СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт урока по литературному чтению "Николай Носов "Фантазёры""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока по литературному чтению "Николай Носов "Фантазёры""»

Конструкт урока литературного чтения

Тема урока: Николай Носов «Фантазёры»

Планируемые результаты

  • Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие социальной роли ученика, проявляют устойчивый интерес к теме урока литературного чтения, проявляют доброжелательность, положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность, наличие положительного отношения к процессу обучения.

  • Метапредметные: обучающиеся демонстрируют

  • регулятивные УУД (умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих);

  • познавательные УУД (развитость познавательного интереса, внимания, владение логическим действием сравнения, построения рассуждений)

  • коммуникативные УУД (готовность слушать собеседника, умение полно и точно высказывать свои мысли; умение слушать и слышать собеседника).

  • Предметный: знают биографию Николая Носова, знают содержание произведения «Фантазёры»

Цель урока: познакомить обучающихся с биографией и рассказом Николая Носова «Фантазёры».

Задачи

  • Воспитательная: Воспитывать в обучающихся принятие социальной роли ученика, устойчивый интерес к теме урока литературного чтения, проявление доброжелательности, положительно-эмоционального настроя на предстоящую деятельность, наличие положительного отношения к процессу обучения.

  • Коррекционно-развивающая: развивать

  • регулятивные УУД (умение следовать плану, умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих);

  • познавательные УУД (развитость познавательного интереса, внимания, владение логическим действием сравнения, построения рассуждений);

  • коммуникативные УУД (готовность слушать собеседника, умение полно и точно высказывать свои мысли; умение слушать и слышать собеседника).

  • Образовательная: Познакомить обучающихся с биографией Николая Носова и с его рассказом «Фантазёры»

Принципы обучения и воспитания

Принципы обучения

Общие дидактические принципы:

  • научности;

  • связи теории с практикой;

  • доступности;

  • наглядности;

  • воспитывающего характера обучения.

Принципы системно-деятельностного подхода:

  • деятельности;

  • непрерывности;

  • систематичности и последовательности;

  • доступности;

  • наглядности;

  • минимакса;

  • психологической комфортности.

Принципы воспитания:

  • создание положительного эмоционального подъёма;

  • принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

  • воспитание через взаимодействие.

Методы обучения и воспитания

Методы обучения

  1. По источнику получения знаний:

  • Словесные: беседа, объяснение.

  • Наглядные: презентация.

  • Практические: упражнение.

  1. По уровню включения в продуктивную деятельность:

  • объяснительно-иллюстративные;

  • практические.

  1. На основе методологии целостного подхода к деятельности:

  • Методы самостоятельной работы;

  • Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (развитие познавательного интереса);

  • Методы контроля и самоконтроля.

  1. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (поощрение, художественное слово)

Методы воспитания:

1. Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование, создание ситуации успеха.

2. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение.

Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, парная.

Дидактические средства

  • Демонстрационное: презентация по теме «Биография Николая Носова», «К рассказу», тесты на знание биографии и текста.




Этапы урока, задачи работы

Методы и приемы обучения и воспитания

Деятельность учителя и обучающихся

Планируемый результат с учетом формирования УУД

Мотивация к учебной деятельности.

Задачи: привлечь внимание обучающихся, настроить их на работу;


- Здравствуйте, ребята.

Чтобы подготовиться к уроку, выполним упражнение «кулак – ребро – ладонь.»

- Сегодня на уроке нам понадобятся учебник по литературному чтению, пенал. У кого все есть, можете присаживаться. Перед началом урока желаю вам успехов.

  • Метапредметные: обучающиеся демонстрируют

  • регулятивные УУД (умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих);


Актуализация опорных знаний и способов действий. Постановка целей и задач урока


Отгадайте загадку, к кому мы отправимся в гости?

Он не знает ничего.

Все вы знаете его.

Мне ответьте без утайки

Как зовут его ….. (Незнайка)

Маша и Миша отправились в гости к Незнайке. И мы тоже отправимся в гости к нему. Вспомните, в первом классе вы прочитали рассказ про Незнайку.

- Незнайка сочинял стихи.

- Получились ли стихи у Незнайки? Давайте вспомним.

Знайка шёл гулять на речку,

Перепрыгнул через овечку.

Торопыжка был голодный,

Проглатил утюг холодный.

Незнайка сочинял стихи про своих друзей. Они обиделись и сказали, что он всякую неправду сочиняет.

-Почему можно фантазировать про себя самого и нельзя - про своих друзей?

- Потому что никогда не знаешь, что покажется обидным окружающим тебя людям.

Чтобы узнать о чём мы будем говорить на уроке, отгадайте загадку.

Я –небесный верхолаз, я по небу лазаю

А потом оттуда – раз, опускаюсь на землю.

Ты не веришь? Ну и что ж…

Все равно это не ложь, а моя фантазия.

- Вы догадались, о чем мы будем говорить на уроке?

- Правильно, о фантазии. Что же такое «фантазия»? Фантазия – нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное.

- Образуйте от слова фантазия однокоренной глагол. Фантазировать – выдумать что-нибудь неправдоподопное, невозможное, ненужное.

- А как зовут тех, кто любит фантазировать?

- Правильно, «фантазёры».

- Тема нашего сегодняшнего урока «Николай Носов. Фантазёры».

- Прежде чем познакомиться с рассказом Николая Носова, давайте проговорим скороговорку, чтобы сделать речь выразительной и внятной.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Прежде чем мы начнем знакомиться с произведением Николая Носова «Фантазёры», нам нужно познакомиться с биографией писателя. Смотрите и слушайте крайне внимательно, потому что после прослушивания вам нужно будет ответить на несколько вопросов по содержанию.

Родился Николай Носов в 1908 году в Киеве, несмотря на тяжелое детство, это были годы революции и гражданской войны, у мальчика были очень разносторонние увлечения, он любил учиться и был очень талантливым и любознательным, когда он подрос он совмещал работу с учебой, освоив множество профессий.

У него были младшая сестренка и старший брат. Отец Николая работал в цирке, куда дети часто ходили и наблюдали за его выступлениями. Сначала Николай собирался стать скрипачом, но не смог совладать с этим инструментом. Позже его заинтересовала химия. Еще в школьные годы он вынужден был подрабатывать кем-угодно, чтобы зарабатывать на пропитание. Семья Носова находилась в бедственном положении, поэтому будущему писателю пришлось с 14 лет начать работать, он был землекопом, торговцем газет, возчиком бревен, косарем.

Учился Носов в художественном институте в Киеве, поскольку к 19 годам уже увлекся фотографией и кино. В 19 лет Николай поступил в Московский институт кинематографии.

Писательская слава и признание пришли к автору уже после войны, именно в этот период вышли его многочисленные детские рассказы.

Наибольшую известность получили произведения Николая Николаевича о Незнайке. После первой сказки («Винтик, Шпунтик и пылесос»), Носов издал трилогию о своем маленьком, непоседливом, комичном и любознательном герое. Сказки «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне» стали очень популярными. За детскую трилогию в 1969 году Николай Николаевич был награжден Государственной премией Крупской.

Интересные факты жизни писателя я опубликовала на сайте «Литература. Фантазёры» в разделе Интересные факты.

Я надеюсь ты слушал меня внимательно и тебе не составит труда ответить на 5 вопросов по биографии Николая Носова. Тест находится на странице «Интересные факты в разделе «Тест»»

- Ребят, как вы думаете, почему рассказ называется «Фантазеры»?

Напишите свои предположения в поле для ответа на главной странице сайта.

- Чтобы убедиться в достоверности ваших ответов, вы должны внимательно слушать и следить за моим чтением для того чтобы успешно выполнить тест после прослушивания рассказа.

Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие социальной роли ученика, проявляют устойчивый интерес к теме урока литературного чтения, проявляют доброжелательность, положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность,

  • Метапредметные: обучающиеся демонстрируют

  • регулятивные УУД (умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих);

познавательные УУД (развитость познавательного интереса,

коммуникативные УУД (готовность слушать собеседника,

  • умение слушать и слышать собеседника).

Предметный: знают биографию Николая Носова,

Первичное усвоение новых знаний


(1 СЛАЙД)

(2 СЛАЙД)

Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет.

(3 СЛАЙД)

— Сколько тебе лет? — спрашивает Мишутка.

— Девяносто пять. А тебе?

— А мне сто сорок.

(4 СЛАЙД)

Знаешь, — говорит Мишутка, — раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.

— А я, — говорит Стасик, — сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.

(5 СЛАЙД)

— А я, когда был большой, всю реку мог переплыть, — говорит Мишутка.

— У! А я море мог переплыть!

— Подумаешь — море! Я океан переплывал!

(6 СЛАЙД)

— А я раньше летать умел!

— А ну, полети!

— Сейчас не могу: разучился.

(7 СЛАЙД)

— А я один раз купался в море, — говорит Мишутка, — и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову — и откусила.

(8 СЛАЙД)

— Врешь!

— Нет, правда!

— Почему же ты не умер?

— А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.

— Без головы?

— Конечно, без головы. Зачем мне голова?

— Как же ты шел без головы?

— Так и шел. Будто без головы ходить нельзя.

— Почему же ты теперь с головой?

— Другая выросла.

«Ловко придумал!» — позавидовал Стасик. Ему хотелось соврать получше Мишутки.

— Ну, это что! — сказал он. — Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.

(9 СЛАЙД)

— Вот так соврал! — рассмеялся Мишутка.

— Вовсе нет.

(10 СЛАЙД)

— Почему же ты теперь живой?

— Так он же меня потом выплюнул,

Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика. Он думал, думал, наконец говорит:

— Один раз я шел по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики…

— Знаю, знаю! — закричал Стасик. — Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это.

— Ничего подобного. Я не про это.

— Ну ладно. Ври дальше.

— Вот я иду, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой — рраз! — и раздавил в лепешку.

(11 СЛАЙД)

— Ха-ха-ха! Вот это враки!

— А вот и не враки!

— Как же ты мог раздавить автобус?

— Так он же совсем маленький был, игрушечный. Его мальчишка на веревочке тащил.

— Ну, это не удивительно, — сказал Стасик. — А я раз на Луну летал.

— Эва, куда махнул! — засмеялся Мишутка.

— Не веришь? Честное слово!

— На чем же ты летал?

— На ракете. На чем еще на Луну летают? Будто не знаешь сам!

— Что же ты там, на Луне видел?

— Ну, что… — замялся Стасик. — Что я там видел? Ничего и не видел.

— Ха-ха-ха! — рассмеялся Мишутка. — А говорит, на Луну летал!

— Конечно, летал.

— Почему же ничего не видел?

— А темно было. Я ведь ночью летал. Во сне. Сел на ракету и как полечу в космическое пространство. У-у-у! А потом как полечу обратно… Летел, летел, а потом бряк о землю… ну и проснулся…

— А-а, — протянул Мишутка. — Так бы сразу и говорил. Я ведь не знал, что ты — во сне.

Тут пришел соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:

— Вот врут-то! И вам не стыдно?

— А чего стыдно? Мы же никого не обманываем, — сказал Стасик. — Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.

— Сказки! — презрительно фыркнул Игорь. — Нашли занятие!

— А ты думаешь, легко выдумывать!

— Чего проще!

— Ну, выдумай что-нибудь.

— Сейчас… — сказал Игорь. — Пожалуйста.

Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать.

— Сейчас, — повторил Игорь. — Э-э-э… гм… кхм… э-э-э…

(12 СЛАЙД)

— Ну, что ты все «э» да «э»!

— Сейчас! Дайте подумать.

— Ну, думай, думай!

— Э-э-э, — снова сказал Игорь и посмотрел на небо. — Сейчас, сейчас… э-э-э…

— Ну, чего же ты не выдумываешь? Говорил — чего проще!

— Сейчас… Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался.

— Ну и что же ты тут выдумал? — спросил Стасик.

— Ничего. Как было, так и рассказал.

— А говорил — выдумывать мастер!

— Я мастер, да не такой, как вы. Вот вы все врете, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.

— Какая польза?

— А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал.

(13 СЛАЙД)

Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама еще варенья дала. Вот и польза.

— Значит, из-за тебя другому досталось, а ты и рад! — сказал Мишутка.

— А тебе что?

— Мне ничего. А вот ты этот, как это называется… Брехун! Вот!

— Сами вы брехуны!

— Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.

— Я и сам не стану с вами сидеть.

ДАЛЕЕ ТЕБЕ НУЖНО ПРОЧИТАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО. ОСТАВШИЙСЯ ТЕКСТ Я РАЗМЕСТИЛА НА ГЛАВНОЙ СТРАНИЦЕ.


  • Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие социальной роли ученика, проявляют устойчивый интерес к теме урока литературного чтения, проявляют доброжелательность, положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность, наличие положительного отношения к процессу обучения.

  • Метапредметные: обучающиеся демонстрируют

  • регулятивные УУД (умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих);

  • познавательные УУД (развитость познавательного интереса, внимания, владение логическим действием сравнения, построения рассуждений)

  • коммуникативные УУД (готовность слушать собеседника, умение полно и точно высказывать свои мысли; умение слушать и слышать собеседника).

  • Предметный: знают биографию Николая Носова, знают содержание произведения «Фантазёры»


Первичное закрепление


Перейди на страницу тест и найди там второй тест, он оранжевого цвета. Твоя задача выбрать правильный вариант ответа.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют

регулятивные УУД (умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих); познавательные УУД (развитость познавательного интереса,

Предметный: знают биографию Николая Носова, знают содержание произведения «Фантазёры»


Информация о домашнем задании


Самостоятельное задание предлагаю такое:

Нарисуй иллюстрацию к любому понравившемуся отрывку.

Предметный:

знают содержание произведения «Фантазёры»


Рефлексия


*На доске расположено дерево фантазии. У вас на партах лежат звезды. Если тебе на уроке было спокойно и у тебя было хорошее настроение – раскрась звезду в желтый цвет. Если тебя что то беспокоило – раскрась в голубой. Если на уроке тебя постоянно что – то тревожило и было плохое настроение – раскрась в любой цвет какой тебе понравится.*

коммуникативные УУД (готовность слушать собеседника,