1. Познакомить школьников с новым предметом и основными понятиями урока;
2.Развивать культуру диалога на уроке.
3.Воспитывать у детей любовь к своей Родине, к истории и культуре нашего многонационального народа.
4. Воспитывать толерантное отношение к представителям разных народов и национальностей нашей страны;
5. Совершенствовать умения школьников в работе с различной информацией.
Для учителя: компьютер, экран, проектор, электронная презентация.
Для обучающихся: учебник «Основы светской этики», 4 класс А.Данилюк, толковый словарь, энциклопедии «Россия – наша родина», карточки заданий.
Компонент структуры урока | Содержание программы / урока | Образовательная деятельность | Критерии и показатели результата |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент (1 мин) | Начинаем наш урок. Добрый день! - Вы готовы к нашему уроку? - С каким настроением вы пришли на урок? - Те, у кого хорошее настроение, пусть встанут. - Подойдите к своим товарищам, которые сегодня «не в духе» и передайте им частичку своего позитива: скажите приятные слова, улыбнитесь и пожмите руку. | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность Знакомит с содержанием курса. | Проверяют свою готовность к уроку. Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. Настраиваются на выполнение работы. | Готовность к работе по теме урока. Положительный настрой обучающихся к уроку. |
Самоопределение к учебной деятельности (4 мин) | Какое определение можно найти в словарях? Первая группа найдет определение в толковом словаре. Вторая группа найдет определение в Интернете. | Формулирует задание. Создаёт проблемную ситуацию. Сопровождает поиск информации в Интернете. Приём «Дополни определение» Знакомит с новыми понятиями. | Разгадывают ребус. Находят информацию в разных источниках. Записывают в тетрадь определения «Родина», представляют результат. Отвечают на вопрос, записывают тему урока. | Ознакомление с понятием «Родина». |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (5 мин) | Как называется страна, в которой мы живем? Найдите в толковом словаре определение понятий: Отечество, патриот. Дополните определения. «Собери пословицы». Составьте из слов пословицы. Что их объединяет? Объясните смысл. Мать, умей, Родина, за, постоять, неё | Ни, сил, своей, жалей, Родины, ни, жизни, для, не | Горсти, в, мила, земля, и, своя | Человека, одна, и, Родина, у, мать, одна | | Задаёт вопросы. Побуждает к самостоятельному поиску информации. | В парах составляют из слов пословицы. Работают с толковым словарём. Записывают в тетрадь определение понятий: патриот, Отечество. Представляют результат. Дополняют определения. Объясняют смысл пословиц. Анализируют их. | Ознакомление с понятиями: «Отечество», «Патриот». Знакомство с пословицами о Родине. |
Выявление места и причин затруднения (3 мин) | Назовите столицу России, покажите её на карте. В России 1090 городов. - Какие города вам известны? - Какие моря и океаны омывают нашу страну? - Какие озёра России вы знаете? -Покажите на карте города, где вы бывали. Хотите больше узнать о нашей стране? | Формулирует задание. Создаёт проблемную ситуацию. Задаёт вопросы. | Высказывают свои предположения, отвечают на вопросы, работают с географической картой. | Определение границ знания и незнания о России. |
Построение проекта выхода из затруднения (6 мин) | Теперь разделимся на 3 группы и подготовим сообщение о России. Заполнение таблицы ЗХУ 1 группа – работа с энциклопедией «Наша Родина Россия» читает статью «Крупнейшие города России. Москва» 2 группа – работа по карточкам «Природные ресурсы России». 3 группа – работа по карточкам «Народы России». 4 группа – работа с интерактивной доской «Малая Родина» А как называется Ваша малая Родина? | Делит на группы. Напоминает правила работы. Контролирует работу в группах. Задаёт вопросы. | Работают с научными текстами в группе. Приём «чтение с пометками». Заполняют таблицу ЗХУ. | Первичное ознакомление с понятием «Малая Родина», «национальный состав России, столицей России, границами России, природными ресурсами. |
Реализация построенного проекта (6 мин) | Знаю | Хочу узнать | Узнал | Москва-столица России | Интересные места | Архангельский собор, Успенский собор, Благовещенский собор, парк Победы, Третьяковская галерея | Малая Родина-маленькая Родина | Что такое «малая Родина» | Родной уголок, дом, город, село, улица, где человек родился; могилы предков. | В россии много разных национальностей | Какие национальности живут в России | Русские, татары, чуваши, башкиры, марийцы и другие. | В России очень красивая природа | Природа России: животные, растения, реки, озёра | Лиса, заяц, волк, ёж, соболь, медведь и др. Берёза, ель, сосна, лиственница, осина и многие др. Волга, Ока, Исеть, Енисей, Обь, Байкал, Синара, Аракуль, Иткуль и др. | Заполнение обучающимися в группах | | Задаёт вопросы обучающимся, комментирует ответы, дополняет информацию. | Представляют результаты работы в группе. Отвечают на вопросы одноклассников и учителя. | Ознакомление с понятием «Малая Родина», «национальный состав России, столицей России, границами России, природными ресурсами. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (5 мин) | На территории нашей страны проживают люди около 180 национальностей. Все они вместе составляют одну дружную семью народов России. Какие национальности вы знаете, которые живут на территории России? Прочитайте в учебнике на стр. 6 Кто является главным богатством нашем страны? Почему? Богата земля русская талантами. Их духовное наследие бесценно. Сколько замечательных людей прославили Россию своими трудами. Ребята, каких известных военачальников, полководцев, писателей, композиторов, художников вы знаете? | Формулирует задание. Задаёт вопросы. | Читают текст учебника. Отвечают на вопросы. | Понимание, что Россия – многонацимонациональная страна. Главное богатство – дружба и понимание народов. Но язык официальный – русский. |
Физкультминутка (1 мин) | Нет на свете Родины красивей – (шагают на месте) Боевой страны богатырей. (изображают «богатырей») Вот она, по имени Россия, От морей простёрлась до морей. (шагают на месте и широко разводят руки) | Повторяет движения вместе с учащимися | Выполняют движения вместе с учителем. Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются правильного образа жизни. | Правильное выполнение движений. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4 мин) | Прочитайте на с.4-5 третий абзац и подумайте, что это такое внутренний мир человека? В парах заполните кластер. Проверьте себя. Наш мир делится на внешний (материальный) и внутренний (духовный). - У всех народов есть свои особенности быта, жизни. - Какие бытовые особенности есть в вашей семье? - Всё, что было вами перечислено, можно отнести к традициям. Если обратиться к словарю, то мы можем узнать этимологию этого слова. «Традиция» в переводе с латинского - «предание» или «передача образцов и норм духовной жизни, священных текстов, ритуалов и нравственности из поколения в поколение». - Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. В нашей стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции. Они говорят на разных языках, исповедуют разную религию, но хорошо понимают друг друга, т.к. их культурные традиции основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие. - Побеседуйте дома с родителями о семейных традициях. Поставьте !, если все получилось. Поставьте +, если нужны некоторые пояснения по теме. Поставьте - , если ничего не поняли. | Формулирует задание. | Читают текст учебника, в парах составляют кластер, проверяют себя по критериям, объясняют значение слов (материальный и духовный), Приводят примеры развития духовного мира. Объясняют значение слова «Традиция», приводят примеры традиций в семье». Самооценка, взаимооценка. | Ознакомление с понятиями «материальный и духовный мир», «традиции» |
Включение в систему знаний и повторение (4 мин) | Карточка «Дополни суждения». Малая Родина это … Главное богатство нашей страны … В нашей стране проживает около … национальностей. Вещи, предметы, явления природы это …. мир «Предание» или «передача образцов и норм духовной жизни, священных текстов, ритуалов и нравственности из поколения в поколение» ….. это Поставьте !, если все получилось. Поставьте +, если нужны некоторые пояснения по теме. Поставьте - , если ничего не поняли | Формулирует задание. Даёт критерии оценивания | Выполняют задание. Проверяют работу по заданным критериям | Усвоение новых знаний |
Домашнее задание (3 мин) | Дифференцированное задание: 1. Учебник стр. 4-5 прочитать, ответить на вопросы 2. Узнать у родителей о семейных традициях, подготовить рассказ. 3. Подготовить сообщение о своей «малой Родине» (природа / достопримечательности / музыка / искусство/ традиции). | Даёт комментарий к домашнему заданию. | Слушают объяснение учителя, делают записи в дневнике. Выбирают задание из ряда предложенных учителем в зависимости от уровня. | |
Рефлексия (3 мин) | Продолжите фразу: Сегодня на уроке я узнал… Сегодня на уроке я научился… Сегодня на уроке я познакомился… Сегодня на уроке повторил… Сегодня на уроке запомнил… | Формулирует задание. | Продолжают фразы | Беседа по вопросам. Саморегуляция |