Учитель: Серебренникова Е.А.
кв. категория I
Тема урока | Место урока по теме |
Отмена крепостного права. | 1 урок |
Тип урока | Формы, приемы, методы |
Урок открытия новых знаний. | работа в группе, метод проблемного обучения, приемы и методы ТРКМ, смысловое (продуктивное ) чтение,«мозговая атака» |
Цель урока | Задачи урока |
Сформировать представление о том, что отмена крепостного права была неизбежна. | Когнитивная: На основе работы с текстом документов обучающиеся узнают причины, сущность и итоги отмены крепостного права. Развивающая: На основе анализа полученной информации научиться формулировать и решать познавательные задачи, устанавливать причинно- следственные связи. В ходе коллективного и группового обсуждения развивать навыки работы в команде. Производить действия взаимопроверки и взаимооценки. Воспитательная: Воспитывать любовь к российской истории, вырабатывать навыки общения с одноклассниками в группе, умение выслушивать разные точки зрения и конструктивно решать конфликты. |
УУД | Педагогические технологии | Оборудование |
Коммуникативные : умение сотрудничать в группе, выстраивать конструктивное взаимоотношение с другими, умение логично, аргументировано выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: действия обеспечивающие организацию учебной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция и оценка. Познавательные: выделение необходимой информации, понимание содержания текста, его анализ и установление приченно-следственных связей. | Традиционная, элементы критического мышления и проблемного обучения, ИКТ | Презентация, текст из Манифеста от 19.02.1861 года, тест, карточки с заданиями для групп, карточки самооценки и оценки работы в группе. |
Цель/задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Методы и приемы | Продукт деятельности ученика |
I этап: организационный |
Мотивация к учебной деятельности включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Приветствие. Проверяет готовность к уроку. Чтение эпиграфа « Его имя принадлежит истории; если бы его царствование завтра же окончилось - все равно начало освобождения сделано им, грядущие поколения этого не забудут.» А.И. Герцен «Колокол»1858 г. | Выполняют самооценку готовности к уроку. Настраивается на предстоящую работу. Высказывает собственные мысли. | Регулятивные : целеполагание, постановка учебной задачи Коммуникативные: сотрудничать в группе, умение логично, аргументировано выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество со сверстниками. | Наблюдение | Включение в учебный процесс |
II этап: постановка цели и задач урока |
Создание ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез. | Создает условия для формулирования целей урока Корректировка цели урока «Отмена крепостного права в России была неизбежна» | Ставят для себя цель, сами определяют то, что они хотят узнать на уроке по теме, озвучивают цель урока как ожидаемый результат/действие | Регулятивные : целеполагание, постановка учебной задачи Коммуникативные: сотрудничать в группе, умение логично, аргументировано выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество со сверстниками. Познавательные: выделение необходимой информации, | Запись в тетрадь | Появление цели урока. Умеют сотрудничать, анализировать. Умеют ставить цели, планировать свою работу. |
III этап: новых знаний |
1.Организация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания». 2. Новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования. | Организация работы в группах. Проанализировать исторический документ «Манифест об отмене крепостного права» и выявить его особенности. Организация решения учебной задачи через постановку вопросов для каждой группы: Какие личные и имущественные права получили крестьяне после отмены крепостного права? Какие феодально-крепостнические пережитки были сохранены? Как был решен вопрос наделения крестьян землей? | Выдвигают гипотезы, делают предположения. Выполняют задание, перерабатывают, используют информацию для решения поставленной задачи, организуют поиск решения в группах. Готовят ответы на поставленные вопросы. | Регулятивные: действия обеспечивающие организацию учебной деятельности: фиксировать результаты изучения и делать выводы, умение соотносить свои действия с результатами. Познавательные: выделение необходимой информации, понимание содержания текста, его анализ и умение делать выводы. Коммуникативные : умение сотрудничать в группе при составлении кластера и его представление классу. | Исследовательская деятельность | Кластер по итогам работы групп |
IV этап: проверка понимания материала. |
Проверка кластера и оценка работы группы | Организует ситуацию предъявления результатов в виде кластера и оценку работы группы | Заполняют кластер. Представляют результат, высказывают и доказывают свою точку зрения. Оценивают работу членов группы по критериям и заносят результаты в таблицу. | Регулятивные: действия обеспечивающие организацию учебной деятельности: фиксировать результаты изучения и делать выводы, умение соотносить свои действия с результатами. Познавательные: выделение необходимой информации, понимание содержания текста, его анализ и умение делать выводы. Коммуникативные : умение сотрудничать в группе при составлении кластера и его представление классу. | Публичное выступление ( четкость, логичность, культура речи, убедительность) | Излагают, объясняют учебный материал в соответствии с вопросами каждой группы |
V этап: закрепление |
Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного. Предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления. | Организует работу по заключительному анализу кластера по вопросу: «В чем вы видите плюсы и минусы Крестьянской реформы?» с выходом на основную проблемную тему урока. | Анализируют кластер, делают выводы, отвечают на поставленные вопросы. | Регулятивные: контроль правильности ответов Коммуникативные : умение сотрудничать в группе при представление кластера классу. Познавательные: структурировать знания, выделять основную информацию | Вывод о неизбежности отмены крепостного права в России | Установили причинно- следственные связи |
VI этап: проверка усвоения материала |
Проверка уровня усвоения материала обучающимися и подведение итогов урока | Организует тестовый опрос. Выявляет уровень усвоения материала обучающимися. Развивает навыки работы в парах (в режиме взаимопроверки) Подводит итог урока | Отмечают правильные ответы в тесте. Проверяют работы друг друга по образцу. Оценивают работы по критериям. | Познавательные: умение структурировать знания Регулятивные: оценка как осознание качества и уровня усвоения Коммуникативные : умение сотрудничать, отстаивать корректно свою точку зрения | Индивидуальная самостоятельная работа | Лист с ответами на вопросы теста, проверенный и оцененный тест |
VII этап: информация о домашнем задании |
Опережающее задание к следующей теме | Инструктаж по выполнению домашнего задания | По параграфу № 19 ответить на вопрос: как реформа отмены крепостного права подтолкнула либеральные реформы второй половины XIX века | Познавательные: понимание содержания текста, его анализ и установление причинно-следственных связей. | Письменная работа в тетради | Ответ на вопрос |
VIII этап: рефлексия | | | | | |
Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего класса. | Организует обсуждение достижений. Предлагает определить уровень своих достижений. Наметить перспективы работы | Оценивают уровень личных достижений и работы группы (по карточкам) . Уточняют пробелы в знаниях | Регулятивные: осуществление самоконтроля и планирование будущей деятельности. Познавательные: анализ степени усвоения нового материала | Фронтальная беседа | Осознание значимости изучаемого материала для своего развития |