Конструкт воспитательного события в рамках воспитательной практики «Культурный аспект в развитии личности дошкольников в фокусе игры квест-погружение «В гостях у бабушки Агафьи»
№ | Структура | Содержание пункта (заполняется участником) |
Структура оформления воспитательного события в рамках представленной воспитательной практики |
| Форма совместной деятельности согласно Федеральной Рабочей программы Воспитания, в которой реализуется воспитательное событие (для воспитательного события, реализуемого с детьми дошкольного возраста) | Совместная образовательная деятельность педагога с детьми (СОД) |
| Направление воспитания согласно Федеральной Рабочей Программы Воспитания, в котором реализуется воспитательное событие | Социальное |
| Традиционная российская духовно-нравственная ценность, на сохранение и укрепление которой ориентировано данное воспитательное событие | Человек, семья, дружба, сотрудничество |
| Тема Воспитательного события | «Культурный аспект в развитии личности дошкольников в фокусе игры квест-погружение «В гостях у бабушки Агафьи» |
| Возраст | 4-5 |
| Цель и задачи воспитательного события (формулируется на основе целевых ориентиров и планируемых результатов по ФГОС и ФОП необходимого уровня образования) | Цель: формирование правильного ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению, нуждающемуся в помощи и заботе. Задачи: 1. Формирование у ребенка представлений о сотрудничестве и взаимопомощи людей в различных видах деятельности и заботы. 2. Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности. 3. Развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной зрелости и преодоление детского эгоизма. |
| Технологии, методы и приемы работы на воспитательном событии | Квест-технология, ТРИЗ, обучение в парах. |
| Дидактические материалы | Игровые пособия: «Найди и покажи», «Стирка», «Юный следопыт», «Паутинка», «Дорожки». |
| Необходимое оборудование | Атрибуты для инсталляции деревенского двора, мольберт, тазы, лейки, «бельё», игрушки «домашние животные» (кошка, собака, корова, коза, лошадь), лопатки, ограничительная лента. |
| Основные понятия | Деревенская жизнь, старость, беспомощность, забота, тяжелый труд, бытовой труд, помощь, сострадание. |
| Планируемые результаты (исходя из целевых ориентиров воспитания, а также задач и содержания образования (обучения и воспитания), при реализации воспитательного события с обучающимися ДО) | Развитие общения ребёнка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности и сотрудничеству, развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания, формирование позитивных установок к бытовому труду. |
| Форма мониторинга результативности воспитательного события (или оценка результата) | Наблюдение за действиями детей во время воспитательного события (квест-погружение предусматривает различные варианты исхода событий в зависимости от выбора детей, а также проявления их инициативы). Одни дети, выслушав героя квеста, с готовностью предлагали свою помощь, другие ждали конкретных инструкций к действию. Также были дети, которых увлекли именно созданные условия игрового пространства, поэтому они не охотно участвовали в диалоге, а выполняли действия с предметами по собственной инициативе (стирали, развешивали бельё, поливали цветы, наливали воду и мыли руки). |
Ход воспитательного события |
| Содержание | Описание деятельности педагога | Описание деятельности обучающегося |
| Мотивационный этап, постановка личностно-значимой проблемы | Во «дворе» находится бабушка Агафья (не замечает детей – дети должны обратиться), которой очень нужна была помощь по хозяйству (старость, беспомощность). Педагогические задачи «бабушки Агафьи» были не простыми: необходимо было так донести детям проблему (потеряла очки, животные куда-то ушли, накопилась работа по дому), чтобы они сами проявили инициативу и предложили ей помощь, затем дать им возможность сделать всё самостоятельно. | Дети обращаются ко взрослому, здороваются, слушают, сопереживают, ставят себя на место героя, понимают, что они могут помочь, предлагают помощь. |
| Этап совместного планирования | Бабушка Агафья предлагает оглянуться и назвать деятельность, которую дети могут выполнить самостоятельно во дворе, а для каких заданий надо пойти вместе на близлежащую территорию («лес»). Предлагает определить какие дела наиболее важные и почему их надо выполнить в первую очередь. | Дети наблюдают, анализируют, перечисляют, выбирают, предлагают свои варианты, определяют первоочередные задания. |
| Основной этап | Игровые задания: найти очки, затем в «лесу» (он находился неподалеку от дома бабушки Агафьи) кошку Мурку, щенка Шарика и корову Зорьку, и ключ от сундучка, в котором бабушка Агафья прятала свои запасы. Если ключ не подошёл, поиски продолжаются, раскопки в земле (тоже не тот ключ). Зазвенел колокольчик (звуки животных через колонку) – это корова Зорька спешит к ребятам, у неё нужный ключ. Бытовые задания: стирка «белья», развешивание, полив цветов, наполнение водой тазов, мытье предметов и рук (данные задания выполняют дети как в процессе поиска ключа и очков, так и как отдельная деятельность – помощь бабушке). | Дети ищут подсказки и идут по ним (сначала по следу кошки – за клубком, затем надо разгадать головоломку и найти сову, от неё по следам щенка найти его и новую загадку-схему – место, где был спрятан ключ), рассуждают, сотрудничают со взрослым и сверстникам, а также с детьми другого возраста. Слышат слова благодарности от бабушки «Агафьи». Выполняют бытовые действия. |
| Рефлексивный этап | Вопросы: «Что вы чувствовали, когда встретили бабушку Агафью?», «Какие вежливые слова Вы бы хотели сказать, общаясь с пожилым человеком?» | Отвечают (примерные ответы детей): «стало жалко», «хотел помочь», «пожалуйста», «чем вам помочь?», «спасибо», «благодарю», «здравствуйте». |
Приложение |
| Методическое описание всех дидактических материалов | Паспорта дидактических пособий размещены на сайте педагога: Игровое пособие «Юный следопыт» https://660001031.есимп.рф/site/pub?id=67157 Игровое пособие «Паутинка» https://660001031.есимп.рф/site/pub?id=67156 Игровое пособие «Найди и покажи» https://660001031.есимп.рф/site/pub?id=67155 Игровое пособие «Стирка» https://660001031.есимп.рф/site/pub?id=67154 Игровое пособие «Дорожки» https://660001031.есимп.рф/site/pub?id=67153 |
| Методическое описание сценарного хода | 1. Вход детей на «деревенский двор», на скамейке сидит бабушка, вяжет (она не замечает детей) – дети обращают на себя внимание (здороваются и знакомятся). 2. Погружение в проблему. У детей возникает мотивация помочь. 3. Составление порядка выполнения действий в порядке важности. 4. Распределение видов деятельности по инициативе детей (по возможности, необходимо мотивировать всех детей сначала выполнить основные задания квеста – поисковые, а затем самостоятельно выполнять бытовые действия в созданной среде). 5. Подведение с детьми итогов и рефлексии пройденного квеста. 6. Открытый финал: предложить понаблюдать в группе и дома за бытовыми действиями взрослых и предложить свою помощь. |
| Методическое описание форм мониторинга, используемых для воспитательного события | Критерии оценки наблюдения (для анализа личностных особенностей детей): 1. Реакция ребёнка на «ситуацию» (видит проблему, не понимает). 2. Реакция ребёнка на «проблему старости» (сопереживает, никак не реагирует). 3. Выбор ребёнка в предлагаемой обстановке (следует игровой ситуации, не увлечен игровой ситуацией и выбирает манипуляции с предметами). 4. Рефлексия (анализирует свою деятельность и готов помогать снова, не анализирует и не воспринимает происходящее как акт помощи). |