Конструкт урока русского языка
о преддипломной практике студентки 46 «А» группы специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Беляевой Виктории Михайловны
ОО: МБОУ №51
Класс: 3 «Б»
Учитель: Клокова Юлия Владимировна Подпись: ________________
УМК: «Школа России»
Цель: формирование общеучебных УУД в процессе освоения темы «Части речи. Морфологический разбор.».
Планируемые результаты:
Личностные:проявляют интерес к теме урока; демонстрируют навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют:
Познавательные УУД: умение использовать знаково-символические средства; осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение; умеют структурировать информацию в нужной форме;
Регулятивные УУД: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать, использовать при выполнении задания справочники и словари; давать самооценку;
Коммуникативные УУД: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной; критично относится к своему мнению; договариваться с людьми, придерживающихся другому мнению
Предметные: знают алгоритм морфологического разбора (имен существительных, прилагательных, глагола), умеют его применять; знают что такое имя существительное, прилагательное, глагол.
Задачи:
Воспитательная: воспитывать интерес к теме урока; развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока; самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Развивающая: развивать
Познавательные УУД: умение использовать знаково-символические средства; осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение; умеют структурировать информацию в нужной форме;
Регулятивные УУД: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать, использовать при выполнении задания справочники и словари; давать самооценку;
Коммуникативные УУД: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной; критично относится к своему мнению; договариваться с людьми, придерживающихся другому мнению
Образовательная: актуализировать алгоритм морфологического разбора (имен существительных, прилагательных, глагола), формировать умение его применять; закрепить знания: что такое имя существительное, прилагательное, глагол.
Принципы воспитания: принцип единства, принцип организации активной деятельности воспитуемых, принцип связи воспитания с жизнью, принцип гуманизма в воспитании, принцип опоры на коллектив.
Принципы обучения: принцип деятельности, принцип непрерывности, принцип целостности, принцип минимакса, принцип психологической комфортности.
Принципы коррекционной работы:продуктивная обработка учебной информации, коррекция и развитие ВПФ, мотивация учения, поэтапное формирование умственных действий, учет ЗАР и ЗБР, учет ведущей деятельности, деятельностный подход, дифференцированный подход, комплексный и системный подход.
Методы воспитания:
1) Метод формирования сознания личности: этическая беседа, рассказ, разъяснение.
2) Метод организации жизнедеятельности и поведения воспитанников: приучение, поручение, педагогическое требование.
3) Метод стимулирования деятельности и поведения:создание ситуации успеха, поощрение.
4) Метод контроля:наблюдение, беседа, результаты деятельности воспитанников.
5) Метод формирования социального опыта детей:пример, педагогическое требование, поручение.
Методы обучения:
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
Методы получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация.
Методы выработки учебных умений и накопления опыта: практические работы
Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа.
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная
Дидактические средства:
Демонстрационные: презентация, аншлаги.
Индивидуальные: пишущие принадлежности, тетрадь, учебник, раздаточный материал для работы на уроке.
Информационные источники:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 год./М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-025287-4.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: текст с изм. на 2013 год
3. Примерная адаптированная основная образовательная программа НОО обучающихся с ЗПР (ПАООП ЗПР).
4. Рабочая программа, Русский язык, 1-4 класс (ФГОС), УМК «Школа России»: текст., МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 27», Каменск-Уральский, 2016.
5. Примерная основная образовательная программа: текст, Образовательная система «Школа России», Москва 2011.
6. Учебник 4 класс, 1 часть. В.П. Канакина и В.Г. Горецкий. Образовательная система «Школа России», издательство «Просвещение».
7. https://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/uprazhnenie-v-raspoznavanii-imjon-sushhestvitelnykh-sklonenija.html
8. https://vk.com/doc344509482_474305391?hash=2bfe074e016189965b&dl=a37429b79b86b43e36
9. https://infourok.ru/urok-po-russkomu-yaziku-uprazhnenie-v-raspoznavanii-imen-suschestvitelnih-go-skloneniya-klass-818899.html
Тип урока: Урок совершенствования способов действий (урок закрепления)
Структура урока:
1. Мотивация к учебной деятельности. (1мин)
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. (5 мин)
3. Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу. (16 мин)
Физминутка (2 мин)
4. Организация контроля и самоконтроля (взаимоконтроля). (8 мин)
6. Рефлексия учебной деятельности. (5 мин)
Макет доски.
Ход урока
Этап урока, задача этапа | Временные рамки | Методы и приемы обучения и воспитания | Деятельность учителя, обучающихся | Формируемые УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности Задачи: проверить готовность к уроку, создать благоприятный психологический климат. | 1 мин. | 1) Метод формирования сознания личности: этическая беседа. 2) Метод организации жизнедеятельности и поведения воспитанников: педагогическое требование. 4) Метод контроля:наблюдение. Методы организации учебно-познавательной деятельности: Методы получения новых знаний: объяснение. | Посмотрите, все ли у вас готово к уроку? У кого все готово, присаживайтесь на свои места, остальные готовятся. Громко прозвенел звонок- Начинается урок, Наши ушки на макушке, Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем. | Личностные: демонстрируют навыки сотрудничества с учителем; Коммуникативные УУД: слушать и понимать других |
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Задача: актуализировать знания обучающихся, изученных ранее, формировать познавательный мотив, подведение обучающихся к формулированию темы и постановке цели урока. | 10 мин. | 1) Метод формирования сознания личности:рассказ, разъяснение. 2) Метод организации жизнедеятельности и поведения воспитанников: приучение, поручение, педагогическое требование. 3) Метод стимулирования деятельности и поведения:создание ситуации успеха, поощрение. 4) Метод контроля:наблюдение, беседа, результаты деятельности воспитанников. 5) Метод формирования социального опыта детей:пример, педагогическое требование, поручение. Методы организации учебно-познавательной деятельности: Методы получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация. Методы выработки учебных умений и накопления опыта: практические работы Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа.
| - У нас сегодня необычный урок русского языка, потому что к нам пришли необычные гости. А кто они, вы узнаете по визитным карточкам, которые сейчас прослушаете. Представление гостей. а) Эта часть речи может превращаться в любые предметы: живые и неживые. Как зовут нашего гостя? (Имя существительное) – Посмотрите, какие предметы у дедушки существительного на рисунке, и на какие вопросы отвечают эти предметы. (Что? солнце, тучка, дерево, дождь. Кто? кот, собака) R: Итак: Что обозначает существительное? На какие вопросы оно отвечает? б) Встречайте второго гостя Художницу нашу знает весь свет Раскрасит художница всякий предмет. Ответит всегда на вопросы такие: Какой? Какая? Какое? Какие. Оно с существительным живёт на редкость дружно, Изменит окончание, когда ему нужно. Оно его не бросит в воде и на земле: Стоит в одном с ним роде и в одном числе. – Как зовут нашего второго гостя? (Имя прилагательное) А теперь посмотрите на рисунок и скажите, как изменились предметы благодаря прилагательному? ▪ Кошка была (какая?) белая, а стала усатая, полосатая, пушистая. ▪ Дерево было (какое?) голое, а стало зелёное, ветвистое, высокое. ▪ Гриб был (какой?) белый, а стал яркий, красный, ядовитый. R: Итак: Что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает имя прилагательное? в) Встречайте третьего гостя Я, страшное дело, какой деловой, В любые дела ухожу с головой. Задачи решаю, на скрипке играю, Сынишку соседки в коляске катаю, Я пряжу мотаю и хлеб покупаю, И на стадионе голы забиваю, Укроп поливаю, кусты подстригаю, И чисто – пречисто весь двор подметаю. Дорожки в саду я песком посыпаю, А после работы в тени отдыхаю. Как зовут нашего третьего гостя? (Глагол) Дядюшка глагол делает так много дел сразу, что кажется, будто у него несколько рук и ног. Он весь в движении. Так какие действия выполняет глагол? (Что делает? Читает, пишет, играет, забивает, катается, скользит, бегает, покупает, отбивает.) R: Итак: Что обозначает глагол? На какие вопросы отвечает глагол? Какое общее название можно дать всем этим гостям? (Части речи) -А какой разбор мы выполняем с частями речи? (морфологический). -Эта тема для вас новая? -Значит, какова цель нашего сегодняшнего урока? (закрепить знания о частях речи, закрепить умение выполнять морфологический разбор частей речи.
| Познавательные УУД: умениеиспользовать знаково-символические средства; осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение; умеют структурировать информацию в нужной форме; Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения Коммуникативные УУД: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи; критично относится к своему мнению; договариваться с людьми, придерживающихся другому мнению |
3.Усвоение нового материала Задача: поиск решения выявленной проблемы, составление алгоритма | 20 мин. | 1) Метод формирования сознания личности:рассказ, разъяснение. 2) Метод организации жизнедеятельности и поведения воспитанников: приучение, поручение, педагогическое требование. 3) Метод стимулирования деятельности и поведения:создание ситуации успеха, поощрение. 4) Метод контроля:наблюдение, беседа, результаты деятельности воспитанников. 5) Метод формирования социального опыта детей:пример, педагогическое требование, поручение.
Методы организации учебно-познавательной деятельности: Методы получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация. Методы выработки учебных умений и накопления опыта: практические работы Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа. | -Давайте вспомним алгоритмы морфологического разбора. Где мы можем его посмотреть? -Найдите в учебнике морфологический разбор имени существительного. Прочитайте его. -.., расскажи нам алгоритм морф.разбора им.сущ, а остальные внимательно слушают и анализируют, все верно ли рассказывает … (аналогично им.прил, глагол) -Сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание. Выполнить морф.разбор частй речи, которые вы найдете на слайде. Лёгкий морозец покрывает лужицу тонким ледком. Мороз – сущ., мороз, нариц., неодуш., м.р., 2 скл., им.п., ед.ч., подлежащее. Лужицу – сущ., лужица, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., в.п., ед.ч., доп. Пример: Я вышел из душной комнаты. (из) душной (комнаты) – прилаг., душный, ед.ч., в ед.ч., ж.р., в род.п., втор.чл. Мы уходим всё дольше и дальше в лес. уходим – глаг., неопр.ф., уходить, 2 спр., во мн.ч., в наст.вр., в 1 лице, сказуемое. -Обменяйтесь тетрадями. Внимание на слайд, проверяем. -У кого нет ошибок? Молодцы, вы хорошо усвоили тему! -У кого одна-две ошибки? Вы тоже молодцы, в следующий раз нужно быть внимательнее | Познавательные УУД: умениеиспользовать знаково-символические средства; осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение; умеют структурировать информацию в нужной форме; Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать, использовать при выполнении задания справочники и словари; давать самооценку; Коммуникативные УУД: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной речи; критично относится к своему мнению; договариваться с людьми, придерживающихся другому мнению |
Физминутка Задача: снятие мышечного напряжения. | 2 мин. | | -А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. -Я прошу вас всех встать по-удобнее, чтобы не мешать друг другу. -Я буду показывать вам упражнения, а вы повторяйте за мной. Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.) Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (Вращение головой.) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. | |
4. Организация контроля и взаимоконтроля Задача: Выявить качество и уровень усвоения учащимися новых знаний. Выявить недостатки в знаниях, если они есть. Установить их причины. | 8 мин. | 1) Метод формирования сознания личности:разъяснение. 2) Метод организации жизнедеятельности и поведения воспитанников: приучение, поручение, педагогическое требование. 3) Метод стимулирования деятельности и поведения:создание ситуации успеха, поощрение. 4) Метод контроля:наблюдение, беседа, результаты деятельности воспитанников. 5) Метод формирования социального опыта детей:пример, педагогическое требование, поручение. Методы организации учебно-познавательной деятельности: Методы получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация. Методы выработки учебных умений и накопления опыта: практические работы Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа. | Сейчас я вам предлагаю закрепить наши знания, с помощью списывания. Певчие птицы. Сколько прекрасных мастеров поёт в берёзовой роще, в широком поле! На все лады звенят жаворонки, дрозды, соловьи. В весеннем лесу можно услышать певчего дрозда. Ясным голосом выводит он гимн весне. Русский лес наполняет его звонкая трель. Жаворонок – ранний певец. Только заиграл на горизонте луч солнца, в ясной лазури уже звучит радостная песня. -Вам нужно списать текст и найти части речи и сделать морфологический разбор, найти нужно минимум по 3 слова. | Познавательные УУД: умениеиспользовать знаково-символические средства; осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение; умеют структурировать информацию в нужной форме; Регулятивные УУД: планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения. Коммуникативные УУД: слушать и понимать других |
6. Рефлексия учебной деятельности Задачи: осознание обучающимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов своей деятельности. по критериям и задачам урока. | 3 мин. | 1) Метод формирования сознания личности: этическая беседа. 2) Метод организации жизнедеятельности и поведения воспитанников: приучение, педагогическое требование. 3) Метод стимулирования деятельности и поведения:создание ситуации успеха, поощрение. 4) Метод контроля:наблюдение, беседа, результаты деятельности воспитанников.
| -Какую цель мы ставили перед собой? Как достигали? -Сейчас я вам предлагаю заполнить карточки, которые лежат у вас на столах. -Что нового узнали на уроке? -Что еще непонятно, нужно повторить? -Что на уроке показалось интересным? -Спасибо за урок! До свидание! | Регулятивные УУД: дают самооценку деятельности; Коммуникативные УУД: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной речи; критично относится к своему мнению; договариваться с людьми, придерживающихся другому мнению |
Одуванчик Одуванчик у дорожки.
В пышной шапке,
С длинной ножкой.
Я нашла его в лесу,
Но с собой не унесу;
Лишь возьму его в букет,
Дунет ветер – шапки нет.
Одуванчик Одуванчик у дорожки.
В пышной шапке,
С длинной ножкой.
Я нашла его в лесу,
Но с собой не унесу;
Лишь возьму его в букет,
Дунет ветер – шапки нет.
Одуванчик Одуванчик у дорожки.
В пышной шапке,
С длинной ножкой.
Я нашла его в лесу,
Но с собой не унесу;
Лишь возьму его в букет,
Дунет ветер – шапки нет.