СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Правописание частицы НЕ с глаголами»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Правописание частицы НЕ с глаголами»»


Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»













Конструкт урока по русскому языку во 2 классе

по теме: «Правописание частицы НЕ с глаголами»








Составитель:

Гончарова А.М.,

студентка 3А группы

Методист:

Шипицына Г.А.,

преподаватель





Камышлов, 2025

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс: 2.

Предмет: русский язык.

Тема урока: «Правописание частицы НЕ с глаголами».

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).

Цель урока: формирование знаний о правописании частицы НЕ с глаголами, в том числе правописание глаголов-исключений с частицей НЕ, развитие умения планировать действия по решению учебной задачи для получения результата, выстраивать последовательность выбранных действий, воспитание познавательного интереса, активности, инициативности и любознательности к изучению русского языка, а конкретно, темы: «Правописание частицы НЕ с глаголами».

Задачи урока:

Планируемые результаты урока:

Дидактические:

  • формировать знания о правописании частицы НЕ с глаголами, в том числе правописание глаголов-исключений с частицей НЕ;

  • формировать умение применять правило о правописании частицы НЕ с глаголами.

Предметные:

  • демонстрируют знания о правописании частицы НЕ с глаголами, в том числе правописании глаголов-исключений с частицей НЕ;

  • демонстрируют умение применять правило о правописании частицы НЕ с глаголами.

Развивающие:

  • развивать умение с помощью учителя формулировать цель урока;

  • развивать умение планировать действия по решению учебной задачи для получения результата, выстраивать последовательность выбранных действий;

  • развивать умение проявлять уважительное отношение к собеседнику.

Метапредметные

Познавательные:

  • демонстрируют умение с помощью учителя формулировать цель урока.

Регулятивные:

  • демонстрируют умение планировать действия по решению учебной задачи для получения результата, выстраивать последовательность выбранных действий.

Коммуникативные:

  • демонстрируют умение проявлять уважительное отношение к собеседнику.

Воспитательные:

  • содействовать воспитанию познавательного интереса, активности, инициативности и любознательности к изучению русского языка, а конкретно, темы: «Правописание частицы НЕ с глаголами».

Личностные:

  • проявляют познавательный интерес, активность, инициативность и любознательность к изучению русского языка, а конкретно, темы: «Правописание частицы НЕ с глаголами».


Оборудование: интерактивная доска/экран для демонстрации сопровождающей презентации + ноутбук + проектор, раздаточный материал (карточки с планом, карточки с правилом из «волшебной книги», карточки (1 и2) с заданиями для работы в парах, карточки с самостоятельной работой), учебник, меловая доска.

Дидактические материалы: сопровождающая презентация, раздаточный материал (карточки с планом, карточки с правилом из «волшебной книги», карточки (1 и2) с заданиями для работы в парах, карточки с самостоятельной работой), учебник.

Применяемые на уроке современные образовательные технологии: ТРКМ, ИКТ-технологии, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (П – познавательные, Р – регулятивные, К – коммуникативные)

Личностные

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности



Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Словесный метод: приветствие, слово учителя, беседа.

Практический метод: Игра «На урок беру».

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Анна Максимовна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Присаживайтесь на свои места, не забывайте о правильной посадке: ноги стоят на полу, руки лежат на парте, спина прямая.


- Что мы с вами можем взять с собой на сегодняшний урок? Давайте вместе подумаем и поиграем в игру под названием «На урок беру». Я буду говорить вам предметы, а вы внимательно слушайте. Если предмет мы с вами можем взять на урок, то дружно делайте хлопок, ну а если же этот предмет мы на урок взять не сможем, то просто молчите.


- Всем понятны правила игры?


- Отлично, тогда давайте начнем. На урок беру дневник,

пенал,

пилу,

краски,

учебник,

кисти,

тетрадь.


- Проверьте, чтобы все предметы, которые нам пригодятся на уроке, лежали у вас на партах. У всех все есть?


- Замечательно, тогда мы можем начать наш урок.

Приветствуют преподавателя.

Садятся на места, вспоминая о правильной посадке.

















- Да.






Играют.






- Да.


Демонстрируют готовность к уроку.

Ф

-

Контроль со стороны учителя, самоконтроль.

-

К - демонстрируют умение проявлять уважительное отношение к собеседнику.

-

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Словесный метод: слово учителя, беседа.

Наглядный метод: демонстрация сопровождающей презентации.

Практический метод: выполнение заданий, прем «Минутка чистописания».

- Откройте свои тетрадки, положите их правильно. По центру запишите дату, сегодня у нас с вами 31 марта. В следующей строке, также по центру запишите «Классная работа», обратите внимание, как пишется слово «классная».


- Проведем минутку чистописания. Запишите, слоги, представленные на доске.


Же, ра, та, лать, бо, ть.


- Если переставить эти слоги у нас получатся слова. Переставьте и скажите, пожалуйста, какие у вас получились слова. (желать, работать).


- К какой части речи относятся эти слова? Давайте выберем верный вариант ответа (глагол).


- А что такое глагол? (часть речи)


- Что он обозначает? (действие предмета)


- На какие вопросы отвечает глагол? (отвечают на вопросы что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? Что делал? Что сделал? Что будет делать?).


- Приведите примеры глаголов (писать, поговорить, рассказывает, прочитает, жил, наклеил, будет ждать).


- Как изменяются глаголы? (глаголы изменяются по числам).


- Что обозначают глаголы в единственном числе? (глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета: стучит, пишет, играет).


- А что обозначают глаголы во множественном числе? (глагол во множественном числе обозначает действие двух и более предметов: стучат, пишут, играют).



- Молодцы, ребята, вы очень хорошо знаете о том, что такое глагол и какие признаки он имеет.


- Вы учитесь во втором классе, и называют вас учениками. Каждый школьник знает, как себя вести в школе. Давайте вспомним правила.


Правила школьника.

1.Разговаривай на уроке.

2.Рисуй на парте.

3.Отвлекайся.

4.Выкрикивай с места.

5.Слушай подсказки.


- Что вы думаете об этих правилах? Верно, ли они записаны?


- Как правильно надо сказать? Какое слово надо подставить?


- Тогда, что у нас получается?


1.НЕ разговаривай на уроке.

2.НЕ рисуй на парте.

3.НЕ отвлекайся.

4.НЕ выкрикивай с места.

5.НЕ слушай подсказки.


- Молодцы, ребята. А как же правильно написать слово НЕ с глаголами? слитно или раздельно? Как вы думаете?

Открывают тетради, записывают дату, «Классная работа».








Прописывают слоги.








- Желать, работать.





- Глагол.


- Часть речи.


- Действие предмета.



- Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? Что делал? Что сделал? Что будет делать?



- Писать, поговорить, рассказывает, прочитает, жил, наклеил, будет ждать и т.д.


- Глаголы изменяются по числам.



- Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета: стучит, пишет, играет.


- Глагол во множественном числе обозначает действие двух и более предметов: стучат, пишут, играют.



















- Нет, эти правила написаны неверно.


- НЕ


- 1.НЕ разговаривай на уроке.

2.НЕ рисуй на парте.

3.НЕ отвлекайся.

4.НЕ выкрикивай с места.

5.НЕ слушай подсказки.





Высказывают предположения.

Ф, И

Интерактивная доска (сопровождающая презентация), тетради, меловая доска.

Контроль со стороны учителя.

-

К - демонстрируют умение проявлять уважительное отношение к собеседнику.

Проявляют познавательный интерес, активность, инициативность и любознательность к изучению русского языка, а конкретно, темы: «Правописание частицы НЕ с глаголами».

3. Этап выявления места и причины затруднения

Организовать анализ возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения; осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Словесный метод: слово учителя, беседа.

- Вижу, что возникло затруднение. Все ребята думают по-разному. Как вы думаете, почему же произошла такая ситуация?


- Совершенно верно. вы этого еще не изучали. Сегодняшний урок будет посвящен новой теме.




- Мы этого еще не изучали.

Ф

-

Контроль со стороны учителя.

-

К - демонстрируют умение проявлять уважительное отношение к собеседнику.

Проявляют познавательный интерес, активность, инициативность и любознательность к изучению русского языка, а конкретно, темы: «Правописание частицы НЕ с глаголами».

4. Этап построения проекта выхода из затруднения (постановка цели, составление плана урока)

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Словесный метод: слово учителя, беседа.

Наглядный метод: демонстрация сопровождающей презентации.

Практический метод: выполнение заданий на формулировку тему, цели и составление плана урока.

- Сформулируем тему урока и поставим слова в правильном порядке.


- Итак, тема нашего урока: «Правописание частицы НЕ с глаголами».


- Для того, чтобы урок прошел успешно, предлагаю сформулировать цель урока. Посмотрите на экран. Нам с вами предложено на выбор 2 цели. Выберите ту, которая относится к теме нашего урока.


(Цели на выбор:

1 – узнать о том, что такое глаголы и научиться находить их в тексте.

2 – узнать, как пишется частица НЕ с глаголами и научиться применять правило.)


- Совершенно верно, сегодня мы с вами узнаем, как пишется частица НЕ с глаголами и научимся применять правило. А для того, чтобы достичь поставленной цели, нам нужен план. Ребята, у некоторых из вас на партах лежат пункты плана. Посмотрите внимательно.


- Тех, кто нашел у себя пункты плана, прошу выйти к доске. Давайте восстановим верную последовательность пунктов и составим план.


(1. Узнать о том, как правильно пишется частица НЕ с глаголами.

2. Выполнить задания по теме урока.

3. Оценить свою деятельность на уроке.)


- Молодцы, ребята, к этому плану мы с вами будем возвращаться на протяжении всего урока и отмечать выполненные его пункты. Присаживайтесь на свои места, не забывайте о правильной посадке.



- Правописание частицы НЕ с глаголами.
















- Узнать, как пишется частица НЕ с глаголами.













- 1. Узнать о том, как правильно пишется частица НЕ с глаголами.

2. Выполнить задания по теме урока.

3. Оценить свою деятельность на уроке.






Садятся на места.

Ф

Интерактивная доска (сопровождающая презентация), раздаточный материал (пункты плана).

Контроль со стороны учителя.

-

П - демонстрируют умение с помощью учителя формулировать цель урока.

Р - демонстрируют умение планировать действия по решению учебной задачи для получения результата, выстраивать последовательность выбранных действий.

К - демонстрируют умение проявлять уважительное отношение к собеседнику.

Проявляют познавательный интерес, активность, инициативность и любознательность к изучению русского языка, а конкретно, темы: «Правописание частицы НЕ с глаголами».

5. Этап реализации построенного проекта

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Словесный метод: слово учителя, беседа, сказка о частице НЕ, инструкция по выполнению заданий.

Наглядный метод: демонстрация сопровождающей презентации.

Практический метод: выполнение задания в парах и задания учебника индивидуально.

- Как пишется НЕ с глаголами?

Чтобы ответить на данный вопрос, мы должны узнать, чем является слово НЕ.

Откройте, пожалуйста, учебник на странице 76, прочитайте правило.


(слово НЕ – это частица. Частица НЕ с глаголами пишется раздельно. Это орфограмма).


- Ребята, что такое орфограмма?






- Орфограмма – это такое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу. Тогда как же мы будем писать эту частицу с глаголами? (раздельно)


- А, давайте узнаем, почему частица НЕ пишется с глаголами раздельно? Внимательно послушайте сказку, а потом ответьте на вопрос, почему же частица НЕ с глаголами пишется раздельно.


Однажды к Острову Глаголов причалила лодочка – с ноготок величиной, и вышло из неё слово - крошка по имени НЕ. Просто НЕ. Слово называло себя частицей. Вдруг глаголы заволновались, расстроились и убежали куда-то. А в это время мимо острова пролетал добрый волшебник, он удержал одного из глаголов за руку и спросил:


- Ты куда?


- Куда-нибудь. Терпеть не могу частицу “не”! – отвечал глагол.


- За что же? – удивился волшебник.


- Как за что? Она такая маленькая, а перечеркивает все, что мы говорим. Она все отрицает! Только мы хотим сказать, что что-нибудь произошло, происходит или будет происходить, как она пытается к нам пристроиться и любое действие отрицать. Мы, глаголы, оттолкнули ее от себя за это. “Не смей, - говорим, прикасаться к нам. Держись от нас подальше!”


- Так вот почему “не” с глаголами раздельно пишется! – догадался волшебник.


- Ну конечно! Если только может любой глагол без этой “не” обойтись, то обязательно дистанцию держит. И я держу. Глагол убежал. Волшебник задумался, а потом открыл свою волшебную книгу и нашел страницу, на которой было записано правило написания частицы “не” с глаголами: Глаголу очень нравится

Все делать очень живо…

Частица “не” – красавица,

Но как она ленива!

Глагол же, не любя безделья,

С частицей “не” пишется раздельно!


- Что вы узнали из этой сказки?



- Кто еще раз выразительно прочитает правило, которое написано в волшебной книге?


- Как вы думаете, а для чего нужна частица НЕ в русском языке? (отрицание: частица НЕ придаёт предложению или отдельному слову отрицательный смысл).


- Давайте вернемся к правилам ученика и выберем тот вариант правописания, который является верным. Если вам понятно задание, можете приступать к его выполнению.




- Давайте проверим, какие же правила должен соблюдать ученик. Кто желает прочитать, что у вас получилось?


1.НЕ разговаривай на уроке.

2.НЕ рисуй на парте.

3.НЕ отвлекайся.

4.НЕ выкрикивай с места.

5.НЕ слушай подсказки.


- Молодцы.


- Давайте, поработаем самостоятельно и выполним упражнение под номером 134. Прочитайте стихотворение, найдите глаголы с частицей НЕ и выпишите их к себе в тетрадь. Частицу НЕ подчеркните.




- Какие слова вы выписали? (не дергать, не драться, не говорить).


- Как вы написали данные слова?



- Молодцы. Обратите внимание на следующие слова: навидеть, взлюбить, здоровится, доумевать.


- Что интересного вы увидели? Чего нам не хватает для объяснения этих глаголов? (частицы НЕ).


- Существуют ли в русском языке слова «доумевать», «навидеть», «здоровится»? Можно ли эти глаголы употребить без НЕ? (нет, таких глаголов нет в русском языке).


- Как мы можем дополнить правило?

(Частица НЕ с глаголами пишется раздельно, кроме слов, которые без НЕ не употребляются).


- Конечно, в русском языке есть слова, которые без НЕ не употребляются. Это слова – исключения.


- Давайте посмотрим. что же обозначают эти слова и соотнесем их со значениями.

Ненавидеть – чувствовать вражду и отвращение.

Недоумевать – синонимы – растеряться, не понимать, теряться в догадках, ума не приложить.

Невзлюбить - почувствовать неприязнь.

Нездоровится – болеть, хворать.


- Это слова исключения, они не употребляются без частицы НЕ.


- Давайте вернемся к плану урока. Какой пункт мы с вами только что выполнили?






- Слово НЕ – это частица. Частица НЕ с глаголами пишется раздельно. Это орфограмма.



- Орфограмма – это такое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу.





- Раздельно.










Слушают сказку.

















































- Мы узнали, почему частица НЕ с глаголами пишется раздельно.


Читают.



- Отрицание: частица НЕ придаёт предложению или отдельному слову отрицательный смысл.






Выполняют задание на карточках – выбирают верные варианты написания частицы НЕ с глаголами в правилах ученика.




- 1.НЕ разговаривай на уроке.

2.НЕ рисуй на парте.

3.НЕ отвлекайся.

4.НЕ выкрикивай с места.

5.НЕ слушай подсказки.









Выполняют самостоятельно упражнение под номером 134, выписывают глаголы с частицей НЕ, подчеркивают частицу.


- Не дергать, не драться, не говорить.

- Раздельно. потому что частица НЕ с глаголами пишется раздельно.





- Это непонятные слова.


- Частицы НЕ.





- Нет, таких глаголов нет в русском языке.


- Частица НЕ с глаголами пишется раздельно, кроме слов, которые без НЕ не употребляются.









- Ненавидеть – чувствовать вражду и отвращение.

Недоумевать – синонимы – растеряться, не понимать, теряться в догадках, ума не приложить.

Невзлюбить - почувствовать неприязнь.

Нездоровится – болеть, хворать.




- Мы выполнили первый пункт плана.

Ф, П, И

Интерактивная доска (сопровождающая презентация). учебник, карточки с правилом из «волшебной книги», карточки с заданием для парной работы.

Контроль со стороны учителя.

Демонстрируют знания о правописании частицы НЕ с глаголами, в том числе правописании глаголов-исключений с частицей НЕ;

демонстрируют умение раздельно писать глаголы с частицей НЕ.

Р - демонстрируют умение планировать действия по решению учебной задачи для получения результата, выстраивать последовательность выбранных действий.

К - демонстрируют умение проявлять уважительное отношение к собеседнику.

Проявляют познавательный интерес, активность, инициативность и любознательность к изучению русского языка, а конкретно, темы: «Правописание частицы НЕ с глаголами».

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Способствовать усвоению учащимися нового способа действия

при решении типовых задач.

Словесный метод: слово учителя, беседа, инструкция по выполнению задания.

Наглядный метод: демонстрация сопровождающей презентации.

Практический метод: выполнение задания в парах на дописывание пословиц и их объяснение.


- Перейдем ко 2 пункту плана, поработаем в парах и выполним задание. Какие правила работы в парах вы знаете?



- Молодцы, найдите у себя карточки под номером 2. Внимательно прочитайте задание: в данные пословицы перед глаголом вставьте частицу НЕ так, чтобы у пословиц появился смысл:


Не стыдно знать, стыдно учиться.

Без труда выловишь и рыбку из пруда.

За двумя зайцами погонишься - ни одного поймаешь.

Кто стыдится спрашивать, узнает многое.

Что знаешь, о том не говори.

Слово не воробей, вылетит - поймаешь.

Семеро одного ждут.


- Давайте проверим, кто желает прочитать 1 пословицу? Как вы ее понимаете? (ПРОВЕРЯЕМ ТАК КАЖДУЮ ПОСЛОВИЦУ И ОБСУЖДАЕМ СМЫСЛ)


Проверка:

Не стыдно НЕ знать, стыдно НЕ учиться.

Без труда НЕ выловишь и рыбку из пруда.

За двумя зайцами погонишься - ни одного НЕ поймаешь.

Кто НЕ стыдится спрашивать, узнает многое.

Что НЕ знаешь, о том не говори.

Слово не воробей, вылетит - НЕ поймаешь.

Семеро одного НЕ ждут.


























- У кого все верно, поставьте на карточке «+», его мы с вами учтем, когда будем выставлять отметки за урок.




- Не ссориться, работать сообща, не мешать другим ребятам.










Выполняют задание в парах.







- «Не стыдно не знать, стыдно не учиться» — смысл в том, что важно учиться и приобретать знания, а не останавливаться на достигнутом.


«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» — смысл в том, что для достижения цели необходим труд.


«За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь» — смысл в том, что нельзя преследовать несколько целей одновременно и рассчитывать на успех в каждой из них.


«Кто не стыдится спрашивать, узнает многое» — смысл в том, что важно не стесняться задавать вопросы и стремиться к получению информации.


«Что не знаешь, о том не говори» — смысл в том, что не стоит распространять то, чего не знаешь.


«Слово не воробей, вылетит — не поймаешь» — смысл в том, что сказанное слово нельзя вернуть.


«Семеро одного не ждут» — смысл в том, что нельзя рассчитывать на помощь от других, если сам не готов помочь.

Ф, П

Интерактивная доска (сопровождающая презентация), карточки с заданием для работы в парах.

Контроль со стороны учителя, самоконтроль.

Демонстрируют знания о правописании частицы НЕ с глаголами, в том числе правописании глаголов-исключений с частицей НЕ;

демонстрируют умение раздельно писать глаголы с частицей НЕ.

Р - демонстрируют умение планировать действия по решению учебной задачи для получения результата, выстраивать последовательность выбранных действий.

К - демонстрируют умение проявлять уважительное отношение к собеседнику.

Проявляют познавательный интерес, активность, инициативность и любознательность к изучению русского языка, а конкретно, темы: «Правописание частицы НЕ с глаголами».

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.

Словесный метод: слово учителя, инструкция по выполнению самостоятельной работы.

Практический метод: выполнение самостоятельной работы.

- А сейчас я предлагаю проверить, как хорошо вы усвоили сегодняшнюю тему и выполнить самостоятельную работу. Вам нужно выполнить 4 задания.


1 – выбрать верный вариант ответа. Частица НЕ с глаголами пишется:

а) раздельно;

б) слитно.


2. Укажи, где правда, а где ложь.

1. Частица НЕ придаёт глаголам отрицательный смысл.

2. В русском языке встречаются глаголы, которые без НЕ не употребляются.

3. НЕ с глаголом пишется слитно, если этот глагол без НЕ не употребляется.


3. Найди предложение, в котором частица НЕ с глаголом написана неверно. Перепиши это предложение без ошибок.

1. Мама сегодня не заходила в магазин.

2. Я сегодня неходил на тренировку.

3. Мой друг не взял с собой тетрадь.


4. Придумай 1 предложение, в котором будет глагол с частицей НЕ.


- Если все задания понятны, можете приступать к выполнению самостоятельной работы.


- Вижу, что все уже завершили выполнять самостоятельную работу. Передайте с последней парты свои работы. Я их проверю и оценю, поставлю отметки. Ребята, которые за парную работу получили «+» получат отметки на балл выше. поэтому карточки под номером 1 тоже подпишите и сдайте мне на проверку.






















Выполняют самостоятельную работу.

Ф, И

Раздаточный материал (карточки с самостоятельной работы).

Контроль со стороны учителя.

Демонстрируют знания о правописании частицы НЕ с глаголами, в том числе правописании глаголов-исключений с частицей НЕ;

демонстрируют умение раздельно писать глаголы с частицей НЕ.

Р - демонстрируют умение планировать действия по решению учебной задачи для получения результата, выстраивать последовательность выбранных действий.

К - демонстрируют умение проявлять уважительное отношение к собеседнику.

Проявляют познавательный интерес, активность, инициативность и любознательность к изучению русского языка, а конкретно, темы: «Правописание частицы НЕ с глаголами».

8. Этап включения в систему знания и повторения

Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания.

Словесный метод: слово учителя, беседа, подведение итогов.

Наглядный метод: демонстрация сопровождающей презентации.

-Итак, ребята, давайте вернемся к цели. Что мы с вами сегодня узнали?


- какой вывод мы можем сделать по уроку:


1. НЕ – это частица.

2.Частица НЕ запрещает, отменяет или отрицает действие.

3. НЕ с глаголами пишется раздельно (не читал, не ходит, не смеётся…).

4. Правописание НЕ с глаголами – это орфограмма.

5. Исключение из правила составляют слова, которые без НЕ не употребляются (невзлюбил, ненавидеть, неволить…).


- Мы узнали, что частица НЕ с глаголами пишется раздельно.


- 1. НЕ – это частица.

2.Частица НЕ запрещает, отменяет или отрицает действие.

3. НЕ с глаголами пишется раздельно (не читал, не ходит, не смеётся…).

4. Правописание НЕ с глаголами – это орфограмма.

5. Исключение из правила составляют слова, которые без НЕ не употребляются (невзлюбил, ненавидеть, неволить…).

Ф

Интерактивная доска (сопровождающая презентация).

Контроль со стороны учителя.

Демонстрируют знания о правописании частицы НЕ с глаголами, в том числе правописании глаголов-исключений с частицей НЕ;

демонстрируют умение раздельно писать глаголы с частицей НЕ.

Р - демонстрируют умение планировать действия по решению учебной задачи для получения результата, выстраивать последовательность выбранных действий.

К - демонстрируют умение проявлять уважительное отношение к собеседнику.

Проявляют познавательный интерес, активность, инициативность и любознательность к изучению русского языка, а конкретно, темы: «Правописание частицы НЕ с глаголами».

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Самооценка результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Словесный метод: слово учителя, беседа.

Практический метод: рефлексия учебной деятельности – игра «С урока я возьму».

- Давайте вернемся к плану урока. Все ли его пункты мы с вами выполнили?


- А что нам осталось с вами сделать?


- Совершенно верно, давайте оценим свою деятельность на уроке, а для этого я предлагаю вам снова сыграть в игру, на подобие игру, в которую мы с вами играли вначале. Только эта игра будет называться «С урока я возьму». Я буду говорить утверждения, и если вы с ними согласны – делаете хлопок. ну а если не согласны, то молчите.


С урока я возьму новые знания.

С урока я возьму плохое настроение.

С урока я возьму невыполненные задания.

С урока я возьму положительные эмоции.


- Молодцы, ребята. Наш урока подошел к концу. Давайте посмотрим, все ли пункты плана мы выполнили?


- Молодцы, спасибо вам за такую активную работу на уроке, до новых встреч!



- Нет.


- Оценить свою деятельность.














Играют.








- Да.



Благодарят учителя за урок.

Ф

-

Контроль со стороны учителя. самоконтроль.

-

Р - демонстрируют умение планировать действия по решению учебной задачи для получения результата, выстраивать последовательность выбранных действий.

К - демонстрируют умение проявлять уважительное отношение к собеседнику.

Проявляют познавательный интерес, активность, инициативность и любознательность к изучению русского языка, а конкретно, темы: «Правописание частицы НЕ с глаголами».




РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ



Правило из Волшебной книги



Глаголу очень нравится

Все делать очень живо…

Частица “не” – красавица,

Но как она ленива!

Глагол же, не любя безделья,

С частицей “не” пишется раздельно!




Правило из Волшебной книги



Глаголу очень нравится

Все делать очень живо…

Частица “не” – красавица,

Но как она ленива!

Глагол же, не любя безделья,

С частицей “не” пишется раздельно!

Карточка №1

Задание. Составьте правила ученика. Выберите и подчеркните верный вариант написания частицы НЕ с глаголами.



1. Не разговаривай/ Неразговаривай на уроке.

2. Не рисуй/ Нерисуй на парте.

3. Не отвлекайся/ Неотвлекайся.

4. Не выкрикивай/ Невыкрикивай с места.

5. Не слушай/ Неслушай подсказки.

Карточка №1

Задание. Составьте правила ученика. Выберите и подчеркните верный вариант написания частицы НЕ с глаголами.



1. Не разговаривай/ Неразговаривай на уроке.

2. Не рисуй/ Нерисуй на парте.

3. Не отвлекайся/ Неотвлекайся.

4. Не выкрикивай/ Невыкрикивай с места.

5. Не слушай/ Неслушай подсказки.



Карточка №2

Задание. В данные пословицы перед глаголом вставьте частицу НЕ так, чтобы у пословиц появился смысл.

1. Не стыдно _____знать, стыдно _____ учиться.

2. Без труда _____выловишь и рыбку из пруда.

3. За двумя зайцами ____ погонишься - ни одного____ поймаешь.

4. Кто ____стыдится спрашивать, ____ узнает многое.

5. Что _____ знаешь, о том не говори.

6. Слово не воробей, ____ вылетит - ____ поймаешь.

7. Семеро одного ____ ждут.




Карточка №2

Задание. В данные пословицы перед глаголом вставьте частицу НЕ так, чтобы у пословиц появился смысл.

1. Не стыдно _____знать, стыдно _____ учиться.

2. Без труда _____выловишь и рыбку из пруда.

3. За двумя зайцами ____ погонишься - ни одного____ поймаешь.

4. Кто ____стыдится спрашивать, ____ узнает многое.

5. Что _____ знаешь, о том не говори.

6. Слово не воробей, ____ вылетит - ____ поймаешь.

7. Семеро одного ____ ждут.





Карточка №3. Самостоятельная работа

Фамилия Имя_________________________________________

1. Выбери верный вариант ответа. Частица НЕ с глаголами пишется:

а) раздельно;

б) слитно.

2. Укажи, где правда, а где ложь. Напиши «правда» или «ложь» в специально отведенное поле.

1. Частица НЕ придаёт глаголам отрицательный смысл. ____________

2. В русском языке встречаются глаголы, которые без НЕ не употребляются. _____________

3. НЕ с глаголом пишется слитно, если этот глагол без НЕ не употребляется. _____________

3. Найди предложение, в котором частица НЕ с глаголом написана неверно. Перепиши это предложение без ошибок.

1. Мама сегодня не заходила в магазин.

2. Я сегодня неходил на тренировку.

3. Мой друг не взял с собой тетрадь.

Ответ. ________________________________________________

4. Придумай 1 предложение, в котором будет глагол с частицей НЕ.

Ответ. ________________________________________________

Карточка №3. Самостоятельная работа

Фамилия Имя_________________________________________

1. Выбери верный вариант ответа. Частица НЕ с глаголами пишется:

а) раздельно;

б) слитно.

2. Укажи, где правда, а где ложь. Напиши «правда» или «ложь» в специально отведенное поле.

1. Частица НЕ придаёт глаголам отрицательный смысл. ____________

2. В русском языке встречаются глаголы, которые без НЕ не употребляются. _____________

3. НЕ с глаголом пишется слитно, если этот глагол без НЕ не употребляется. _____________

3. Найди предложение, в котором частица НЕ с глаголом написана неверно. Перепиши это предложение без ошибок.

1. Мама сегодня не заходила в магазин.

2. Я сегодня неходил на тренировку.

3. Мой друг не взял с собой тетрадь.

Ответ. ________________________________________________

4. Придумай 1 предложение, в котором будет глагол с частицей НЕ.

Ответ. __________________________________________________



Узнать о том, как правильно пишется частица НЕ с глаголами.

Выполнить задания по теме урока.

Оценить свою деятельность на уроке.