Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад № 16 «Колокольчик»
Конструкт занятия № 18 с обучающимися старшей группы
Тема: «Число 6 цифра 6»
Модуль «Познавательное развитие»
Направление «формирование элементарных математических представлений»
декабрь
Разработчик: воспитатель
Ананьина Марина Серге евна
с.Большебрусянское 2016 г.
- Пояснительная записка
- Конструкт занятия с детьми старшей группы разработан в соответствии с требованиями ФГОС ДО по модулю «Познавательное развитие», направление «Формирование элементарных математических представлений» .
- Конструкт занятия разработан в рамках вариативной примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, с использованием методического пособия И.А. Пономаревой, В.А. Позиной. «Формирование элементарных математических представлений».
- Форма организации образовательной деятельности : фронтальная, индивидуальная.
- Интеграция образовательных областей:
- - познавательное развитие
- -речевое развитие
- -социально-коммуникативное
- Образовательные технологии : традиционная технология с элементами игровой технологии
- Средства организации образовательной деятельности :
- Материально- технические :
- Конверт с письмом от Матроскина и Шарика
- фигурки 6 кругов («ватрушки»), 6 овалов («пирожки»),
- цифра 6, образец, демонстрирующий образование числа 6 (5+1);
- Раздаточный материал: «условные мерки» — полоски картона длиной 3 см, набор цифр от 1 до 6; картинки- раскраски.
- Шнурочки для выкладывания цифр.
- Карточки со знаками «больше», «меньше», «равно».
- Учебно-методические : карточки с изображением разных цифр, картинки с изображением Матроскина и Шарика, картинки с изображением загона, стихотворение для пальчиковой гимнастики
- Мультимедийные : игра «Посчитайка».
Цель :
Обучение детей порядковому и количественному счёту в пределах шести, умению подбирать предметы в соответствии с заданной меркой
Обучающие задачи:
- Учить считать до 6, различать запись числа 6 и соотносить ее с шестью предметами;
- Учить сравнивать количество путем пересчета, соотносить цифры с количеством
- Учить подбирать предметы в соответствии с заданной меркой;
- Закрепление знаний о знаках «больше», «меньше», «равно»
Воспитательные задачи:
- - Закреплять опыт преодоления затруднения;
- - Закреплять опыт обладания самоконтролем.
- - Воспитывать желание помогать другим.
- - Закреплять умение оценивать результаты своей деятельности исходя из предложенных педагогом вопросов- «все получилось?» «Или у тебя что-то не получилось?» путем выбора одной из двух звездочек разного цвета.
Развивающие задачи:
- - Тренировать мыслительные операции в процессе всего занятия.
- - Сравнение путем пересчета.
- - Внимание через заинтересованность детей в процессе занятия.
- - Память путем повторения пройденного материала,
- - Речь через общение педагога с детьми, ответы на вопросы.
- - Воображение путем проговаривания стишков на заданную тему.
- - Логическое мышление через выражение своих мыслей. - Обобщение через осмысление своих действий.
- - Мелкую моторику пальцев рук с помощью пальчиковой гимнастики.
Индивидуальные задачи:
- -Обратить внимание Саши с гиперактивностью на качественное выполнение работы
- -В процессе работы обращать внимание на работу Кости, на скорость выполнения работы
- -Обращать внимание на ответы Вали.
- Планируемые результаты исходя из цели
Обучающийся:
- Умеет считать в пределах 6, различает запись числа 6 и соотносит её с шестью предметами
- Умеет сравнивать количество путем пересчета, соотносит числа от1 одного до 6 с количеством.
- Умеет подбирать предметы в соответствии с заданной меркой.
№ п/п
Этапы деятельности
1
Содержание совместной деятельности
Мотивация к деятельности
Деятельность педагога
-Ребята, я очень рада всех вас видеть
Деятельность детей
Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.
-Педагог приветствует детей
Прогнозируемый результат
Дети приветствуют взрослого.
-Педагог создает приветливую, доброжелательную ситуацию для дальнейшего настроя детей, собирает всех в круг
Собрались все дети в круг,
Дети строятся в круг, берутся за руки,
Заинтересованность детей, положительная мотивация на дальнейшую деятельность
Я — твой друг и ты — мой друг!
Крепко за руки возьмитесь
Выражают свои чувства, улыбаются друг другу
И друг другу улыбнитесь !
Дети отвечают на вопрос
(Введение в ситуацию:)
-Кто-то бросил к нам в оконце письмецо,
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко,
Пролетая, обронил?
Может, это кот, как мышку,
На оконце заманил?
В письме написано: «Детям старшей группы «Почемучки» от друзей Матроскина и Шарика».
- Хотите узнать, что написано в письме?
«Добрый день, наши друзья! Мы живем в деревне Простоквашино. Забор в загоне у коровы Мурки сломался. Вот мы и хотели его починить. Только не знаем, сколько досок нужно и какой длинны доски для этого выбрать. Помогите мне, пожалуйста, починить забор у нашей коровы».
2
Планирование образовательной деятельности
Ребятки, скажите, кто это нам прислал письмо?
-Ребята, мы поможем Матроскину и Шарику?
Задает вопрос стимулирующий к действию:
- Как мы можем это сделать?
-Педагог выслушивает предложения детей
Сосредотачивают внимание,
-Предлагает сесть за столы
отвечают на вопрос,
Совместное определение дальнейших действий.
Сейчас присядьте за столы
выражают свои мысли.
Дети усаживаются за столы
3
Организация продуктивной деятельности
Шарик настряпал 5 ватрушек к чаю, у него осталось немного теста, и он решил еще испечь1 пирожок .
-Чего больше?
Педагог способствует, чтобы дети самостоятельно решали возникшую задачу
Дети отвечают на вопросы,
Задает вопрос стимулирующий к мыслительным действиям
-Чего меньше?
Сформированные математические представления о цифре и числе 6, закрепление знаний о математических знаках: «больше», «меньше», «равно».
выражают свои мысли
-На сколько больше?
-На сколько меньше?
-Как же так получилось, что пирожков стало больше на один?
Отвечают на вопросы (называют знаки)
-Назовите знаки которые лежат у вас на столе?
Показывают нужные знаки.
Предлагают свои версии
-Ребята, а какой знак покажет Шарику, что пирожков больше?
Дети отвечают на вопрос
-Теперь поднимите знак который покажет что ватрушек больше?
Что можно сказать о количестве пирожков и ватрушек?
-Как же Шарику не забыть, сколько стало пирожков, а сколько осталось ватрушек?
-Как вы думаете что нам поможет?)
-Вы знаете, на что похожа цифра 6
4
Пальчиковая гимнастика
5
6
Цифра 6 – дверной замочек,
Организация продуктивной деятельности
сверху – крюк, внизу – крючочек
Педагог стимулирует к двигательным действиям
Организация самостоятельной деятельности
Ребята, как написать Шарику, сколько стало ватрушек?
Дети тренируются в воздухе писать цифру 6, эмитируя движения
А мы можем показать Шарику как надо правильно выложить цифру 6
Педагог вовлекает детей в продуктивную деятельность
Визуальное восприятие цифры 6,развитие мелкой моторики
Предлагают свои версии
Педагог привлекает детей к самостоятельным действиям
Придуманные детьми версии, как можно написать цифру 6
Выкладывают цифру 6 из разноцветных шнурков
Дети учатся писать
цифру 6
7
Организация продуктивной деятельности
Молоцы ребятки, вы славно потрудились, пора и отдохнуть. Матроскин предлагает вам немного поиграть: В игру с мячом « Назови последующее число »- Я бросаю вам мяч и называю какое-нибудь число. Вы должны поймать мяч и бросить мне его назад, сказав число следующие за названным. Будьте внимательны.(4-5; 6-7; 3-4; 7-8; 2-3, 5-6.)
- Педагог стимулирует к двигательным действиям
Матроскин и Шарик хотят построить новый забор для загона. Мы можем им помочь?
Что для этого нужно?
Дети называют последующее число.
(Затруднение в игровой ситуации)
Повторение порядкового счета.
Дети отвечают на вопросы.
Воспитатель подходит к магнитной доске, на которой изображены цифры и загоны с животными
- Правильно, надо выбрать новые доски для забора. Посчитайте, сколько их.(Шесть). Чтобы наш забор был ровный и красивый, нам нужно выбрать только такие доски, которые одинаковы по высоте. Как можно узнать, какие доски подойдут к забору?
- Конечно, нам поможет мерка. Давайте проверим высоту мерки и забора. Она одинаковая?
Дети предлагают свои версии
Умеет подбирать предметы в соответствии с заданной меркой.
Умеет сравнивать количество путем пересчета, соотносит 1-6 с количеством
- Теперь помогите мне найти с помощью мерки нужные нам доски. Сколько мы нашли таких досок? А остальные доски мы можем использовать?
Дети проверяют
-Молодцы! Что мы сравнивали с помощью нашей мерки?
(приходят к выводу, что высота мерки и забора одинаковая)
Дети отвечают на вопрос (что они выше или ниже нашего забора и не подходят).
Дети отвечают на вопрос
- Молоды. подумайте пожалуйста ребята, что мы будем делать с досками?
Теперь посмотрите на экран. Дядя Федор хочет с вами поиграть игру «Посчитайку». Он хочет узнать, как вы умеете считать и какие знаете цифры
Дети помогают воспитателю подобрать нужные мерки и отвечают на вопросы.
Дети выражают свое мнение.
Дети играют в игру, соотносят цифры с животными
8
9
Рефлексия «Уголок настроения»
Вы смогли помочь Матроскину и Шарику?
Сюрпризный момент
Ребята, на память о нашей встрече Матроскин и Шарик дарят вам картинки со своим изображением, которые вы можете раскрасить дома или в группе
-Как вы думаете ребята, вы справились с заданиями Матроскина и Шарика?
Педагог задает вопросы. Побуждает детей к осмыслению своих действий
- Матроскин и Шарик прислали вам звездочки разного цвета. Если вы считаете, что у вас все получилось, выберите желтую звездочку. Если у вас еще не все получается, то звездочку фиолетовую цвета
Дети обобщают пройденный материал, делятся впечатлениями.
Педагог дарит детям картинки-раскраски с изображением Матроскина и Шарика
Формирование оценивать свои действия,умение определять свое настроение.
Выражают эмоции посредствам слов и мимики.
Выражают свое настроение
Способность выражать радость и благодарность, желание раскрасить картинку
Шнурочки для выкладывания цифр
Звездочки для рефлексии «Уголок настроения
Картинки для мультимедийной игры с Матроскиным и Шариком
Картинки-расскраски для сюрпризного момента