Повторение изученного на прошлых уроках | мин | Перед тем как изучить новый материал, давайте повторим то, что было вами пройдено на прошлых уроках. Вы узнавали о всемирной истории. Так что же такое всемирная история? Всемирную историю делят на эпохи. Кто назовет эти эпохи. Вы уже изучили первобытный мир и древний мир. Чем они отличаются друг от друга? Какая была мораль в те времена? А теперь, когда мы повторили уже пройденный материал, перейдем к новой теме. | Первобытная эпоха, древний мир, средние века, эпоха нового времени и эпоха новейшего времени | |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | мин | Запишите дату в тетрадях. – Что вы можете сказать о человеке, про которого говорят: «имеет средние способности», «учится средне», «достижения – не выше среднего»? – А какое значение у этого же слова во фразах: «В середине леса пролегла дорога», «попал в яблочко – в самую серёдку», «затесалась среда промеж вторника и четверга»? – Что вы заметили? – Назовите следующую после Древнего мира историческую эпоху. – Посмотрите на доску. Какой вам хочется задать вопрос? На основе вопросов ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Почему Средние века получили такое название – «средние»? | Слово «средний» употребляется в значении «посредственный», так можно сказать о ком-то, кто не сделал ничего особенного, выдающегося. Здесь слово «средний» употребляется в значении «посередине», «в центре». У слова «средний» много значений. Средние века. | |
Актуализация знаний | мин | – Давайте вернёмся к ленте времени Всемирной истории на с. 46. Сколько всего исторических эпох выделено учёными? На каком месте находится эпоха Средних веков? – Какая версия подтверждается этим фактом? – Рассмотрите карту мира эпохи Средних веков на с. 62–63. Сравните её с картой эпохи Древнего мира (с. 54–55). • Какие цивилизации продолжили своё существование в эпоху Средних веков, а какие исчезли? • Как изменились территории цивилизованного мира и мира первобытных племён? • С чем связаны названия многих средневековых цивилизаций? • Какие постройки сооружали жители разных частей света в эпоху Средних веков? – Можем ли мы сказать, что эпоха Средних веков – посредственная, без особенностей, что в эти времена ничего интересного не происходило? – Какая версия опровергается теми сведениями, которые вы добыли из карты? Государство и общество. – Мы выяснили, что Средние века были очень интересной эпохой. В чём ещё была её особенность? Прочитайте и выполните задание к схеме на с. 65. Итак, из каких групп населения состояло средневековое общество? После того как ребята назовут воинов, землевладельцев, священников, горожан и земледельцев, учителю необходимо дополнить ответы учеников пояснением, что принадлежность к каждому сословию передавалась по наследству. Человек, как правило, не мог выбирать себе профессию сам, а должен был наследовать занятие своих родителей. – В современном обществе так же? Мораль эпохи Средних веков. Ученики читают по ролям или по цепочке фрагмент «Единоверцы и иноверцы». – Правильно ли поступали люди Средневековья по отношению к иноверцам с нашей, современной точки зрения? Можем ли мы с ними согласиться? Почему у нас с ними разное представление о добре? Проверим нашу догадку о различии средневековой и современной морали – прочтём финал текста: «Настоящим человеком, к которому нужно относиться по заветам Бога, считался только человек своей веры». Запишите этот вывод в тетради. На доску вывешиваем карточку с изображением различных религиозных символов (см. с. 94–95 учебника), можно без подписей, так как материал о религиях будет изучаться позднее. | 5. Третья по счету, в середине. Средние = посередине. Сравнивая карты и легенды, ребята сделают вывод об исчезновении цивилизаций Древнего Египта, Междуречья и т.д. Сделают вывод о его расширении, в том числе на территории будущей России. Вывод о роли религий в жизни средневековых обществ. Вывод о том, что в каждой цивилизации умели делать красивые сооружения, все они непохожи на постройки Древнего мира и одна на другую. Нет, произошло много изменений. Опровергается версия, что Средние века – посредственные. Нет, люди не обязаны выполнять ту же работу, что и родители. У нас разная мораль! | |
Первичное усвоение новых знаний | мин | – Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? – Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? Посовещайтесь с соседом по парте. Ученики совещаются в группах, и представители от групп предлагают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что эпоха Средних веков получила свое название из-за расположения в середине ленты времени Всемирной истории. Она оставила нам множество достижений, изобретений, памятников архитектуры. Но мораль Средневековья отличается от современной. | Почему Средние века получили такое название «средние»? | |