Текст С.Черного
(1)Отец уехал по делам. (2) Мама ушла за покупками. (3) Игоря не взяли. (4) Скучно. (5) Игорь вспомнил: у пристани на пруду лодка. (6) Можно покачаться, половить на английскую булавку рыбу, поднять адмиральский флаг голубой – носовой платок на пруте. (7) Мало ли что можно.
(8) Одному кататься на лодке запрещено. (9)Но сидеть в лодке, когда она на замке и цепочке, разговора об этом не было…
(10) Игорь побежал через парк, сквозь колючую ежевику, кусачую крапиву. (11) Продрался к пристани, влез в лодку. (12) Флаг поднял, на скамейку газетный лист подстелил, сел и давай лодку раскачивать. (13) Волны справа, волны слева, по тихому пруду зыбь побежала… (14) Стёклышко из кармана вынул и стал сквозь него вдаль смотреть, будто в подзорную трубу.
(15) И докачался. (16)Цепочка натянулась, вырвала из трухлявого столба крючок и вместе с замком хлопнулась в воду. (17) Обернулся Игорь – пристань в пяти шагах качается, кланяется. (18) До свиданья, адмирал!
(19) Лёгкий ветерок залопотал в тополях вокруг пруда и боком понёс лодку на середину прямо к тенистому островку. (20) Бросил Игорь весло, притих и стал ждать, куда Бог вынесет. (21)А сердце на весь пруд колотится
(22) Лодка вздрогнула и остановилась. (23) Остров!
(24) Что делает в первые минуты мореплаватель, прибитый бурей к необитаемому острову? (25) Осматривает своё владение. (26) Игорь так и сделал. (27) Со всех сторон вода. (28) Посредине острова резная будка. (29) Мальчик измерил остров: в длину двадцать пять шагов, в ширину пятнадцать. (30) Много места, очень много: чем – меньше мальчик, тем просторнее ему кажется клочок земли… (31)А вдруг там, под будкой, клад? (32) Или вход в подземные катакомбы, которые тянутся до самого Парижа?
(33)Ай!.. (34)Он побежал к лодке, но поздно. (35) Ведь он (35) Ведь он он же её не привязал вильнула носом и отплыла! (36) Что же делать? (37) Хныкать? (38)Ни за что! (39) Не могут же его здесь забыть надолго, пока у него не отрастёт, как у Робинзона, большая борода… (40) Сел Игорь на пень, задумался и незаметно задремал. (41) Сквозь сон он услышал лай. (42) Выбежал Игорь на берег – видит: на другом берегу пруда пудель, лохматый чёрный друг, смотрит на пустую лодку и взволнованно лает. (43) Увидал мальчика на острове да так и залился визгливой флейтой в собачьей истерике
— И-и-и! (44) Ай-яй! (45)И!
(46) Бултыхнулся пудель в воду и поплыл, фыркая, к острову.
(47) Приплыл, встряхнулся и прямо к Игорю на грудь. (48) Водой всего обрызгал, в нос лизнул, в ухо лизнул радуется. (49)А Игорь и вдвое рад: Цезарь! (50) Умница… (51) Ну теперь я не один на острове, ты у меня вместо Пятницы будешь.
(52) Смотрит собака на лодку, на мальчика, зовёт с собой домой.
(53) Да как доберёшься? (54) На спину к Цезарю сесть? (55) Нельзя: мальчик ведь тяжелее собаки.
(56) И придумал Игорь: беда всему научит. (57)Вырвал из записной книжки страничку и написал крупными буквами письмо садовнику: «Дорогой Жибер! (58) Спасите меня, пожалуйста. (59) Я здесь, на острове!»
(60) Показал собаке записку, показал ей на берег и привязал записку над головой пуделя к ошейнику. (61) Ступай, ступай в воду! (62) Беги к Жиберу и отдай ему записку… (63) Пудель понял, взвизгнул – и в воду, только брызги веером полетели.
(64) Старый бельгиец-садовник сначала не понял, в чём дело. (65) Прибежала его собака мокрая, головой в ноги тычется. (66) Увидал он записку, развернул… (67) Буквы корявые, почерк детский… (68) Подписи нет. (69) Какой остров? (70) Кого спасти? (71) Пожал плечами и бросил записку в смородину.
(72) Но пудель не успокоился: тянет Жибера за фартук к пруду… (73) Испугался садовник: не случилось ли с Игорем беды, Цезарь ведь мокрый… (74) Побежал к пруду за собакой.
(75) Ах, как Игорь обрадовался… — (76) Monsieur Жибер, перевезите меня домой, пожалуйста!
— (77) Да как ты на остров попал?
— (78) Да не знаю, сел в лодку. (79) Лодка меня и привезла… а потом уплыла…
(80) Садовник достал из-за кустов вертушку с бечёвкой, привязал к верёвке камень, бросил в лодку как раз под скамейку угодил и притянул лодку — осторожно к берегу. (81) Потом уж дело пустое: сел в лодку с пуделем, в три взмаха догрёб до острова и доставил Игоря-Робинзона на берег, прямо к калитке парка.
(82) Побежал Игорь в дом. (83) Хорошо, что никто ещё не вернулся. (84) Сел за стол и стал из картона большую золотую медаль для пуделя мастерить. (85) Надпись придумал такую: «Пуделю Цезарю за спасение погибающего мальчика, который самовольно застрял на острове. (86) Детский Спасательный Комитет».
(По Саше Чёрному*)
*Саша Чёрный (настоящее имя — Александр Михайлович Гликберг, 1880-1932) — русский писатель Серебряного века русской литературы.
Задание 13.3
Находчивость. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что помогает человеку найти выход из трудного положения?» Дайте обоснованный ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
вопрос | ответ | пример |
Как начать? | Дать толкование слова. | Находчивость – это сообразительность, способность преодолевать преграды, умение находить выход из трудного положения. |
Начать с вопроса и ответа на данный вопрос | Искать пути выхода из сложных ситуаций и найти их, применяя все свои знания и умения помогает находчивость. |
Как связать вступление и аргументы? | Можно связать вступление и аргументацию такими предложениями | Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту. ИЛИ Попробуем разобраться в смысле этого этического понятия |
Как ввести в сочинение аргументы? | Есть несколько вариантов. Пробуй, что тебе больше понравится. Возможно, что ты придумаешь что-то своё. | Аргумент 1: Именно об этом и говорится в прочитанном тексте. Автор рассказывает нам о том, что главный герой Игорь очень сильно испугался, когда цепочка на лодке оторвалась. Мальчик решил не предаваться отчаянию, а искать решение. Игорь написал записку садовнику с просьбой о помощи, привязал её к ошейнику собаки и отправил ее к берегу. Находчивость позволила мальчику перестать паниковать и собраться с духом. Аргумент 2: Размышляя над вопросом, что помогает человеку найти выход из трудного положения, хочу рассказать о Робинзоне Крузо из произведения Д. Дефо. Он оказался на необитаемом острове. Его положение было безвыходным, единственное, на что мог надеяться путешественник – это на помощь проплывающего мимо судна. Робинзон Крузо не привык сдаваться, он сам построил себе дом, завёл хозяйство и даже домашних животных. Лишь благодаря смекалке, практическим навыкам он смог обеспечить себя всем необходимым. ИЛИ |
Аргумент 1: В тексте говорится о том, как Игорь решил покачаться на лодке и по случайности поплыл к острову, который показался ему необитаемым. Когда мальчик приблизился к этому месту, то испытал волнение и страх: «А сердце на весь пруд колотится» Все же он нашёл выход из трудного положения: отправил записку садовнику через собаку Цезаря. Чтобы попасть домой, Игорь должен был проявить находчивость. Аргумент 2: В подтверждение того, как я понимаю слово «находчивость», приведу пример из сказки "Каша из топора". Смекалистый старый солдат начал варить топор, а затем, используя любопытство жадной и глупой старухи, добавил в котелок соль, крупу и масло. И сам поел, и хозяйку накормил. Таким образом, именно смекалка помогает человеку принять правильное решение и достичь цели. |
Как завершить сочинение? | Вывод надо писать, обязательно используя речевые сигналы завершения работы. | Думаю, мы убедились, что трудная ситуация, в которую попадает человек, зачастую заставляет его совершать решительные поступки, учит сохранять спокойствие и помогает найти выход. |
Всё сказанное убеждает нас в том, что преодолевать трудности помогает находчивость. Она важна для каждого человека |
Итак, проанализировав два аргумента, мы убедились:. |