Этапы урока, задачи | Методы и приемы обучения и воспитания | Деятельность учителя, обучающихся | Планируемый результат |
1. Мотивация к учебной деятельности. Задача: Мотивировать обучающихся на предстоящую деятельность | Беседа | - Здравствуйте, ребята! - Проверьте, все ли у вас готово к уроку, если все принадлежности на месте, можете тихо сесть. Сядьте ровно, руки на парте, спинка прямая, ножки стоят ровно. Ты уже проснулся? Здравствуй! Веточка стучит в окно, Умывайся, одевайся, Встало солнышко давно. Все проснулось: Лес и поле, Ждет тебя учеба в школе. Ты готов, мой юный друг, В царство знаний и наук? Если « ДА», то собирайся И в дорогу отправляйся. Здесь, от школьного порога, Ждет тебя дружок, Поверь мне, интересная дорога! -Здравствуйте, мои дорогие ребята, мои любимые ученики. Сейчас у нас урок чтения. Мы с вами прибыли в школу с прекрасным настроением, поэтому улыбнитесь друг другу и пожелайте успехов. | На данном этапе урока происходит вовлечение учащихся в деятельность. Проявляют регулятивные УУД (волевая саморегуляция), коммуникативные УУД (умение слушать) |
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Задача: Совместно с детьми сформулировать тему и цели урока, через проблемную ситуацию. | Постановка проблемной ситуации беседа, объяснение, демонстрация, художественное слово | - Ребята я не случайно начала наш урок с этого стихотворения. Действительно, приходя в школу, вы попадаете в другой мир – мир знаний и стремлений, мир, в котором вы добиваетесь определенных результатов, получаете новые знания, учитесь общаться между собой, встречаетесь со своими друзьями и, конечно же, общаетесь с педагогами. А как вы думаете, кто такой педагог? ( ответы детей) - А какими качествами должен обладать хороший учитель? ( ответы детей) Учить, трудиться, думать смело, Шагать – дороги хороши… Нет в мире радостнее дела, Чем воспитание души! Наставникам – стихи и песни, Сверканье вдохновенных строк. Мудрейшая из всех профессий. Величью званья: « ПЕДАГОГ». Тот, кто стал учителем, поймет, Какое счастье – быть полезным людям. Учить Его Величество - Народ! Нести ему дар мудрости, и знанья, И доброты своей сердечный свет – Нет на земле ответственней призванья, Почетнее и радостнее – нет. - Вот такие замечательные слова о профессии учителя. Многие поэты и писатели посвятили свои произведения этой профессии. Наверное, потому, что в детстве у них были прекрасные, заботливые педагоги, такие как Ксения Андреевна из рассказа Льва Абрамовича Кассиля « У классной доски» Итак, тема нашего урока « Образ учителя в рассказе Л. Кассиля « У классной доски» | Проявляют регулятивные УУД (контроль, волевая саморегуляция), коммуникативные УУД (умение строить речевое высказывание) |
3.Решение проблемы первичное восприятие текста Задача: Спланировать задачи урока, найти ответ на них. | Беседа, объяснение, пример, демонстрация, создание ситуации успеха | -Интересно, а имел ли отношение к профессии педагога сам автор рассказа? Давайте сейчас узнаем -Слушайте внимательно, сейчас я расскажу вам немного о Льве Кассиле (презентация) -Ребята, мы узнали немного об авторе, а теперь давайте прочитаем его рассказ «У классной доски» | Проявляют регулятивные УУД(контроль, волевая саморегуляция, коррекция), познавательные УУД (моделирование, рефлексия способов действия), коммуникативные УУД (умение строить речевое высказывание) |
4. Физминутка. Задача: Снять напряжение | упражнение | Гимнастика для глаз (презентация) | |
5.Первичное закрепление Задача: найти решение на поставленные задачи | Беседа, объяснение, поощрение, упражнение, создание ситуации успеха. | -Ребята, после прочтения рассказа, давайте его обсудим. - Расскажите, какие чувства, впечатления вы испытали после прочтения этого рассказа? ( ответы детей) - А что вас особенно взволновало? - О каком историческом времени говорится в этом произведении? (действие происходит во время Великой Отечественной войны) - А что вы знаете об этой войне? - Где происходит действие рассказа? - Ребята, кто сможет пересказать на оценку сжатый рассказ. ( ребята поднимают руку, рассказывают 1-2 чел., выставляю оценку) - Прочитайте, где находилась сельская школа? Велись ли там занятия? - Почему на школьном дворе была вырыта траншея? - Как мирное население помогало красноармейцам? - Кто же является главными действующими лицами этого рассказа? - А кто такая Ксения Андреевна? | Регулятивные УУД( удерживают цель деятельности для получения ее результата), познавательные УУД (осуществляют анализ информации), коммуникативные УУД( демонстрируют сформированность умения высказывать и обосновывать свою точку зрения) |
6.Организация самостоятельной работы Задача: закрепить новые знания | Практическая работа, беседа, упражнение, поощрение, создание ситуации успеха, объяснение | Давайте составим устно портрет учительницы. - Портрет Ксении Андреевны (глаза, взгляд, жесты, волосы, походка); - Описание обстановки класса, в котором она трудилась более 30 лет; - Отношение к учительнице ее учащихся, жителей села, немецких разведчиков; - Черты характера Ксении Андреевны. - Поведение учителя во время столкновения с фашистами. - Сейчас мы с вами найдем отрывок, где Ксения Андреевна разговаривает с Костей. - Скажите, каков в разговоре Костя? ( Костя в этом разговоре полон решимости спасти учительницу, но, чтобы обмануть фашистов, скрывает свои намерения) - А что пытается сделать Ксения Андреевна? ( она пытается остановить мнимое предательство мальчика) - Давайте сделаем вывод, как же ребята относились к своей учительнице? ( ответы детей) - А сейчас, вам надо будет выбрать карточки с теми качествами, которыми обладали дети и учительница. ( слайды № 15, 16, 17) преданность школе желание отомстить врагу твердость честность мужество стойкость предательство страх любовь к Родине уважение к учителю дружба нерешительность трусость отвага застенчивость доброта ( 2 человека у доски выбирают качества, которые были присуще ребята из рассказа и учителю, остальные у себя на листочках) - Можем ли мы с вами считать, что ребятам из рассказа « У классной доски» повезло? Почему? ( Да, потому, что они учились у такого педагога, как Ксения Андреевна). | Познавательные УУД (проводят анализ с целью выделения признаков.) Регулятивные УУД (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей) Коммуникативные УУД (умение слушать и понимать других) |
7.Информация о домашнем задании Задача: Дать краткий инструктаж домашнего задания. | Объяснение | - Написать эссе о своем любимом учителе. | Познавательные УУД (умение извлекать информацию из текста) |
8. Рефлексия учебной деятельности. Задача: Организовать самооценку деятельности. | Беседа, художественное слово | - Подходит к своему завершению наш урок, на котором мы очень много рассуждали о профессии учителя, на примере Ксении Андреевны узнали, какими качествами должен обладать педагог? Каждый из вас через несколько лет определит свою дорогу в мир профессий. - Очень быстро пролетит время, вы и не заметите, как закончите школу. А ваши учителя будет всегда о вас помнить. А вы? ( слайд № 19) ( читают стихи наизусть дети) 1-й. Не смейте забывать учителей! Они о вас тревожатся и помнят. И в тишине задумавшихся комнат Ждут наших возвращений и вестей. 2-й. Им не хватает этих встреч нечастых, И сколько бы ни миновало лет, Слагается учительское счастье Из наших ученических побед. 3-й. Они нас ждут. Они следят за нами. И радуются всякий раз за тех, Кто снова где-то выдержал экзамен На мужество, на честность, на успех…. 4-й. Не смейте забывать учителей. Пусть будет жизнь достойна их усилий. Учителями славится Россия, Ученики приносят славу ей! | Регулятивные УУД (формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию) |