Выполнила: Рыкова Э. С.
Методист: Липатникова И. Г.
Учитель: Катаева Н. А.
Педагог-психолог: Смирнова О. В.
Перспективная цель: сформировать способность у учащихся к использованию знаний о случаях деления, когда делитель больше делимого в процессе решения математических задач.
Актуальная цель: сформировать представление о случаях деления, когда делитель больше делимого в процессе решения математических задач.
Обучающая – моделировать ситуации, раскрывающие умение выполнять деление с остатком в случаях, когда делимое меньше делителя в процессе решения математических задач.
Развивающая – развивать речь, развивать умение осуществлять поиск информации и применять ее в конкретной ситуации.
Воспитательная – воспитывать ответственность, формировать умение делать проверку своих знаний и объективно оценивать результаты работы.
Предметные результаты (соответствуют поставленным задачам): выполнять деление с остатком в случаях, когда делимое меньше делителя, решать задачи на деление с остатком, выполнять деление с остатком.
Коммуникативные: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность, интегрироваться в группу (пару) сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, признавать свои ошибки.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, кодировать и раскодировать информацию.
Регулятивные: по названию темы формулировать цель, принимать учебную задачу и сохранять ее на протяжении всего урока, планировать деятельность, оценивать результаты по выработанным критериям.
Личностные (соответствуют поставленным задачам): способность к самоопределению, самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, доска, учебник, раздаточный материал.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Вид урока: комбинированный урок.
Принципы: принцип деятельности, принцип непрерывности, принцип комфортности.
Методы, приемы: словесный (объяснение, беседа), наглядный (демонстрация), практический (работа с учебником, работа в парах).
Литература: УМК «Школа России» М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова учебник «Математика», 3 класс, 2 часть, страница 31; Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко поурочные разработки по математике 3 класс, страница 278.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | -Здравствуйте, дети. Меня зовут Эвелина Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок математики. Присаживайтесь. -Проверим готовность к уроку! На парте у вас должны быть учебник, тетрадь и пенал с пишущими принадлежностями. Если вы готовы, то поставьте ручку на локоток, сядьте красиво. -Ребята, какое действие вы изучали на прошлых уроках? -Назовите компоненты при делении с остатком. -Как найти неизвестное делимое при делении с остатком? -Как найти неизвестный делитель при делении с остатком? -Верно, эти знания нам пригодятся на сегодняшнем уроке. | Дети встают и здороваются, садятся на места. Проверяют глазками готовность к уроку. Показывают готовность к уроку. -На прошлых уроках мы изучали деление с остатком. -Делимое, делитель, неполное частное, остаток. -Чтобы найти неизвестное делимое, надо неполное частное умножить на делитель и прибавить остаток. -Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на неполное частное и прибавить остаток. | метапредметные: включаться в диалог, в коллективное обсуждение. |
Актуализация знаний учащихся и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | -Откройте тетради, запишите дату, классная работа. -Сейчас вам нужно будет в тетрадях прописать число 27. Посмотрите на доску. (Прописывает на доске, показывая пример.) - Теперь пропишите до конца строки, не торопитесь. Не забывайте, что надо правильно держать ручку и соблюдать расстояние от парты до глазок. -Перед тем, как приступить к выполнению заданий, вспомним алгоритм деления с остатком. Кто желает его проговорить? -Выполним задание. Прочитайте задание про себя. -Приступайте к выполнению задания. Когда закончите, поставьте ручку на локоток, и мы вместе проверим. -Давайте проверим, что у вас получилось. Кто желает выйти к доске и начертить схему? -Ребята, у кого получилась такая же схема? -Молодцы, схема сделана верно. Саша, запиши решение и объясни его, пожалуйста. -Абсолютно верно! Устно проговори ответ. -Молодец, присаживайся на место, 5! Ребята, поднимите руки, кто решил задачу также? -Отлично, теперь выполним деление с остатком. -Записываем выражение в тетрадь, проговариваем алгоритм решения с места и записываем ответ. Работаем по цепочке, начиная с 3 ряда. -Отлично, продолжаем. -Все верно, идем дальше. -Правильно, продолжаем. -Верно, и последнее выражение. -У нас возникло затруднение, что нужно сделать? -Где возникло затруднение? -Почему оно возникло? -Используя слова «я не смог это сделать, потому что», объясните свою причину затруднения. -Что нам нужно сделать, чтобы выйти из ситуации затруднения? -Что нам поможет решить эту проблему? | Открывают тетради, записывают дату, классная работа. Смотрят на написание числа 27. Аккуратно прописывают число 27 в тетрадях. Находим наибольшее число, которое можно разделить на делитель без остатка. Данное число делим на делитель. Это значение частного. Вычитаем разделившееся число из делителя-это остаток. Проверяем, остаток должен быть меньше делителя. Читают задание про себя. Выполняют задание. Ставят ручку на локоток, показывают готовность. Ученик выходит к доске и чертит схему: Поднимают руки. -Надо 20 разделить на 6. Находим наибольшее ближайшее число к 20, которое без остатка делится на 6, это 18. 18 разделить на 6, получается 3. Из 20 вычитаем 18, получается 2. Значит, 20 разделить на 6, получится 3 и в остатке 2. Проверяем, остаток меньше делителя. 20:6=3(ост.2) -Потребуется 3 коробки и останется 2 карандаша. Поднимают руки. - Надо 43 разделить на 6. 43 на 6 без остатка не делится. Находим наибольшее ближайшее число к 43, которое без остатка делится на 6, это 42. 42 разделить на 6, получается 7. Из 43 вычитаем 42, получается 1. Значит, 43 разделить на 6, получится 7 и в остатке 1. Проверяем, остаток меньше делителя. 43:6=7(ост.1) -Надо 73 разделить на 8. 73 на 8 без остатка не делится. Находим наибольшее ближайшее число к 73, которое без остатка делится на 8, это 72. 72 разделить на 8, получается 9. Из 73 вычитаем 72, получается 1. Значит, 73 разделить на 8, получится 9 и в остатке 1. Проверяем, остаток меньше делителя. 73:8=9(ост.1) -Надо 34 разделить на 4. 34 на 4 без остатка не делится. Находим наибольшее ближайшее число к 34, которое без остатка делится на 4, это 32. 32 разделить на 4, получается 8. Из 34 вычитаем 32, получается 2. Значит, 34 разделить на 4, получится 8 и в остатке 2. Проверяем, остаток меньше делителя. 34:4=8(ост.2) - Надо 24 разделить на 5. 24 на 5 без остатка не делится. Находим наибольшее ближайшее число к 24, которое без остатка делится на 5, это 20. 20 разделить на 5, получается 4. Из 24 вычитаем 20, получается 4. Значит, 24 разделить на 5, получится 4 и в остатке 4. Проверяем, остаток меньше делителя. 24:5=4(ост.4) -Надо 8 разделить на 9. Затрудняется ответить. -Остановиться и подумать. -В решении примера. -Мы еще не изучали примеры, в которых делимое меньше делителя. -Я не смог это сделать, потому что не знаю, как решать такие примеры. Я не смог это сделать, потому что не уверен в правильности своих мыслей. -Нужно узнать, как решать примеры, в которых делитель больше делимого. -Учебник, новые знания помогут нам решить эту проблему. | предметные: решать задачи на деление с остатком, выполнять деление с остатком. метапредметные: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность интегрироваться в группу (пару) сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, признавать свои ошибки; кодировать и раскодировать информацию; оценивать результаты по выработанным критериям. личностные: способность к самоопределению, самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
Действие целеполагание | Тема нашего урока «Случаи деления, когда делитель больше делимого». Какую цель мы можем поставить? Поработаем над вашими личными целями. Прочитайте цели и расставьте их по порядку. 1. Я узнаю алгоритм деления с остатком в случаях, когда делимое меньше делителя. 2. Я узнаю, как решать примеры, в которых делитель больше делимого. 3. Я узнаю, как решать задачи на деление с остатком в случаях, когда делимое меньше делителя. Отлично! | - Узнать, как решать примеры, в которых делитель больше делимого. Читают, расставляя цели по порядку: 1. Я узнаю алгоритм деления с остатком в случаях, когда делимое меньше делителя. 2. Я узнаю, как решать примеры, в которых делитель больше делимого. 3. Я узнаю, как решать задачи на деление с остатком в случаях, когда делимое меньше делителя. | метапредметные: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность; по названию темы формулировать цель, принимать учебную задачу и сохранять ее на протяжении всего урока, планировать деятельность. |
Построение и реализация проекта выхода из затруднения | -Сейчас Саша, Маша, Андрей и Катя выходят к доске. Саша, я тебе даю 2 морковки. Раздели их между тремя ребятами. -Сколько морковок у каждого получилось? -Почему? -Сколько морковок осталось в руке у Саши? -Значит какой у нас остаток? -Как записать эти действия с помощью числового выражения? (Записывает выражение на доске: 2:3=0(ост.2)) -Запишите это выражение в тетрадь. -Сережа, выйди к доске и встань вместе с ребятами. Саша, тебе я даю еще одну морковку. Раздели морковки между четырьмя ребятами. -Сколько морковок у каждого получилось? -Почему? -Сколько морковок осталось в руке? -Как записать эти действия с помощью числового выражения? -Ребята, присаживайтесь, спасибо. (Записывает выражение на доске: 3:4=0(ост.3) -Запишите это выражение в тетрадь. -Посмотрите внимательно на полученные выражения и сделайте вывод: каким будет результат деления, если делимое меньше делителя? -Верно, молодцы. Откройте учебники на странице 31. Выполним устно номер 1. -Прочитайте первую задачу про себя. -Что нам известно? -На какой вопрос нам необходимо ответить? -Как узнать, сколько рамок можно сделать из 16 планок? -Верно, как узнать, сколько рамок можно сделать из 10 планок? -Молодец, правильно. Читаем про себя второй вопрос. -Что надо узнать? -Какое числовое выражение можно составить для решения? -Подтвердился ли наш вывод? -Выполним в тетрадях номер 2. Запишите посередине №2. -Софья, прочитай задание вслух. -Выходи к доске. Остальные решают в тетрадях. -Что нам известно? -Что необходимо найти? -Хорошо, приступай к решению. Проговариваем все вслух. -Молодец, верно! Ребята, у всех получилось также? -Софья, проговори ответ, пожалуйста. -Присаживайся на место, ставлю 5. | Четверо ребят выходят к доске. Пытается разделить 2 морковки. -Нисколько. -Потому что ребят 3, а морковки только 2. -Осталось 2 морковки. -Остаток 2. -Два разделить на три, получится ноль и в остатке три. Записывают выражение в тетрадь. Выходит еще один ученик к доске. Пытается разделить 3 морковки. -Нисколько. -Потому что ребят 4, а морковки только 3. -Осталось 3 морковки. -Три разделить на четыре, получится ноль и в остатке три. Садятся на места. Записывают выражение в тетрадь. - Если при делении с остатком делимое меньше делителя, то их неполное частное равно нулю, а остаток равен делимому. Открывают учебники. Читают первую задачу про себя. -Нам известно, что для одной рамки требуется 4 одинаковые планки. -Сколько таких рамок можно сделать из 16 планок, из 10 планок? -Чтобы узнать, сколько рамок можно сделать из 16 планок, надо 16 разделить на 4, получится 4. -Чтобы узнать, сколько рамок можно сделать из 10 планок, надо 10 разделить на 4. 10 на 4 без остатка не делится. Находим наибольшее ближайшее число к 10, которое без остатка делится на 4, это 8. 8 разделить на 4, получается 2. Из 10 вычитаем 8, получается 2. Значит, 10 разделить на 4, получится 2 и в остатке 2. Проверяем, остаток меньше делителя. Читают про себя второй вопрос. -Сколько таких рамок можно сделать из 3 планок. -3:4=0(ост.3) -Да, в частном получился 0, а остаток равен делимому. Записывают в тетрадях №2. Читает задание вслух. Выходит к доске. -Нам известно, что одна ручка стоит 3 рубля. -Необходимо найти количество ручек, которое можно купить на 10 рублей, 5 рублей и 1 рубль. -Чтобы узнать, сколько ручек можно купить на 10 рублей, надо 10 разделить на 3. 10 на 3 без остатка не делится. Находим наибольшее ближайшее число к 10, которое без остатка делится на 3, это 9. 9 разделить на 3, получается 3. Из 10 вычитаем 9, получается 1. Значит, 10 разделить на 3, получится 3 и в остатке 1. Проверяем, остаток меньше делителя. (Записывает 1) 10:3=3(ост.1) (р.) – на 10 рублей. ) - Чтобы узнать, сколько ручек можно купить на 5 рублей, надо 5 разделить на 3. 5 на 3 без остатка не делится. Находим наибольшее ближайшее число к 5, которое без остатка делится на 3, это 3. 3 разделить на 3, получается 1. Из 5 вычитаем 3, получается 2. Значит, 5 разделить на 3, получится 1 и в остатке 2. Проверяем, остаток меньше делителя. (Записывает 2) 5:3=1(ост.2) (р.) – на 5 рублей.) - Чтобы узнать, сколько ручек можно купить на 1 рубль, надо 1 разделить на 3. 1 разделить на 3, получится 0 и в остатке три. (Записывает 3) 1:3=0(ост.1) (р.) – на 1 рубль.) -Да, у нас получилось также. -Можно купить 53 ручки, 1 ручку и ни одной ручки. | предметные: выполнять деление с остатком в случаях, когда делимое меньше делителя, решать задачи на деление с остатком. метапредметные: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность, интегрироваться в группу (пару) сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками; осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, кодировать и раскодировать информацию. личностные: способность к самоопределению, самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
Физкультминутка | Давайте проведем физкультминутку, вставайте. Чтоб головка не болела, Ею вращаем вправо-влево. (Вращения головой.) А теперь руками крутим- И для них разминка будет. (Вращения прямыми руками вперед и назад.) Тянем наши ручки к небу, В стороны разводим. (Потягивания – руки вверх и в стороны). Повороты вправо-влево Плавно производим. (Повороты туловища вправо и влево.) Наклоняемся легко, Достаем руками пол. (Наклоны вперед.) Потянули плечики, спинки. А теперь конец разминки. (Сесть за парту.) | Выполняют физкультминутку. | |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | -Сейчас вам предстоит выполнить деление с остатком. Кто желает пойти к доске? -Решаем, проговаривая вслух. Остальные ребята решают в тетрадях. -Абсолютно верно! Ребята, сверьте свои ответы с доски. -Скажите мне еще раз, каким будет результат деления, если делимое меньше делителя? | Ученик выходит к доске. - Надо 47 разделить на 6. 47 на 6 без остатка не делится. Находим наибольшее ближайшее число к 47, которое без остатка делится на 6, это 42. 42 разделить на 6, получается 7. Из 47 вычитаем 42, получается 5. Значит, 47 разделить на 6, получится 7 и в остатке 5. Проверяем, остаток меньше делителя. Надо 51 разделить на 7. 51 на 7 без остатка не делится. Находим наибольшее ближайшее число к 51, которое без остатка делится на 7, это 49. 49 разделить на 7, получается 7. Из 51 вычитаем 49, получается 2. Значит, 51 разделить на 7, получится 7 и в остатке 2. Проверяем, остаток меньше делителя. Надо 38 разделить на 5. 38 на 5 без остатка не делится. Находим наибольшее ближайшее число к 38, которое без остатка делится на 5, это 35. 35 разделить на 5, получается 7. Из 38 вычитаем 35, получается 3. Значит, 38 разделить на 5, получится 7 и в остатке 3. Проверяем, остаток меньше делителя. Надо 7 разделить на 8. 7 разделить на 7, получится 0 и в остатке 7. Сверяют ответы. -Если при делении с остатком делимое меньше делителя, то их неполное частное равно нулю, а остаток равен делимому. | предметные: выполнять деление с остатком в случаях, когда делимое меньше делителя. метапредметные: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность, признавать свои ошибки, осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, кодировать и раскодировать информацию. личностные: способность к самоопределению, самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
Самостоятельная работа | -Ребята, сейчас на слайде выявятся примеры, вам нужно самостоятельно заполнить пропуски нужными числами у себя в тетрадях. -Теперь вам нужно решить задачу со слайда. Прочитайте ее про себя. Пирожок с картошкой стоит 15 рублей. Сколько Пирожков сможет купить Игорь, если у него будет 30 рублей, 20 рублей, 7 рублей? -Когда закончите, сядьте красиво, поставьте ручку на локоток. -Поменяйтесь тетрадями со своими соседями: 1 ряд меняется со 2, 3 ряд с 4 и 5 ряд с 6. Возьмите в руки карандаш, начинаем проверку. Если ответ совпадает с названным ответом, то поставьте знак «плюс», если не совпадает, то знак «минус». По цепочке проговариваем пример и вместе с заполненными пропусками. Начинаем с 3 ряда. -Молодцы, все верно. Все успели проверить? -Хорошо, теперь проверяем задачу. Продолжаем по цепочке. -Верно, продолжает следующий. -Правильно, проверьте ребята, также у вас? Поставьте себе плюсы и минусы. -Продолжаем дальше по цепочке. -Верно, молодец. Если все решено верно и вы не поставили минусы, то поставьте 5. Если есть 1-2 ошибки, то поставьте 4. Если 3-4 ошибки, то 3. Если больше 4 ошибок, то 2. -Хорошо, поменяйтесь тетрадью с соседом. Поднимите руки, у кого 5? -Молодцы, отлично! Опустите руки. теперь поднимите руки, у кого 4? -Хорошо, у кого 3? -Надо будет вам еще постараться и улучшить свои знания. | Самостоятельно выполняют задание. Читают задачу про себя. Садятся красиво, ставят ручку на локоток. Проверяют правильность. -Восемьдесят пять разделить на девять, получится девять и остаток четыре. -Пятьдесят шесть разделить на шесть, получится девять и остаток два. -Семьдесят три разделить на восемь, получится девять и остаток один. -Пятьдесят девять разделить на восемь, получится 7 и остаток 3. -Да, успели. -Чтобы узнать, сколько пирожков можно купить за 30 рублей, надо 30 разделить на 15, получится 2. -Чтобы узнать, сколько пирожков можно купить за 20 рублей, надо 20 разделить на 15. 20 на 15 без остатка не делится. Находим наибольшее ближайшее число к 20, которое без остатка делится на 15, это 15. 15 разделить на 15, получается 1. Из 20 вычитаем 15, получается 5. Значит, 20 разделить на 15, получится 1 и в остатке 5. Проверяем, остаток меньше делителя. -Да, у нас также. - Чтобы узнать, сколько пирожков можно купить за 7 рублей, надо 7 разделить на 15. 7 разделить на 15, получится 0 и в остатке 7. Проверяют работы. Поднимают руки. Поднимают руки. Поднимают руки. | предметные: выполнять деление с остатком в случаях, когда делимое меньше делителя, решать задачи на деление с остатком. метапредметные: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность, признавать свои ошибки, осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, кодировать и раскодировать информацию. личностные: способность к самоопределению, самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
Включение понятия в систему понятия | -Выполните деление с остатком и проверьте результат. Два человека будут работать у доски – это Данил и Екатерина, выходите. Остальные работают в тетрадях. 65:15 78:22 14:15 64:52 56:25 43:6 29:17 39:19 | -Ребята, скажите, есть ли на доске ошибки? -Молодцы, отлично. Присаживайтесь на места, ребята. | Слушают задание. Двое учеников выходят к доске. На доске считают столбиком и делают проверку: 65:15=4(ост.5) 15∙4+5=56 78:22=3(ост.12) 22∙3+12=78 14:15=0(ост.14) 15∙0+14=14 64:52=1(ост.12) 52∙1+2=64 56:25=2(ост.6) 25∙2+6=56 43:6=7(ост.1) 6∙7+1=48 29:17=1(ост.12) 17∙1+12=29 39:19=2(ост.1) 19∙2+1=39 -Нет, ошибок нет, все верно. | предметные: выполнять деление с остатком. метапредметные: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность, признавать свои ошибки, осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, кодировать и раскодировать информацию. личностные: способность к самоопределению, самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
Рефлексивно оценочные действия | -Ребята, наш урок подходит к концу, скажите, какой случай деления с остатком мы разобрали сегодня? -Какой вывод мы сделали на уроке? -Оцените свою работу на уроке, продолжив одну из этих трёх фраз: Сегодня я узнал(а)… Было интересно… Было трудно… | Случаи деления, когда делитель больше делимого. Если при делении с остатком делимое меньше делителя, то их неполное частное равно нулю, а остаток равен делимому. Оценивают свою работу на уроке: Сегодня я узнала, как правильно делить, когда делитель больше делимого, было интересно решать примеры новым способом деления с остатком. | метапредметные: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность, не демонстрировать превосходство над другими, признавать свои ошибки; оценивать результаты по выработанным критериям. личностные: способность к самоопределению, самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
Инструктаж по выполнению домашнего задания | Откройте дневники и запишите домашнее задание. Страница 31 номер 3 и номер 5, решить 1,3 столбик. Есть ли у вас какие-то вопросы? Хорошо, тогда на этом заканчиваем наш урок. Всем спасибо за работу! | Записывают домашнее задание. Нет, вопросов нет. Прощаются с учителем. | метапредметные: включаться в диалог. |