Тема урока: Воспитание нравственной культуры в обществе и самовоспитание человека.
Личностные: обучающиеся демонстрируют формирование положительного отношения к деятельности на уроке ОРКиСЭ, понимания значимости темы в собственной жизни, брать ответственность на себя за нравственный выбор.
Предметные: обучающиеся знают примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;
Воспитательная: воспитывать положительное отношение к деятельности на уроке ОРКиСЭ, понимают значимость темы и ее актуальность в собственной жизни, умение брать ответственность на себя за нравственный выбор.
Образовательные: актуализировать знания о примерах нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести.
Тип урока: Урок освоения новых знаний и способов действий (изучения нового материала)
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357 – 41 с. – Текст: непосредственный.
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования Образовательная система «Школа России», Москва 2022
3.СанПиН 2.4.2. 2821-10. Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. – М: УЦ Перспектива, 2011. – 64 с. 2.;
4.Рабочая программа. Школа России. Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс.
5. Учебник УМК Школа России по ОРКиСЭ 4 класс.
6. Физминутка - https://yandex.ru/video/preview/11758502901274438921
Этап фрагмента урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средств, интерактивное оборудование | Форма контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты |
Мотивация к учебной деятельности | Смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку. | Методы формирования сознания: Беседа Объяснение Методы выработки учебных умений и накопления опыта: Упражнения Методы эмоционального стимулирования:Создание ситуации успеха Поощрение Методы развития познавательного интереса: Формирование готовности к восприятию Методы формирования ответственности и обязательности: Предъявление педагогических требований Оперативный контроль | - Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем сегодняшнем уроке. Меня зовут, Екатерина Павловна и сегодня урок ОРКиС у вас проведу я. - Подравняйтесь у своих мест! Слышу, что тишина в классе, а значит, вы готовы внимательно меня слушать. - Предлагаю проверить готовность к уроку. На столах у вас лежат: пенал, дневник, карточка. - Присаживайтесь на свои места. Вспоминаем правильную посадку. Ноги стоят ровно на полу, спинка дружит со спинкой стула, между вами и партой проходит кулачок, а руки на парте лежат домиком. - Обратите внимание на слайд. - Вот так сидят настоящие ученики четвертого класса. -Для того, чтобы настроиться на продуктивную работу и сохранить позитивный настрой до конца урока я предлагаю нам с вами выполнить упражнение "зайчик-коза-вилка". -Покажите мне свои ладошки. Теперь покажите правую руку. Отлично. Когда я буду говорить "Зайчик", то показываем руками только два пальца. -Следующий знак - "Коза" – показываем только указательный палец и мизинец. -И последний знак - "Вилка" - показываем только три пальца. -Отлично, молодцы! Выполним ещё раз, но теперь левой рукой. Зайчик. Коза. Вилка. Замечательно! -Сейчас я предлагаю попробовать выполнить это упражнение двумя руками. Сначала медленно, а потом быстрее. Зайчик. Коза. Вилка. Отлично! -Ребята, мы с вами смогли справиться с этим упражнением, благодарю вас за активность. Пусть этот урок будет продуктивным и интересным! | Приветствие Выполнение упражнения | Ф | - | С | Личностные: обучающиеся демонстрируют формирование положительного отношения к деятельности на уроке ОРКиСЭ. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение понимать и принимать учебную задачу на разных этапах обучения, осуществлять волевую саморегуляцию,. |
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. | актуализировать знания детей о прошлой теме урока | Методы эмоционального стимулирования: Создание ситуации успеха Поощрение Постановка системы перспектив Методы формирования ответственности и обязательности: Предъявление педагогических требований Оперативный контроль | - Ребята, наш урок я хочу начать с притчи. - Кто мне скажет, что такое притча? - Хорошо, притча – это маленький поучительный рассказ, заключающий в себе вековую мудрость. - Сейчас я прочитаю притчу, а вы для того что бы узнать тему нашего урока подумайте и оцените поведение детей. -…, что мы сейчас будем делать? - Отлично, слушайте внимательно. Притча о школе Родители не знали, как найти для сына лучшую школу. И они поручили это сделать самому старшему в семье. Увидев какую-нибудь школу, дед заходил во двор и ждал перерыва, чтобы поговорить с учениками. Завидев старика в старомодной одежде, дети начинали скакать вокруг него и корчить рожицы. — Какой смешной старик, — кричали одни. — Эй, маленький толстяк, — кричали другие. В школе были и другие дети, которые бегали и резвились, не обращая внимания на старика, который пытался расспросить их об уроках и учителях. Дед молча поворачивался и уходил. – Какие человеческие качества вы увидели в поведении школьников? – Как оцениваете поведение? – Как назвать можно эти поступки? (безнравственные) БЕЗНРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК -Хорошо, ребята, предлагаю дослушать дот конца притчу, вопрос не меняется. - …, на какой вопрос нам нужно ответить? - Спасибо. Наконец он вошел в дворик маленькой школы и устало прислонился к ограде. Зазвенел звонок, и дети высыпали во двор. — Здравствуйте, дедушка! Может, Вам принести воды? — послышались голоса, с одной стороны. — У нас во дворе есть скамейка, хотите сесть и отдохнуть? — предложили ученики. — Может, Вам позвать учителя? — спросили другие дети и, увидев кивок, побежали в школу за учителем. – Как оцените поведение этих детей? – Какие человеческие качества, вы увидели? – Перечисленные вами качества, это и есть нравственная культура. НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА – Можно ли такое поведение считать нормой? – Действительно, это норма поведения человека в обществе. – Это нравственные качества личности или нравственная культура. - Из перечисленных нами терминов попробуйте составить тему нашего урока. - У вас очень интересные предположения. - Обратите внимание на слайд,…, прочитай тему урока. Воспитание нравственной культуры в обществе и самовоспитание человека. - Спасибо, как вы понимаете данную тему? - Хорошо. | Отвечают на вопросы | Ф | Презентация | С | Личностные: обучающиеся демонстрируют формирование положительного отношения к деятельности на уроке ОРКиСЭ, понимания значимости темы в собственной жизни. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение понимать и принимать учебную задачу на разных этапах обучения, осуществлять волевую саморегуляцию, формулировать тему и цель урока совместно с учителем; слушать и вступать в диалог, выражать мысли в устной и письменной форме; |
Решение проблемы | выявить пути решения проблемы. | Методы формирования сознания: Беседа Объяснение Методы получения новых знаний: Объяснение Беседа Демонстрация Методы выработки учебных умений и накопления опыта: Упражнения Методы эмоционального стимулирования:Поощрение Методы развития познавательного интереса: Формирование готовности к восприятию Методы формирования ответственности и обязательности: Предъявление педагогических требований Оперативный контроль | – Где ребята знакомятся с нравственными нормами? – Как мы называем процесс получения знаний? (образованием) – Связаны ли нравственная культура с образованием? - Ребята, для того что бы нам больше узнать о нашей теме, предлагаю посмотреть видеоурок. https://www.youtube.com/watch?v=zzmPB7Qme3Y - Что такое нравственная установка? -Какие примеры действий могут быть противоречивыми нравственным принципам? - Как вы думаете, почему важно следовать нравственным принципам? - Какие качества человека могут быть связаны с нравственной установкой? - Какие действия вы считаете правильными с точки зрения нравственности? - Как вы думаете, какие принципы помогут вам принимать нравственные решения? - Какие ситуации из вашей жизни могут быть связаны с нравственными дилеммами? Как бы вы поступили в таких ситуациях? - Как можно помочь другим следовать нравственным принципам? - Какие книги, фильмы или истории вы знаете, где главные герои действуют согласно нравственным установкам? - Как вы думаете, можно ли научиться быть более нравственным и какими способами это можно сделать? - Ребята, предлагаю вернуться, к притче, о которой мы разговаривали в начале урока. Когда из школы вышел преподаватель, дед поздоровался и сказал: — Наконец я нашел лучшую школу для моего внука. — Вы ошибаетесь, дедушка, наша школа не лучшая. Она маленькая и тесная. Вечером мама мальчика спросила деда: — Отец, Вы уверены, что не ошиблись с выбором школы? Почему вы думаете, что нашли лучшую школу? – Предположите, какой ответ дал дедушка… – А дедушка сказал, вот что: — По ученикам узнают учителей, — ответил дед. – Какова мораль? (по ученикам судят, какое образование получают в данной школе) – Он увидел, что для этих детей поведение – нравственная норма, а это значит культура поведения. – Это то, что всегда волновало с давних времён. С древнейших времен люди вынуждены были соблюдать определенные правила и нормы поведения для того, чтобы облегчить себе жизнь. Пожалуй, без них нельзя было выжить даже в первобытнообщинном обществе. Сама по себе совместная жизнь людей в любом обществе предполагает наличие определенных правил. В 21 веке россияне живут по общим правилам цивилизованного этикета. Зная эти правила, можно быть уверенным, что, за исключением небольших нюансов, в любой стране они будут уместны. Правил этикета множество, запомнить их всех очень трудно. Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим. О нашей воспитанности можно судить по нашей речи, и огромное значение придает ей этикет. | Беседа Просмотр видео ролика Выполнение заданий | Ф Г | Презентации Видео | С В ОК | Личностные: обучающиеся демонстрируют формирование положительного отношения к деятельности на уроке ОРКиСЭ, понимания значимости темы в собственной жизни, брать ответственность на себя за нравственный выбор. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение понимать и принимать учебную задачу на разных этапах обучения, осуществлять волевую саморегуляцию, формулировать тему и цель урока совместно с учителем; слушать и вступать в диалог, выстраивать взаимодействие со сверстниками и учителем, формулировать свое мнение, выражать мысли в устной и письменной форме; фиксировать информацию, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, владеть навыками смыслового чтения текстов. Предметные: обучающиеся знают примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести; |
Физкультминутка | снять мышечное напряжение, переключиться на другой вид деятельности. | Методы эмоциональногостимулирования: Поощрение Методы развития познавательного интереса: Формирование готовности к восприятию Методы формирования ответственности и обязательности: Предъявление педагогических требований Оперативный контроль | - Вижу, что вы немного устали. Поднимайтесь со своих мест и встаньте так, чтобы не мешать своему соседу. - Сейчас мы вместе с крабом разомнемся. СМОТРЯТ ВИДЕО РАЗМИНКУ https://yandex.ru/video/preview/11758502901274438921 - Молодцы, сейчас тихо сядут девочки и еще тише сядут мальчик. - Не забываем про правильную посадку. | Выполняют разминку | Ф | видео | С ОК | Личностные: обучающиеся демонстрируют формирование положительного отношения к деятельности на уроке ОРКиСЭ. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение понимать и принимать учебную задачу на разных этапах обучения, осуществлять волевую саморегуляцию,. |
Первичное зкрепление | закрепить полученные знания | Методы формирования сознания: Беседа Объяснение Методы получения новых знаний: Объяснение Беседа Демонстрация Методы закрепления и повторения изученного материала: Беседа Повторение Методы эмоционального стимулирования:Создание ситуации успеха Поощрение Методы формирования ответственности и обязательности: Предъявление педагогических требований Оперативный контроль | - Для того что бы закрепить полученные знания я предлагаю поработать в парах. - Какие правила работы в парах вы знаете? - Отлично. - У вас на парах лежат листы А4, вам нужно написать памятку о правилах нравственной культуры. - Но для начала распределите обязанности, кто будет писать, а кто будет оформлять. - Поднимете, кто будет писать. - А теперь поднимите руку, кто будет оформлять. - Отлично, на выполнение задания у вас 6 минут. - И так ребята, заканчивает. - …, Что у вас получилось? -…, а у вас? - Какой вывод мы можем сделать? - Отлично. | Выполнение задания в парах. | Ф И | Памятка | С ОК | Личностные: обучающиеся демонстрируют формирование положительного отношения к деятельности на уроке ОРКиСЭ, понимания значимости темы в собственной жизни, брать ответственность на себя за нравственный выбор. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение понимать и принимать учебную задачу на разных этапах обучения, осуществлять волевую саморегуляцию, формулировать тему и цель урока совместно с учителем; слушать и вступать в диалог, выстраивать взаимодействие со сверстниками и учителем, формулировать свое мнение, выражать мысли в устной и письменной форме; фиксировать информацию, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, владеть навыками смыслового чтения текстов. решать этические дилеммы Предметные: обучающиеся знают примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести. |
Домашнее задание | Выдать домашние задание обучающимся | Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований; | Откроем дневники и запишем домашние задание. | Записывают домашние задание | Ф | | СК ОК | Личностные: обучающиеся демонстрируют формирование положительного отношения к деятельности на уроке ОРКиСЭ. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение понимать и принимать учебную задачу на разных этапах обучения, осуществлять волевую саморегуляцию,. |
Рефлексия | подвести итог урока и самостоятельно проанализировать свою деятельность в течении урока. | Методы формирования сознания: Беседа Объяснение Методы выработки учебных умений и накопления опыта: Упражнения Методы эмоционального стимулирования: Создание ситуации успеха Поощрение Методы развития познавательного интереса: Формирование готовности к восприятию Методы формирования ответственности и обязательности: Предъявление педагогических требований Оперативный контроль | -Наш урок подходит к концу. -Предлагаю вспомнить тему урока. -Что мы делали? - У вас на партах лежат бумажные ладошки, напишите, пожалуйста, на них одно качество (или правило), которое вы считаете самым важным для человека. - Получившиеся ладошки разместим, на нашем плакате по кругу и у нас получается солнышко важных качеств человека. - Ребята. Спасибо вам за отличную работу! Смотрите. Что у нас получилось - по отдельности вы все – лучики, а вместе – солнышко, которое дарит нам радость и тепло. И пусть оно никогда не заходит за тучки! - Урок, закончено, до свидания. | Ответы на вопросы Сигнализируют | Ф | Презентация | С ОК | Личностные: обучающиеся демонстрируют формирование положительного отношения к деятельности на уроке ОРКиСЭ. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение понимать и принимать учебную задачу на разных этапах обучения, осуществлять волевую саморегуляцию,. Предметные: обучающиеся знают примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести; |