СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт урока по окружающему миру на тему «Происхождение человеческого общества» УМК «Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Окружающий мир. 4 класс. Чудинова Е.В» 4 класс, 2 часть

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать у учащихся представление о происхождении человеческого общества в процессе организации беседы и работы детей в группах

Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока по окружающему миру на тему «Происхождение человеческого общества» УМК «Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Окружающий мир. 4 класс. Чудинова Е.В» 4 класс, 2 часть»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»












Конструкт урока по окружающему миру

на тему «Происхождение человеческого общества»

УМК «Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Окружающий мир. 4 класс. Чудинова Е.В» 4 класс, 2 часть











Выполнила: Худякова Арина Артемовна

Методист: Шура Н.В.

Учитель: Мазакова С.И



Екатеринбург, 2024

Тема: «Происхождение человеческого общества»

Тип: урок открытия нового знания

Перспективная цель: сформировать способность у учащихся к использованию знаний о роли человека в обществе

Актуальная цель: сформировать у учащихся представление о происхождении человеческого общества в процессе организации беседы и работы детей в группах


Задачи:

Обучающая: моделировать ситуации, раскрывающие смысл понятий «скорость сближения» и «скорость удаления», в процессе решения математических задач; закреплять изученный материал: знать единицы измерения времени –секунда, минута, час и их обозначения, знать единицы измерения длины – миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр и их обозначения; формировать представление о скорости сближения как о расстоянии, на которое сблизились два объекта за единицу времени; формировать представление о скорости удаления как о расстоянии, на которое отдалились друг от друга два объекта за единицу времени.

Развивающая: развивать умение планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий; воспринимать и формулировать суждения; аргументированно высказывать свое мнение; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; с помощью учителя формулировать цель; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения; развивать мыслительные операции, память, внимание, математическую речь.

Воспитательная: воспитывать мотивацию учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету «Математика»; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач; воспитывать уважительное отношение к мнению друг друга


Планируемые результаты:

Предметные результаты обучения: моделировать ситуации, раскрывающие смысл «скорости сближения» и «скорости удаления»; различать единицы величин: скорость читать и записывать значения величины; закреплять умение называть числа и результат при вычислении, находить в записи умножения и деления значение неизвестного компонента; решать текстовые задачи на нахождение «скорости», «скорости сближения» и «скорости удаления» используя умножение и деление: выделять условие и требование (вопрос); умеют сравнивать скорости и находить скорость предметов


Метапредметные результаты обучения:

Регулятивные 

  • Самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий

  • Самоконтроль (рефлексия): осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; выбирать и при необходимости корректировать способы действий; находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок; предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения

  • Совместная деятельность: осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их предупреждения.


Познавательные

  • Базовые логические действия: представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой.

  • Базовые исследовательские действия: проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики; понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач

  • Работа с информацией: находить и использовать для решения учебных задач текстовую информацию; формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи

Коммуникативные

  • Общение: конструировать утверждения, проверять их истинность; использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи; комментировать процесс вычисления, построения, решения; объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии; в процессе диалогов по обсуждению изученного материала – задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения; ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные


Личностные результаты обучения: осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития, способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их; применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат; применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям; работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность своих силах при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности; характеризовать свои успехи в изучении математики, стремиться углублять свои математические знания и умения, намечать пути устранения трудностей; пользоваться разнообразными информационными средствами для решения предложенных и самостоятельно выбранных учебных проблем, задач.


Оборудование: учебник, дидактический материал, тетради

Тип урока: открытие нового знания

Вид урока: комбинированный

Принципы: принцип деятельности, принцип комфортности, принцип целостного представления о мире.

Методы, приемы: репродуктивный метод, объяснительно-иллюстративный метод, частично-поисковый метод (эвристический).

Литература:

  • ФГОС НОО от 31.05.2021г. N-286;

  • Примерная рабочая программа начального общего образования – математика;

  • УМК «Математика Александрова Э.И. (1-4) (система Эльконина-Давыдова)» 4 класс, 2 часть





Конструкт урока

Этапы урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)

1. Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности


Задача: подготовка учащихся к работе на уроке

- Здравствуйте ребята! Меня зовут Арина Артемовна. Сегодня проведу у вас урок математики. Проверим готовность к уроку! На парте должен лежать учебник. Поднимете его.

– Теперь поднимите рабочую тетрадь.

– Поднимите свой пенал.

– Возьмите в руки дидактический материал.

– Молодцы! Всё проверили.

- Кто готов, поставьте руку на локоток. Так я буду видеть вашу готовность к уроку.

-Ребята, давайте начнем урок с повторения. Что мы с вами на прошлом уроке проходили? О каком понятии говорили?

-Что такое скорость?


-Какой латинской буквой у нас обозначается скорость?

-Какие единицы измерения расстояния вы знаете? В чем мы его измеряем?

-С какими величинами у нас связана скорость?

-Молодцы! Знание этого материала поможет нам сегодня на уроке.

*Здороваются





*Проверяют







-Мы говорили о скорости


-Скорость – это расстояние, пройденное в единицу времени

-Скорость обозначается латинской v


-Мы измеряем км/ч, км/мин, м/ч, м/мин, м/сек

-С длинной и временем


Предметные:

различать единицы величин

Личностные:

Положительный настрой на учебную деятельность

Метапредметные:

Регулятивные: проверять готовность к уроку, организованность, аккуратность

Коммуникативные: включаться в диалог, в коллективное обсуждение; готовность слушать собеседника и вести диалог

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном учебном действии)


Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы

-Давайте с вами откроем тетрадочки. Отступаем 4 клеточки вниз и посередине пишем число. Отступаем 2 клетки вниз и также посередине пишем «классная работа». Возьмите карточки, которые лежат перед вами. Что вы на них видите?


Задача 1.

Ира прошла 15 км за 3 ч, а Петя – 16 км за 4ч. У кого из ребят скорость больше и на сколько?

Задача 2.

Когда турист прошел четвертую часть всего пути, то ему осталось пройти 9 км. С какой скоростью шел турист, если на весь путь он потратил 3 ч?


-Да, вам сейчас нужно будет решить эти задачи, а именно начертить схему и записать решение. Один человек решает у доски. Итак, пишем в тетради «Задача 1» по центру. Прочитаем задачу про себя.

-Выделим условие задачи


-Выделите вопрос задачи


-Для того, чтобы решить задачу, давайте начертим схему

-Проговорим еще раз условие и вопрос задачи

-Скажите, можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

-Почему?


-Итак, что нам нужно узнать сначала?


-Что мы узнаем потом?



-Что сказано по условию задачи?


-Начинаем решать. Что мы узнаем в первом действии?

-Как мы узнаем скорость каждого за 1 час? Что мы должны сделать?




-Что мы получили в первом действии?


-Что мы делаем во втором действии?



-Как мы определим у кого больше скорость?



-Что мы сделаем, чтобы узнать на сколько скорость Пети больше скорости Иры?

-Что мы получили?

-Это мы что нашли?


-Какой запишем ответ?


-Записываем дальше «Задача 2». Прочитайте ее про себя

-Проговорите еще раз условие задачи


-Какой вопрос стоит в задаче?


-Для решения, давайте начертим схему к задаче

-Еще раз проговорим условие и вопрос

-Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему?

-Что нам нужно сначала узнать?


-Дальше, что узнаем?


-Следующим шагом что будет?

-И потом что сделаем?

-Что сказано по условию задачи?



-Начинаем решать. Что мы узнаем в первом действии?

-Как мы это узнаем?



-Что мы узнали?


-Что узнаем во втором действии?


-Как нам узнать сколько он прошел?






-Как мы узнаем это расстояние?


-Что мы будем далее делать?

-Как мы это сделаем?



-Это мы что нашли?

-Что теперь нам нужно сделать?

-Что мы для этого будем делать?



-Это мы что нашли?

-Какой будет ответ?

-Молодцы! Какие мы с вами формулы, связывающие время, скорость и расстояние мы знаем?

-Назовите формулу нахождения скорости

-Назовите формулу нахождения расстояния

-Назовите формулу нахождения времени

-Ребята, мы сейчас с вами работали с задачами. Как мы их называем/классифицируем правильно?

-Верно. Как вы думаете, а есть ли у нас с вами еще какие-либо задачи на движение?

-Хотите узнать их?

-Тогда давайте проведем эксперимент. Для этого мне нужны два добровольца.

-Итак, ребята, встаньте напротив друг друга и отойдите на максимальное расстояние. Давайте представим, что вы два пешехода и идете на встречу друг другу. Итак, повернитесь к друг другу лицом, и сейчас вы одновременно начнете двигаться на встречу друг другу. Давайте сначала ответим на вопрос, что значит одновременно?


-А что значит навстречу?


-Верно. А кто знает, как называется движение, когда объекты движутся на встречу друг другу?

-Давайте представим, что вы двигаетесь с одинаковой скоростью. Итак, я считаю, вы на каждый мой счет делаете один шаг. Начинайте движение.

-Где вы встретились?

-Почему именно посередине пути?


-Верно. Давайте теперь развернетесь спиной друг к другу. Сейчас вы также начнете двигаться одновременно, но уже друг от друга. Ребята, как мы можем назвать такое движение, когда пешеходы удаляются друг от друга на какое-либо расстояние?

-Начните сейчас также по моему сигналу двигаться с одинаковой скоростью друг от друга, я также вам буду считать Начинаем.

-Что мы можем увидеть, на какое расстояние ребята удалились друг от друга?

-Почему?


-Хорошо. Как вы думаете, как нам нужно действовать, какой способ использовать, чтобы найти скорость, с которой ребята вместе либо сближаются друг к другу, либо удаляются друг от друга?

-В чем возникло затруднение?




-Почему вы не смогли это сделать?

-Что нам нужно сделать, чтобы выйти из затруднения?



-Что нам поможет?


*Открывают, записывают



-Мы видим 2 задачи

















*Читают

-Нам дано условие, что Ира прошла 15 км за 3 часа, а Петя – 16 км за 4 часа

-У кого из ребята скорость больше и на сколько


*Чертят

*Проговаривают

-Нет


-Потому что мы не знаем какова скорость каждого из ребят в час

-Сначала нам нужно узнать сколько км в час проходит каждый

-Потом мы узнаем на сколько скорость одного из ребят больше, чем скорость другого

-Сказано, что Ира прошла 15 км за 3 ч, а Петя – 16 км за 4 часа

-Мы узнаем, скорость каждого из ребят за 1 час

-Мы должны разделить сколько всего прошел каждый, на его количество времени, которой он затратил. 15:3=5км/ч – прошла Ира. 16:4 = 4 км/ч – прошел Петя

-Мы получили скорость Иры – 5 км/ч и скорость Пети – 4 км/ч

-Во втором действии нам нужно узнать у кого из ребят скорость больше и на сколько

-Сравним числа. 3

-Мы из большей скорости вычтем меньшую. 4-3=1км/ч

-Мы получили 1 км/ч

-Мы нашли, что на 1 км/ч скорость Пети больше, чем скорость Иры

-Ответ: у Пети скорость больше, чем у Иры на 1 км/ч

*Читают. Один человек выходит к доске


-Когда турист прошел четвертую часть всего пути, ему осталось пройти 9 км

-С какой скоростью шел турист, если на весь путь он потратил 3 ч

*Чертят


*Проговаривают

-Нет, потому что мы не знаем его весь путь и сколько км он уже прошел

-Нам сначала нужно узнать, сколько осталось пройти туристу

-Далее мы узнаем какое расстояние он уже прошел

-Мы узнаем весь его путь

-Узнаем скорость туриста

-По условию задачи сказано, что турист прошел четвертую часть всего пути и ему осталось пройти 9 км

-Мы узнаем, сколько туристу осталось пройти

-Так как мы знаем, что турист прошел четвертую часть пути, значит осталось еще три таких же. 4-1=3

-Мы узнали, что осталось пройти 3 таких же части пути

-Мы узнаем какое расстояние турист уже прошел

-Мы знаем, что туристу нужно осталось пройти 9 км и при этом еще 3 одинаковые части пути. Мы можем все расстояние туриста, разделить на все три части и получим расстояние, которое проходит турист за 1 часть пути

-Мы 9 разделим на 3 и получим 3 км – турист проходит 1 часть пути

-Мы узнаем весь путь туриста

-Мы можем к расстоянию, которое нам осталось пройти прибавить расстояние, которое он уже прошел. 9+3=12 км

-Мы нашли весь путь туриста

-Нам нужно найти скорость туриста

-Мы весь путь разделим на расстояние, которое проходит турист за 1 часть пути. 12:3=4км/ч

-Мы нашли скорость туриста

-Ответ: турист шел со скоростью 4км/ч

-Мы знаем формулы нахождения расстояния, времени, скорости


- v=s:t

- s=t*v

- t=s:v


-Задачи на движение


-Есть/возможно


-Да

*Два человека выходят к доске









-Одновременно – в одно и то же время начать движение

-Это значит по направлению к чему-либо/кому-либо


-Встречное движение



*Дети идут навстречу друг другу




-Мы встретились по середине

-Потому что мы двигались с одинаковой скоростью






-Удаление


*Дети удаляются друг от друга


-На одинаковое


-Потому что они шли с одинаковой скоростью




-Мы не знаем


-В выборе способа, который поможет нам узнать скорость, с которой ребята сближались друг к другу или удалялись друг от друга

-Потому что мы этого не проходили

- Подумать, как выйти из затруднения и узнать, как найти общую скорость объектов, которые сближаются к друг другу или удаляются друг от друга и

-Знания учителя, одноклассники, учебник

Предметные:

различать единицы величин: скорость читать и записывать значения величины Метапредметные:

Познавательные:

проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы

Коммуникативные:

включаться в диалог, в коллективное обсуждение; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

 проявляют познавательный интерес, активность, инициативность в ходе учебной деятельности и аккуратность в процессе выполнения практических заданий


3. Действие целеполагание

(Так как в учебнике нет отдельной темы с данными понятиями, предлагаем посмотреть на доску)

-Посмотрите на доску и прочитайте тему про себя

-Какая у нас тема?


-Что мы можем выделить исходя из темы? С какими видами скорости будем работать, как они правильно называются?

-Как вы думаете, какая цель у нас будет на уроке? Что мы должны сделать?




-Давайте посмотрим на доску и поставим личностные цели в правильном порядке




*Читают


-«Что такое скорость сближения и скорость удаления?»

-Мы будем работать со скоростью сближения и скоростью удаления


- Познакомиться с видами скорости, которые показывают расстояние, пройденное двумя объектами навстречу друг другу или на которое удалились объекты за единицу времени

- Мы узнаем, что такое скорость сближения и скорость удаления

- Мы узнаем новые формулы для вычисления новых видов скоростей

- Мы научимся решать задачи на нахождение скорости сближения и скорости удаления

Метапредметные:

Регулятивные:

по цели формулировать название темы урока, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока; планировать деятельность.;

Коммуникативные:

воспринимают и формулируют суждения

4. Построение и реализация проекта выхода из затруднения


Задача:

решение ситуации затруднения

-Ребята, для того, чтобы лучше разобраться, что такое скорость сближения и скорость удаления, мне понадобятся опять два человека. Итак, сейчас ваша задача двигаться друг другу на встречу. Вы будете двигаться в единицах в секунду, а ваша единица - шаг. У одного из вас будет 2 шага в секунду, другой делает 1 шаг в секунду. Задача класса определить, какое это движение, что происходит с расстояниями между ребятами, на сколько уменьшается расстояние между ними. Начинаем. Стоп. Присаживайтесь

-Итак, ребята, какое у нас движение?

-Что мы можем сказать о расстоянии между ребятами, когда они шагали

-На сколько единиц оно уменьшалось?

-Почему вы так решили?





-Ребята, с какой скоростью мы сейчас работаем?

-Верно. Какой мы можем сделать вывод, что такое скорость сближения?


-Да. Давайте еще раз проговорим, как мы будем считать ее. Что мы сделаем, чтобы ее найти?

-Как вы думаете, какую формулу мы можем с вами написать для скорости сближения? Обозначим скорость первого – v1, скорость второго – v2, а скорость сближения обозначим – Vсбл. Запишите ее

-Верно. Теперь давайте рассмотрим скорость удаления. Итак, еще два человека нужны. Сейчас вы будете делать то же самое, только не навстречу, а наоборот на удаление друг от друга. Итак, у одного из вас будет 2 шага в секунду, другой делает 1 шаг в секунду. Задача класса определить, какое это движение, что происходит с расстояниями между ребятами, на сколько уменьшается расстояние между ними. Начинаем. Стоп. Присаживайтесь

-Что мы можем сказать о движении ребят?

-Что мы можем сказать о расстоянии, когда ребята шагали?

-Почему?



-На сколько единиц расстояние между ребятами увеличивается с каждой секундой?

-Как вы это определили?





-О какой скорости идет речь?

-Как мы можем сказать, что такое скорость удаления?


-Давайте еще раз проговорим, как мы будем считать скорость удаления

-Как вы думаете, какую формулу мы можем с вами написать для скорости удаления? Запишите ее к себе в тетрадь по аналогии первой

-Молодцы!

*Выходят два человека,выполняют задание учителя








*Следят за происходящим, оценивают скорость сближения



-Встречное


-Оно уменьшалось

-Расстояние уменьшалось на 3 единицы

-Так как один делает 2 шага в секунду, второй 1 за это же время, следовательно вместе они делают 3 шага за одну секунду, значит и с каждой секундой расстояние уменьшается на 3 единицы

-Со скоростью сближения


-Скорость сближения — это расстояние, на которое сближаются движущиеся предметы в единицу времени.

-Мы сложим скорость двух предметов/ребят в единицу времени


-Мы можем написать Vсбл=V1+V2






*Выходят два человека,выполняют задание учителя





*Следят за происходящим, оценивают скорость сближения




-Оно на удаление друг от друга

-Расстояние становилось больше


-Потому что ребята делают шаги друг от друга и расстояние между ними увеличивается

-Увеличивается на 3 единицы в секунду


-Так как один делает 2 шага в секунду, второй 1 за это же время, следовательно вместе они делают 3 шага за одну секунду, значит и с каждой секундой расстояние увеличивается на 3 единицы

-О скорости удаления

-Расстояние, на которое объекты удаляются друг от друга за определенную единицу времени

-Мы сложим скорость двух предметов/объектов в единицу времени



-Мы можем написать Vуд=V1+V2

Предметные:

моделировать ситуации, раскрывающие смысл «скорости сближения» и «скорости удаления»; различать единицы величин: скорость читать и записывать значения величины; закреплять умение называть числа и результат при вычислении, находить в записи умножения и деления значение неизвестного компонента; решать текстовые задачи на нахождение «скорости», «скорости сближения» и «скорости удаления» используя умножение и деление: выделять условие и требование (вопрос); умеют сравнивать скорости и находить скорость предметов Метапредметные:

Познавательные:

делать выводы; понимать простейшие модели

Регулятивные

по названию темы, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока

Коммуникативные

включаться в диалог, в коллективное обсуждение; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.


5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи


Задача: тренировать способность учащихся к проговариванию изученного содержания во внешней речи

-Сейчас будем выполнять задачу на карточках. Один человек работает у доски, остальные у себя в тетрадях. Итак, сначала читаем задание.

-Что нам нужно сделать?


-Итак, давайте проговорим условие еще раз






-Выделите вопрос задачи. Что нужно сделать?


-Сначала давайте определим какая из данных схем нам подходит?

-Почему?



-Давайте составим краткое условие

-Итак, чтобы решить, давайте еще раз выделим условие задачи и вопрос




-Что нам сначала нужно узнать?


-Что будем делать потом?


-Итак, что нам сказано по условию задачи?





-Начинаем решать. Что узнаем в первом действии?

-Что значит найти скорость сближения?



-Как будем искать скорость сближения? Что запишем?

-Что получим?


-Что будем делать во втором действии?


-Как мы узнаем расстояние? Что мы должны сделать?

-Что мы получили?

-Это что мы нашли?

-Какой ответ будет?


-Верно. Какую скорость в этой задаче мы определяли?

-Поработаем со следующей задачей. Переверните карточки. Прочитайте задание про себя. Что нам нужно сделать?


-Один человек у доски работает. Давайте выделим условие задачи




-Какой вопрос в задаче стоит?


-Сначала давайте определим какая из данных схем нам подходит?

-Почему?



-Давайте составим краткое условие

-Итак, чтобы решить, давайте еще раз выделим условие задачи и вопрос






-Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос? Почему?

-Что нам сначала нужно узнать?


-Что будем делать потом?



-Итак, что нам сказано по условию задачи?

-Начинаем решать. Что узнаем в первом действии?

-Что значит найти скорость удаления?



-Как будем искать скорость удаления? Что запишем?

-Что получим?


-Что будем делать во втором действии?


-Как мы узнаем расстояние? Что мы должны сделать?

-Что мы получили?

-Это что мы нашли?


-Какой ответ будет?


-Верно. Какую скорость в этой задаче мы определяли?

*Читают




-Нам нужно выбрать подходящую схему, составить краткую запись и решить задачу

-Из двух городов одновременно вышли навстречу друг другу два поезда. Скорость одного - 60км/ч, другого - 68км/ч. Встреча этих поездов произошла через 4 часа

-Нужно найти расстояние между городами.

-Нам подходит вторая (правая) схема


-Потому что на ней верно указано движение - навстречу, время через которое они встретятся.

*Составляют, объясняют

-Нам дана скорость первого поезда- 60км/ч и второго -68км/ч, которые вышли на встречу друг другу. Через 4 часа они встретятся. Вопрос: какое расстояние между городами

-Сначала нам нужно узнать скорость сближения поездов

-Потом найдем расстояние по привычной нам формуле: s=v*t

-Из двух городов одновременно вышли навстречу друг другу два поезда. Скорость одного - 60км/ч, другого - 68км/ч. Встреча этих поездов произошла через 4 часа

-Узнаем скорость сближения поездов


-Значит нужно сложить скорости двух объектов, которые сближаются за единицу времени

-Vсбл=v1+v2=68+60=128


-Получим 128 км/ч - скорость сближения поездов

-Нам нужно узнать, чему равно расстояние между городами

-Нам нужно скорость - 128км/ч умножить на 4 часа

-Мы получили 512 км

-Расстояние между городами

-Ответ: между городами расстояние будет 512км

-Мы определяли скорость сближения


*Читают

-Нам нужно выбрать подходящую схему, составить краткую запись и решить задачу

-С одного аэродрома вылетели два самолета одновременно в противоположных направлениях. Скорость одного - 600км/ч, другого - 720км/ч.

-На каком расстоянии находились самолеты друг от друга через 3 часа

-Нам подходит вторая (правая) схема


-Потому что на ней верно указано движение - удаление друг от друга, время, точка удаления одинаковая

*Составляют, объясняют

-С одного аэродрома вылетели два самолета одновременно в противоположных направлениях. Скорость одного - 600км/ч, другого - 720км/ч. Вопрос: На каком расстоянии находились самолеты друг от друга через 3 часа

-Нет, потому что не знаем их скорость удаления друг от друга

-Сначала нужно узнать скорость удаления самолетов друг от друга

-Потом найдем расстояние на которое удалились самолеты друг от друга через 3 часа

*Проговаривают

-В первом действии узнаем скорость удаления самолетов

-Значит нужно сложить скорости двух объектов, которые удаляются друг от друга за единицу времени

-Vуд=v1+v2=600+720=1320км/ч


-Получим 1320км/ч - скорость удаления самолетов

-Нам нужно узнать чему равно расстояние между самолетами через 3 часа

-Нам нужно скорость - 1320км/ч умножить на 3 часа

-Мы получили 3960 км

-Расстояние между самолетами через три часа

-Ответ: между самолетами через 3ч расстояние будет 3960км

-Скорость удаления

Предметные:

моделировать ситуации, раскрывающие смысл «скорости сближения» и «скорости удаления»; решать текстовые задачи на нахождение «скорости», «скорости сближения» и «скорости удаления» используя умножение и деление: выделять условие и требование (вопрос); умеют сравнивать скорости и находить скорость предметов Метапредметные:

Познавательные:

проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы; понимать простейшие модели

Регулятивные

по названию темы формулировать цель, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока

Коммуникативные

включаться в диалог, в коллективное обсуждение; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные:

проявляют способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности


6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону


Задача: закрепление новых знаний и умений


-Сейчас я предлагаю вам самостоятельно решить №209 на странице 125 и выполнить у себя в тетрадях. Ваша задача начертить схем к задаче, составить краткую запись и решить задачу.

-Итак, давайте проверим схему, краткую запись и решение задачи по эталону. Возьмите зеленый карандаш и оцените себя. Ставим один «+», если построена правильно схема, ставим второй «+», если правильно составлена краткая запись и, ставим третий «+», если решение верно и ответ правильный. Если есть хоть одна ошибка, ставим «-»

-Хорошо, поднимите руки те, у кого нет ошибок?

-Теперь. Поднимите руки те, у кого есть ошибки? Сколько? В чем ошиблись?

-Вы тоже молодцы, будем отрабатывать дальше, ведь мы только начали изучать виды скорости






*Выполняют задание у себя в тетрадях












*оценивают себя








*Поднимают руки те, у кого нет ошибок


*Поднимают руки те, у кого есть ошибки

*Отвечают

Предметные:

Знать виды скорости - «скорость сближения» и «скорость удаления»; решать текстовые задачи на нахождение «скорости», «скорости сближения» и «скорости удаления» используя умножение и деление: выделять условие и требование (вопрос); умеют сравнивать скорости и находить скорость предметов Метапредметные:

Познавательные:

проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы; понимать простейшие модели

Регулятивные

по названию темы формулировать цель, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока

Коммуникативные

готовность признавать возможность существования различных точек зрения; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные:

проявляют способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

7. Включение понятия в систему понятий



-Перейдем к номеру 214. Прочитайте его про себя.

-Что нам нужно сделать?



-Итак, давайте возьмем пару под номерами 1 и 2. Перечертите схемы к себе в тетрадь. Давайте придумаем к 1 схеме задачу, но сначала определим, что нам известно и составим краткую запись. Один человек работает у доски. Что мы можем сказать о первой схеме, что нам дано?


-Что нам неизвестно? Делайте краткую запись

-Давайте придумаем задачу к этим условиям






Итак, чтобы решить, давайте еще раз выделим условие задачи и вопрос

-Что нам сначала нужно узнать?


-Что будем делать потом?


-Итак, что нам сказано по условию задачи?





-Начинаем решать. Что узнаем в первом действии?

-Как будем искать скорость сближения? Что запишем?

-Что будем делать во втором действии?


-Как мы узнаем расстояние? Что мы должны сделать?

-Это что мы нашли?

-Какой ответ будет?

-Посмотрим на 2 схему. Запишите сами себе также краткое условие. Один человек работает у доски

-Давайте придумаем задачу





-Объясните сами как будем решать по действиям


-Проговорим еще раз условие задачи и начинаем решать.


-Далее, что делаем?



-Что мы нашли?


-Какой будет ответ?

*Читают


-Нам нужно по схемам составить задачи и краткую запись к ним. Решить их попарно

*Чертят






-Нам дана скорость двух объектов и время, через которое они встретятся

-Неизвестно расстояние

-Например: навстречу друг другу из разных городов выехали два автомобиля. Один со скоростью 75км/ч, второй ехал со скоростью – 90км/ч. Какое расстояние между городами, сели они встретились через пять часов?

*Проговаривают


-Сначала нам нужно узнать скорость сближения автомобилей

-Потом найдем расстояние между городами

- Навстречу друг другу из разных городов выехали два автомобиля. Один со скоростью 75км/ч, второй ехал со скоростью – 90км/ч -Узнаем скорость сближения поездов

-Узнаем скорость сближения поездов



-Vсбл=v1+v2=90+75=165км/ч. Получим 165 км/ч - скорость сближения поездов

-Нам нужно узнать, чему равно расстояние между городами

-Нам нужно скорость - 165км/ч умножить на 5 часов. Мы получили 825 км

-Расстояние между городами

-Ответ: между городами расстояние будет 825км

*Записывают


-Из одного города в противоположных направлениях выехали два автомобиля. Скорость первого – 75км/ч, скорость второго – 90 км/ч. Найдите расстояние между автомобилями через 5 часов

-Сначала мы найдем скорость удаления автомобилей, затем узнаем расстояние между автомобилями

-В первом действии мы узнаем скорость удаления автомобилей друг от друга. Для этого: Vуд=v1+v2=90+75=165км/ч

-Узнаем, чему равно расстояние между автомобилями. Для этого мы 165 умножаем на 5 часов, получим 825 км

-Мы нашли расстояние между автомобилями через 5 часов

-Расстояние между автомобилями через пять часов составляем 825 км

Предметные:

решать текстовые задачи на нахождение «скорости», «скорости сближения» и «скорости удаления» используя умножение и деление: выделять условие и требование (вопрос); умеют сравнивать скорости и находить скорость предметов Метапредметные:

Познавательные:

 проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы; понимать простейшие модели

Регулятивные

по названию темы формулировать цель, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока

Коммуникативные

включаться в диалог, в коллективное обсуждение; готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения 

Личностные:

проявляют способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности


8. Итог урока (рефлексия учебной деятельности)


Задачи: обобщение и выводы по учебной проблеме

-Какая у нас сегодня была тема?


- Какую цель мы ставили в начале урока?





- Как мы называем скорость, при которой объекты движутся навстречу друг другу?

- Как мы называем скорость, при которой объекты отдаляются друг от друга?

- Посредством, каких задач мы достигли нашей цели?





- Мы выполнили все задачи?

- Где в повседневной жизни нам пригодится новое знание?

- Какие трудности возникали?

-Давайте оценим себя на уроке. Это называется рефлексивная мишень. Оцените себя каждый. Выберите сектор, который вам ближе на сегодняшнем уроке и раскрасьте ту полосочку, на которой вы себя ощущаете на этом уроке. Чем ближе к центру, тем ваша работа и эмоциональное состояние было лучше.

-Скорость сближения и скорость удаления

- Познакомиться с видами скорости, которые показывает расстояние, пройденное двумя объектами навстречу друг другу или на которое удалились объекты за единицу времени


-Скорость сближения


-Скорость удаления

- Мы узнали, что такое скорость сближения и скорость удаления, новые формулы для вычисления новых видов скоростей, научились решать задачи на нахождение скорости сближения и скорости удаления

-Да

-В нахождении скорости


*Ответы детей

Предметные:

знать виды скорости - «скорость сближения» и «скорость удаления»; решать текстовые задачи на нахождение «скорости», «скорости сближения» и «скорости удаления» используя умножение и деление: выделять условие и требование (вопрос)

Метапредметные:

Познавательные:

 Умеют делать выводы

Регулятивные

по названию темы формулировать цель, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока

Коммуникативные

включаться в диалог, в коллективное обсуждение; готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения 

Личностные:

проявляют способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

9. Инструктаж по выполнению домашнего задания

Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способ выполнения домашнего задания

-Вашим домашним заданием будет №213. Вам нужно будет также придумать задачи к оставшимся парам. Чертите схему, составляете краткую запись и решаете. Обязательно прописываем пояснения и ответ.
















Карточка 1

Задача 1.

Ира прошла 15 км за 3 ч, а Петя – 16 км за 4ч. У кого из ребят скорость больше и на сколько?

Задача 2.

Когда турист прошел четвертую часть всего пути, то ему осталось пройти 9 км. С какой скоростью шел турист, если на весь путь он потратил 3 ч?









Карточка 2

Из двух городов одновременно вышли навстречу друг другу два поезда. Скорость одного - 60км/ч, другого - 68км/ч. Встреча этих поездов произошла через 4 часа. Найдите расстояние между городами.

С одного аэродрома вылетели два самолета одновременно в противоположных направлениях. Скорость одного - 600км/ч, другого - 720км/ч. На каком расстоянии находились самолеты друг от друга через 3 часа


Рефлексия