1.Метод организации учебно-познавательной деятельности (Метод получения новых знаний: рассказ, беседа, объяснение, упражнение)
2. Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности (Метод формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогического требования)
3.Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей (Постановка проблемной ситуации).
1.Методы формирования социального опыта детей (пример).
2.Метод осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения (беседа, рассказ).
3.Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательной процессе (создание ситуации успеха).
Этапы урока, задачи | Методы и приемы обучения и воспитания | Деятельность учителя, обучающихся | Планируемый результат |
1.Мотивация к учебной деятельности. Задача: мотивировать, эмоционально настроить обучающихся на предстоящую деятельность. | Метод получения новых знаний: беседа, художественное слово | - Здравствуйте, ребята! - Мы сегодня с вами опять будем открывать новые знания. А для того, чтобы нам легко их было открывать, нам нужно на урок: Хорошее настроение. Знания и умения. Верные друзья. Ответы полные давайте! И на уроке не зевайте! | Проявляют регулятивные УУД: волевая саморегуляция коммуникативные УУД: умение слушать |
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Задача: совместно с детьми сформулировать тему и цели урока через проблемную ситуацию. | Метод получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация; Метод выработки учебных умений и накопления опыта: Упражнение Постановка проблемной ситуации. | -На предыдущем уроке, какое у Вас было домашнее задание? -Скажите пожалуйста, какие добрые дела вы успели совершить? (ответы детей) -Я рада, что мы с Вами стали чуточку добрее и кошелек с нашими добрыми делами пополнился. -А сейчас ребята, вы должны расшифровать тему урока. Чем же сегодня на уроке мы будем заниматься? (на доске тема урока написала в зеркальном отражении) -Молодцы! Какие Вы смышлёные! Тема: Долг, свобода, ответственность, учение и труд. | Проявляют регулятивные УУД: контроль, оценка, волевая саморегуляция познавательные УУД: логические – анализ, обобщение, формулирование проблемы коммуникативные УУД: умение строить речевое высказывание |
3.Решение проблемы. Задача: спланировать задачи урока, найти ответ на них. | Метод получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация; Метод выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение. Постановка проблемной ситуации | - На этом уроке мы будем говорить об очень важных, но непростых понятиях. -Узнаем, как эти понятия рассматриваются в мировых религиях, и составим таблицу. (выдать листочки, чертим таблицу) -Ребята, с какого понятия мы начнем наш урок? (долг) Долг – круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения. (примеры долга: родительский долг, профессиональный долг, моральный долг, денежный долг) -Запишем в таблицу. -Долг проявляется во всех религиях. У каждого человека есть свой долг – круг обязанностей, которые необходимо выполнить независимо от своих желаний. -Какое следующие понятие мы рассмотрим? (свобода) Свобода – это способность человека определять своё поведение с учётом законов природы и общества. - Христианство, ислам и иудаизм говорят том, что человек внутренне свободен. Конечно, на него влияют самые разные внешние обстоятельства: окружающая среда, условия жизни, политическая обстановка, его образование и т.д. Но всё-таки в конечном итоге человек сам имеет возможность выбирать тот или иной путь, только он решает, поверит он Богу или нет. - При этом в душе человека есть помощник, которого верующие считают своего рода голосом Бога. Этот голос может быть тихим, мы можем его не слушать, но он всегда с нами, это голос совести. Очень важно научиться слышать голос совести и слушать его. - А теперь запишем в таблицу. -Христианство, ислам, иудаизм утверждают: человек является свободным, сам выбирает тот или иной путь. Но в душе у человека есть голос (совесть) важно его слышать. Какое следующие понятие рассмотрим? (ответственность) Ответственность – необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчёт о своих действиях, поступках. (примеры ответственности) - Родители несут ответственность за детей, а дети – за порученные им дела. Люди отвечают не только друг за друга, но и за всё, что их окружает, в том числе и за природу. - Запишем в таблицу. Ответственность проявляется во всех религиях. Человек должен заботиться о Земле, растениях и животных. | Проявляют регулятивные УУД: контроль, волевая саморегуляция, планирование, коррекция познавательные УУД: общеучебные - умение структурировать знания, умение на основе анализа объектов делать выводы; моделирование, рефлексия способов действия; логические – анализ, синтез, обобщение, построение логической цепи рассуждения коммуникативные УУД: умение строить речевое высказывание |
4. Физминутка Задача: снять напряжение, увеличить продуктивность работы через смену видов деятельности. | По источнику получения знаний: словесные(объяснение) | -А теперь физминутка, а проведет ее Арина. «______» | Проявляют Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью |
5.Первичное закрепление Задача: найти решение на поставленные задачи | Метод получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация; Метод выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение. Методы формирования социального опыта: пример | -Ребята, какие понятия мы с Вами уже рассмотрели? (долг, свобода, ответственность) -Какие еще остались понятия? (труд и учение) - Труд – основной долг верующего. - Христианство не разделяет работу на «чёрную» и «белую». Оно только требует, чтобы труд был честен и приносил пользу. -Ребята, я хочу Вам рассказать о труде Сергия Радонежского. -Посмотрите, как на картине Михаил Нестеров изобразил его. -Ребята, скажи, мы разбираем с вами понятие труд, почему в пример я хочу показать Вам Сергия Радонежского? -Ребята, сейчас мы с Вами разделимся на пять групп. (рассаживаемся) -Ребята, слушайте внимательно, каждая группа должна придумать вопрос по картине и задать его стоящей перед собой группе. Ваш вопрос так же может происходить от лица персонажей изображенных на картине. -Вопросы могут быть из разных категорий, которые вы можете видеть на доске. 1. По описанию внешности 2. По описанию его позы, жестов, мимики. 3. Его роль среди других персонажей. Определение места героя среди других персонажей. 4. Авторское отношение к герою. -Ребята, как вы думаете кто главный герой картины? Объясните. -Сергий подавал во всем пример. Сам рубил, таскал бревна, носил воду в двух водоносах в гору, пек хлебы, варил пищу, кроил и шил одежду, плотничал. -Летом и зимой ходил в той же одежде, ни мороз его не брал, ни зной. Телесно, несмотря на скудную пищу, был очень крепок, «имел силу противу двух человек». -За смирение, молитву, любовь к братии и неустанные труды Господь наделил Сергия даром совершать чудеса: он воскресил умершего мальчика, исцелял больных, в безводном месте извел из земли источник воды и др. чудеса... -Своей молитвенной и подвижнической жизнью, кротостью и добротой Преподобный Сергий стал известен по всей Руси. Не только простые люди, но и князья приходили к нему за советом и просили молитв и помощи в государственных делах. -Молитва за себя и других- это тоже труд. Ислам призывает занимать активную позицию и выполнять своё предназначение: завести семью, родить детей, трудиться. Иудаизм учит почитать труд и порицает (неодобрение) всякое праздное удовольствие, праздность. Буддизм запрещает монахам трудиться, они обязаны жить только подаянием. А мирянам положено трудиться, но так, чтобы обеспечить лишь свой жизненный минимум. | Проявляют Познавательные УУД (умение на основе анализа объектов делать выводы; умение оформлять свои мысли в устной форме) Регулятивные УУД (умеют делать выводы в результате совместной работы класса и учителя) Коммуникативные УУД (умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами) |
6.Организация самостоятельной деятельности. Задача: проверить уровень усвоения пройденного материала. | Метод получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация; Метод выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение. | Игра «Собери пословицы» (на доске весят разбросанные пословицы, детям работая в маленьких группах нужно составить пословицы) Правила: та группа, которая собрала всю пословицу, выставляет её на магнитную доску и т.д. Учение – это значит усваивать какие-нибудь знания, навыки; приобретать опыт. -Итак, мы заполнил с Вами всю большую таблицу. Кто не работает, | тот не ест. | На чужой каравай рот не разевай, | а пораньше вставай да свой затевай. | Что посеешь, | то и пожнёшь. | Без труда не вытащить | и рыбку из пруда. | Лучше день подумать, | чем целую неделю трудиться впустую | Кто любит трудиться, | тому без дела не сидится. | | Проявляют Личностные УУД : демонстрируют мотивацию к целенаправленной деятельности Регулятивные УУД: демонстрируют способность к волевому усилию, навыки самоконтроля, умение планировать собственную деятельность Познавательные УУД: демонстрируют навыки анализа. Коммуникативные УУД: демонстрируют умение слушать и понимать других, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение планировать сотрудничество с учителем и сверстниками. |
7.Информация о домашнем задании Задача: дать информацию о домашнем задании | Метод получения знаний: беседа, объяснение | - Ребята, дома вам нужно пополнить свою галерею образов. Это картины состоит в трилогии картин, написанных автором. Вам нужно найти оставшиеся две картины и ответить на вопрос -Почему художник написал трилогию по трудам Преподобного Сергия Радонежского? Что его на это сподвигло? -Кому не понятно домашнее задание? | Проявляют Познавательные УУД: умение извлекать информацию из текста |
8. Рефлексия учебной деятельности. Задача: организовать самооценку деятельности, осознание изученного алгоритма. | По источнику получения знаний: словесные: беседа, объяснение; практические: упражнение. Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности (Метод формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогического требования) | -Завершается урок, Он пошёл ребятам впрок. Постарались всё понять, Учились тайны открывать. Много тайн мы открывали, На уроке не зевали! - Спасибо за урок! -Для того, чтобы проверить как Вы усвоили материал, ответьте на вопросы. Сейчас я их вам выдам (опросник) Ответы на 1 задание. В А Б Б В -Ребята, дальше Вам нужно ответить на вопросы. -Кто закончит работать первым, подходит, сдает работу и отмечает на доске в таблице уровень удовлетворенности за этот урок. Так как вы отряд ЮИД, я выбрала цвета красный, желтый, зеленый. Зеленый – путь открыт, иди вперед, ваша сегодня работа была отличной, много отвечали, вы все поняли, вы чувствуете себя прекрасно, вы довольны собой. Желтый- все параметры выражены слабее, где то есть пробелы в знаниях, где то что то не поняли. Красный тревожность, непонимание материала, слабая активность на уроке. (звучат на фоне звуки леса) | Проявляют регулятивные УУД: контроль, оценка, волевая саморегуляция познавательные УУД: общеучебные - умение структурировать знания, рефлексия, логические – анализ, сравнение, синтез, обобщение |