1. Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности Задача: подготовка учащихся к работе на уроке | - Здравствуйте ребята! Меня зовут Арина Артемовна. Сегодня проведу у вас урок математики. Проверим готовность к уроку! На парте должен лежать учебник. Поднимите его. – Теперь поднимите рабочую тетрадь. – Поднимите свой пенал. – Возьмите в руки дидактический материал. – Молодцы! Всё проверили. - Кто готов, поставьте руку на локоток. Так я буду видеть вашу готовность к уроку. -Ребята, давайте вспомним, какие величины вы уже знаете? -Верно! -В каких единицах измерения мы измеряем длину? -А как мы обозначаем сантиметр? -Хорошо. А какие способы сравнения величин мы с вами уже знаем? -Отлично, знание этого материала поможет нам сегодня на уроке. | *Здороваются *Проверяют - Мы знаем такую величину, как длина -В сантиметрах -В одной клеточке пишем число, в следующей букву «с» и в другой клеточке «м» -Мы знаем способы сравнения такие как наложение, приложение и на глаз | Предметные: знать способы сравнения предметов: наложением, приложением и «на глаз». Личностные: Положительный настрой на учебную деятельность Метапредметные: Регулятивные: проверять готовность к уроку, организованность, аккуратность Коммуникативные: включаться в диалог, в коллективное обсуждение; готовность слушать собеседника и вести диалог |
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном учебном действии) Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы | -Ребята, у вас на столе лежат карточки. Что на них изображено? -Как вы думаете, что нас нужно с ними сейчас сделать? -А с помощью какого инструмента мы измеряем длину? -Верно. Итак, положите перед собой карточку, линейку и ручку. Вам будет необходимо с помощью линейки измерить данные отрезки и указать длину в сантиметрах. -Берите свои линейки и начнем работу. -Посмотрите на первый отрезок АБ. Чему он равен отрезок? -Как вы это определили? -Верно, запишите ответ. -Чему равен отрезок ВГ? -Отлично! -Чему равен отрезок ДЕ? -Молодцы, запишите ответ. -Чему равен отрезок ЖЗ? -Верно! -Чему равен отрезок КЛ? -Молодцы! Длина всех отрезков известна. -Какой отрезок является самым длинным? -Какой отрезок является самым коротким? -А что вы можете сказать про отрезок ВГ? -Хорошо. А что скажете про отрезок КЛ? -Верно, молодцы! С какой величиной мы сейчас работали? -В каких единицах измерения измеряется длина? -Все верно, молодцы -А как вы думаете, все ли мы величины с вами прошли? -А хотите узнать новую величину? -Тогда, давайте продолжим их изучать. -На моем столе расположены две коробочки. Что вы можете о них сказать? -Что у них одинаковое? -Как вы это определили? -А вот я думаю, что они разные. Вот если мы говорим, что они разные, что нужно сделать? -Хорошо, кто желает подойти и посмотреть коробки? Вызываем желающего ученика. -Что ты можешь сказать о правой коробке? -Соответственно, если мы говорим о том, что какой-то предмет тяжелее ил легче, соответственно он обладает каким свойством? -То есть мы можем сказать, что масса правой коробочки, будет больше, чем масса левой коробочки -Какой инструмент поможет нам узнать, какая коробочка легче, а какая тяжелее? -Итак, давайте коробочки поставим на весы. Что мы можем сказать? -А как нам определить массу? -Верно. Давайте измерим массу одной из коробок. На чашу весов мы положим с одной стороны коробку, а с другой я начну уравнивать, буду класть один кубик за другим, пока весы не станут уравновешенные. -Итак, сколько кубиков у нас получилось? -Чему равна масса коробочки, что мы можем сказать? -Теперь, на чашу весов поместим шарики. -Чему равна масса коробочки? -Итак, в первом случае масса коробочки равна 10, а во втором случае масса равна 5. Как вы думаете, почему у нас получаются разные результаты? -Что вы можете сказать об этих величинах? -Как сделать так, чтобы у нас результат измерения величины был одинаков? -Сможем ли мы имеющимися мерками получить точный результат измерения массы коробочки? -Какую мерку нужно использовать для точного измерения массы? -Где возникло у вас затруднение? -Почему вы не можете назвать эту мерку? -Используя слова я не смог/не смогла раскройте ситуацию затруднения в индивидуальной деятельности. -Что нам поможет выйти из ситуации затруднения? | -Изображены отрезки -Измерить длину -С помощью линейки *Слушают задание Выполняют задание. -Длина отрезка АБ равна 10 см. - Мы приложили начало линейки, к началу отрезка и посмотрели на каком числе заканчивается отрезок. Отрезок заканчивается на числе 10. Отрезок будет равняться десяти сантиметрам -Длина отрезка ВГ равна 8 см. -Длина отрезка ДЕ равна 3 см. -Длина отрезка ЖЗ равна 6 см. -Длина отрезка КЛ равна 4 см. -Отрезок АБ. -Отрезок ДЕ. -Отрезок ВГ длиннее отрезков ДЕ, ЖЗ и КЛ, но короче отрезка АБ -Отрезок КЛ длиннее отрезка ДЕ, но короче отрезков: АБ, ВГ и ЖЗ -С длиной -В сантиметрах -Нет -Да, мы хотим узнать новую величину -Они одинаковые -Форма, цвет, размер -На глаз -Взять в руки *выходит ученик, чтобы сравнить коробки -Правая коробка тяжелее, чем левая -Массой -Весы -Мы можем сказать, что левая чаша весов у нас опустилась, а правая поднялась, значит масса правой коробочки будет меньше, чем масса левой -Для того, чтобы нам измерить массу, нам нужно выбрать мерку *Внимательно слушают учителя и наблюдают за его действиями -У нас получилось 10 кубиков - Мы видим, что если измерять в кубиках, то масса равна 10 кубикам -Масса коробочки будет равна пяти шарикам - Результаты разные, так как мы используем разные мерки. -Чем больше мерка, тем меньше величина, чем меньше мерка, тем больше величина. -Для того, чтобы получить одинаковый результат, нужно выбрать одинаковую мерку. -Нет, не сможем. -Мы не знаем. -Затруднение возникло в выборе названия мерки. -Мы не можем назвать эту мерку, потому что мы это не проходили. -Я не смог этого сделать, потому что мы не проходили/ я не смогла этого сделать, потому что не понимаю как -Нам поможет учебник, знания учителя, знания одноклассников | Предметные: знать способы сравнения предметов: наложением, приложением и «на глаз». Метапредметные: Познавательные: проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы Коммуникативные: включаться в диалог, в коллективное обсуждение; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Личностные: проявляют познавательный интерес, активность, инициативность в ходе учебной деятельности и аккуратность в процессе выполнения практических заданий |
3. Действие целеполагание | -Чтобы узнать тему урока, давайте откроем учебники на странице 36 (3 и 6). -В верхней части страницы написана тема нашего урока. Поставьте пальчик на неё и прочитайте. -Это и будет темой нашего урока. -Обратите, пожалуйста, внимание как пишется слово килограмм, на конце две буквы «м». - Как называется мерка измерения массы? -Итак, ставим пальчик на красный треугольник. Давайте жужжащим чтением прочитаем цель, которую ставит нам автор -Что мы узнаем сегодня на уроке? *Далее спрашиваем выборочно 2-х учеников, о чем мы прочитали, что мы будем делать -Ребята, у меня перепутаны наши личностные цели на урок. Давайте их расположим в правильном порядке. Итак, что будет первым? -Отлично, приступим! | Открывают учебники. -Килограмм. -Килограмм. *Читают Узнаем, как можно определять массу предметов в килограммах (при числах записывают 1 килограмм, 4 килограмма, 7 килограммов) и сравнивать массы предметов -Я узнаю, что такое килограмм -Вторая цель: Мы узнаем, как на письме обозначать килограмм -Третья цель: Я узнаю, как измерять массу в килограммах -Четвертая цель: я узнаю, что весы являются основным инструментом измерения массы | Метапредметные: Регулятивные: по цели формулировать название темы урока, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока; планировать деятельность.; Коммуникативные: воспринимают и формулируют суждения |
4. Построение и реализация проекта выхода из затруднения Задача: решение ситуации затруднения | -Ребята, инструмент для измерения массы называется как? -Ребята, найдите у вас в учебнике весы и поставьте на них пальчик. Как вы думаете, какие это весы? -А какие виды весов вы еще знаете? -Верно. Бывают чашечные весы, электронные, настенные, бытовые, лабораторные, кухонные и так далее (перечисляет виды часов, показывая на картинки) -Поставьте сейчас пальчик на текст, который расположен ниже изображения с весами. Давайте прочитаем с вами предложение до запятой -Итак, нашли гирю 1 килограмм, поставили пальчик. Обратили внимание, что мы сначала пишем число, потом обозначение. Сейчас откройте тетради, отступите вниз и найдите мою точку. И от этой точки давайте с вами запишем обозначение. Сначала я напишу на доске, затем вы пишите у себя в тетрадях. Итак, пишем число 1 от серединки к уголку, от уголка к серединке, далее в соседней клетке записываем букву «к», и в следующей букву «г». -Хорошо, записали. Теперь смотрим чему у нас равна вторая гирька? Поставьте пальчик. -Верно. Давайте запишем. Как будем записывать? -Какая масса у нас будет у третьей гири? -Давайте запишем обозначение в тетради. -Ребята, а как вы думаете, что может весить 1 кг? 2 кг? 3 кг? 5кг? -Хорошо. Теперь давайте отложим тетради и выполним номер 1. Поставьте на него пальчик. Итак, что нам поможет выполнить номер? -Поставили пальчик и читаем первый вопрос. -Как мы можем ответить на этот вопрос? -Как вы это определили? -А как вы думайте, а сколько может весить арбуз? Может весить 5 кг? -А сколько может арбуз весить? -Верно. Переходим ко второй картинке. Что изображено на вторых весах? -Чему равна масса гири, которая стоит на чаше с мукой? -Чему равна масса правой гири на второй чаше? -Масса на чашах весов одинаковая? -Почему вы так решили? -Как мы можем узнать массу пакета с мукой? -Какова масса пакета с мукой? -Верно, молодцы. -Перейдем к последнему вопросу. -Как можно взвесить 3 кг с помощью гирь в 1 кг, 2 кг и 5 кг? -Как можно взвесить 7 кг с помощью гирь в 1 кг, 2 кг и 5 кг? -Как можно взвесить 4 кг с помощью гирь в 1 кг, 2 кг и 5 кг? -Молодцы, совершенно верно! | -Весы -Это настольные весы *Обучающиеся предлагают свои варианты *Слушают учителя *Читают: масса первой гири 1 килограмм. *Открывают тетради, слушают учитель *Записывают -Масса второй гири равна 2 кг -Сначала число 2, потом букву «к» и в соседней клетке букву «г» -Масса третьей гири равна 5 килограмм. *записывают *Обучающиеся предлагают свои варианты -Нам поможет картинка и вопросы *обучающиеся читают: что легче, арбуз или гиря? -Арбуз легче, чем гиря -Потому что чаша весов, где находится арбуз, выше, чем гиря -Нет, он меньше -Арбуз может весить: 4 кг, 3 кг, 2 кг, 1 кг. -Мешок с мукой и гири. -На чаше весов с мукой стоит гиря массой 2 кг. -5 килограмм. -Да. -Весы уравновешены. -Нужно из 5 кг вычесть 2 кг. -Мы получим 3 кг – это масса пакета с мукой. -3 кг можно взвесить при помощи гирь в 1 и 2 кг. -7 кг можно взвесить при помощи гирь в 2 и 5 кг. -Мы можем на одну чашу весов поставить гирю 5 кг, а на противоположную чашу гирю весом в 1 кг. | Предметные: знать новую величину – массу; новую единицу измерения массы – килограмм, его обозначение; уметь проводить измерения массы предметов в килограммах при помощи гирь и весов Метапредметные: Познавательные: делать выводы; понимать простейшие модели Регулятивные по названию темы, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока Коммуникативные включаться в диалог, в коллективное обсуждение; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Задача: тренировать способность учащихся к проговариванию изученного содержания во внешней речи | -Сейчас давайте обратимся к номеру 2, который находится ниже, поставьте на него пальчик и прочитайте задание жужжащим чтением. Спрашивает нескольких учеников суть задания. -В этом задании нам так же будет помогать картинка. -Что изображено на картинке под цифрой 1? -Что нас просят авторы сделать в задании? -Что мы узнали, когда прочитали задание? -Что нам нужно для того, чтобы уравновесить весы? -Почему она должна быть именно такой массы? -Как мы уравновесим весы? -Правильно. -Что изображено на картинке под цифрой 2? -Что нас просят авторы сделать в задании? -Что мы узнали, когда прочитали задание? -Как узнать, какая гиря уравновесила весы? - Смотрим на следующее задание. Прочитайте его жужжащим чтением. -Что нам нужно сделать? -Сейчас возьмите ваши тетради в клеточку. Отступите от последней записи одну клеточку вниз. Поставьте точку. *Один ученик выходит работать к доске. Что запишем первым действием? -Верно, тогда чему будет равна масса двух дынь? -Записываем первое действие в тетрадь. 1) 3+3=6 (кг) – масса двух дынь. -Верно, какой следующий шаг? -Тогда какой массы будет гиря? -Записываем второе действие в тетрадь. 2) 6-5=1 (кг) – масса гири. -Отлично! Мы справились с этим заданием. | Находят номер 2, читают задание жужжащим чтением. -Дыня и арбуз. -Уравновесить весы. -Что масса арбуза на 2 кг больше массы дыни. -Нам нужна гиря массой 2 кг. -Потому что арбуз на 2 кг больше дыни. -Поместим на весы рядом с дыней гирю массой 2 кг. -Две дыни, арбуз и гиря. -Узнать, какая гиря привела весы в равновесие. -Что масса одной дыни 3 кг, а масса арбуза 5 кг. -Нужно найти массу двух дынь вместе. Потом из этой массы вычесть массу арбуза, так мы найдем массу гири. *Читают -Нам нужно определить какая гиря привела весы в равновесие, если масса каждой дыни 3 кг, а масса арбуза 5 кг *Начинают работу в тетради. Записывают решение. -Масса одной дыни – 3 кг, для того чтобы найти массу двух дынь нам нужно к 3 кг прибавить ещё 3 кг. -Масса двух дынь будет равна 6 кг. *Записывают -Для того, чтобы узнать массу гири, которая выровняла чаши весов, нам нужно из 6 кг – массы дынь, вычесть 5 кг – массу арбуза. -Масса гири будет равна 1 кг. *Записывают | Предметные: знать новую величину – массу; новую единицу измерения массы – килограмм, его обозначение; уметь проводить измерения массы предметов в килограммах при помощи гирь и весов Метапредметные: Познавательные: проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы; понимать простейшие модели Регулятивные по названию темы формулировать цель, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока Коммуникативные включаться в диалог, в коллективное обсуждение; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Личностные: проявляют способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Задача: закрепление новых знаний и умений | -Сейчас вам необходимо будет выполнить небольшую самостоятельную работу для того, чтобы понять, насколько хорошо вы усвоили сегодняшний материал. -Для этого откройте ваши рабочие тетради на печатной основе на странице 21, найдите номер 2 и поставьте на него пальчик. -Прочитайте задание каждый жужжащим чтением. -Что вам необходимо будет сделать? -Верно, можете приступать к выполнению задания. -Ребята, пора заканчивать выполнение задания. Давайте будем проверять. Возьмите в руки ручку другого цвета и, если у вас будут ошибки, зачеркивайте аккуратно и сверху пишите правильный ответ. -Каким был ваш первый шаг при решении данной задачи? -Почему вы сложили 5 кг и 2 кг? -Значит, какова масса тыквы? -Верно, что вы сделали дальше? -Почему нужно вычитать? -Правильно, и какой у вас получилась масса дыни? -Верно, молодцы. | *Внимательно слушают учителя. *Открывают рабочие тетради на странице 21, находят номер 2 и ставят на него пальчик. *Читают задание жужжащим чтением. -Нам нужно будет узнать массу тыквы. Приступают к выполнению задания. -Сначала мы нашли массу тыквы, сложив 5 кг и 2 кг. -Потому что чаша с тыквой и чаша с двумя гирями, весом 5 кг и 2 кг, уравновешены. -Масса тыквы равна 7 кг. -После этого нужно было найти массу дыни, для этого нужно из 7 кг вычесть 1 кг. -Потому что сказано, что масса дыни на 1 кг меньше массы тыквы. -Масса дыни равна 6 кг. | Предметные: знать новую величину – массу; новую единицу измерения массы – килограмм, его обозначение; уметь проводить измерения массы предметов в килограммах при помощи гирь и весов Метапредметные: Познавательные: проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы; понимать простейшие модели Регулятивные по названию темы формулировать цель, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока Коммуникативные готовность признавать возможность существования различных точек зрения; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Личностные: проявляют способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности |
7. Включение понятия в систему понятий | -Продолжим работу в рабочих тетрадях, откройте их на странице 28, найдите номер 1 и поставьте на него пальчик. -Прочитайте заданием жужжащим чтением. -Что вам необходимо сделать в данном номере? Спрашивает нескольких учеников. -Верно, давайте приступим к выполнению. -Гири какой массы нам представлены? -Верно, каким образом мы сможем взвесить 6 кг яблок с помощью данных гирь? -А какое числовое равенство тогда у нас получится? -Правильно, молодцы. Сейчас давайте взвесим 4 кг муки. Каким образом мы сможем это сделать? -Верно, и какой числовое равенство у нас получится? -Молодцы! Отлично справились с заданием. -Закрываем рабочие тетради, откладываем на край стола. -Вернемся к учебнику на страницу 37. Поставьте пальчик на номер 3. Прочитайте задание. -Что нужно сделать? -Возьмите линейки и найдите длину каждого отрезка. -Кто скажет, чему, равен, первый отрезок? -А второй отрезок? -Значит, на сколько сантиметров длина красного отрезка больше длины синего? -Молодцы. -Закрываем учебники, откладываем на край стола. | *Открывают рабочие тетради на странице 28, находят номер 1. *Читают задание жужжащим чтением. -Нужно с помощью гирь взвесить 6 кг яблок и 4 кг муки, а также записать числовые равенства. -Нам представлены гири массой 5 кг, 3 кг и 2 кг. -Мы можем поставить на чашу весов с яблоками гирю 2 кг, а на противоположную чащу гири массой 5 кг и 3 кг, тогда чаши будут уравновешены. 2+6=5+3 -Нам нужно на чашу с мукой поставить гирю 3 кг, а на противоположную чашу гири массой 5 кг и 2 кг, тогда чаши будут уравновешены. 4+3=5+2. *Закрывают рабочие тетради, откладывают на край стола. *Читают задание. -Нужно измерить отрезки. *Приступают к измерению. -10см. -7 см. -На 3 см. *Закрывают учебники, откладывают на край стола. | Предметные: знать новую величину – массу; новую единицу измерения массы – килограмм, его обозначение; уметь проводить измерения массы предметов в килограммах при помощи гирь и весов Метапредметные: Познавательные: проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы; понимать простейшие модели Регулятивные по названию темы формулировать цель, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока Коммуникативные включаться в диалог, в коллективное обсуждение; готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения Личностные: проявляют способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности |
8. Итог урока (рефлексия учебной деятельности) Задачи: обобщение и выводы по учебной проблеме | -Ребята, что мы сегодня нового узнали? -Как она называется? -Как мы называем единицу измерения, которой измеряем массу? -Как мы обозначаем килограмм? -С помощью чего мы можем измерять массу? -Какие трудности у вас возникли? -Я сейчас выдам вам кружочки, а вы оцените себя на уроке. Если вы все поняли сегодня и у вас нет вопросов, то поднимите зеленое яблочко. Если что-то плохо поняли, и у вас остались вопросы, то поднимите желтое яблочко, а если вообще ничего не поняли и совсем нечего непонятно, то красное | -Мы узнали новую величину -Масса -Килограмм -Числом в одной клеточке, буква К в другой клеточке, и буква Г в следующей -С помощью весов *Ответы детей -Для того, чтобы мы могли быстрее измерять длину, так как сантиметр нам неудобен | Предметные: знать новую величину – массу; новую единицу измерения массы – килограмм, его обозначение; уметь проводить измерения массы предметов в килограммах при помощи гирь и весов Метапредметные: Познавательные: Умеют делать выводы Регулятивные по названию темы формулировать цель, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока Коммуникативные включаться в диалог, в коллективное обсуждение; готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения Личностные: проявляют способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности |