1.Обучить обрабатывать полученную в процессе анализа информацию для решения конкретных задач
2.Развивать в детях умение высказывать своё мнение, умение принимать мнения.
3.Воспитывать взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом.
Предметные – овладевают учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
Личностные – проявляют навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Познавательные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме;
Коммуникативные – определяют общую цель и пути её достижения, осуществляют контроль в совместной деятельности, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.
Для учителя: компьютер, экран, проектор, электронная презентация.
Для обучающихся: учебник «Русский язык», 2 класс В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, словари синонимов
Компонент структуры урока | Содержание программы / урока | Образовательная деятельность | Критерии и показатели результата |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент (1 мин) |  | Приветствие! Проверка готовности к уроку. Мы - умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы отлично учимся! Всё у нас получится! Продолжим увлекательное путешествие по стране слов и откроем тайны русского языка. | Проверяют свою готовность к уроку. Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. Настраиваются на выполнение работы. | Готовность к работе по теме урока. Положительный настрой обучающихся к уроку. |
Актуализация знаний (5 мин) | 1. Выпиши слово в переносном значении: « Тяжёлые тучи неслись по небу». 2. Найди лишнее слово: чайник, диван, стакан, чашка. 3. Слово имеет лексическое… 4. Расшифруй загадку. Напиши отгадку. «белаяморковкаизимойрастёт». 5. Отгадай загадку: Между двух светил в середине я один. 6. Так по-другому называют фиолетовый. 7. Так по – другому называют автомобиль. Коллективная, парная. Словесный, проблемный, практический, чтение, мозговой штурм, письмо. | Разгадайте кроссворд. В группах объясните лексическое значение слов-отгадок. Спишите в тетрадь словарные слова, подчеркните орфограммы, обозначьте ударение. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Побуждает к высказыванию своего мнения | Читают, отвечают на вопросы, выполняют задания в микрогруппе. Выписывают словарные слова, подчёркивают орфограммы, доказывают правильность выполнения. Объясняют лексическое значение слов. | Актуализируют имеющиеся знания о словах |
Постановка учебной задачи (4 мин) | Фронтальная, словесный, беседа, проблемный. | Подумайте, какими словами можно заменить слово «неслись»? Что общего между этими словами? У слов мчались, уносились близкие значения. А как по-другому называют фиолетовый цвет? Какое словарное слово вы ещё не выписали? Чтобы найти ответ на эти вопросы, что нам нужно сделать? Где найти ответ на эти вопросы? Предположите тему сегодняшнего урока, прочитав ключевое слово кроссворда. | Мчались, уносились, скакали. Они близкие по значению. Затрудняемся ответить. В словаре. Узнать, что такое синонимы? Научиться находить синонимы в тексте. Познакомиться с новым словарём, узнать синоним слова фиолетовый и другие синонимы. | Ставят цели и задачи урока, пути выхода из затруднения |
Освоение нового знания (13 мин) | Упр. 66 (стр. 52). Фронтальная. Словесная, проблемный, практический. Чтение, беседа со словарём, письмо.  | Откройте учебник на стр. 52, прочитайте тему урока. Кто уже может ответить на этот вопрос? Прочитайте. Какие слова обозначают одно и то же? Одинаково или по-разному они произносятся? Запишите слова ключ, родник, источник. Прочитайте правило, подчеркните главные слова, заполните схему. Какие слова называются синонимами? В русском языке существует словарь синонимов. (Учитель показывает словарь.). У нас в учебнике есть словарь синонимов на стр. 141. Откройте его, посмотрите синоним слова фиолетовый; посмотрите, какие слова в нём записаны. Слово синонимы – словарное. Запишите его в тетрадь. Подчеркните орфограммы, обозначьте ударение. Запомните правописание. | Синонимы – это слова с близким лексическим значением. Родник, ключ. По-разному. Пишут слова: ключ, родник, источник. Читают правило, подчеркивают главные слова. Заполняют схему в группе. Вписывают в схему понятие «синонимы» и примеры слов-синонимов. Находят в словаре синонимов слово фиолетовый и его синонимы (лиловый, сиреневый) и вписывают в кроссворд. В группе работают со словарём. Усваивают правописание слова. Грамотно осуществляют письмо. | Ознакомление с понятием «синонимы», умение находить синонимы в тексте, уметь пользоваться словарём синонимов, обозначать ударение. |
Физкультминутка (1 мин) | видеофрагмент | | Выполняют движения вместе с героем мультфильма. Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются правильного образа жизни. | Правильное выполнение движений. |
Первичное закрепление (14 мин) | Упр. 67, 68 (стр. 53). Коллективная, индивидуальная. Словесный, проблемный, практический. Чтение, беседа, письмо. Упр. 69 (стр. 53) Коллективная. Словесный, проблемный, практический. Чтение, беседа, письмо. | Объясните значение выделенных слов. Выполните письменное задание. Поставьте в словах ударение, подчеркните безударные гласные. Докажите правильность выполнения. Поменяйтесь тетрадями, оцените работу. Докажите, являются ли слова каждой пары синонимами? Синонимы близки по смыслу, но всё же отличаются друг от друга по значению. Назовите отличия в лексическом значении слов каждой пары. Прочитайте стихотворение. Найдите синонимы. С какой целью использует их автор в одном предложении? Выполните задание. Оцените себя по критериям, предложенным на доске. | Читают группы слов, называют их синонимами, объясняют значение выделенных слов (Родина – место, где человек родился; мир – отсутствие войны; ловкий – обладающий физической сноровкой; разговаривать – общаться с кем-то), списывают любую группу слов, обозначают ударение, составляют предложения. Да. Это слова разные по написанию, но разные по смыслу. (Рисунок –это то, что нарисовали; узор – это рисунок, являющийся сочетанием линий, красок, теней; мчаться – очень быстро бежать; алый – ярко-красный цвет. Читают. Отвечают на вопросы. Находят синонимы. Списывают по памяти. Оценивают работу. | Объясняют лексическое значение слов, обозначают ударение, умеют находить синонимы в тексте. Взаимопроверка Самооценка по образцу |
Рефлексия (4 мин) | Карточка «Найди слова синонимы и соедини стрелками» сиять | буря | ветер | отец | лгать | черта | жаркий | потчевать | линия | блестеть | метель | вьюга | угощать | обманывать | неразговорчивый | отважный | неудачный | алчный | несложный | чудесный | жадный | молчаливый | смелый | ошибочный | прекрасный | простой | | Поставьте !, если все получилось. Поставьте +, если нужны некоторые пояснения по теме. Поставьте - , если ничего не поняли. | Отвечают на вопросы | Беседа по вопросам. Саморегуляция. Взаимопроверка. |
Домашнее задание (3 мин) | Упр. 70 (стр.54) (списать, подчеркнуть синонимы) Инд. карты (подбор синонимов) Упр. 73 (стр.55) (работа со словарём) | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет записи в дневнике. | Слушают объяснение учителя, делают записи в дневнике. Выбирают задание из ряда предложенных учителем в зависимости от уровня. | |