СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт урока по истории в 11 классе "Февральская революция 1917 г. и свержение самодержавия"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конструк урока по истории в 11 классе. 

Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока по истории в 11 классе "Февральская революция 1917 г. и свержение самодержавия"»

Москалевой С. 502 группа. 2014.

Конструкт урока по истории в 11 классе.

Тема: Февральская революция 1917 г. и свержение самодержавия.
Цель: Создать условия для осознания учащимися эпохальности данного события, приведшего к свержению самодержавия и открывшего путь альтернативам общественно-политического развития страны.

Задачи:
Обучающие: формирование понимания причин февральской революции 1917г., представления о ходе событий февральской революции., о первых действиях временного правительства, понимания роли В.И. Ленина в апреле 1917г. о основных положений документа «Апрельские тезисы».
Развивающие: развивать умения прослеживать причинно-следственные связи; соотносить сравнивать исторические факты; заполнять хронологическую таблицу; отвечать на вопросы по тексту учебника; отвечать на вопросы по тексту документа; или давать внутреннюю критику документу.

Воспитательные: способствовать верному нравственному и этическому осмыслению событий Февраля 1917 года.

Тип урока: урок изучения новой темы.




Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

  1. Изучение новой темы.


I. Причины, характер февральской революции.
(Сжатое сообщение; постановка вопросов учащимся, прослеживание преемственных связей)





































II. Ход событий.

(Сжатое сообщение, характеристика, составление таблицы, постановка вопроса по содержанию таблицы, объяснение).


















































































































III. Политические партии о настоящем и будущем.

(составление схемы, постановка задания к тексту учебника).














План изучения новой темы:
I. Причины, характер февральской революции.
II. Ход событий.
III. Политические партии о настоящем и будущем.
IV. Первые действия временного правительства.
V. Апрельский кризис.

Причины революции: крайнее обострение всех противоречий российского общества, усугубленных войной, хозяйственной разрухой и продовольственным кризисом; нерешенность аграрного, рабочего, национального вопросов.

Вопрос учащимся: Вспомните причины первой русской революции 1905-1907 гг. Сравните причины революции 1905-1907 гг. и Февральской революции 1917 г.
Цели революции: свержение самодержавия, ликвидация помещичьего землевладения, сословного строя, неравенства наций, установление демократической республики, обеспечение различных демократических свобод, облегчение положения трудящихся.

Т.Е. перед революцией стояли задачи: свержение самодержавия (при этом каждая из партий предлагала свою форму правления), решение аграрного, рабочего, национального вопросов, обеспечение демократических прав и свобод человека.

Характер Февральской революции 1917г.: буржуазно-демократическая (запись в тетрадь).

Вопросы учащимся:

Вспомните определение понятий: революция, буржуазия, демократия.

Объясните значение понятия: буржуазно-демократический характер революции. По ходу урока докажите, что революция носила буржуазно-демократический характер. (Это задание может быть основным для урока, вынесено на доску и решаться в течение урока).

Движущие силы: рабочий класс, крестьянство, либеральная буржуазия, демократические слои населения, интеллигенция, студенчество, служащие, представители угнетенных народов, армия.

Задание: На основе рассказа учителя (и раздаточного материала ) заполните хронологическую таблицу.

«Февральская революция 1917 г».



Раздаточный материал:

«Февральская революция 1917 г».
Начало 1917 г. Ознаменовалось мощным подъёмом стачечного движения. Произошли волнения в армии, в деревне, демонстрации интеллигенции и студенчества. Всё это было вызвано недовольством экономическим положением, разрухой, продовольственными трудностями, войной.
18.02 началась забастовка рабочих Путиловского завода с требованием увеличить зарплату. Забастовщики были уволены. В знак поддержки пострадавших рабочие других предприятий города решили 23.02 начать всеобщую забастовку.
23.02, в Международный женский день (по новому стилю это 8 Марта), на улицы Петрограда вышли рабочие и работницы с лозунгами «Хлеба!», «Долой войну!», «Долой самодержавие!». Произошли первые столкновения демонстрантов с полицией. Это было начало революции.
24.02 отдельные стачки переросли во всеобщую забастовку.
25.02 Николай II из Ставки, находящейся в Могилёве, требует от командующего Петроградским военным округом генерала Хабалова немедленно прекратить беспорядки.
26.02 отдельные стычки рабочих с полицией переросли в бои с войсками. Председатель Думы Родзянко предупредил императора, что в столице анархия и правительство парализовано, и что для спасения страны и предотвращения революции нужно немедленно создать правительство народного доверия. Однако царь отверг это предложение и распустил Думу на каникулы. Так был упущен момент для мирного преобразования страны в конституционную монархию.
27.02 всеобщая забастовка перешла в вооруженное восстание и начался переход войск на сторону восставших. Восставшие заняли важнейшие стратегические пункты города и правительственные здания, арсенал, Петропавловскую крепость пришли к Таврическому дворцу. Авторитет Думы в народе был высок, поэтому Дума оказалась центром революции. Депутаты Думы создали Временный комитет Государственной думы, задачей которого было восстановить государственный и общественный порядок и создать новое правительство. В тот же день рабочие и солдаты провели выборы в Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов, председателем которого был избран меньшевик Н.С. Чхеидзе, а его заместителем эсер А.Ф. Керенский. Совет действовал как революционная власть: образовал военную комиссию, организовал на предприятиях рабочую милицию, запретил выход черносотенных газет и начал издавать «Известия», установил контроль над вокзалами и телеграфом. Петросовет опирался на поддержку народных масс, владевших оружием, и его роль была очень велика.
28.02 все министры и высшие сановники были арестованы. В этот же день император выехал из Ставки в Царское Село, но по дороге был задержан революционными войсками и вынужден был остановиться в Пскове в штабе Северного фронта Авторитет Государственной думы, под прикрытием которой действовали восставшие, облегчил быстрое свержение царской власти. Все командующие войсками высказались за отречение императора. Убедившись, что сил для подавления революции нет, Николай II 2 марта отрекся от престола за себя и своего сына Алексея в пользу брата Михаила, а 3.03 великий князь Михаил Александрович отрекается от престола, заявив, что дальнейшую судьбу политического строя в России должно решить Учредительное собрание. Главным итогом февральской революции стало свержение самодержавия.
1 марта Петросовет издал «Приказ №1» о демократизации армии, который уравнял солдат в гражданских правах с офицерами, легализовал солдатские комитеты, ввёл выборность командиров, разрешил в армии политическую деятельность и подчинил Петроградский гарнизон Петросовету. Это стало одной из причин безвластия либералов.
2 марта после переговоров представителей Временного комитета Государственной думы и Петросовета было сформировано Временное правительство, состоящее из либералов, но проводящего в жизнь программу, одобренную Петросоветом. Возглавил правительство князь Г.Е. Львов. Либералы пошли на компромисс с социалистами, чтобы укрепиться у власти и предотвратить скатывание России к катастрофе. Эсеро-меньшевистское руководство Петросовета считало свершившуюся революцию буржуазной и поэтому не стремилось взять всю полноту власти в свои руки, а стало поддерживать Временное правительство, одновременно контролируя его. Так в России образовалось двоевластие, которое просуществовало до 5.07.1917 г.

























Вопрос: После заполнения таблицы дайте ответ на вопрос «Какие задачи революции были решены?».







Задание: Прочитайте пункт «Политические партии о настоящем и будущем» (с.74) и заполните схему: впишите в схему названия партий.

Политические силы после Февральской революции
Правые Центр Левые








Во временное правительство входили представители различных партий. Какие же мероприятия правительство провело на первых порах?

I вариант изучения:

- правительство провозгласило курс на широкую демократизацию страны и подготовку всеобщих выборов в учредительное собрание (вспомните, что такое учредительное собрание);

- была отменена смертная казнь, упразднена каторга и ссылка, объявлена амнистия (вспомните значение этого понятия) «всем страдальцам за благо Родины».

- принимается закон о свободе слова, собраний и союзов.



II вариант: Каковы первые действия временного правительства? Дайте ответ на этот вопрос, прочитав документ в учебнике «Декларация Временного правительства от 3 марта 1917г» (с.76.).



Однако в социально-экономической области Временное правительство проявило сдержанность: оно отклонило проект о введении 8 часового рабочего дня, отложило решение аграрного и национального вопросов до созыва Учредительного собрания.

Вопрос: Интересы какого социального слоя населения учитывались более всего Временным правительством?

Временное правительство заявило, что будет «свято хранить связывающие его с державами союзы» и «приложит все силы к обеспечению армии всем необходимым, чтобы довести войну до конца». 9 марта США первыми признали новое правительство России. Вскоре последовали такие же заявления из столиц других великих держав.

Результаты таких нерешительных действий не заставили долго ждать.



Рассмотрим обстановку в стране в апреле 1917 г. Ситуация в стране была неустойчивой. Это показали дальнейшие события. Данный период получил название апрельский кризис.

3 апреля в Петроград из Швейцарии вернулся В.И. Ленин. Лидер большевиков подверг критике партийную установку на завершение буржуазно-демократической революции. По его мнению, партия большевиков должна взять курс на социалистическую революцию, победа которой в России послужила бы запалом к мировой революции рабочих.

Ленин, проанализировав деятельность Временного правительства, сделал вывод о неготовностси к кардинальному решению самых острых вопросов российской жизни – дать землю крестьянам, хлеб голодным, свободу угнетенным народам, покончить с войной.

В.И. Ленин хорошо понимал, что вялые действия кадетов, эсеров, меньшевиков расходятся с ожиданиями общества и неизбежно будут дестабилизировать ситуацию в стране. А это в свою очередь давало левым силам немалый шанс на успех в борьбе за массы, открывало путь к власти. Важно лишь верно избрать тактику борьбы. Ее и сформулировал большевистский лидер в своих «Апрельских тезисах».

Задание к документу «Апрельские тезисы»:

I вариант: Прочитайте этот документ. Проанализируйте его по памятке.

Памятка для анализа документов (I вариант)

1. Прочитайте документ. Название документа.

2. Кто автор документа? Что знаете об авторе на основе уже изученного исторического материала? Что можно узнать об авторе, исходя из текста документа?

2. Когда был написан документ? Каковы исторические условия данного периода?

3. Кто является предполагаемыми читателями? (на какую социальную группу обращен этот документ?)

4. Где произошли события, о которых говорится в документе?

5. Анализ содержания документа:

- Какова цель создания документа? Что послужило поводом для его создания?

- Какие факты приведены в документе?

- Какова проблема документа? Есть ли противоречащие идеи внутри текста?

- Какие выводы можно сделать на основе документа?

6. Каково отношение автора к рассматриваемой проблеме?

7. Как документ расширил Ваши знания о явлении или процессе общественно-исторической жизни?

Памятка для анализа документов (II вариант)

Кто автор документа? Каковы его политические взгляды?
Каковы исторические условия создания документа? Где и как он появился?
К чему призывает и что осуждает автор документа?
Интересы какого слоя населения он выражает?
Каковы последствия: осуществления идей этого документа (реальные или возможные последствия).
Дайте оценку документу.








Запись в тетрадь: Причины революции: крайнее обострение всех противоречий российского общества, усугубленных войной, хозяйственной разрухой и продовольственным кризисом; нерешенность аграрного, рабочего, национального вопросов.
















Запись в тетрадь: Характер Февральской революции 1917г.: буржуазно-демократическая.



Буржуазно-демократическая революция — общественный переворот , в результате которого укрепляется власть буржуазии , проводятся широкие демократические преобразования.














Заполняют таблицу.
«Февральская революция 1917г»

Дата

Событие

18 февраля

забастовка рабочих Путиловского завода с требованием увеличить зарплату. Забастовщики были уволены. В знак поддержки пострадавших рабочие других предприятий города решили 23.02 начать всеобщую забастовку.

23 февраля

Общегородская забастовка. На улицы Петрограда вышли рабочие и работницы с лозунгами «Хлеба!», «Долой войну!», «Долой самодержавие!». Произошли первые столкновения демонстрантов с полицией. Это было начало революции. 

26 февраля

отдельные стычки рабочих с полицией переросли в бои с войсками. Председатель Думы Родзянко предупредил императора, что в столице анархия и правительство парализовано, и что для спасения страны и предотвращения революции нужно немедленно создать правительство народного доверия. Однако царь отверг это предложение и распустил Думу на каникулы. Так был упущен момент для мирного преобразования страны в конституционную монархию.

27 февраля

всеобщая забастовка перешла в вооруженное восстание и начался переход войск на сторону восставших. Восставшие заняли важнейшие стратегические пункты города и правительственные здания, арсенал, Петропавловскую крепость пришли к Таврическому дворцу. Авторитет Думы в народе был высок, поэтому Дума оказалась центром революции. Депутаты Думы создали Временный комитет Государственной думы, задачей которого было восстановить государственный и общественный порядок и создать новое правительство. В тот же день рабочие и солдаты провели выборы в Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов, председателем которого был избран меньшевик Н.С. Чхеидзе, а его заместителем эсер А.Ф. Керенский. Совет действовал как революционная власть: образовал военную комиссию, организовал на предприятиях рабочую милицию, запретил выход черносотенных газет и начал издавать «Известия», установил контроль над вокзалами и телеграфом. Петросовет опирался на поддержку народных масс, владевших оружием, и его роль была очень велика. 

1 марта

1 марта Петросовет издал «Приказ №1» (работа с документом: объяснительное чтение, постановка вопросов к документу) о демократизации армии, который уравнял солдат в гражданских правах с офицерами, легализовал солдатские комитеты, ввёл выборность командиров, разрешил в армии политическую деятельность и подчинил Петроградский гарнизон Петросовету. Армия фактически переходила под контроль Советов. 

2 марта

Николай II 2 марта отрекся от престола за себя и своего сына Алексея в пользу брата Михаила, а 3.03 великий князь Михаил Александрович отрекается от престола, заявив, что дальнейшую судьбу политического строя в России должно решить Учредительное собрание. Главным итогом февральской революции стало свержение самодержавия.После переговоров представителей Временного комитета Государственной думы и Петросовета было сформировано Временное правительство. Возглавил правительство князь Г.Е. Львов. Так в России образовалось двоевластие, которое просуществовало до 5.07.1917 г.


Двоевластие

Временный комитет Петросовет
Гос.думы






Временное правительство
(схема – в тетрадь)
(Состав: (см.стр.73 учебника) министр-председатель Г.Е. Львов, кадеты П.Н. Милюков, А.А. Мануйлов, Н.В. Некрасов, октябристы А.И. Гучков, И.В. Годнев, и др. ; социалист- А.Ф. Керенский)




Падение самодержавия, демократизация страны, подготовка всеобщих выборов в учредительное собрание.

























Учредительное собрание – это представительное учреждение, созданное на основе всеобщего избирательного права для установления формы правления и выработки конституции России.

Амнистия — полное или частичное освобождение от наказания лиц, совершивших преступления, либо замена этим лицам назначенного судом наказания более мягким наказанием.





















































































































Учитывались интересы буржуазии.



Запись в тетрадь:

Апрельский кризис.

Документ «Апрельские тезисы» В.И. Ленина.

  1. Закрепление

Сделаем вместе выводы о характере и особенностях, итогах  революции:1. Каков характер революции?


Т.о. буржуазно-демократическая революция – это коренной переворот в стране, прежде всего, в интересах буржуазии и обеспечивающий провозглашение демократических прав и свобод.

2. Особенности революции. Революция представляла собой сложное взаимодействие стихийных и сознательных сил революционного процесса. Она поднялась стихийно на базе массового недовольства войной и была осуществлена главным образом силами рабочих и солдат. Участие в революции политических партий, профсоюзов, фабзавкомов, отрядов Красной гвардии явилось важным организующим началом в период революционного подъема. Крупные предприниматели и либеральная интеллигенция, получившие к тому времени определенный опыт участия в политической борьбе, в результате поддержки революции пришли к власти (на периферии общественные исполнительные комитеты возникли раньше Советов). Своеобразие революции заключалось в возникновении в стране феномена двоевластия. Что такое двоевластие?

3. Каковы итоги революции?

Были ли решены основные задачи революции?





























Да, действительно, Россия приобрела небывалый до сих пор объем демократических прав и свобод.

Однако, общество оказалось расколото феноменом двоевластия. В условиях раскола политических сил важнейший вопрос о власти не получил законченного решения. Определение формы государственного строя было отложено до Учредительного собрания, сроки созыва которого не назывались.

В результате затягивания решения основных задач буржуазно-демократических преобразований происходило дальнейшее углубление революционного процесса в послефевральский период.


Подводя итог нашему уроку, Вам предстоит выполнить творческое задание. Написать синквэйн /стихотворение , пять строк/.

Тема: «Февральская революция». Напоминаю правила написания синквэйна. 1 строчка: существительное

                    2.строчка: два прилагательных

                    3.строчка: три глагола

                    4.строчка: фраза из четырёх слов, выражающая отношение

                      автора к теме        

                    5.строчка: существительное, синоним первого.


1. Февральская революция носила буржуазно-демократический характер. Она решала задачу свержения самодержавия, создавала условия для введения конституционного строя и открывала путь для развития капитализма в сельском хозяйстве и промышленности, обеспечения политических свобод граждан, уничтожения национального гнета.








Двоевластие – это установление в стране двух властей, объединенных организационно во Временное правительство.

3. Вторая в истории России буржуазно-демократическая революция завершилась победой. К 1 марта революция победила в Петрограде и Москве, затем она была поддержана по всей стране.Падение самодержавия и установление двоевластия. Вторая русская революция завершилась падением института монархии и приходом к руководству страной новых социально-политических сил.

Демократизация общественно-политического строя. В стране были провозглашены политические права и свободы (слова, собраний, совести, печати, союзов, манифестаций); всеобщее и равное избирательное право; были отменены сословные, национальные и религиозные ограничения, смертная казнь, военно-полевые суды, объявлена политическая амнистия.

Основные задачи революции (вопрос о власти, аграрный, рабочий, национальный вопросы) не были решены.

  1. Объяснение домашнего задания

Пар.10, прочитать, ответить устно на вопросы 1,2,3 к параграфу. При выполнении д.з. использовать записи в тетради. Давать определения понятиям: революция, буржуазно-демократическая революция

Записывают домашнее задание, задают вопросы по домашнему заданию.

  1. Подведение итогов

Отмечает активность учащихся, выставляет оценки за работу на уроке

Слушают, подают дневники.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!