1. Мотивация к учебной деятельности Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, собрать внимание детей, настроить на работу. | Словесный: педагогическое требование. Метод развития познавательного интереса: (формирование готовности к восприятию) | -Здравствуйте, ребята! Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Тихо девочки за парты сели, Тихо мальчики за парты сели. -Проверим вашу готовность к уроку, на партах у вас лежит учебник по литературному чтению, дневник и пенал. Поднимите руку у кого нет чего-то из перечисленного? - Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы вспомним много знакомых сказок и познакомимся с произведениями из старинных книг. | Обучающиеся демонстрируют личностные УУД: положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: (волевая саморегуляция) |
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы Задача: повторить изученный материал, выявить проблему, сформулировать тему и задачи урока. | По источнику получения знаний: словесные (рассказ, беседа); наглядные (демонстрация). Методы формирования ответственности и обязательности: педагогическое требование; Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: беседа. Метод мнемотехники: Прием "Мнемоквадраты". | -Перед началом урока проведем артуляционную гимнастику для того чтобы правильно и красиво произносить слова. Сначала читает учитель. Дала Люся гуся Дусе Дуся без ума от гуся, Без гуся скучает Люся Не вернет ей Дуся гуся. - О ком говорится в скороговорке? - Что сделала Люся? - Прочитайте глазами про себя. - Прочитайте медленно, быстро. - Первый ряд читает шепотом. - Второй ряд читает в полголоса. - Третий ряд читает громко, четко, произнося все звуки. -Молодцы. - Ребята, скажите, а где можно встретиться со сказкой? (В книгах, в мультфильмах, кино) - Любите ли вы читать сказки? Почему? (Сказки читать интересно. Там всё волшебное, происходят разные чудеса и приключения. Животные умеют разговаривать…) -А почему говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок»? (Потому, что сказка – это неправда, в жизни этого не бывает. Но в ней есть народная мудрость, которая учит нас быть дружными, добрыми, смелыми.) Литературная викторина «Узнай сказку» - Ребята, а много сказок знаете вы? - Ребята. Картинка к сказке распалась, сейчас нам необходимо её собрать и узнать, что это за сказка?    1. Репка - На слайде пословицы, но подул ветер, и слова перемешались. -Давайте попробуем составить пословицы, которые относятся к сказке «Репка» ( Вместе любое дело спорится. Без труда не выловить и рубку из пруда.) 2. Послушайте внимательно и отгадайте, о какой сказке идёт речь? «Колотил да колотил По тарелке носом Ничего не проглотил И остался с носом» . («Лиса и журавль») -Посмотрите на картинки и восстановите правильную последовательность сказки.
Верная последовательность
-Как вы понимаете значение выражения слов «остался с носом»? (Остался ни с чем, нечего не получил) -Посмотрите на изображение и послушайте, из какой сказки этот отрывок? «Шел дед лесом, а за ним бежала собачка . Шел дед , шел да и обронил …» («Рукавичка»)  -Какую пословицу можно подобрать к данной сказке? ( В тесноте, да не в обиде) -Послушайте внимательно интересную загадку и отгадайте, о какой сказке говориться. Когда учитель читает загадку одновременно показывает картинки Формой он похож на мяч.  Был когда-то он горяч.  Спрыгнул со стола на пол  И от бабушки ушел. («Колобок») -Послушайте описание сказки и отгадайте: 
«Что за славный теремок? Ах, какое чудо! Кто тут в домике живет, Дружно песенки поёт»? («Теремок»)
- О каких сказках шла речь? Перечислите их («Репка», «Лиса и журавль», «Рукавичка», «Колобок», «Теремок»). - Что объединяет эти сказки? Кто их написал? Сочинил? (Это русские народные сказки) -Какие еще русские народные сказки вы знаете?(«Царевна лягушка», «По щучьему велению», «Гуси – лебеди», «Снегурочка») - А как называется сказки, написанные писателями? (Авторские или литературные) - Каких писателей сказочников вы знаете?(А.С.Пушкин, К.И.Жуковский, С.Я. Маршак, Е.Чарушин.) - Сегодня мы с вами продолжим путешествие по стране сказок. - - Наше путешествие продолжается. Откройте учебник на странице 58. -Посмотрите на страничку и определите какая тема урока сегодня у нас будет? Тема урока: Ушинский «Гусь и журавль», Л. Толстой «Зайцы и лягушки». Какие задачи на урок мы можем поставить на урок? -Вы уже знакомились с данными авторами? 1. познакомиться с писателями К.Д.Ушинским, Л.С. Толстым; 2.познакомиться со сказками «Гусь и журавль», «Зайцы и лягушки»; 3. учиться выразительно читать. | Обучающиеся проявляют регулятивные УУД: (целеполагание, планирование, саморегуляция); Обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: (формулирование познавательной цели, анализ); Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: (планирование, умение с точностью выражать свои мысли). |
4.Решение проблемы. Задача: развивать у обучающихся волевую саморегуляцию, умение с точностью выражать свои мысли, в процессе знакомства с биографией С.Н. Плещеева. | Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: беседа. Рассказ, объяснение, работа с источниками информации, демонстрация, упражнение, частично поисковые, создание ситуаций успеха, поощрение, соревнование Метод мнемотехники: Прием "Мнемоквадраты". | -Кто автор первой сказки? (Константин Дмитриевич Ушинский) - Что вы знаете об этом писателе? - Сейчас я вам о нём расскажу. А вы внимательно слушайте и расскажете, что на ваш взгляд показалось интересным. Биография Константин Ушинский в 11 лет поступил в третий класс гимназии. Завершив курс обучения в гимназии, Ушинский уезжает из родного имения в Москву и становится в ряды московского студенчества. Он увлекался литературой, театром. Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию. Везде он посещал и изучал учебные заведения — женские школы, детские сады, приюты и школы. За границей он написал и издал учебную книгу «Родное слово», а также книгу «Детский Мир». Это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей. - Из прочитанного мною, что вы запомнили? - Сейчас я вам прочитаю сказку, а вы внимательно меня слушайте и пальчиком следите! - Какую важную мысль автор сообщает читателям? (Лучше знать что ни будь одно хорошо, чем всё, да плохо. Не надо хвастаться.) - Какими словами гусь восхищался собой? («Какая я, право, удивительная птица! И хожу-то я по земле, и плаваю по воде, и летаю по воздуху: нет другой такой птицы на свете! Я всем птицам царь!») -Почему журавль назвал гуся « глупой птицей»? - Ребята, а кто такие гусь и журавль?(птицы) - А они домашние или дикие?(журавль это дикая птица, а гусь может быть и домашней птицей и дикой) -Ребята посмотрите на доску. -В чем отличие дикого гуся от домашнего? -Как нужно читать слова гуся – громко или тихо? Почему? - Давайте, прочитаем сказку по цепочке! Первая парта начинайте, а все остальные следят! - Какую важную мысль автор сообщил читателям?(кто ответит на этот вопрос?) (Лучше знать что – нибудь одно хорошо, чем всё, да плохо. Не надо хвастаться.) - Какими словами гусь восхищался собой? -Почему журавль назвал гуся « глупой птицей»? -Молодцы ребята. - Переверните страничку и прочитайте, кто написал следующую сказку? (Л.Н. Толстой) - Что вы знаете о Л.Н. Толстом? Биография Лев Николаевич Толстой – величайший русский писатель, литератор, входящий в число крупнейших литераторов мира.В 1860-х годах он написал свой первый большой роман — «Война и мир». Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета. Толстой увлекался музыкой, его любимыми композиторами были Шуман, Бах, Шопен, Моцарт, Мендельсон. Лев Николаевич мог по несколько часов в день играть их произведения. - Из прочитанного мною, что вы запомнили? - Как называется сказка? (Зайцы и лягушки) - Сейчас, садитесь удобно, расслабьтесь и приготовьтесь слушать сказку (аудио) - Почему зайцы поскакали на озеро? -Почему испугались лягушкта? - На что жаловались зайцы? - Как они преодолели свой страх? -Чему учит эта сказка? - Что вы знаете о зайцах? - Что вы знаете о лягушках? -Давайте, прочитаем сказку по цепочке! Первая парта начинайте, а все остальные следят! - На что жаловались зайцы? - Как они преодолели свой страх? -Подумайте, как герои сказки преодолели страх? | Обучающиеся демонстрируют личностные УУД: (опыт собственных переживаний и жизненных впечатлений в процессе размышлений над произведениями); Обучающиеся проявляют регулятивные УУД: (волевая саморегуляция); Обучающиеся проявляют коммуникативные УУД: (умение с точностью выражать свои мысли). Обучающиеся демонстрируют аналитика – синтетическую деятельность на основе упражнений, умение работать по словесной инструкции. Демонстрируют умения самоконтроля. |
ФИЗМИНУТКА Задача: снятие мышечного напряжения. | Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: (предъявление педагогических требований) | -Сейчас встанем и отдохнём. Потрудились – отдохнем, Встанем глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед. Влево, вправо поворот Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили Всем улыбки подарили. Тихо сели, к работе – приступили. -Сейчас закройте глазки, откройте и сильно-сильно их зажмурьте и откройте, сделайте так ещё 3 раза. -Посмотрите вверх, вниз, вправо, влево. | Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (контроль, волевая саморегуляция); |
5.Организация самостоятельной работы. Задача: развивать у обучающихся умения самостоятельно применять знания в новой ситуации, развивать у обучающихся умение точно выражать свои мысли, контроль, волевую саморегуляцию. | По источнику получения знаний: словесные (беседа, объяснение); практические (упражнение); Методы эмоционального стимулирования: создание ситуаций успеха, поощрение; Методы формирования ответственности и обязательности: педагогическое требование; Методы развития психических функций: творческое задание. | -Сейчас подготовим выразительное чтение по ролям. Сначала поработаем с первой сказкой «Гусь и журавль». -Какие роли есть в сказке? (Гусь, журавль и автор). -Как думаете, кто говорит эти слова: «Плавает гусь по пруду и громко разговаривает сам с собою». (Автор) -Верно, кто желает читать слова за автора? -Слушаем следующие слова: «Какая я, право, удивленная птица! И хожу – то я по земле, а плаваю – то по воде, и летаю то по воздуху: нет другой такой птицы на свете! Я всем птица царь!» (Гусь) -Почему вы так решили? (Потому что до этого автор описывал его действия) -Кто хочет читать за гуся? -Слушаем следующие слова: «Послушал гуся журавль и говорит ему». (Автор) -Верно, автор у нас уже есть. -Слушаем дальше: «Прямой ты, гусь, глупая птица! Ну, можешь ли ты плавать, как щука, бегать, как олень, или лететь, как орёл? Лучше знать что – нибудь одно, да хорошо, чем всё, да плохо»? (Журавль) -Кто хочет читать за журавля? -Сейчас те у кого есть роли, читают, а все остальные следят за ними и слушают их интонацию, выразительность чтения. После их чтения вы поставите им отметки. -Кому не понятно поднимите руку? -Начинаем. -Какие отметки мы можем поставить ребятам? -Спасибо больше всем, те кто читатли были большие молодцы, и те кто слушали и оценивали! | Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (контроль, волевая саморегуляция); Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД (умение точно выражать свои мысли). Обучающиеся демонстрируют аналитика – синтетическую деятельность на основе упражнений, умение работать по словесной инструкции. Демонстрируют умения самоконтроля. |
6. Рефлексия учебной деятельности. Задача: совместно с обучающимися подвести итоги урока; развивать у обучающихся умение умение анализировать, выражать свои мысли. | Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: беседа. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение. Метод мнемотехники: Прием "Мнемоквадраты". | -Какой раздел мы изучали? -Что нового вы узнали? - О чем говорили на уроке? (О русских народных и авторских сказках) - С какими сказками познакомились? - Кто написал сказку « Гусь и журавль»? -Кто написал сказку «Зайцы и лягушки»? -Наше путешествие в мир русской народной и авторской сказки завершается. Всем спасибо за старанье, За задор, за прочность знаний И за сказок всех познанье. | Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (оценка, волевая саморегуляция); Обучающиеся демонстрируют познавательные УУД (анализ); Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой выражать свои мысли). |