1.Орг. момент Задача: мотивировать детей на предстоящую деятельность. | По источнику получения знаний: Словесные: Методы контроля и самоконтроля. | - Здравствуйте ребята, садитесь. -Меня зовут Юлия Константиновна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте Все ль в порядке – Книжка, ручка и тетрадка. Все ли правильно сидят? Все внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь отметку «5»! -Откроем тетради, запишем дату, сегодня тридцатое апреля. Классная работа. | Личностные УУД: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности. Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; |
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Задача: повторить изученный материал, выявить проблемы, сформулировать тему, цель урока. | По источнику получения знаний: Словесные: Наглядные: По дидактическим целям: | -Ребята, вы уже познакомились со многими частями речи, с какими? -Чтобы узнать тему и цель нашего урока и вспомнить части речи выполним упражнения 384.Прочитай задание вслух. В задание даны группы однокоренных слов, нужно сгруппировать слова по частям речи и записать в четыре колонки. Первая колонка имя существительное, вторая колонка глагол, третья колонка имя прилагательное, а в четвертую колонку вы отнесете слова неизвестной для вас части речи. (4 человек работают у доски) Существительное Веселье Близость Верхушка Друг Дружба | Глагол Веселиться Приближаться Дружить | Прилагательное Веселый Близкий Верхний Дружный | Наречие Весело Близко Вверх Сверху Дружно | - Почему именно эти слова вы выписали в первую колонку?? (Потому что они отвечают на вопрос что и обозначают предмет) -Почему вы выписали эти слова в колонку «глагол»? (Потому что они отвечают на вопрос что делать? И обозначают действия предмета) -Почему вы выписали эти слова в имя прилагательное? (Т.к. они отвечают на вопрос какой? И обозначают признак предмета) -А как будут называться слова, которые вы выписали в четвертую колонку? -Чтобы узнать, к какой части речи относятся эти слова, предлагаю решить ребус Н,’’’ЧИЕ -Правильно, наречие. Как вы думаете, тема урока может быть связана с этим словом? -Попробуйте высказать свои предположения. (Наречие как часть речи) -А какая будет цель нашего урока? ( Научиться отличать наречие от слов других частей речи, узнать на какие вопросы отвечает наречие) | Личностные УУД: формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Познавательные УУД: формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение работать с классом; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме. Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей |
3. Постановка учебной задачи Задача: Закрепить изученный материал | По источнику получения знаний: Словесные: Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:
| - Давайте обратимся к «Словарю русского языка» С.И.Ожегова -Наречие – совокупность местных говоров какого-нибудь языка, обладающих общими диалектическими чертами (велико русское наречие) - Наречие – неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия или другого действия. (Рано, здорово, хорошо) -Ребята, как вы думаете какое определение подходит нам больше? (2) -А вы знаете, почему у наречия такое имя? Ведь известно, что имена существительные обозначают предметы, имена прилагательные признак предмета. А наречия? - Наречие для нас написало письмо. Давайте я его вам прочитаю. - Давайте познакомимся! Я – самостоятельная часть речи - наречие. У меня есть свои вопросы Где ? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? И как? Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Этот корень имел глагол со значением “говорить”. От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие. Если буквально перевести мое имя на современный язык, получится “наглаголие”. А в латыни я называюсь “приглаголие”. Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость. Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними. Хочу обратить внимание на мою главную особенность - неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложении чаще всего я бываю обстоятельством, но могу быть и определением. - Что интересно вы узнали про наречие из его письма? (Что наречие относятся к глаголу и оно не изменяется) -Давайте это проверим ваши предположения после того, как проведем физминутку. ФИЗМИНУТКА -Чтобы проверить это, выполним упражнение 385.Прочитайте задание. Попробуем задать вопросы к наречиям. От какого слова вы их задавали? Какой частью речи является слово от которого вы задавали вопрос наречию? Вопросы на понимание нового материла: – Как называются выделенные слова? – На какие вопросы они отвечают? – От каких слов задавали вопросы? – Запишите словосочетания, покажите стрелкой, от какого слова задавали вопрос. Шумит (как?) весело Бежит (как?)весело Видна (откуда?)издали Ходит (как?)снова – Можно ли изменить эти слова по родам, числам? Давайте попробуем. Шумит весело (ед.ч) Шумят весело (мн.ч) -Какой вывод мы можем сделать? (что наречия не изменяется по числам) -А может оно будет изменяться по родам? Ветер весело шумит, Судно весело бежит Мимо острова Буяна, К царству славного Салтана, И желанная страна Вот уж издали видна *** Снова князь у моря ходит, С синя моря глаз не сводит, Глядь – поверх текучих вод Лебедь белая плывет. (А.С.Пушкин) Сделайте вывод: что такое наречие? Наречие – это самостоятельная НЕИЗМЕНЯЕМАЯ часть речи, которая отвечает на вопросы как? где? когда? куда? (наречие не изменяется). | Личностные УУД: формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Познавательные УУД: формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; |
4. Построение проекта выхода из затруднения Задача: организовать деятельность по решению проблемной ситуации | | -Сравним, наш вывод с тем, что написано в учебнике. - Чтобы закрепить полученные знания, выполним упражнение 387. Прочитайте задание. Упр. 387 – развивается умение отличать наречие от слов других частей речи (существительных). – Как вы будете действовать? (Задавать вопросы, пробовать изменить слова.) - Давайте проверим, какие наречия вы выписали?
| |
5. Первичное закрепление. Задача: проверить уровень усвоения пройденного материала. | | - Чтобы проверить, как вы поняли, что такое наречие и на какие вопросы оно отвечает, я предлагаю вам следующее задание - Необходимо одним словом (наречием)заменить фразеологическое сочетание. СЛАЙД, УСТНАЯ РАБОТА Идти черепашьим шагом — (как?) /медленно/ - как пишется это слово? Все идет как по маслу — (как?) /хорошо/ Встать чуть свет —- (маме надо) /рано/ Рукой подать —- (до магазина) /близко/ Яблоку негде упасть — - (сегодня в классе) |тесно| | Личностные УУД: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности; Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из текста; |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Задача: организовать самостоятельную деятельность детей. | применения знаний (эвристические) | - Для того, чтобы проверить, как вы научились находить наречие выполним самостоятельную работу. На ваших партах лежат карточки .Прочитайте задания. Если у кого-то возникнут вопросы, поднимите руку. Было тихо, очень тихо: Тихий час теней... Лишь будильник робко тикал, Мышь скреблась, Сверчок пиликал, Козлик мекал, Кот мяукал, Поросенок дерзко хрюкал. В. Орлов. Задания к тексту: 1.Найди все наречия и подчеркни их. 2.Покажи к какому слова относится наречие. | |
7. Рефлексия учебной деятельности. Задача: подвести итог урока, провести рефлексию деятельности | Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: | -ДЗ стр.136 упр.388 –Какой была цель нашего урока? -Чему мы должны были научиться? -Достигли ли мы цели? -Чему вы научились? -Что такое наречие? -На партах у вас лежат листы, нарисуйте на листе то, что соответствует вашей работе на уроке: -кружок-все понял, не возникало затруднений -квадрат-не все понял, возникли затруднения -треугольник-не доволен своей работой | Личностные УУД: формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Познавательные УУД: формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое |