Конструктивизм в русском искусстве
Конструктивизм — направление в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, зародившееся в начале 1930-х годов в СССР. Это течение было одним из направлений нового авангардного пролетарского искусства.
«Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства – конструктивизм»
В.В. Маяковский
Главной отличительной чертой конструктивизма от остальных течений в архитектуре и искусстве является тот факт, что в основе художественного образа лежит конструкция и функциональное назначение. Большинство последователей конструктивизма настаивали на отказе от излишеств. Архитектура конструктивистов приобрела образ «производственного искусства».
К онструктивизм как творческое направление и сам термин, его обозначающий, были созданы в 1921 году группой художников Института художественной культуры (ИНХУК). В группу входили А. Родченко, В. Степанова, А. Ган, братья Стенберги, О. Брик, Б. Арватов и др.
По другой версии, название "конструктивизм" пошло от "Манифеста реалистов", написанного Владимиром Татлиным совместно с братьями-художниками Антоном Певзнером и Наумом Габо . Один из пунктов манифеста призывал "конструировать искусство". Однако официально название этого стиля оформилось после выхода в 1922 году в книге Алексея Михайловича Гана "Конструктивизм" .
Задачи конструктивизма:
- "конструирование" окружающей среды,
- осмысление возможностей новой техники,
- использование эстетического потенциала таких материалов, как металл, стекло, дерево.
Назначение конструктивизма
~ в создании агитационно-пропагандистской продукции (агитплакаты, окна РОСТА,); ~ в организации самой жизни (среды обитания, включая новую архитектуру, предметов обихода) ; ~ превратить производство в искусство, а искусство – в производство; ~ в распространении принципов конструктивизма на все искусства; ~ в подготовке кадров для «производственного» искусства.
Конструкция - это некий рационалистически обоснованный тип композиционной организации произведения, в котором на первое место выдвигается функция, а не художественно эстетическая значимость.
Владимир Татлин.
Модель памятника Третьему Интернационалу, 1920
Выставочный павильон СССР
Выставочный павильон СССР на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств 1925 года в Париже.
Архитектор Константин Мельников
Дом культуры имени С.М.Зуева
В этом здании располагался один из первых рабочих клубов столицы, построенный в 1927 - 1928 годы по проекту архитектора Голосова Ильи Александровича. Композиция здания состоит из простых геометрических объемов. В центре - прозрачный стеклянный цилиндр, на который как будто надет весь корпус с огромными окнами.
Работы братьев Весниных
Александр Веснин был художником и его эксперименты с формой были основой стиля как «бригады Весниных», так и всего конструктивизма. У Виктора Веснина был большой опыт промышленного строительства, и проработка проектов с точки зрения функциональности была его заслугой. Леонид Веснин также имел большой опыт в архитектуре, он много проектировал жилые комплексы, но будучи частью творческой группы, определившей лицо конструктивизма, Леонид Веснин официально к советскому авангарду не принадлежал.
ДК завода им.Лихачева
Здание Мосторга на Красной Пресне
Гостиница «Москва»
Гостиница Москва построена по проекту архитекторов А.В.Щусева, Л.Савельева, О.Стапрана в 1932-1938 гг. и разрушена в 2003-2004 гг.
В эпоху СССР гостиница «Москва» - это был высший стандарт комфорта. Не случайно именно в "Москве" останавливались звезды мирового уровня.
Дом Мельникова
Здание состоит из двух кирпичных цилиндров разной высоты, напоминающих в плане цифру "8". Стены собраны таким образом, что дом не нуждается в дополнительных несущих конструкциях. Перекрытия между этажами деревянные, сделаны по принципу решетки и работают как мембраны, обеспечивая прочность дома. Вход окружен окнами и расположен со стороны фасада, выходящего в Кривоарбатский переулок. Инсоляция дома осуществляется практически весь световой день за счет огромного окна-экрана над входом и шестиугольных окон по периметру цилиндра.
в Кривоарбатском переулке
Дом культуры им. И. В. Русакова
Здание-шестеренка отличается новаторскими конструктивными решениями: передвижные стены позволяют менять внутреннее пространство, например, объединять 6 залов в один. Стены, весом более четырех тонн приводили в движение электромоторы. В трех залах стены разделялись пополам: нижняя часть опускалась, верхняя — поднималась. Неординарный облик зданию придают также нависающие над улицей объемы амфитеатров трех аудиторий.
Архитектор Константин Мельников
Дом ГОСТОРГА
ДОМ ГОСТОРГА (Мясницкая ул.) Построен из бетона и стекла в 1927 г. по проекту арх. Б.М. Великовского. Дом ГОСТОРГа (Министерства торговли) – одна из первых построек конструктивизма с огромными (особенно по тем временам) проемами окон, выявляющими каркасную конструкцию. В конструкциях здания широко применен железобетон и металл. Именно об этом доме писал Маяковский: «Солнцами окон сияет Госторг».
Комбинат газеты «Правда»
Здание «Комбината газеты «Правда», было построено в 1931-1937 годах по проекту архитектора П.А. Голосова.
Здание, лаконичное по архитектуре, построено на сочетании огромного и высокого прямоугольного блока 7-этажного редакционно-издательского корпуса и пониженного производственного. В 1987 году это здание получило статус памятника архитектуры .
Московский планетарий
Первый кирпич в фундамент московского планетария был заложен 23 сентября 1928 г., в день осеннего равноденствия. В Германии была куплен аппарат, показывающая звезды – планетарий, по названию которого и именуют учреждения, где он установлен. Торжественное открытие первого в СССР планетария и первая лекция с демонстрацией искусственного звездного неба состоялась 5 ноября 1929 г. Московский планетарий стал 13-м планетарием в мире. Московский планетарий построен по проекту архитекторов Михаила Барща и Михаила Синявского.