СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт урока русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока по русскому языку был реализован полностью. Предполагает презентацию и дополнительные материалы.

Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока русского языка»

Конструкт урока русского языка в 3 классе на тему: «Именительный падеж имён существительных»

Разработчик: Кондратьева Н.С.


УМК «Школа России»
Тип урока – открытие новых знаний
Цель урока – знать особенности употребления имени существительного в именительном падеже; умение определять форму именительного падежа.

Задачи (относящиеся к деятельности учителя):

  • обучающие – познакомить с особенностями именительного падежа: вопрос, отсутствие предлога, роль в предложении;

  • воспитательные – воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу;

  • развивающие – развитие учебно-организационных умений, учебно-речевых (правильно отвечать на вопросы, комментированное чтение, чтение по цепочке, составление устного рассказа по картине, задавание вопросов), учебно-информационных умений (нахождение информации из разных источников: учебник, дополнительная литература, Интернет-ресурсы), учебно-интеллектуальных умений (анализировать, делать выводы, обобщать).


Планируемые результаты (относящиеся к деятельности учащегося):

  • предметные – знать особенности именительного падежа: вопрос, отсутствие предлога, роль в предложении;

  • метапредметные

регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать свои действия с поставленной задачей;

познавательные: актуализировать свои знания для решения учебной задачи; формулировать вывод по результатам наблюдений; составлять алгоритм действий при выполнении заданий; умение мыслить логически;

коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; формулировать своё мнение и позицию;

  • личностные – привитие интереса к предмету.

УУД

  • Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему)

  • Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий

  • Коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения, формирование уважительного отношения к иному мнению, культуре других народов воспитание художественного вкуса, способствование формированию культурной эрудиции.

Основные термины, определения, понятия урока (дидактические единицы) – именительный падеж, имя существительное, склонение имён существительных, одушевлённое/неодушевлённое, собственное/нарицательное

Оборудование: смайлики для оценивания настроения, презентация, карточки для работы по вариантам, 7 листов А4 для работы в командах.

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационно-мотивационный

1 мин.

- Добрый день, ребята! Меня зовут Наталья Сергеевна. Сегодня урок русского языка проведу у Вас я.

На столах у вас по 2 смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение…

- Я готова сотрудничать с вами.

- Открываем тетради, записываем дату и классная работа.

Давайте проговорим с вами дату орфографически.

Приветствуют учителя.




Выбирают смайлик и поднимают его.




Открывают тетради, записывают дату и классная работа

- Пят-над-ца-тое фев-ра-ля

Постановка цели и задач урока. Актуализация знаний

7 мин.

- Ребята, мне очень нужна ваша помощь в изучении новой темы.

- Поднимите руки те, кто готов мне помочь.

- Но начнём мы наш урок с повторения. Ведь именно повторение помогает нам не забывать пройденный материал и уверенно шагать дальше в освоении русского языка.

- Скажите, какую часть речи вы изучаете?

- Что вы знаете об ИС? (1 Слайд)








- А кто нам напомнит, что значит просклонять имя существительное?

- У меня на доске написаны два слова «снежинка и пальто»

В тетради просклоняйте слово снежинка. Один учащийся может выйти к доске.

И.п. – снежинка

Р.п. – снежинку

Д.п. – снежинке

В.п. – снежинку

Т.п. – снежинкой

П.п. – о снежинке


- Все выполнили? Давайте сверим с тем вариантом, который был выполнен на доске. Теперь давайте сверим с моими результатами (3 слайд)

- У нас есть ещё слово пальто. Как вы думаете можно ли его просклонять?

- Почему?



- Можете ли привести ещё примеры таких слов?

- Прочитайте пословицу «Глаза боятся, а руки делают» (5 слайд)

Объясните смысл (когда примериваешься к работе, смотришь на неё глазами, то кажется, что будет долго и тяжело, но начинаешь потихоньку делать руками, и в итоге справляешься).




- Давайте посмотрим на доску. Скажите, правильно ли вы предположили?

- Спишите.

-- Определите падеж имён существительных в пословице.

- Сравните имена существительные в предложениях. Чем они похожи?

- Кто может сформулировать тему нашего урока? (7 Слайд)



Поднимают руки







- Имя существительное


- Одушевлённое/ неодушевлённое, обозначает предмет, бывает собственным и нарицательным, отвечает на вопросы кто и что, изменятся по родам, числам, его можно просклонять.

- Просклонять имя существительное, значит изменить по падежам.


Выполняют задание в тетради, один ученик выполняет на доске

И.п. – снежинка

Р.п. – снежинку

Д.п. – снежинке

В.п. – снежинку

Т.п. – снежинкой

П.п. – о снежинке


Сверяют свои результаты





- Нет

- У слова пальто нет окончания, поэтому оно не изменяется.

- Да. Метро, кофе, какао, кино, кафе, пианино, радио, меню, пюре.

Читают

- Встречаются дела, о которых ты думаешь, что не справишься, не осилишь, и кажется, ты это никогда не сможешь сделать, но выбора нет, и ты приступаешь к работе, и в конце-концов её делаешь.




Списывают

Определяют падеж имён существительных

- Стоят в именительном падеже.

- Именительный падеж имён существительных

Открытие новых знаний

23 мин.

- Давайте посмотрим сказку про именительный падеж. После просмотра вы мне скажете, на какие вопросы отвечает именительный падеж?

1. Какие слова отвечают на вопрос «Кто»? Приведите примеры.

2. Какие слова отвечают на вопрос «Что»? Приведите примеры.

- Молодцы! Вы внимательно смотрели.

- У меня на слайде написаны предложения (9 слайд). Выполнять вы данное задание будете в парах следующим образом:



Ряд у окна

1. Ночью был буран.

2. Ветер гудел в трубе.

Ряд у двери

1. Утром Таня подошла к окну.

2. Белая вьюга кружила над деревней.

- Спишите его, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните в каждом предложении имя существительное в именительном падеже.

- Назовите имена существительные с орфограммами, объясните их написание.









- Назовите имена существительные, которые стоят в именительном падеже.

— Что можно сказать об именах существительных, которые стоят в именительном падеже?

- Каким членом предложения является в предложении?

- Какой из этого можно сделать вывод?

- Давайте посмотрим на доску, и прочитаем правило (11 слайд).

- Что вы можете сказать о наших выводах?

Смотрят сказку про именительный падеж



- На вопросы «Кто? Что?»

- Одушевлённые имена существительные

- Неодушевленные имена существительные















Списывают текст




1 ряд.

Ночью (разделительный мягкий знак).

Ветер (непроверяемая безударная гласная в корне слова).

2 ряд.

Вьюга (мягкий знак после согласных в корне слов)

Кружила (жи/ши пиши с буквой «и»).

- Буран, ветер, Таня, вьюга.

В предложении они являются подлежащими.


- Подлежащим


- В предложении ИС в И.п. является подлежащим.

Читают правило

- Они были верны



- А сейчас давайте поиграем в игру «Редакторы». Перед вами текст, в котором рассыпались предложения. Ваша задача – собрать эти предложения, вернуть слова на свои места. Записывать готовые предложения вы будете в тетрадь.

1. Привели, на, следы, охотника, полянку.

2. По, рябчик, разгуливал, ней.

3. Из-под, торчали, снега, брусники, кустики.

4. Склёвывал, петушок, лесной, последние, ягодки.

1 вариант выполняет 1 и 3 предложение, а 2 вариант 2 и 4 предложения.

1 вариант

Следы (И.п.) привели охотника на полянку.

Из-под снега торчали кустики (И.п.) брусники.

2 вариант

По ней разгуливал рябчик (И.п.).

Лесной петушок (И.п.) склёвывал последние ягодки.

- Прочитайте предложения и назовите грамматические основы.





- Чем выражены подлежащие в этих предложениях?

- Почему вы так решили? Сделайте вывод.

- Встретились ли предлоги перед существительными в именительном падеже?

- Какой вывод мы можем сделать?



- Давайте посмотрим на доску, и прочитаем правило (13 слайд).

- Что вы можете сказать о наших выводах?











Выполняют задание в тетради

1 вариант

Следы (И.п.) привели охотника на полянку.

Из-под снега торчали кустики (И.п.) брусники.

2 вариант

По ней разгуливал рябчик (И.п.).

Лесной петушок (И.п.) склёвывал последние ягодки.




1 вариант

Следы привели.

Кустики торчали.

2 вариант

Рябчик разгуливал.

Петушок склёвывал

- Выражены именем существительным



- Нет



Имена существительные в именительном падеже не употребляются с предлогами


- Наши выводы совпадают с учебником

Закрепление изученного на уроке

7 мин.

Для следующего задания, нам нужно разделиться на 7 команд.

У вас на партах лежат листы А4. Вам нужно составить связный текст из 4-ёх предложений по следующим темам:

1,2 команда «Зимние забавы»

3,4 команда «Летнее утро»

5,6,7 команда «Начало весны»

На выполнение задания вам 5 минут. Не забывайте, что имя существительное в И.п. употребляется без предлогов. После составления текста вам нужно будет подчеркнуть в каждом предложении имя существительное в именительном падеже.

Делятся на команды.

Выполняют задание в командах.

На каждую тему одна команда представляет свои результаты

Подведение итогов. Рефлексия.

2 мин.

Подвести итоги нашего урока, я предлагаю следующим образом. У меня на слайде написаны фразы, вы выбираете одну любую и дополняете её, оценив себя или свои знания.

Я узнал…

Мне было интересно…

Я понял…..

Мне было трудно…..

Я научился…..

Я смог…

Теперь я могу…

Домашнее задание: с. 43 упр. 76.

- Урок окончен.







Высказываются






Записывают домашнее задание