Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу у вас урок русского языка.
Ребята, для того чтобы нам настроиться на наш урок, предлагаю вам послушать стихотворение:
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
- О чем это стихотворение? (о дружбе)
- Ребята, мне кажется, вы уже догадались, что я не просто так начала наш урок с данного стихотворения, сегодня вам предстоит работать в парах. И в конце урока вы оцените свою деятельность и деятельность своего товарища.
Я предлагаю вам посмотреть на слайд и определить, какие навыки и умения мы с вами возьмем на урок. ( на слайде представлены правила работы в паре, но не все они верны).
- Вам нужно выбрать только те правила, которые помогут вам при работе в паре.
-Всё ли нам сегодня пригодится?
( Дети выбирают, объясняют)
Теперь проверим готовность, у вас на партах учебник русского языка, рабочая тетрадь, пенал, дневник.
- Ребята, для того, чтобы мы с вами смогли в дальнейшем определить нашу тему урока, я предлагаю вам послушать, что я вам сейчас прочитаю. (Самое лучшее время года – весна. Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо. Просыпается земля, пробуждается природа. Все цветет и ликует! Весну нельзя не любить!)
- Что я прочитала? ( это текст)
- Что такое текст?
( Текст- это связанные по смыслу предложения, которые объединены одной темой)
- А что мы ещё знаем о тексте? ( Текст состоит из частей)
- Назовите части текста, продолжив моё начало фразы.( Вступление,…...основная часть, заключение)
- Что ещё знаем? ( типы текста)
- Вспомним, какие типы текстов мы знаем.
- Чтобы вспомнить, какие типы текстов вы знаете, я предлагаю заполнить таблицу. Работать будете в парах. Вспомните правила работы в парах и приступайте.
-Для тех, у кого возникают трудности, даются слова для справок.
Если у детей возникнут трудности, учитель проводит беседу с наводящими вопросами.
- В первой колонке можно записать:текст – повествование.
- О чем говорится в таком тексте? (говорится о том, что произошло).
- По какому вопросу мы определяем, что это текст повествование? (что произошло)
- Значит, какие слова чаще всего встречаются в нем? (глагол-действие)
- Поработаем с текстом- описание.
О чем говорится в таком тексте? (говорится о признаках предмета). По какому вопросу мы определяем, что это текст повествование? (какой, какая)
Значит, какие слова чаще всего встречаются в нем (прилагательное)
Самопроверка по образцу. Корректировка ответов.
- Хорошо, вы вспомнили типы текстов. Сейчас мы с вами будем читать тексты. Ваша задача – определить тип текста и доказать, что он относится именно к этому типу.
Учитель читает текст.
Текст-повествование
Как-то с ребятами возвращались мы из соседней деревни.
Вдруг видим — посреди поляны над кустом вороны кружат, каркают. Подошли мы к кусту, раздвинули ветки, а там - заяц. Просунул я руку под ветки и вытащил зайца! Вижу, а одна ножка у него как-то странно болтается, переломана!
Принёс я зайца домой. Папа забинтовал зайцу ножку и посадил в ящик. Мама положила туда сено, моркови, мисочку с водой поставила. Так у нас зайка и остался жить. Ножка у него срослась, он из ящика выскакивать начал и меня вовсе не боялся.
- Какой это тип текста?( повествование)
- Как вы определили тип текста? Какой вопрос подходит к этому тексту? (что произошло)
- Определим тему. Тема - про зайца,.
- Какая главная мысль? (главная мысль – как мальчик вылечил зайца.)
- Итак, это текст – повествование, так как соответствует структуре этого текста, показана последовательность событий (что происходило).
- Прочитаем следующий текст
Текст – описание
Как выглядит настоящий лесной заяц?
У зайца длинные уши, большие задние лапы и маленький хвостик-комочек. Летом заяц серый, а зимой совсем белый, и только кончики ушей остаются черными.
У зайчика много врагов. Чтобы от них спастись, ему приходиться быть очень быстрым, прыгучим и ловким.
Вот какой он – заяц!
- Определим тип текста.( описание)
- Как вы определили тип текста? Какой вопрос подходит к этому тексту? (какой)
- О чём говорится в тексте?
- В тексте говорится о зайце, рассказывается, как выглядит лесной заяц, его повадки.
- Какой вопрос зададим к тексту?
-Можно к тексту задать вопрос: «Какой заяц?»
- Итак, мы доказали, что это текст- описание.
- Сейчас, ребята, послушайте ещё один текст и попробуйте определить его тип.
Работа с текстом до чтения.
-Как вы думаете, если 2 текста про зайца, то о ком этот текст может быть? ( про зайца)
- Как вы думаете, что автор захотел нам рассказать про зайца.
Я скажу вам ключевые слова. (Трус, смело бросается, бежит на помощь, не убегают, приспособление к защите, труслив ли?)
По ключевым словам обучающиеся делают предположение, о чём может быть этот текст.
Учитель читает текст.
Текст-рассуждение
Зайца принято считать трусом. Даже песенка есть: «Трусишка-зайка серенький…». А труслив ли он на самом деле?
В жизни заяц не такой уж и трус. Например, взрослый заяц смело бросается на мелкую хищную птицу, когда та пытается напасть на зайчат. Охотники наблюдали, как бегут зайцы на помощь зайчонку, услыхав его крик.
Есть немало примеров, когда зайцы не убегают от врагов, а храбро защищаются от нападающих на них хищников. От орла заяц отбивается когтями сильных задних лап, лежа на спине, и часто выходит победителем.
Бегство зайца при виде опасности – это не трусость, а приспособление к защите от врагов. Если бы они этого не делали, их давно бы уничтожили хищники.
Вот и подумайте, труслив ли заяц?
- Какой это тип текста?
- Ребята, а что является темой данного текста?
-Тема – про зайца, главная мысль – заяц не трус.
- Можем ли мы точно сказать, к какому типу текстов относится данный текст.
- Можем ли мы задать вопрос «что произошло?» к тексту? (нет)
- А вопрос «какой?» подходит к этому тексту? (нет).
Проблема.
- Значит, к какому мы приходим выводу, что текст не относится к тексту – повествованию, нет последовательности событий, и не относится к тексту – описанию, потому что нет описания (не отвечает на вопрос: какой заяц).
- Как называется этот тип текста, если он не относится ни к одному из известных нам?
- Нам пока не известно.
-Какой вопрос подходит к этому тексту?
-Что автор рассказывает нам в этом тексте. Что нам хочет объяснить автор? (о событиях связанных с зайцем)
- с чего начинается первый абзац текста, что в нем есть? (начинается с вопроса)
- Как вы думаете, какой вопрос, мы можем задать к этому тексту? (Почему заяц не трус?)
-Со слова «Почему» верно.
-А после вопроса «почему» следует ответ, вот и автор в тексте ответил на вопрос «почему заяц так себя ведет».
- Что автор делал, когда писал этот текст? (он рассуждал).
- Итак, сегодня мы познакомимся с новым типом текста вам ещё не знакомым. Но мы должны определить тему. Чтобы определить тему, составьте из предложенных букв слово: асеуждеснир
- Как вы думаете, какая тема урока?
- Тема урока: текст- рассуждение
-А теперь давайте сформулируем задачи на наш урок.
- Нужно соединить начало предложения с его окончанием.
-
Узнать, что такое текст- рассуждение.
-
Определить, строение текста – рассуждения
-
Потренироваться определять типы текстов
- Давайте посмотрим, сверим с ответом (дети собирают на доске)
Чтобы решить первую задачу и узнать, что такое текст- рассуждение, поработаем с последним текстом.
Работа с текстом во время чтения
- Я предлагаю прочитать текст про себя и во время чтения
условными знаками отмечать на полях следующие знаки.
-
Что показалось интересным? Отметим- ( !)
-
Что ты узнал нового? Отметим- ( *)
-
Что было непонятно Отметим - (?).
- С вашими знаками мы поработаем позже. А сейчас
прочитать первый абзац.
- О чём этот абзац? ( зайца принято считать трусом)
- Какая главная мысль? ( труслив ли заяц?)
- Как это мысль сформулирована, в виде чего? (в виде вопроса)
- Когда мы задаём вопрос? (Когда нам надо что – то узнать, возникает проблема)
- Значит, в 1 абзаце высказывается мысль, которая требует объяснения.
- Что узнали из второго абзаца? (Заяц бросается на защиту зайчат)
- Что узнали из третьего абзаца? (Заяц часто вступает в схватку с хищниками)
- Во 2 и 3 абзаце автор приводит примеры, рассуждает, развивает свою мысль.
- Что узнали из четвёртого абзаца? (Бегство зайца – это приспособление для выживания)
- Какая главная задача последнего абзаца? (Автор предлагает нам подумать, труслив ли заяц).
- Ну и какой вы сделали вывод. Как бы вы ответили на этот вопрос?
- Почему вы смогли сделать вывод, что заяц не трус? (Автор убедил нас)
- В 3 части автор делает вывод
- Как автор это сделал? (Объяснил, привёл примеры)
- Как называются высказывания, в которых что – то объясняют, доказывают? (Рассуждения)
- Так как можно назвать такой текст?
- Какой вопрос можно поставить к тексту – рассуждению? (Почему?)
- Давайте сделаем вывод, из скольких частей состоит текст-рассуждение? ( из 3)
- Что определяется в 1 части?
-Во 2?
-В 3?
- Обратите внимание на таблицу, у нас осталось не заполнена 3 строка.
- Давайте заполним вместе.
- Что запишем в 1 колонку?
- Что запишем во 2 колонку? Что можем сказать про строение текста? Из скольких частей состоит?
- На какой вопрос отвечает текст- рассуждение?
Дети заполняют таблицу по ходу беседы.
- А теперь откроем учебник на с. 105. И посмотрим, что нам предлагает учебник. В рубрике «Обратите внимание»
Прочитаем.
-Верно ли мы сделали вывод?
- Давайте сейчас попробуйте в парах проверить таблицу при помощи учебника, всю ли информацию основную мы включили или что ещё можно написать? ( учитель предлагает записать, о чём говорится в каждой части текста)
- Теперь мы полностью заполнили таблицу, и у нас получилась памятками по типам текста.
- Кто хочет рассказать про текст-рассуждение., используя таблицу (можно организовать работу в парах: рассказывают друг другу)
Давайте вернёмся к вашему тексту. Обсудим ваши пометки на полях
1.Что показалось интересным? ( !)
2.Что ты узнал нового? ( *)
3. Что было непонятно (?)
Дети делятся своими наблюдениями
- Ребята, все вы знаете повесть Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей»
- Знаете, где он жил, как назывался город?
- Кого помните из жителей этого города?
- Для того чтобы потренироваться создавать свой текст- рассуждение, нам нужно закончить ответы на вопросы, и записать ответы в карточки посмотрим на экран.
Почему Незнайку так звали?
Незнайку так звали, потому что он …………………………………
По городу протекал ручей, который назывался Огурцовой рекой. Почему ручей так называли?
Ручей называли ………………………., так как по его берегам ........................
А почему город назывался Цветочным?
Город ……………………………………., потому что…………………………………
-Записываем ответы в свои карточки.
- Давайте послушаем, что у вас получилось.
Почему Незнайку так звали?
Незнайку так звали, потому что
он ничего не знал.
По городу протекал ручей, который назывался Огурцовой рекой. Почему ручей так называли?
Ручей называли Огурцовой рекой, так как по его берегам росло много огурцов.
А почему город назывался Цветочным?
Город назвался Цветочным, потому что в нём было много цветов.
- Что записали? (Ответы на вопросы)
- Можно ли назвать текстом? (Нет)
- Почему? ( Это одно предложение)
- Но, в каком тексте мы можем использовать такие высказывания? (В тексте – рассуждении)
- В какой части текста? (в основной, там, где приводятся объяснения, доказательства)
- В чём особенностей таких предложений? (Они состоят из двух частей: первая – то, что объясняется, вторая – объяснение)
- Какие слова употребляются на месте соединения этих двух частей? (потому что, ведь, так как)
- Выделите у себя на карточках эти слова.
- Надо запомнить, как пишутся эти слова. И для этого мы выпишем их в тетради.
- Для того чтобы проверить , насколько хорошо мы поняли, что такое текст-рассуждение, выполним следующую работу. Открываем учебник
на 106 с. №182.
- Какое нам дано задание.
(определите тему и данную мысль текста…)
- Давайте прочитаем текст..
- Какая тема данного текста?
- Назовите основную мысль данного текста
_ Определим тип текста, используя памятки. Посоветуйтесь в парах. Ответы аргументируйте. ( дети используют памятки )
- Коррекционная беседа.
- Разделите текст на 3 части, работая в парах.
- Проверяем по образцу ( см. слайд)
.- Запишем текст, разделив на части.
-Выполняя данное упражнение мы потренировались с вами не только определять тему и главную мысль текста, но и доказывать что данный текст является текстом – рассуждение
Дз….
- Вспомните начало урока. Мы говорили с вами, что будем оценивать не только себя, но и соседа по парте.
- Я предлагаю вам написать телеграмму своему соседу с пожеланием ему, оценив его работу на уроке.
- Что такое телеграмма? (предположения детей)
(Телеграмма- срочное сообщение, передаваемое по телеграфу, а также бланк с таким сообщением.)
-Пусть у вас в предложении будет 5-6 слов. Например, Дима, ты сегодня на уроке…, я желаю тебе….
- Может быть, кто – то хочет прочитать свою телеграмму?
-Наш урок подходит к концу, давайте вспомним, какая у нас была тема урока.
-Что было трудным на уроке? Почему?
-Как, по-вашему, был ли урок полезным?
-Поднимите руку, если мы смогли решить задачи на уроке.
-А как мы решали задачи? Как решали первую задачу? Вторую? Третью?
-Что нового вы узнали?
- Сегодня на уроке я увидела, что все очень дружно работали, не ссорились.