл, жидкий при комнатной температуре. В природе находится как в самородном виде, так и образует ряд минералов. Чаще всего ртуть получают путём восстановления из её наиболее распространённого минерала — киновари. Применяется для изготовления измерительных приборов, вакуумных насосов, источников света и в других областях науки и техники.

- Одно из свойств мы имеем возможность увидеть на опыте в видеофрагменте.

- Обратимся к фильму «Тепловое расширение металлов»

- Металлический шарик легко проходит через кольцо, а затем шарик нагревают, и шарик уже не может пройти через кольцо, этот опыт подтверждает свойство металлов – они расширяются при нагревании.

«Использование металлов».

-Видите, как много в природе различных металлов. Смешивая расплавленные металлы между собой и другими добавками, люди получили тысячи сплавов - разновидностей металлов, обладающих особыми полезными свойствами.


Обобщение

2 мин

- Вернёмся к цели нашего урока.

Что мы хотели выяснить?

Мы это выяснили?

- Где же используются металлы и сплавы?


Что же такое металлы

Да

В металлургии, машиностроении, производстве бытовой техники, посуды, для передачи электроэнергии и т.д.