Конструкт урока технологии по производственной практике по
ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах
и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
студентки группы 46 Б Казаковой Екатерины Владимировны
Дата: 30.11.18 г.
ОУ:ГКОУ СО «Каменск-Уральская школа №1, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
Класс: 2
ФИО учителя класса: Сергеева Виктория Владимировна.
ФИО методиста: Стрельникова Елена Михайловна Подпись________
Тема: Народные промыслы. Городец. Изделие: аппликация «Городецкая роспись».
УМК: Школа России Программа: «Технология» (Н.И. Роговцева, Н.В.Богданова)
Планируемые результаты
Личностные: обучающиеся проявляют интерес к уроку технологии и эмоционально-ценностное отношение к народному творчеству с помощью работы над оформлением изделия городецкой росписью, мотивацию к учебной деятельности и к творческому труду, чувство патриотизма в процессе знакомства с историей городецкой росписи.
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: умение самостоятельно составлять план выполнения работы; умение контролировать и корректировать свою работу по плану; умение оценивать результат выполненного задания; коммуникативные УУД: умение участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; умение сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); освоение новых слов; познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний – отличать новое от уже известного с помощью учителя, анализировать и делать выводы, в практической работе соблюдать правила работы с ножницами.
Предметные: обучающиеся имеют представление об особенностях городецкой росписи, её истории; научатся отличать городецкую роспись от хохломской, знакомы с основными терминами и понятиями (городецкая роспись, розан, купавка, бутон); научатся составлять композицию в аппликации; используют навыки работы с бумагой (разметки деталей по шаблону, вырезания ножницами, приклеивания); составляют орнамент по мотивам городецкой росписи, организуют рабочее место .
.
Цель: формирование у обучающихся интереса к народной культуре через знакомство с городецкой росписью и эмоционально-эстетического отклика при выполнении аппликации.
Задачи
Воспитательные: воспитывать у обучающихся мотивацию к учебной деятельности и к творческому труду, эмоционально – ценностное отношение к народному творчеству с помощью работы над оформлением изделия городецкой росписью, интерес к предмету технологии, чувство патриотизма в процессе знакомства с историей городецкой росписи.
Коррекционно-развивающие: развивать у обучающихся регулятивные УУД: умение самостоятельно составлять план выполнения работы; умение контролировать и корректировать свою работу по плану; умение оценивать результат выполненного задания; коммуникативные УУД: умение участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; умение сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); освоение новых слов ; познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний – отличать новое от уже известного с помощью учителя, анализировать и делать выводы, в практической работе соблюдать правила работы с ножницами. Корректировать мелкую моторику, речь, цветовую гамму.
Образовательные: познакомить обучающихся с особенностями городецкой росписи, с её историей; научить отличать городецкую роспись от хохломской, познакомить с основными терминами и понятиями (городецкая роспись, розан, купавка, бутон); научить составлять композицию на основе аппликации; повторить навыки работы с бумагой (разметки деталей по шаблону, вырезания ножницами, приклеивания); научить выполнять орнамент по мотивам городецкой росписи, организовать рабочее место .
Принципы обучения:
принцип систематичности и последовательности;
принцип наглядности;
принцип деятельности;
принцип психологической комфортности.
Принципы воспитания:
создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма;
воспитание через творчество.
Принципы коррекционной работы
принцип нормативности (принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка в коррекционно-педагогическом процессе);
принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения;
продуктивная обработка учебной информации:
Методы обучения:
по источнику получения знаний – словесный: беседа, объяснение, рассказ; наглядный: демонстрация; практический: упражнение;
по уровню включения в продуктивную деятельность – частично-поисковый, проблемный;
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: методы контроля и самоконтроля;
метод формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований;
метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: использования игр и игровых ситуаций.
Методы воспитания:
метод развития познавательного интереса: художественное слово;
метод эмоционального стимулирования: поощрение.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование:
индивидуальное – картон для основы аппликации, цветная бумага, клей карандаш, ножницы, салфетка.
демонстрационное – цветы городецкой росписи: розан, купавка; образцы изделий, украшенных городецкой росписью; план последовательности росписи.
Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий (изучение нового материала).
План урока
Мотивация к учебной деятельности. 2 мин
Актуализация опорных знаний и способов действий. 5 мин
Решение проблемы 10 мин
Первичное закрепление 5 мин
Организация самостоятельной работы. 20 мин
Рефлексия учебной деятельности. 3 мин
Использованная литература
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2016. – 33 с.
Примерная программа «Технология» 1-4 кл. / Роговцева Н. И., Анащенкова С. В., 2011
Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику Н. И. Роговцевой, Н. В. Шиполовой, С. В. Анащенковой / авт.-сост. О. В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 183с.
Эскиз доски
Тема: Изделие: кухонная доска «Городецкая роспись». | 30 ноября. Классная работа. | |
Ход урока
Этапы урока, задачи работы | Методы и приемы обучения и воспитания | Деятельность учителя | Планируемый результат с учетом формирования УУД |
Мотивация к учебной деятельности Задача: обеспечить мотивацию учения обучающихся, проверить готовность к уроку. | Предъявление педагогических требований Художественное слово | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Владимировна, и урок технологии проведу у вас я. - Присаживайтесь. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Чтите науки, любите искусства, Без сожаленья беритесь за труд. Дети! Тогда благородные чувства В вас благородную почву найдут! | Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
Актуализация опорных знаний и способов действий. Задача: актуализировать личностный опыт обучающихся (личностные смыслы, опорные знания и способы деятельности, ценностные отношения) | Беседа Демонстрация Проблемный Предъявление педагогических требований Художественное слово Поощрение | -Ребята, на прошлом уроке вы начали изучать народные промыслы, и сейчас обратите внимание на слайд. СЛАЙД 2 -Как вы думаете, какая народная роспись здесь изображён? (хохломская роспись) Если обучающиеся затрудняются ответить, то на слайде появляется надпись хохломская роспись -Как вы думаете, а существуют ли другие промыслы? (ответы обучающихся) -Скажите, а все ли согласны, что на слайде изображена только хохломская роспись? (нет) Почему? Как ты определил (а) ? -Совершенно верно. -А хотите ли вы узнать и познакомиться с новой росписью? -Сегодня мы познакомимся с новым видом народного промысла — с городецкой росписью. СЛАЙД 3 В российской глубинке есть чудо живое, Одетое в бисер, все расписное. В купавы, в бутоны оно приодето. Ты глянешь на роспись – и чувствуешь лето. Все краски в цветах на доске отразились. И розаны нежные в них появились. А в точках – росинках сияет прохлада. И чуда другого нам, дети, не надо. -Вот так поэт описал красоту городецкой росписи. -Давайте попробуем определить тему нашего урока. Тема: Городецкая роспись Изделие: кухонная доска «Городецкая роспись». -Сегодня на уроке мы с вами будем в роли мастеров и создадим аппликацию «Городецкая роспись». -А какие задачи мы можем сформулировать, опираясь на нашу тему? Задачи 1.Познакомиться с городецкой росписью 2.Научиться создавать аппликацию «Городецкая роспись» -Знакомо ли вам такое понятие как «городецкая роспись»? Приходилось ли встречать предметы, расписанные таким образом? А может быть у кого-то дома есть предметы, расписанные городецкой росписью? | Обучающиеся демонстрируют Познавательные: умеют понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, анализировать объекты труда. Познавательные: умеют строить осознанное речевое высказывание. Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя. |
3.Решение проблемы Задача: обеспечить восприятие, осмысление обучающимися изучаемого материала Физминутка Задача: снять усталость, мышечное напряжение. | Беседа Объяснение Демонстрация Частично-поисковый Методы контроля и самоконтроля Предъявление педагогических требований Поощрение | -Сейчас я предлагаю вам познакомиться с городецкой росписью, для этого я прочитаю вам небольшой рассказ, а вы внимательно слушайте и следите за мной, чтобы потом ответить на мои вопросы. -Итак, ребята, где зародилась городецкая роспись? В какой области? ( Городецкая роспись по дереву — знаменитый народный промысел Нижегородской области. Этот промысел получил своё развитие в деревнях близ города Городца. ) -Теперь найдите в тексте и подчеркните эти слова. -Какие предметы украшали росписью? (Росписью украшали крестьянские прялки, лубяные лукошки и коробки для хранения пряжи, солонки, детские стульчики.) СЛАЙД 4, 5 -Найдите в тексте и подчеркните эти слова. -Из чего делали эти предметы? (Из дерева) -Посмотрите внимательно на рисунки и изделия. СЛАЙД 6 -Что изображали мастера в работах? (Мастера городецкой росписи изображали прогулки людей, сцены чаепития, кареты, всадников, барынь, солдат, кавалеров, собачек, а также необычные цветы. ) -Это всё, ребята, сцены из жизни людей. Ребята, сценами хохломская и городецкая росписи отличаются, а что у них общее? (цветочные мотивы) СЛАЙД 2 -Значительное место в этой росписи занимают цветочные мотивы – пышные «розаны» , писанные широко и декоративно. Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут декоративные образы птиц и животных. Городецкий мастер росписи любит цветы. Цветы в городецкой росписи – символ здоровья и процветания. СЛАЙД 7 Бутоны – разновидность городецких цветов. Купавка – самый распространённый цветок в городецком орнаменте. В итоге получаются замечательные, удивительные городецкие узоры. СЛАЙД -Каким цветом изображены цветочные мотивы? -Чем же городецкая роспись отличается от хохломской? СЛАЙД9 (Городецкая роспись отличается от хохломской тем, что в городецкой росписи изображены животные, разнообразная цветовая гамма) -Итак, ребята, мы с вами познакомились с городецкой росписью и теперь можем отличить её от хохломской росписи. -Нам осталось выполнить работу в этой росписи. -Давайте мы с вами встанем и немного отдохнём, я буду показывать вам движения, а вы повторяете за мной. Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуться, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть. -Молодцы. Присаживайтесь. – Найдите среди показанных на слайдах предметы с городецкой росписью. СЛАЙД 10 – По каким признакам вы распознали городецкую роспись? -А какая роспись изображена рядом с городецкой росписью? (хохломская) | Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД(умение участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; умение сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)); познавательные УУД (умение анализировать и делать выводы); регулятивные УУД: волевая саморегуляция. |
4.Первичное закрепление. Задача: установить правильность и осознанность изученного материала. | Беседа Методы контроля и самоконтроля Предъявление педагогических требований Поощрение | -Посмотрите в какой росписи я сделала свою аппликацию? (городецкой) Почему? Как вы догадались? -Какие основные краски используют в городецкой росписи? -Какова форма изделия? (форма кухонной доски) - Что какие элементы представлены на доске? (Купавки, листики, птица) - Как расположены элементы? (птица в центре, по краям растительный орнамент) - Какие используются материалы? (картон для основы доски, цветная бумага для элементов композиции) -Какие инструменты нам с вами понадобятся? (ножницы) -Сегодня мы с вами будем в роли городецких мастеров и создадим свою городецкую роспись. -Как мы уже с вами сказали городецкая роспись делается на деревянных изделиях. К сожалению, у нас таких заготовок нет, поэтому мы сделаем аппликацию из бумаги, имитирующую городецкие узоры. -Но для начала давайте мы с вами составим план работы изделия. 1. Разметка по шаблону 2. Вырезать 3. Сборка. 4. Оформление. СЛАДЙ 11 -Я приготовила для вас уже готовые шаблоны кухонной доски и цветов. -Какой первый пункт плана мы с вами может выделить? Что сначала мы с вами должны сделать с шаблоном кухонной доски? -Кухонную доску для вас я уже вырезала, поэтому ваша задача приложить доску к картону, приклеить её аккуратно и вырезать по контуру. -Но перед тем, как начать вырезать шаблоны, давайте с вами вспомним правила работы с ножницами. СЛАЙД 11 -Затем нам осталось украсить нашу доску. Я раздаю вам шаблоны цветов, вы должны аккуратно их вырезать, далее приложить к цветной бумаге, обвести, затем снова вырезать. -Поэтому какой мы можем выделить 2 пункт плана? -После того, как мы с вами заготовили доску, вырезали шаблоны для того, чтобы её украсить, что нам нужно сделать дальше? -Поэтому 3 пункт нашего плана – это сборка композиции. -И каков будет последний пункт плана, если мы с вами собрали композицию, что нам нужно сделать? (приклеить) -Верно, но приклеивать цветы, ребята, мы сегодня с вами не будем. Мы лишь только составим нашу композицию, вы её запомните, а на следующем уроке продолжите свою работу. -Итак, мы с вами составили план нашей работы, посмотрите на слайд и соблюдая все пункты плана вы можете приступать к работе. СЛАЙД 12 | Обучающиеся демонстрируют Регулятивные: коррекция деятельности, сравнивая с образцом. Умеют адекватно воспринимать информацию содержащую оценочный характер отзыва о готовом изделии. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. |
5.Организация самостоятельной работы. Задача: обеспечить формирование у обучающихся умение самостоятельно применять знания в изготовлении изделия. | Объяснение Демонстрация Частично-поисковый Методы контроля и самоконтроля Предъявление педагогических требований Поощрение | Самостоятельная работа. -Итак, первое, что мы сейчас с вами сделаем – это кухонная доска, на которой и будет расположена наша роспись. -Возьмите шаблон доски и приклейте к изнаночной стороне картона, то есть к серой стороне. Сейчас соблюдая правила работы с ножницами, вырежьте по контуру вашу доску. -Приступайте к работе. -Ребята, не торопитесь. Мастера и художники работают не торопясь, потому что это трудоёмкая работа, нужно сделать всё качественно и аккуратно. Выполняют работу -Итак, мы с вами приготовили основу для росписи. -Сейчас возьмите шаблоны цветов, вырежьте аккуратно. Затем выберите для себя цвета цветной бумаги, то есть каким цветом у вас будут цветы. Приложите шаблоны цветов к цветной бумаге, обведите и вырежьте. -Соблюдая пункты нашего плана, сейчас составим композицию. Расположите свои цветы так, как бы вы хотели, чтобы выглядела ваша роспись. -Молодцы. Запомните, пожалуйста, расположение цветов, чтобы на следующем уроке закончить работу. -Наша сегодняшняя работа подошла к концу. -Ребята, как вы думаете, где пригодятся работы? Куда мы их можем использовать? (отправить на выставку, принять участие в конкурсе , оформить подарок). | Обучающиеся демонстрируют Личностные: ориентированы на эстетическое восприятие изделий. Регулятивные: оценивают свою работу, сравнивая с образцом. Умеют адекватно воспринимать информацию содержащую оценочный характер отзыва о готовом изделии. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. |
6.Рефлексия учебной деятельности. Задача: организовать самооценку результатов деятельности, соотнесение цели, темы урока с результатом построения и применения нового знания. | Беседа Методы контроля и самоконтроля Предъявление педагогических требований Поощрение | Необходимо оценить работы учащихся. -Покажите, что у вас получилось? Молодцы! - С какой росписью познакомились на уроке? - Наш урок подходит к концу. -Решили ли мы с вами задачи, которые поставили на урок. Давайте ещё раз их прочитаем. - Что сегодня понравилось? -Что вам удалось в задании? Что не удалось? Почему? -Сейчас каждый оцените качество своей работы. Критерии: 1.Аккуратное вырезание шаблонов по контуру 2.Правильное обведение шаблонов 3.Экономия бумаги - Оцените свою работу на уроке, выберите одно предложение и дополните СЛАЙД 13 Продолжи предложения: Теперь я знаю……. Теперь я умею……. На уроке мне было трудно…… На уроке мне понравилось……. - Мне очень приятно было с вами работать. Спасибо вам за урок, до свиданья! - Можете прибрать рабочие места. | Обучающиеся демонстрируют Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; Регулятивные : обучающихся демонстрируют умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий |
4