- Посмотрите еще раз на маршрутные листы, на ряд вопросов нам необходимо будет ответить в течение нашего урока. Для этого мы с вами будем выполнять упражнения из учебника.? Оно поможет нам ответить на все вопросы. - Откройте учебник на странице 73, поработаем с упражнением 124. - Прочитайте отрывок стихотворения А.С. Пушкина и ответьте на вопрос: о чем этот отрывок? (ночь, луна) -ЧТо делает луна в этом отрывке? – (пробирается, льет) - Прочитайте про себя задание под точками и скажите, что нам необходимо сделать? (прочитать, сравнить подчеркнутые словосочетания, определить,,. к какому слову относятся выделенные слова) - На какой вопрос отвечает слово ПЕЧАЛЬНЫЕ? (какие?) К какому слову относится ПЕЧАЛЬНЫЕ? (к существительному – поляны ) - Какой частью речи является слово ПЕЧАЛЬНЫЕ? – в предложении является второстепенным членом, является прилагательным. - Так как это прилагательное, то он обозначает признак предмета, на какой вопрос отвечает? - какие - По этому алгоритму сравним слово ПЕЧАЛЬНО. - Как вы думаете, на какой вопрос отвечает слово ПЕЧАЛЬНО. Если затрудняются, Давайте определим, с какой частью речи связано по смыслу, для этого разберем устно по членам предложения. Льет печально свет она. - Найдите существительное, отвечает на вопрос КТО? – она - Найдите глагол, отвечает на вопрос , что делает? – льет - Какой вопрос можно задать от глагола к слову печально, льет КАК? - К какому слову относится слово ПЕЧАЛЬНО? (к глаголу – льет) - ПЕЧАЛЬНО поясняет глагол, обозначает признак действия - Как вы думаете, каким членом предложения является слово ПЕЧАЛЬНО? – обстоятельством. - Значит делаем вывод: Слово печально отвечает на вопрос как?, поясняет глагол и обозначает признак действия, в предложении является второстепенным членом. Слово с такими признаками – это часть речи наречие. - Давайте обратимся к нашему маршрутному листу и подумайте, на какие вопросы мы можем вписать ответ? (2,4.) - Мы с вами сказали, что наречие обозначает признак действия, запишите под номером два «признак действия» - Также мы сказали, что наречие в предложении является второстепенным членом предложения, поэтому записываем под номером 4 - является второстепенным членом предложения - Для того чтобы продолжить и узнать ответы на вопросы из маршрутного листа, я предлагаю вам выполнить упражнение № 125 на стр. 73. - Прочитайте задание про себя и скажите, что нам необходимо будет сделать? (прочитать. доказать, что выделенные слова являются наречиями). - Внимательно прочитайте отрывок стихотворение о весне А.А Блока и скажите, о чем этот отрывок? – о весне - Какие фразы помогли вам это понять? – (весна, ручей) - Прочитайте задания под точкой, что нам необходимо будет выполнить? -Также мы с вами, проведем опыт и будет проверять изменяется ли наречие по числам? по временам? - Подумайте, как нам определить, что выделенные слова это наречия? Для этого обратитесь к нашему маршрутному листу. - Наречие зависит от глагола, от глагола можно всегда задать вопрос к наречию. - Давайте разбирать, найдите глагол, от которого можно задать вопрос к этим словам. - Журчит. - Какой вопрос можно задать к данным словам? – как Журчит (как?) звонко, тонко. Данные слова отвечают на вопрос как, они являются наречиями. - Что нам необходимо сделать дальше? Проверить изменяется ли наречие по числам? по временам? - Давайте вспомним, какая часть слова указывает на изменяемость слов? – окончание - Так как наречие зависит от глагола, то изменять окончание мы будем изменять у глагола. - Сначала попробуем изменить по числам. Вспомните, как изменяются глаголы по числам? Какие бывают числа в руссом языке? (единственное число и множественное число) - Волна (она одна) журчит. журчит как? звонко, тонко. - Волны (что делают?) журчат. Журчат как? звонко, тонко. (на доске): Ед. ч.: журчит звонко, тонко. Мн. ч.: журчат звонко, тонко. - Изменилось ли наречие? – нет - Какой вывод мы можем сделать? Наречие по числам не изменяется. - Следующее, что мы проверим, это изменяется ли наречие по временам? - Вспомните, какие времена бывают? (будущее, настоящее, прошедшее) Буд.вр. – волна будет что делать? журчать как? журчать звонко, тонко Наст.вр. –волна что делает? журчит звонко, тонко Прош.вр. –волна что делала? журчала звонко, тонко. (на доске): Буд.вр.- журчать звонко, тонко Наст.вр.- журчит звонко, тонко Прош.вр.-журчал звонко, тонко -Изменилось ли наречие? – нет Какой вывод мы можем сделать? Изменяется ли наречие по временам. - Найдите вопрос под цифрой 3. Запишите, вывод самостоятельно. - Какой вывод вы записали? - наречия не изменяются. Наречия не изменяются, поэтому у наречия не может быть окончания. - Для того чтобы расширить наши знания о том, на какие вопросы отвечают наречия, я предлагаю вам выполнить упражнение 126, на странице 74. - Прочитайте задание под точками, и скажите, что нам необходимо будет сделать? (прочитать предложения сначала без наречий, а потом с ними, ответить на вопрос, какую роль выполняют наречия в предложениях, задать вопрос от глагола к наречию) - (сама читаю предложения) - Давайте попробуем сформулировать вывод, как изменились предложения с появлением наречий? - Наречия дают дополнительную информацию, уточняют, где, когда, как происходит действие. - Сейчас нам необходимо от каждого глагола задать вопрос к наречию, чтобы оно было связано по смыслу, например: поднималась где? впереди, поднималась как? медленно, возвращался (когда?) вечером, пискнул (как?) слабо, пискнул (как?) жалобно, светило (где?) кругом, светило (как?) ярко, стояло (где?) налево, стояло (где?) направо, спустился (как?) благополучно, спустился (куда?) вниз. - Закончили, какой вывод мы можем сделать, на какие еще вопросы отвечает наречие? - «где?», «когда?», «куда?», «откуда?», «как?». -Давайте сравним наш вывод с правилом из учебника на странице 74. - прочитайте правило. - Что в этом правиле нового, что мы не говорили. ( что отвечают на эти вопросы) -Запишите эти вопросы к себе в листы под цифрой 1. - У нас с вами остался последний вопрос, на какой вопрос мы еще не ответили? – 5 - Для того чтобы ответить с вами на последний вопрос, я предлагаю вам задание на карточке. - Прочитайте задание и скажите, что нам необходимо сделать? - Вставить пропущенные слова. - Посмотрите, у вас есть слова для справок, они помогут вам. Задание: Вставить пропущенные слова. ……. – это ……самостоятельная часть речи. Наречия обозначают признак ….. и отвечают на ….. как? где? куда? когда? откуда? В предложении наречие является … членом. Слова для справок: Наречие, неизменяемая, действия, вопросы, второстепенным Правильный вариант. -Наречие – это неизменяемая самостоятельная часть речи. Наречия обозначают признак действия и отвечают на вопросы как? где? куда? когда? откуда? В предложении наречие является второстепенным членом. - Кто готов, полностью устно рассказать полным ответом, что такое наречие. На какие вопросы отвечает, что обозначает, изменяется ли наречие, какую роль играет в речи? |