Пояснительная записка
Предмет: Математика
Класс: 5
Тема урока: Решение задач практического содержания
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков
Используемая технология: системно – деятельностного подхода.
Цель урока: Совершенствовать вычислительные навыки учащихся; повысить познавательный интерес учащихся.
Задачи урока:
Усилить прикладную направленность
Формировать математическую грамотность школьников
повторить и обобщить свойства действий с натуральными числами
продолжить работу над развитием вычислительных навыков,используя знания по теме «Действия с натуральными числами».
создать условия для развития функциональной грамотности
Планируемые результаты:
Предметные: уметь решать задачи с практическим содержанием
Метапредметные:
- уметь соотносить изученный материал с жизненными ситуациями,
- уметь анализировать задачу,
- уметь высказать свою точку зрения, делать вывод.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению.
Оборудование урока:
1. Карточки-задания, карточки самооценки.
2. Ноутбук, проектор.
Технологическая карта урока.
Этапы урока | Время | Содержание деятельности |
Организационный момент | 5 мин | У: - Здравствуйте. Рада видеть вас на уроке. - Все ли готовы к уроку? Все ли выполнили свою домашнюю работу? Проверим её? - У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течении урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончании решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу: «2» - если справился с задачей без затруднений «1» - если справился с задачей, но возникли сложности «0» - если не справился с задачей. Заполните поле по домашней работе В течении урока Вам нужно оценивать одноклассников, работающих у доски. Заполняете соответствующие строки в карточку. В конце урока подведите итог своей работе, суммируя баллы каждого этапа. Шкала оценивания поможет вам с выставлением оценки за урок. |
2. Актуализация знаний. Устный счет. | 4 мин | У: - Сейчас, ребята, у нас устный счет, но не просто, а в виде задач, с которыми мы с вами встречаемся в реальной жизни. У-: Какие действия вы выполняли при решении задач? С какими числами работали? Подведение итогов устной работы, оценивают себя и фиксируют результаты в листах для самооценки). |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | 3 мин. | У:- Пожалуйста, возьмите карточки «Задачи урока». Прочитайте задачи. Интересны ли они вам? Возникло ли у вас желание их решить? Если интересно, то как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Какую учебную задачу мы поставим сегодня на уроке перед собой? (Читают условия, высказывают мнение пo их содержанию.) У:- Мы сегодня будем решать задачи, чтобы уметь ориентироваться в любой жизненной ситуации, связанной с различными математическими расчетами. |
4. Применение знаний, умений и навыков по теме | 10 мин. | У:- Прошу выбрать номер задачи для решения (Текст задач в приложении 1) Итак, пpиступаем к pешению задач, кoтopые вы выбpали. Вы знаете, на что тратится большая часть семейного бюджета? (учащиеся высказывают свои предположения). Оказывается, большая часть семейного бюджета идет на оплату коммунальных услуг. Показываю квитанцию и спрашиваю: «Дети, вы знаете, что это такое?» Выслушиваю ответы детей. Ребята, оставшиеся на местах, оценивают работу одноклассников у доски, заполняют карточки. Решение задач: Обучающиеся решают выбранную задачу. Все вычисления выпoлняют в тетpадях, пpи неoбхoдимoсти в стoлбик. Пo oкoнчании pабoты над каждoй задачей дети oценивают pезультат свoей деятельнoсти на листах oценивания. |
Физкультминутка | 2 мин | А теперь представим, детки, будто руки наши — ветки. Покачаем ими дружно, словно ветер дует южный. Ветер стих. Вздохнули дружно. Нам урок продолжить нужно. Подравнялись. Тихо сели. На друг друга посмотрели. |
5. Работа с конвертами (задачи ВПР) | 10 мин | -Дети, вы знаете, что в скором времени нам надо будет принимать участие во Всероссийской проверочной работе по математике, и сейчас мы с вами будем упражняться в решении некоторых задач. (учащиеся выбирают конверт и решают предложенные задачи у доски) |
6. Кoнтpoль усвoения, oбсуждение дoпущенных oшибoк и их кoppекция. Рефлексия. | 6 мин. | У: - Давайте oбсудим: какие задачи вызвали у вас затpуднения и пoчему? (Учащиеся анализиpуют свoю pабoту, выpажают вслух свoи затpуднения и oбсуждают пpавильнoсть pешения задач.) У: - Успешно ли для вас прошел урок? Что интересного вы узнали на сегодняшнем уроке? Как вы думаете, удалось ли нам решить учебную задачу? С каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются. Я уверена, что вы справитесь с любой жизненной задачей. Посмотрите на слайд и выберите цвет вашего настроения и отметьте в карточке на сколько полезен был сегодняшний урок. Я благодарю вас за работу. Сoбиpаются каpтoчки самooценивания и выставляются oценки за pабoту на уpoке. |
7.Инфopмация o дoмашнем задании | 5 мин. | У:-Ребята получите карточки с домашним заданием, это 4 задачи, из которых вы должны решить 2 на выбор. |
Приложение 1
Задачи для устного счета (только для учителя)
№1. Сколько семья заплатит за расход 3м3 воды, если 1м3 воды стоят 60 рублей? (180 р.)
№2. В октябре семья заплатила за телефон 500 рублей. Какую сумму она ещё заплатит до конца этого года? (1000 руб. за ноябрь и декабрь)
№3. Расход бензина на трассе у автомобиля «Лада - Веста» 7 литров на 100 км. Сколько расходуется бензина при проезде 300 км? (21 л).
№4. Школе необходимо 3600 рублей на переоснащение кабинета математики. Спонсоры оказали помощь в размере 2700 рублей. Какую сумму осталось оплатить школе? (900 руб.);
№5. Билет в театр стоит 500 рублей. В семье 4 человека. В какую сумму обойдется семье посещение театра? (2000 руб.)
№ 6. Из алюминиевой проволоки изготовили модель куба, на что потребовалось 60 см проволоки. Чему равна длина ребра куба? (5 см)
ЗАДАЧИ УРОКА (распечатать по количеству учеников)
Почтальон принес квитанцию по оплате электроэнергии. Используя данные, посчитайте сумму, которую надо заплатить за электричество
Показания счетчика | Расход электроэнергии(квт.ч) | Тариф (р) | Сумма к оплате (р) |
Текущее | Предыдущее |
9646 | 9428 | | 3 р 50 коп. | |
Мама хотела переклеить обои и поменять линолеум в комнате размерами 5 х 4 м. У неё на карточке 15 000 р. Сколько ей необходимо денег на ремонт, если потребуется 11 рулонов обоев по цене 520 р за 1 рулон, обойного клея 2 упаковки по цене 140 р за упаковку, 20 м2 линолеума по цене 225 р за 1 м2. Если деньги останутся, сможет ли она купить ковер за 3500 р?
Сегодня вы пойдёте в школьную столовую, с собой есть 90 рублей. В столовой висит меню:
Первые блюда | Борщ | 25 рублей |
Суп куриный | 32 рублей |
Суп овощной | 22 рубля |
Вторые блюда | Котлета куриная с макаронами | 50 рублей |
Овощное рагу | 40 рублей |
Плов | 58 рублей |
Напитки | Компот | 12 рублей |
Морс | 15 рублей |
Сок | 20 рублей |
Выберите обед из трёх блюд (первое, второе и напиток), который можете оплатить. В ответе укажи названия блюд и стоимость обеда.
Задачи ВПР
(конверт №1)
В магазине продаётся офисная бумага разных торговых марок в разных пачках и по различной цене. Нужно купить 1000 листов бумаги одной марки. Сколько рублей будет стоить наиболее дешёвая покупка?
Марка бумаги | Количество листов в пачке | Цена пачки | Цена за 1000 листов |
«Лучшая» | 200 | 125 руб. | |
«Снежок» | 500 | 320 руб. | |
«Сирень» | 250 | 140 руб. | |
(Конверт №2)
Оператор сотовой связи предлагает тарифные планы с предоплатой. Какова наименьшая стоимость одной минуты разговора? Ответ дайте в рублях.
Тарифный план | Количество минут разговора в месяц | Стоимость за месяц | Цена за 1 минуту разговора |
«Лёгкий» | 200 | 200 руб. | |
«Деловой» | 450 | 900 руб. | |
«Удобный» | 600 | 1800 руб. | |
(Конверт №3)
Пётр заправлял автомобиль на разных заправочных станциях и записывал объём и стоимость приобретённого бензина.
Заправочная станция | Объём бензина | Общая стоимость | Цена за 1 л бензина |
«Калина» | 25 л | 975 руб. | |
«Мотогаз» | 40 л | 1440 руб. | |
«Лукойл» | 30 л | 1110 руб. | |
Пётр выбрал заправку, где бензин самый дешёвый. Сколько рублей стоит на этой заправке 20 л бензина? Запишите ответ.
Карточки с домашним заданием
1.Роман укладывает книги в прямоугольную коробку. Все книги одинакового размера. Какое максимальное количество книг может полностью заполнить коробку?
2.Билет на новогоднее представление «Приключение в Снежном королевстве» стоит для взрослого 400 руб., для школьника — половину стоимости взрослого билета, а для дошкольника — четверть стоимости взрослого билета. Сколько рублей должна заплатить за билеты семья, включающая двух родителей, двух школьников и одного двухлетнего малыша?
3.Коля весит 45кг, Дима – на 7 кг меньше, а Вася – на 5кг больше Димы. Смогут ли эти ребята подняться одновременно на лифте, если этот лифт за один раз поднимает не больше 120 кг.
4.Семья за январь месяц потратила 3м³ холодной воды, а горячей воды на 2 м³ меньше. Сколько всего денег семья заплатит за холодную и горячую воду за январь? Цена 1 м ³ горячей воды – 81руб, холодной воды- 40руб. В феврале семья заплатила 242 рубля. Увеличился или уменьшился расход воды (цена воды не менялась)?
Приложение 2
Каpтoчка самooценивания.
Ф. И. _____________________________________
Система oценивания:
"2" - спpавился с задачей без затpуднений
"1" - спpавился с задачей, нo вoзникали слoжнoсти
"0" - не спpавился с задачей
№ задания | Задание | Oценка |
1 | Домашняя работа | |
2 | Устный счет | |
3 | Работа у доски | |
4 | Самостоятельная работа | |
| Итoгo: моя oценка за уpoк | |
Если у вас: 7-8 баллов - ставим oценку «5»;
5-6 баллов- ставим оценку «4»;
3-4 баллов - ставим оценку «3».
Оценка одноклассника, работающего у доски:
ФИ_____________________________ оценка______
ФИ_____________________________ оценка______
ФИ_____________________________ оценка______
Лист oбpатнoй связи:
Сегoдняшний уpoк мне пoзвoлил: _______________________________________________________
Невеpoятнo интеpесным на уpoке былo: _______________________________________________________
Мне не пoнpавилoсь на уpoке: _______________________________________________________
Как ты считаешь: пригодятся тебе в будущем знания, полученные на уроке сегодня?__________________________________________________
Приложение 3
ЗАДАЧИ УРОКА
Почтальон принес квитанцию по оплате электроэнергии. Используя данные, посчитайте сумму, которую надо заплатить за электричество
Показания счетчика | Расход электроэнергии(квт.ч) | Тариф (р) | Сумма к оплате (р) |
Текущее | Предыдущее |
9646 | 9428 | | 3 р 50 коп. | |
Задание 1. Оплата электроэнергии |
Характеристики задания: Содержательная область оценки – Количество Компетентностная область оценки – Применять Контекст - Личная жизнь Уровень сложности задания – 1 Формат ответа – Краткий ответ Описание задания («объект оценки») - Реальные расчёты с извлечением данных из таблицы, составление числового выражения, соответствующего условию задания Дополнительные характеристики. Проверяются действия универсального характера: планировать ход решения |
Система оценивания 1 балл | Записано числовое выражение подсчёта суммы денег или вычисления выполнены по действиям Пример верного ответа: (9646 – 9428)х3р50к = 763р. Ответ: 763 рубля | 0 баллов | Другие ответы или ответ отсутствует. | |
Мама хотела переклеить обои и поменять линолеум в комнате размерами 5 х 4 м. У неё на карточке 15 000 р. Сколько маме необходимо денег на ремонт, если потребуется 11 рулонов обоев по цене 520 р за 1 рулон, обойного клея 2 упаковки по цене 140 р за упаковку, 20 м2 линолеума по цене 225 р за 1 м2. Если деньги останутся, сможет ли она купить ковер за 3500 р?
Задание 2. Ремонт в квартире |
Характеристики задания: Содержательная область оценки – Количество Компетентностная область оценки – Применять Контекст - Личная жизнь Уровень сложности задания – 2 Формат ответа – Развёрнутый ответ Описание задания («объект оценки») - Реальные расчёты с извлечением данных из текста, вычисления с натуральными числами Дополнительные характеристики. Проверяются действия универсального характера: планировать ход решения |
Система оценивания 2 балла | Дано объяснение, составлено числовое выражение, в котором показано, сколько денег необходимо маме на ремонт. В итоге из объяснения должно быть видно, сколько денег останется и достаточно ли этой суммы на покупку ковра. Пример возможного объяснения: 11х520+2х140+20х225 = 10500 (р.) – необходимо маме на ремонт 15000 – 10500 = 4500(р.) – осталось у мамы Так как 4500 больше, чем 3500, то мама сможет купить ковёр. Ответ: 10500 рублей; сможет. | 1 балл | Объяснение неполное или отсутствует ответ на второй вопрос | 0 баллов | Другие ответы или ответ отсутствует. | |
Сегодня вы пойдёте в школьную столовую, с собой есть 90 рублей. В столовой висит меню:
Первые блюда | Борщ | 25 рублей |
Суп куриный | 32 рублей |
Суп овощной | 22 рубля |
Вторые блюда | Котлета куриная с макаронами | 50 рублей |
Овощное рагу | 40 рублей |
Плов | 58 рублей |
Напитки | Компот | 12 рублей |
Морс | 15 рублей |
Сок | 20 рублей |
Выберите обед из трёх блюд (первое, второе и напиток), который можете оплатить. В ответе укажи названия блюд и стоимость обеда.
Задание 3. Обед в столовой |
Характеристики задания: Содержательная область оценки – Изменения и зависимости Компетентностная область оценки – Применять Контекст - Личная жизнь Уровень сложности задания – 2 Формат ответа – Развёрнутый ответ Описание задания («объект оценки») - Реальные расчёты с извлечением данных из текста и таблицы Дополнительные характеристики. Проверяются действия универсального характера: планировать ход решения |
Система оценивания 2 балла | Дан верный ответ и объяснение его выбора Пример возможного объяснения: Борщ, котлета, морс, так как 25+50+15 = 90 (рублей) Ответ: борщ, котлета, морс. | 1 балл | Объяснение неполное или отсутствует ответ на один из вопросов | 0 баллов | Другие ответы или ответ отсутствует. | |
Задачи ВПР
(конверт №1)
В магазине продаётся офисная бумага разных торговых марок в разных пачках и по различной цене. Нужно купить 1000 листов бумаги одной марки. Сколько рублей будет стоить наиболее дешёвая покупка?
Марка бумаги | Количество листов в пачке | Цена пачки | Цена за 1000 листов |
«Лучшая» | 200 | 125 руб. | |
«Снежок» | 500 | 320 руб. | |
«Сирень» | 250 | 140 руб. | |
Задание 1. Офисная бумага |
Характеристики задания: Содержательная область оценки – Изменения и зависимости Компетентностная область оценки – Применять Контекст - Личная жизнь Уровень сложности задания – 2 Формат ответа – Развёрнутый ответ Описание задания («объект оценки») - Реальные расчёты с извлечением данных из текста и таблицы, вычисления с натуральными числами Дополнительные характеристики. Проверяются действия универсального характера: планировать ход решения |
Система оценивания 2 балла | Дан верный ответ и объяснение его выбора. Представлены все действия, которые привели к возможности сравнения и выбора ответа на поставленный вопрос Пример возможного решения: (1000:200)х125 = 625 р. – стоимость 1000 листов бумаги «Лучшая» (1000:500)х320 = 640 р. – стоимость 1000 листов бумаги «Снежок» (1000:250)х140 = 560 р. – стоимость 1000 листов бумаги «Сирень» Так как 560 р меньше, чем 625 р. и 640 р, то наиболее дешёвая покупка будет стоить 560 рублей. Ответ: 560 рублей. | 1 балл | Дан верный ответ, но обоснование не полное | 0 баллов | Другие ответы или ответ отсутствует. | |
(Конверт №2)
Оператор сотовой связи предлагает тарифные планы с предоплатой. Какова наименьшая стоимость одной минуты разговора? Ответ дайте в рублях.
Тарифный план | Количество минут разговора в месяц | Стоимость за месяц | Цена за 1 минуту разговора |
«Лёгкий» | 200 | 200 руб. | |
«Деловой» | 450 | 900 руб. | |
«Удобный» | 600 | 1800 руб. | |
Задание 2. Тарифы сотовой связи |
Характеристики задания: Содержательная область оценки – Количество Компетентностная область оценки – Применять Контекст – Общественная жизнь Уровень сложности задания – 1 Формат ответа – Развёрнутый ответ Описание задания («объект оценки») - Реальные расчёты с извлечением данных из таблицы Дополнительные характеристики. Проверяются действия универсального характера: планировать ход решения |
Система оценивания 1 балл | Дан верный ответ и объяснение его выбора Пример возможного объяснения: 200 р. : 200 = 1р. – стоимость 1 минуты разговора на тарифе «Лёгкий» 900 р. : 450 = 2р. – стоимость 1 минуты разговора на тарифе «Деловой» 1800 р. : 600 = 3 р. – стоимость 1 минуты разговора на тарифе «Удобный» 1 рубль – наименьшая стоимость 1 минуты, так как 1 рубль меньше, чем 2 рубля и 3 рубля. Ответ: 1 рубль. | 0 баллов | Другие ответы или ответ отсутствует. | |
(Конверт №3)
Пётр заправлял автомобиль на разных заправочных станциях и записывал объём и стоимость приобретённого бензина.
Заправочная станция | Объём бензина | Общая стоимость | Цена за 1 л бензина |
«Калина» | 25 л | 975 руб. | |
«Мотогаз» | 40 л | 1440 руб. | |
«Лукойл» | 30 л | 1110 руб. | |
Пётр выбрал заправку, где бензин самый дешёвый. Сколько рублей стоит на этой заправке 20 л бензина? Запишите ответ.
Задание 3. Заправочные станции |
Характеристики задания: Содержательная область оценки – Изменения и зависимости Компетентностная область оценки – Применять Контекст - Личная жизнь Уровень сложности задания – 2 Формат ответа – Развёрнутый ответ Описание задания («объект оценки») - Реальные расчёты с извлечением данных из текста и таблицы Дополнительные характеристики. Проверяются действия универсального характера: планировать ход решения; осуществлять сравнение полученной информации |
Система оценивания 2 балла | Дан верный ответ и объяснение его выбора. Представлены все действия, позволяющие сравнить стоимости 1 литра бензина на разных заправках и получить ответ на вопрос задачи Пример возможного объяснения: 975 : 25 = 39 р. – стоимость 1 литра бензина на заправочной станции «Калина» 1440 : 40 = 36 р. – стоимость 1 литра бензина на заправочной станции «Мотогаз» 1110 : 30 = 37 р. – стоимость 1 литра бензина на заправочной станции «Лукойл» 36 меньше, чем 37 и 39, поэтому самый дешёвый бензин на заправочной станции «Мотогаз». Тогда 36р. х 20 = 720 р. – стоят 20 литров бензина на этой заправочной станции Ответ: 720 рублей | 1 балл | Объяснение неполное или отсутствует ответ на один из вопросов | 0 баллов | Другие ответы или ответ отсутствует. | |
Карточки с домашним заданием
Роман укладывает книги в прямоугольную коробку. Все книги одинакового размера. Какое максимальное количество книг может полностью заполнить коробку?
Задание 1. Упаковка книг в коробку |
Характеристики задания: Содержательная область оценки – Пространство и форма Компетентностная область оценки – Применять Контекст - Личная жизнь Уровень сложности задания – 1 Формат ответа – Развёрнутый ответ Описание задания («объект оценки») - Применение представления о площади и объёме для решения практической задачи, конструирование фигуры из составных частей Дополнительные характеристики. Проверяются действия универсального характера: планировать ход решения, мысленно конструировать ситуацию на нахождение равных частей в целом |
Система оценивания 1 балл | Дан верный ответ: 12 книг | 0 баллов | Другие ответы или ответ отсутствует. | |
2. Билет на новогоднее представление «Приключение в Снежном королевстве» стоит для взрослого 400 руб., для школьника — половину стоимости взрослого билета, а для дошкольника — четверть стоимости взрослого билета. Сколько рублей должна заплатить за билеты семья, включающая двух родителей, двух школьников и одного двухлетнего малыша?
Задание 2. Новогоднее представление |
Характеристики задания: Содержательная область оценки – Количество Компетентностная область оценки – Применять Контекст - Личная жизнь Уровень сложности задания – 1 Формат ответа – Развёрнутый ответ Описание задания («объект оценки») - Реальные расчёты с извлечением данных из текста Дополнительные характеристики. Проверяются действия универсального характера: планировать ход решения |
Система оценивания 1 балл | Дан верный ответ: 1300 рублей | 0 баллов | Другие ответы или ответ отсутствует. | |
3. Коля весит 45кг, Дима – на 7 кг меньше, а Вася – на 5кг больше Димы. Смогут ли эти ребята подняться одновременно на лифте, если этот лифт за один раз поднимает не больше 120 кг.
Задание 3. Поездка на лифте |
Характеристики задания: Содержательная область оценки – Неопределённость и данные Компетентностная область оценки – Применять Контекст - Общественная жизнь Уровень сложности задания – 2 Формат ответа – Развёрнутый ответ Описание задания («объект оценки») - Реальные расчёты с извлечением данных из текста Дополнительные характеристики. Проверяются действия универсального характера: планировать ход решения |
Система оценивания 2 балла | Дан верный ответ и объяснение его выбора Пример возможного объяснения: 45 - 7 = 38 (кг) – весит Дима 38 + 5 = 43 (кг) – весит Вася 45 + 38 + 43 = 126 (кг) – вес всех мальчиков Так как 126 больше 120, то ребята подняться на лифте одновременно не смогут. Ответ: не смогут. | 1 балл | Объяснение неполное или отсутствует | 0 баллов | Другие ответы или ответ отсутствует. | |
4. Семья за январь месяц потратила 3м³ холодной воды, а горячей воды на 2 м³ меньше. Сколько всего денег семья заплатит за холодную и горячую воду за январь? Цена 1 м³ горячей воды – 81руб, холодной воды- 40руб. В феврале семья заплатила 242 рубля. Увеличился или уменьшился расход воды (цена воды не менялась)?
Задание 4. Коммунальные платежи. |
Характеристики задания: Содержательная область оценки – Изменения и зависимости Компетентностная область оценки – Применять Контекст - Личная жизнь Уровень сложности задания – 2 Формат ответа – Развёрнутый ответ Описание задания («объект оценки») - Реальные расчёты с извлечением данных из текста Дополнительные характеристики. Проверяются действия универсального характера: планировать ход решения |
Система оценивания 2 балла | Дан верный ответ и объяснение его получения на каждый из поставленных вопросов Пример возможного объяснения: 3х40 + 2х81 = 282 (р.) – заплатит за воду семья за январь Так как 242 меньше, чем 282, то расход воды уменьшился. Ответ: 282 рубля; уменьшился. | 1 балл | Объяснение неполное или отсутствует ответ на один из вопросов | 0 баллов | Другие ответы или ответ отсутствует. | |