СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт урока по учебному предмету «Литературное чтение» на тему: сказки К. Ушинского «Гусь и журавль», Л. Толстого «Зайцы и лягушки».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная задача учителя – познакомить детей с реальной действительностью, с окружающим миром; научить понимать жизнь. На уроках литературного чтения дети познают окружающий мир через понимание прочитанного, а в настоящее время интерес детей к обучению, в частности к чтению угас. Поэтому проблеме формирования познавательных учебных действий уделяется большое внимание в ФГОС НОО ОВЗ и значит, проблема актуальна на сегодняшний день. Главная задача учителя – познакомить детей с реальной действительностью, с окружающим миром; научить понимать жизнь. На уроках литературного чтения дети познают окружающий мир через понимание прочитанного, а в настоящее время интерес детей к обучению, в частности к чтению угас. Поэтому проблеме формирования познавательных учебных действий уделяется большое внимание в ФГОС НОО ОВЗ и значит, проблема актуальна на сегодняшний день.

Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока по учебному предмету «Литературное чтение» на тему: сказки К. Ушинского «Гусь и журавль», Л. Толстого «Зайцы и лягушки».»

Конструкт урока по литературному чтению

Класс:1
УМК: «Школа России»
Тема урока: сказки К. Ушинского «Гусь и журавль», Л. Толстого «Зайцы и лягушки».

Планируемые результаты:

  • Личностные: обучающиеся демонстрируют положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность, опыт собственных переживаний и жизненных впечатлений в процессе размышлений над произведениями.

  • Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция, умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить), познавательные УУД (умения проводить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение), умение выбирать наиболее эффективный способ решения задачи в зависимости от конкретных условий, умение осознанно строить речевое высказывание, умение осуществлять рефлексию способов и условий действия,), коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли в устной форме, умение сотрудничать с учителем и сверстниками). Обучающиеся демонстрируют аналитика – синтетическую деятельность на основе упражнений, умение работать по словесной инструкции. Демонстрируют умения самоконтроля.

  • Предметные: обучающиеся знакомы со сказками К. Ушинского «Гусь и журавль» и JI. Толстого «Зайцы и лягушки», упражнялись в выразительном чтении, умеют определять характер героев сказки, ее главную мысль.

Цель урока: развитие компонента памяти: воспроизведение с помощью приема мнемотехники в процессе знакомства со сказками К. Ушинского «Гусь и журавль» и JI. Толстого «Зайцы и лягушки».

Задачи:

  • Воспитательные: воспитывать положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность, умение привлечения опыта собственных переживаний и жизненных впечатлений в процессе размышлений над произведениями.

  • Коррекционно-развивающие: развивать регулятивные УУД (волевая саморегуляция, умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить), познавательные УУД (умения проводить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение), умение выбирать наиболее эффективный способ решения задачи в зависимости от конкретных условий, умение осознанно строить речевое высказывание, умение осуществлять рефлексию способов и условий действия), коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли в устной форме, умение сотрудничать с учителем и сверстниками). Корректировать аналитика – синтетическую деятельность на основе упражнений, формировать умение работать по словесной инструкции. Развивать самоконтроль посредством упражнения и педагогического тредования.

  • Образовательные: познакомить обучающихся со сказками К. Ушинского «Гусь и журавль» и JI. Толстого «Зайцы и лягушки», упражнять в выразительном чтении, учить определять характер героев сказки, ее главную мысль.

  • Принципы воспитания: создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие, формирование личностного стиля и взаимоотношений со сверстниками и педагогом.

Принципы обучения:

Принцип непрерывности (результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа);

Принцип систематичности и последовательности (педагог выстраивает урок от простого к сложному, от знакомого к незнакомому).

Принцип диалогизации (учитель с помощью диалога взаимодействует с обучающимися);

Принцип наглядности (использование наглядных средств обучения);

Принцип деятельности (обучаемые воспринимают готовое знание, в процессе их собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания (выполняют различные задания);

Принцип дифференцированного и индивидуального подхода.

Принципы коррекционного образования:

  • Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

  • Принцип учета индивидуальных, возрастных особенностей обучающихся;

  • Деятельностный принцип;

  • Принцип развития и коррекции высших психических функций.

Методы воспитания:

  • Методы формирования социального опыта: педагогическое требование; поручение;

  • Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: беседа;

  • Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение, создание ситуации успеха.

Методы обучения:

  • Методы организации учебно-познавательной деятельности: методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение;

  • Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение;

  • Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием, формирование готовности к восприятию учебного материала;

  • Метод мнемотехники: Прием "Мнемоквадраты".

Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, формирование понимания личностной значимости.

Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта: метод самопроверки.
Форма организации учебной деятельности обучающихся:
фронтальная, индивидуальная.
Оборудование:

  • Демонстрационное:

  • Индивидуальное: учебник по Литературному чтению, ручка, раздаточный материал ().

Информационные источники:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, утвержден приказом Министра образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года.

  2. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. Часть 2. Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина; «Школа России»;

  3. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2018/04/27/znakomstvo-so-skazkami-k-ushinskogo-gus-i-zhuravl-ji-tolstogo - вопросы на анализ сказок.

Тип урока: урок открытия новых знаний и способов действий.

Структура урока:

1. Мотивация к учебной деятельности (2мин.)

2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы (7мин.)

4. Решение проблемы (15мин.)

Физминутка(1мин.)

5. Организация самостоятельной работы (8мин.)

6. Рефлексия учебной деятельности (2 мин.)



Макет доски:

Тема:
Задачи:


Дата.
Классная работа.



Ход урока:

Этапы урока

Задачи

Методы обучения

Деятельность учителя, обучающихся

Формируемые УУД

1. Мотивация к учебной деятельности


Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, собрать внимание детей, настроить на работу.

Словесный:

педагогическое требование.


Метод развития познавательного интереса: (формирование готовности к восприятию)

-Здравствуйте, ребята!

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Тихо девочки за парты сели,

Тихо мальчики за парты сели.

-Проверим вашу готовность к уроку, на партах у вас лежит учебник по литературному чтению, дневник и пенал. Поднимите руку у кого нет чего-то из перечисленного?

- Сегодня у нас не совсем обычный урок.  Мы вспомним  много знакомых сказок и познакомимся с произведениями из старинных книг.


Обучающиеся демонстрируют личностные УУД: положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.

Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: (волевая саморегуляция)

2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы


Задача: повторить изученный материал, выявить проблему, сформулировать тему и задачи урока.


По источнику получения знаний: словесные (рассказ, беседа); наглядные (демонстрация).


Методы формирования ответственности и обязательности: педагогическое требование;


Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: беседа.


Метод мнемотехники: Прием "Мнемоквадраты".


-Перед началом урока проведем артуляционную гимнастику для того чтобы правильно и красиво произносить слова.

Сначала читает учитель.

Дала Люся гуся Дусе 
Дуся без ума от гуся,
Без гуся скучает Люся 
Не вернет ей Дуся гуся.

О ком говорится в скороговорке?

- Что сделала Люся?

- Прочитайте глазами про себя.

- Прочитайте медленно, быстро.

- Первый ряд читает шепотом.

- Второй ряд читает в полголоса.

- Третий ряд читает громко, четко, произнося все звуки.

-Молодцы.

- Ребята, скажите,  а где можно встретиться со сказкой?

 (В книгах, в мультфильмах, кино)

- Любите ли вы читать сказки? Почему? (Сказки читать интересно. Там всё волшебное, происходят разные чудеса и приключения. Животные умеют разговаривать…)

-А почему говорят: 

«Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок»?

(Потому, что сказка – это неправда,  в жизни этого не бывает. Но в ней есть народная мудрость, которая  учит нас быть дружными, добрыми, смелыми.)

Литературная викторина «Узнай сказку»

- Ребята, а много сказок знаете вы?

- Ребята. Картинка к сказке распалась, сейчас нам необходимо её собрать и узнать, что это за сказка?

1. Репка

- На слайде пословицы, но подул ветер, и слова перемешались.

-Давайте попробуем составить пословицы, которые относятся к сказке «Репка» ( Вместе любое дело спорится. Без труда не выловить и рубку из пруда.)

2. Послушайте внимательно и отгадайте, о какой сказке идёт речь? «Колотил да колотил

По тарелке носом

Ничего не проглотил

И остался с носом» .

(«Лиса и журавль»)

-Посмотрите на картинки и восстановите правильную последовательность сказки.




Верная последовательность




-Как вы понимаете значение выражения слов «остался с носом»? (Остался ни с чем, нечего не получил)

 -Посмотрите на изображение и послушайте, из какой сказки этот отрывок?

«Шел дед лесом, а за ним бежала собачка . Шел дед , шел да и обронил …»

(«Рукавичка»)

-Какую пословицу можно подобрать к данной сказке?

( В тесноте, да не в обиде)

-Послушайте внимательно интересную загадку и отгадайте, о какой сказке говориться. Когда учитель читает загадку одновременно показывает картинки

Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.

Спрыгнул со стола на пол

И от бабушки ушел.

(«Колобок»)

-Послушайте описание сказки и отгадайте:



«Что за славный теремок?

Ах, какое чудо!

Кто тут в домике живет,

Дружно песенки поёт»?

(«Теремок»)





- О каких сказках шла речь? Перечислите их («Репка», «Лиса и журавль», «Рукавичка», «Колобок», «Теремок»).

- Что объединяет эти сказки? Кто их написал? Сочинил? (Это русские народные сказки)

-Какие еще русские народные сказки вы знаете?(«Царевна лягушка», «По щучьему велению», «Гуси – лебеди», «Снегурочка»)

- А как называется сказки, написанные писателями? (Авторские или литературные)

- Каких писателей сказочников вы знаете?(А.С.Пушкин, К.И.Жуковский, С.Я. Маршак,  Е.Чарушин.)

- Сегодня мы с вами продолжим путешествие  по стране сказок.

- - Наше путешествие продолжается. Откройте учебник на странице 58.

-Посмотрите на страничку и определите какая тема урока сегодня у нас будет?

Тема урока: Ушинский «Гусь и журавль», Л. Толстой «Зайцы и лягушки».

Какие задачи на урок мы можем поставить на урок?

-Вы уже знакомились с данными авторами?

1. познакомиться с писателями К.Д.Ушинским, Л.С. Толстым;

2.познакомиться со сказками «Гусь и журавль», «Зайцы и лягушки»;

3. учиться выразительно читать.

Обучающиеся проявляют регулятивные УУД: (целеполагание, планирование, саморегуляция); Обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: (формулирование познавательной цели, анализ); Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: (планирование, умение с точностью выражать свои мысли).

4.Решение проблемы.


Задача: развивать у обучающихся волевую саморегуляцию, умение с точностью выражать свои мысли, в процессе знакомства с биографией С.Н. Плещеева.



Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: беседа.

Рассказ, объяснение, работа с источниками информации, демонстрация, упражнение,

частично поисковые,

создание ситуаций успеха, поощрение,

соревнование


Метод мнемотехники: Прием "Мнемоквадраты".

-Кто автор первой сказки? (Константин Дмитриевич Ушинский)

- Что вы знаете об этом писателе?

- Сейчас я вам о нём расскажу. А вы внимательно слушайте и расскажете, что на ваш взгляд показалось интересным.

Биография

Константин Ушинский в 11 лет поступил в третий класс гимназии. Завершив курс обучения в гимназии, Ушинский уезжает из родного имения в Москву и становится в ряды московского студенчества. Он увлекался литературой, театром. Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию. Везде он посещал и изучал учебные заведения — женские школы, детские сады, приюты и школы. За границей он написал и издал учебную книгу «Родное слово», а также книгу «Детский Мир». Это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей.

- Из прочитанного мною, что вы запомнили?

- Сейчас я вам прочитаю сказку, а вы внимательно меня слушайте и пальчиком следите!

- Какую важную мысль автор сообщает читателям? (Лучше знать что ни будь одно хорошо, чем всё, да плохо.  Не надо хвастаться.)

-  Какими словами гусь восхищался собой? («Какая я, право, удивительная птица! И  хожу-то я по земле, и плаваю по воде, и летаю по воздуху: нет другой такой птицы на свете! Я всем птицам царь!»)

-Почему журавль назвал гуся « глупой птицей»?

- Ребята, а кто такие гусь и журавль?(птицы)

- А они домашние или дикие?(журавль это дикая птица, а гусь может быть и домашней птицей и дикой)

-Ребята посмотрите на доску.

-В чем отличие дикого гуся от домашнего?

-Как нужно читать слова гуся – громко или тихо? Почему?

- Давайте, прочитаем сказку по цепочке! Первая парта начинайте, а все остальные следят!

- Какую важную мысль автор сообщил читателям?(кто ответит на этот вопрос?) (Лучше знать что – нибудь одно хорошо, чем всё, да плохо. Не надо хвастаться.)

- Какими словами гусь восхищался собой?

-Почему журавль назвал гуся « глупой птицей»?

-Молодцы ребята.

- Переверните страничку и прочитайте, кто написал следующую сказку? (Л.Н. Толстой)

- Что вы знаете  о Л.Н. Толстом?

Биография

Лев Николаевич Толстой – величайший русский писатель, литератор, входящий в число крупнейших литераторов мира.В 1860-х годах он написал свой первый большой роман — «Война и мир». Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета. Толстой увлекался музыкой, его любимыми композиторами были Шуман, Бах, Шопен, Моцарт, Мендельсон. Лев Николаевич мог по несколько часов в день играть их произведения.

- Из прочитанного мною, что вы запомнили?

- Как называется сказка? (Зайцы и лягушки)

- Сейчас, садитесь удобно, расслабьтесь и приготовьтесь слушать сказку (аудио)

- Почему зайцы поскакали на озеро?

-Почему испугались лягушкта?

- На что жаловались зайцы?

- Как они преодолели свой страх?

-Чему учит эта сказка?

- Что вы знаете о зайцах?

- Что вы знаете о лягушках?

-Давайте, прочитаем сказку по цепочке! Первая парта начинайте, а все остальные следят!

- На что жаловались зайцы?

- Как они преодолели свой страх?

-Подумайте, как герои сказки преодолели страх?

Обучающиеся демонстрируют личностные УУД: (опыт собственных переживаний и жизненных впечатлений в процессе размышлений над произведениями);

Обучающиеся проявляют регулятивные УУД: (волевая саморегуляция); Обучающиеся проявляют коммуникативные УУД: (умение с точностью выражать свои мысли).

Обучающиеся демонстрируют аналитика – синтетическую деятельность на основе упражнений, умение работать по словесной инструкции. Демонстрируют умения самоконтроля.

ФИЗМИНУТКА

Задача: снятие мышечного напряжения.

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

(предъявление педагогических требований)


-Сейчас встанем и отдохнём.

Потрудились – отдохнем,
Встанем глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед. 
Влево, вправо поворот
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили
Всем улыбки подарили.
Тихо сели, к работе – приступили.

-Сейчас закройте глазки, откройте и сильно-сильно их зажмурьте и откройте, сделайте так ещё 3 раза.

-Посмотрите вверх, вниз, вправо, влево.

Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (контроль, волевая саморегуляция);

5.Организация самостоятельной работы.


Задача: развивать у обучающихся умения самостоятельно применять знания в новой ситуации, развивать у обучающихся умение точно выражать свои мысли, контроль, волевую саморегуляцию.

По источнику получения знаний: словесные (беседа, объяснение); практические (упражнение);


Методы эмоционального стимулирования: создание ситуаций успеха, поощрение;


Методы формирования ответственности и обязательности: педагогическое требование;


Методы развития психических функций: творческое задание.


-Сейчас подготовим выразительное чтение по ролям. Сначала поработаем с первой сказкой «Гусь и журавль». -Какие роли есть в сказке? (Гусь, журавль и автор). -Как думаете, кто говорит эти слова: «Плавает гусь по пруду и громко разговаривает сам с собою». (Автор) -Верно, кто желает читать слова за автора? -Слушаем следующие слова: «Какая я, право, удивленная птица! И хожу – то я по земле, а плаваю – то по воде, и летаю то по воздуху: нет другой такой птицы на свете! Я всем птица царь!» (Гусь) -Почему вы так решили? (Потому что до этого автор описывал его действия) -Кто хочет читать за гуся? -Слушаем следующие слова: «Послушал гуся журавль и говорит ему». (Автор) -Верно, автор у нас уже есть. -Слушаем дальше: «Прямой ты, гусь, глупая птица! Ну, можешь ли ты плавать, как щука, бегать, как олень, или лететь, как орёл? Лучше знать что – нибудь одно, да хорошо, чем всё, да плохо»? (Журавль) -Кто хочет читать за журавля? -Сейчас те у кого есть роли, читают, а все остальные следят за ними и слушают их интонацию, выразительность чтения. После их чтения вы поставите им отметки. -Кому не понятно поднимите руку? -Начинаем. -Какие отметки мы можем поставить ребятам? -Спасибо больше всем, те кто читатли были большие молодцы, и те кто слушали и оценивали!

Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (контроль, волевая саморегуляция); Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД (умение точно выражать свои мысли).

Обучающиеся демонстрируют аналитика – синтетическую деятельность на основе упражнений, умение работать по словесной инструкции. Демонстрируют умения самоконтроля.

6. Рефлексия учебной деятельности.


Задача: совместно с

обучающимися

подвести итоги

урока;

развивать у

обучающихся умение

умение анализировать,

выражать свои

мысли.


Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: беседа.


Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение.


Метод мнемотехники: Прием "Мнемоквадраты".


-Какой раздел мы изучали?

-Что нового вы узнали?

 - О чем говорили на уроке? (О русских народных и авторских сказках)
- С какими сказками познакомились?

- Кто написал сказку « Гусь и журавль»?

-Кто написал сказку «Зайцы и лягушки»?


-Наше путешествие в мир русской народной и авторской сказки завершается.

Всем спасибо за старанье,

За задор, за прочность знаний

И за сказок всех познанье.



Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (оценка, волевая саморегуляция); Обучающиеся демонстрируют познавательные УУД (анализ);

Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой выражать свои мысли).