СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструктор сочинения-рассуждения ОГЭ 13. 3 на тему «Что помогает человеку найти выход из трудного положения?» (по тексту С. Черного)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Шаблон сочинения-рассуждения на тему «Что помогает человеку найти выход из трудного положения?» Ключевое понятие "находчивость"

Просмотр содержимого документа
«Конструктор сочинения-рассуждения ОГЭ 13. 3 на тему «Что помогает человеку найти выход из трудного положения?» (по тексту С. Черного)»

Текст С.Черного

(1)Отец уехал по делам. (2) Мама ушла за покупками. (3) Игоря не взяли. (4) Скучно. (5) Игорь вспомнил: у пристани на пруду лодка. (6) Можно покачаться, половить на английскую булавку рыбу, поднять адмиральский флаг голубой – носовой платок на пруте. (7) Мало ли что можно.

(8) Одному кататься на лодке запрещено. (9)Но сидеть в лодке, когда она на замке и цепочке, разговора об этом не было…

(10) Игорь побежал через парк, сквозь колючую ежевику, кусачую крапиву. (11) Продрался к пристани, влез в лодку. (12) Флаг поднял, на скамейку газетный лист подстелил, сел и давай лодку раскачивать. (13) Волны справа, волны слева, по тихому пруду зыбь побежала… (14) Стёклышко из кармана вынул и стал сквозь него вдаль смотреть, будто в подзорную трубу.

(15) И докачался. (16)Цепочка натянулась, вырвала из трухлявого столба крючок и вместе с замком хлопнулась в воду. (17) Обернулся Игорь – пристань в пяти шагах качается, кланяется. (18) До свиданья, адмирал!

(19) Лёгкий ветерок залопотал в тополях вокруг пруда и боком понёс лодку на середину прямо к тенистому островку. (20) Бросил Игорь весло, притих и стал ждать, куда Бог вынесет. (21)А сердце на весь пруд колотится
(22) Лодка вздрогнула и остановилась. (23) Остров!

(24) Что делает в первые минуты мореплаватель, прибитый бурей к необитаемому острову? (25) Осматривает своё владение. (26) Игорь так и сделал. (27) Со всех сторон вода. (28) Посредине острова резная будка. (29) Мальчик измерил остров: в длину двадцать пять шагов, в ширину пятнадцать. (30) Много места, очень много: чем – меньше мальчик, тем просторнее ему кажется клочок земли… (31)А вдруг там, под будкой, клад? (32) Или вход в подземные катакомбы, которые тянутся до самого Парижа?

(33)Ай!.. (34)Он побежал к лодке, но поздно. (35) Ведь он (35) Ведь он он же её не привязал вильнула носом и отплыла! (36) Что же делать? (37) Хныкать? (38)Ни за что! (39) Не могут же его здесь забыть надолго, пока у него не отрастёт, как у Робинзона, большая борода… (40) Сел Игорь на пень, задумался и незаметно задремал. (41) Сквозь сон он услышал лай. (42) Выбежал Игорь на берег – видит: на другом берегу пруда пудель, лохматый чёрный друг, смотрит на пустую лодку и взволнованно лает. (43) Увидал мальчика на острове да так и залился визгливой флейтой в собачьей истерике
— И-и-и! (44) Ай-яй! (45)И!

(46) Бултыхнулся пудель в воду и поплыл, фыркая, к острову.

(47) Приплыл, встряхнулся и прямо к Игорю на грудь. (48) Водой всего обрызгал, в нос лизнул, в ухо лизнул радуется. (49)А Игорь и вдвое рад: Цезарь! (50) Умница… (51) Ну теперь я не один на острове, ты у меня вместо Пятницы будешь.

(52) Смотрит собака на лодку, на мальчика, зовёт с собой домой.

(53) Да как доберёшься? (54) На спину к Цезарю сесть? (55) Нельзя: мальчик ведь тяжелее собаки.

(56) И придумал Игорь: беда всему научит. (57)Вырвал из записной книжки страничку и написал крупными буквами письмо садовнику: «Дорогой Жибер! (58) Спасите меня, пожалуйста. (59) Я здесь, на острове!»

(60) Показал собаке записку, показал ей на берег и привязал записку над головой пуделя к ошейнику. (61) Ступай, ступай в воду! (62) Беги к Жиберу и отдай ему записку… (63) Пудель понял, взвизгнул – и в воду, только брызги веером полетели.

(64) Старый бельгиец-садовник сначала не понял, в чём дело. (65) Прибежала его собака мокрая, головой в ноги тычется. (66) Увидал он записку, развернул… (67) Буквы корявые, почерк детский… (68) Подписи нет. (69) Какой остров? (70) Кого спасти? (71) Пожал плечами и бросил записку в смородину.

(72) Но пудель не успокоился: тянет Жибера за фартук к пруду… (73) Испугался садовник: не случилось ли с Игорем беды, Цезарь ведь мокрый… (74) Побежал к пруду за собакой.

(75) Ах, как Игорь обрадовался… — (76) Monsieur Жибер, перевезите меня домой, пожалуйста!
— (77) Да как ты на остров попал?
— (78) Да не знаю, сел в лодку. (79) Лодка меня и привезла… а потом уплыла…

(80) Садовник достал из-за кустов вертушку с бечёвкой, привязал к верёвке камень, бросил в лодку как раз под скамейку угодил и притянул лодку — осторожно к берегу. (81) Потом уж дело пустое: сел в лодку с пуделем, в три взмаха догрёб до острова и доставил Игоря-Робинзона на берег, прямо к калитке парка.

(82) Побежал Игорь в дом. (83) Хорошо, что никто ещё не вернулся. (84) Сел за стол и стал из картона большую золотую медаль для пуделя мастерить. (85) Надпись придумал такую: «Пуделю Цезарю за спасение погибающего мальчика, который самовольно застрял на острове. (86) Детский Спасательный Комитет».

(По Саше Чёрному*)
*Саша Чёрный (настоящее имя — Александр Михайлович Гликберг, 1880-1932) — русский писатель Серебряного века русской литературы.


Задание 13.3


Находчивость. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что помогает человеку найти выход из трудного положения?» Дайте обоснованный ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

вопрос

ответ

пример




Как начать?


Дать толкование слова.

Находчивость – это сообразительность, способность преодолевать преграды, умение находить выход из трудного положения.

Начать с вопроса и ответа на данный вопрос

Искать пути выхода из сложных ситуаций и найти их, применяя все свои знания и умения помогает находчивость.

Как связать вступление и аргументы?


Можно связать вступление и аргументацию такими предложениями

Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.

ИЛИ

Попробуем разобраться в смысле этого этического понятия


Как ввести в сочинение аргументы?






Есть несколько вариантов. Пробуй, что тебе больше понравится. Возможно, что ты придумаешь что-то своё.

Аргумент 1: Именно об этом и говорится в прочитанном тексте. Автор рассказывает нам о том, что  главный герой Игорь очень сильно испугался, когда цепочка на лодке оторвалась. Мальчик решил не предаваться отчаянию, а искать решение. Игорь написал записку садовнику с просьбой о помощи, привязал её к ошейнику собаки и отправил ее к берегу. Находчивость позволила мальчику перестать паниковать и собраться с духом.



Аргумент 2: Размышляя над вопросом, что помогает человеку найти выход из трудного положения, хочу рассказать о Робинзоне Крузо из произведения Д. Дефо. Он оказался на необитаемом острове. Его положение было безвыходным, единственное, на что мог надеяться путешественник – это на помощь проплывающего мимо судна. Робинзон Крузо не привык сдаваться, он сам построил себе дом, завёл хозяйство и даже домашних животных. Лишь благодаря смекалке, практическим навыкам он смог обеспечить себя всем необходимым.

ИЛИ

Аргумент 1: В тексте говорится о том, как Игорь решил покачаться на лодке и по случайности поплыл к острову, который показался ему необитаемым. Когда мальчик приблизился к этому месту, то испытал волнение и страх: «А сердце на весь пруд колотится»
Все же он нашёл выход из трудного положения: отправил записку садовнику через собаку Цезаря. Чтобы попасть домой, Игорь должен был проявить находчивость.


Аргумент 2: В подтверждение того, как я понимаю слово «находчивость», приведу пример из сказки "Каша из топора". Смекалистый старый солдат начал варить топор, а затем, используя любопытство жадной и глупой старухи, добавил в котелок соль, крупу и масло. И сам поел, и хозяйку накормил. Таким образом, именно смекалка помогает человеку принять правильное решение и достичь цели.


Как завершить сочинение?


Вывод надо писать, обязательно используя речевые сигналы завершения работы.

Думаю, мы убедились, что трудная ситуация, в которую попадает человек, зачастую заставляет его совершать решительные поступки, учит сохранять спокойствие и помогает найти выход.

Всё сказанное убеждает нас в том, что преодолевать трудности  помогает находчивость. Она важна для каждого человека

Итак, проанализировав два аргумента, мы убедились:.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!